МС-21 - обсуждение, санкции, конкуренты

вроде с открытым кодом был французский прототип. В любом случае для операционки для авиационного применения, тем более для применения в IMA, много чего надо доказать. За это ГосНИИАС и топил на выставке, что работают со всеми стандартами, всему соответствуют итд. Но без особых деталей.
Единственное что есть в статье - указание на типы процессоров с которыми данную ОС "подружили", и утверждается что она соответствует стандартам.
С чего Вы делаете вывод, что там чегой то не доказано?
Ну и по открытости кода:
В данной статье представляется JetOS - ОСРВ с открытым исходным кодом полностью соответствующую требованиям ARINC 653 части 1 версии 3. JetOS была основана на открытом проекте французских исследователей POK.
Т.е. она основана на открытом проекте французов, и сама так же является открытой
 
Реклама
Единственное что есть в статье - указание на типы процессоров с которыми данную ОС "подружили", и утверждается что она соответствует стандартам.
С чего Вы делаете вывод, что там чегой то не доказано?
Ну и по открытости кода:

Т.е. она основана на открытом проекте французов, и сама так же является открытой

вроде она еще нигде не стоит, и никаких сертификатов они не получали. КРЭТ на своей псевдо-IMA другую операционку использует.
 
toto2, Если ее только-только проталкивать начали, то ее установки и сертификата железа с ней стоит ждать года через 3 минимум, а скорее через 5.
Возможно у них есть какоенить "одобрямс" именно по коду.

Однако последний релиз 4-х летней давности, вызывает ряд вопросов. Если только эти годы как раз на оформление бумаг и не угробили. Но и тут вопросы остаются....
 
Последнее редактирование:
toto2, Если ее только-только проталкивать начали, то ее установки и сертификата железа с ней стоит ждать года через 3 минимум, а скорее через 5.
Возможно у них есть какоенить "одобрямс" именно по коду.

Однако последний релиз 4-х летней давности, вызывает ряд вопросов. Если только эти годы как раз на оформление бумаг и не угробили. Но и тут вопросы остаются....

в 2017 все еще было на уровне прототипов и НИР: https://osday.ru/2017/presentations/solodelov/solodelov.pdf

В любом случае интересно чем это закончится, и когда
 
Boris0, да не так и долго, если захотеть и заплатить разработчикам. А то выйдет очередная болгенОС. Причём бабки не малые. Тут попил не получится. А возможности реализовать реальное импортозамещение есть.

Чисто операционка не столь сложная вещь как представляется домохозяйкам.
Обеспечение ее работы на "всех процессорах и ядрах" - куда более интересная задача.
Однако в данном случае такой задачи не стоит. Нужна операционка работающая на конкретном ядре с достаточно четко определенным списком приложений.
Ничего сверхсложного здесь нет.
 
Чисто операционка не столь сложная вещь как представляется домохозяйкам.
Для самолётов нужна не "чисто" операционка.
Для самолётов нужна операционка с сертификатом.
Чтобы если самолёт упадёт из-за неожиданного дедлока в операционке, у разработчиков было чем прикрыть задницу.
 
Для самолётов нужна не "чисто" операционка.
Для самолётов нужна операционка с сертификатом.
Чтобы если самолёт упадёт из-за неожиданного дедлока в операционке, у разработчиков было чем прикрыть задницу.
И?
Что сказать то хотели?
Это как то отменяет сказанное мной о сложности самого ПО?
 
И?
Что сказать то хотели?
Это как то отменяет сказанное мной о сложности самого ПО?
Да, отменяет.

Ибо тем, кто выдаёт сертификат, тоже хочется прикрыть свою задницу.
Поэтому они предъявляют особые требования и к тому, как ПО написано, и к тому, как оно пишется.
 
Да, отменяет.

Ибо тем, кто выдаёт сертификат, тоже хочется прикрыть свою задницу.
Поэтому они предъявляют особые требования и к тому, как ПО написано, и к тому, как оно пишется.
Судя по всему вы вообще не понимаете о чем говорите.

P.s. Извините, вашим обучением я заниматься отказываюсь.
 
Реклама
Судя по всему вы вообще не понимаете о чем говорите.

P.s. Извините, вашим обучением я заниматься отказываюсь.
А своим?

По чему "всему" вы судите? Раскажите про источник ваших познаний о написании и сертификации safety critical ПО.
 
AviaComments
Когда же сертифицируют МС-21?
Канал @AviaComments рад за Дениса Валентиновича, который в интервью "Ведомостям" рассказал, что сертификация МС-21 из-за пандемии чуть сдвинулась с конца 2020 на середину 2021 года (выдержки из рассказа министра коллеги выложили).
Рады за его оптимизм! Конечно, МС-21 - новый самолёт, в чём-то более продвинутый, чем его конкуренты из Европы или США. Airbus и Boeing из-за преемственности с ранее сертифицированным вынуждены быть в чём-то консервативными (вспоминаем 737MAX, который получил из-за наследственности "костыль" в виде системы MCAS, убившей два самолёта). А тут - с чистого листа, даже не сильно оглядываясь на сводного младшего брата ("Суперджет").
Новое крыло, улучшенная аэродинамика - были все шансы посоревноваться за заказы в самом популярном сегменте. Но лет 5-7 назад, когда мировые лидеры были заняты новенькими 350 и 787, не занимаясь новыми самолётами на замену 320 и 737. Тогда ожидаемый выигрыш по экономике перевозок в 10-15% был бы интересен авиакомпаниям всего мира.
Однако... Время ушло, спроектировать, построить и испытать в первоначальные плановые сроки не успели. А мировые лидеры вместо долгой разработки новых узкофюзеляжных самолётов решили их ремоторизировать. Новые двигатели дали ту же экономию 10-15 процентов за меньшие деньги и сроки на разработку. На этом фоне предлагаемый МС-21 уже перестал быть столь "революционно" хорошим.
Но контрольным выстрелом в МС-21 стали санкции. Самым критичным оказалось самоё инновационное в самолёте - "чёрное крыло" из композитов. Импортных композитов. "Злобные империалисты" отказались их поставлять, а запасов, купленных к 2014 году, хватило на 5 крыльев для 5 опытных самолётов.
Вы скажите: "Но ведь "Ростех" отчитался, что импортозаместил композиты для крыла МС-21?" Да, заменил. Но время (и пара миллиардов рублей) тю-тю.
Теперь следите за руками: сертифицировать надо типовую конструкцию, для МС-21 в серийном производстве типовым будет отечественное крыло. Которое сейчас (середина 2020 года) ещё не начало летать на самолёте. Даже срок начала полётов первого самолёта с импортозамещённым крылом сейчас не объявили.
И через год получить сертификат на самолёт с новым крылом, которое ещё не взлетело??? Ну вы нас поняли...
😒

Что это значит? В чем горький опыт?
Нельзя брать за образец при планировании сроки из истории советской техники (когда весь авиапром и связанная с ним наука были живыми, да ещё и являлись одной из любимых отраслей).
И нельзя смотреть на сроки западной "самосертификации", которая была, например у "Boeing" (была, потому что посмотрите на сроки исправления проблемы MCAS).
У нас нет ещё той культуры и нормативной базы сертификации, как в мире, да и с АР МАК, который четверть века у нас сертификацией занимался, разругались наши власти из «Трансаэро», передав на полпути сертификацию "Росавиации", которая этим раньше не занималась. Доверия к ней у коллег из других стран к ней пока нет.
Кстати, про сертификат ПД-14: он есть, но на двигатель тягой 12 тонн вместо 14 тонн. Да, он пока ограниченный, этот сертификат. Потом, после доводки и испытаний, сертификат расширят. Но в 2022 году, а то и в 2023.
И даже подвиг "Иркута" по количеству полётов МС-21 после пандемии (да, мы заметили активный пиар каждого полёта
🤓
) не сильно приближает сертификацию отечественного, но ещё не взлетевшего, крыла.
Не будет нормального сертификата через год, в середине 2021 года.
P.S. Дадут сертификат типа как у Ту-334 - "на полёты в простых метеоусловиях в светлое время суток".
 
Но контрольным выстрелом в МС-21 стали санкции. Самым критичным оказалось самоё инновационное в самолёте - "чёрное крыло" из композитов. Импортных композитов. "Злобные империалисты" отказались их поставлять, а запасов, купленных к 2014 году, хватило на 5 крыльев для 5 опытных самолётов.
Только ли в этом проблема? Я не силен в технологии производства композитов и мне очень интересно узнать логичное объяснение темпам производства в 1 самолет в год. Я читал, что инфузионная технология имеет недостаток в виде непостоянства характеристик готовых изделий. Насколько это правда?
Теперь следите за руками: сертифицировать надо типовую конструкцию, для МС-21 в серийном производстве типовым будет отечественное крыло. Которое сейчас (середина 2020 года) ещё не начало летать на самолёте. Даже срок начала полётов первого самолёта с импортозамещённым крылом сейчас не объявили.
Дело не только в крыле. Крыло не мешает летать на обледенение, жару и холод. Но за 4 года не было даже пробных полетов в этих условиях. ИМХО, это говорит о более глубоких проблемах самолета. Скорее всего, он просто не готов к таким условиям.
Да и летать особо было не на чем. Благодаря "выдающимся" темпам производства, сертификационные машины появились только недавно и их соответствие типовой конструкции - вопрос открытый.
 
Avit,
Это цитата с какого-то анонимного телеграм канала, которую не удосужившись оформить правильно. Достаточно странно обсуждать ее с процитировавшим.
 
Avit,
Это цитата с какого-то анонимного телеграм канала, которую не удосужившись оформить правильно. Достаточно странно обсуждать ее с процитировавшим.
С чего вы взяли, что я обращался к alexfill2015? Это была ремарка к написанному, для обсуждения. Если у вас есть дополнения или возражения по содержанию, мы с любопытством ознакомимся.
 
Благодаря "выдающимся" темпам производства,
Темпы, думаю, следствие того, что изначально ноша оказалась не по плечу. Во всяком случае не по тому плечу, которое всем озвучивали и показывали.
Первый самолёт вскрыл ряд недостатков так или иначе (без акцента на крыло или системы), и не было смысла клепать еще 3 таких же с такими же проблемами.
 
Где читали?
В общем случае это не так.
Значит, я что-то путаю.
Первый самолёт вскрыл ряд недостатков так или иначе (без акцента на крыло или системы), и не было смысла клепать еще 3 таких же с такими же проблемами.
Так в том и дело, что клепали. Темп 1 самолет в год стабильный. И не видно, чтобы новые машины летали более активно.
 
Так в том и дело, что клепали. Темп 1 самолет в год стабильный.
Было заложен несколько бортов почти одновременно, на первом вылезли косяки. Зачем форсировать три оставшихся борта, если получишь тоже самое ? Что-то устраняли, допиливали на ходу, дособирали уже на ВС. Мне видится так.

И не видно, чтобы новые машины летали более активно.
Во-первых, вероятно, что возможные проблемы так никуда и не ушли - не смысла летать дальше, если потом опять упрешься. Ну, и во=вторых, если типовая конструкция ВС - это ВС с отечественным крылом, то нет смысла летать на ВС с зарубежным крылом.
 
Во-первых, вероятно, что возможные проблемы так никуда и не ушли
Главная проблема после крыла это А и РЭО и это уже не для кого не секрет. Не зря уже озвучены тендеры на разработку различных систем этого самолета. Пандемия это очередная отмазка для того ,чтобы перенести сроки , потому что в очередной раз, наступая на грабли , опять сварганили еще одну отечественную алюминиевую трубу напичканную импортными комплектующими. А когда стукнули по рукам , то лихорадочно началось импортозамещение. За такие концепции надо бить по голове, а лучше всего сажать в тюрьму.
 
Реклама
Было заложен несколько бортов почти одновременно, на первом вылезли косяки. Зачем форсировать три оставшихся борта, если получишь тоже самое ? Что-то устраняли, допиливали на ходу, дособирали уже на ВС. Мне видится так.
Видимо, не допилили и не устранили.
Во-первых, вероятно, что возможные проблемы так никуда и не ушли - не смысла летать дальше, если потом опять упрешься. Ну, и во=вторых, если типовая конструкция ВС - это ВС с отечественным крылом, то нет смысла летать на ВС с зарубежным крылом.
С первым согласен. Нет смысла даже начинать программу, если самолет не готов. Со вторым - не совсем. Срок жизни заявки на сертификацию 5 лет. Кончается он в июне - июле 2021 года. Поэтому ближайший год нас ждут победные реляции о сумасшедших, во всех смыслах, темпах испытаний. Хоть тушкой, хоть чучелком, но сертификат через год должОн быть. А там хоть трава не расти.
 
Назад