Новая жизнь Ан-2 - ремоторизация и модификации

Очень много сообщений и вопросов по срокам реализации проекта ЛМС-901. Возьму на себя смелость и отвечу на некоторые вопросы, а при необходимости коллеги из УЗГА меня поправят. Забегу вперёд и скажу, что о глобальных сроках всего проекта заявлял не г-н лапшин, а его коллеги из УЗГА. Очень много было статей и сообщений в прессе по данному поводу (желающие могут найти самостоятельно). Тем не менее предлагаю пройтись по глобальным срокам и директивному плану работ относительно разработки, испытаний, сертификации и серийного производства ЛМС-901:
2020 год Согласно заключенному контракту с Минпромторгом Россси 15 декабря 2020 года должен быть представлен «Опытный образец самолета для проведения статических испытаний». Подчеркну не лётный образец, а для статиспытаний. Кроме того должна быть представлена КД на технологическую оснастку для производства и сама оснастка на производство все того же опытного образца. С учетом контрактных обязательств и уже сказанного на данном форуме г-ом Лапшиным никаких срывов не намечается. Речи о том, что кто-то будет прикрываться пандемией COVID пока не ведётся. Субъективно, сделать опытный не лётный образец вообще нет никаких проблем. Но вот вопросы связанные с его дальнейшим испытанием у меня есть и я их чуть ниже поставлю. Хочу отметить то, что работа находится под контролем Замминистра Бочаров О.Е. и на одном из совещаний было сказано, что не зависимо от ситуаций работа должна быть выполнена в срок. Иначе жуткие штрафные санкции и подрыв доверия к УЗГА. Поэтому стоит набраться терпения и дождётся декабря 2020 года. Однако уже в середине ноября 2020 года будет понятно - будет срыв Государственного контракта или нет?!
2021 год Начало испытаний опытного образца намечено на середину 2021 года. Здесь нужно уточнить у УЗГА, но скорее всего речь идёт именно о статических испытаниях.
2022 год Сертификация самолета ЛМС-901.
2023 год Запуск серийного производства ЛМС-901 на У-УАЗ (Улан-Удэ).
Если по работе с Минпромом РФ и сроков выполнения Госконтракта шифр «Байкал ТП-ЭП» у меня особых сомнений не вызывает, то вопросы по сдвижке сроков вправо могут быть именно с 2021 года. Причина?! Она лежит не в плоскости компетенций г-н лапшин. На мой взгляд если и сдвижка сроков вправо будет, то именно из-за отсутствия вовремя поставленной ОКР и ее финансирования со стороны Минпромторга России. Пока официально конкурс не объявлен. Если что коллеги из УЗГА меня поправят. Оптимальный вариант это открытие финансирование в 4 квартале текущего 2020 года. С учетом бюрократических особенностей работы Минпрома и формальностей с организацией Госконтрактов, финансирование в лучшем случае может быть к концу 1 квартала 2021 года. То есть это та глубина сдвижки сроков от которой зависит реализация всего проекта в целом. Я сомневаюсь что УЗГА или У-УАЗ будут все финансировать из собственных источников, чтобы уложиться в изначальный директивный план. Общая сумма проекта составляет около 4,5 млрд рублей. Из них 1,25 уже выделено на ОКР шифр «Байкал ТП-ЭП». При этом как было отмечено г-ом Лапшиным УЗГА изначально в данном контракте параллельно закладывает изготовление деталей и элементов именно для лётного образца. Так что на мой взгляд глобальная сдвижка сроков зависит не от COVID и истерии вокруг этого, а именно исходя из дальнейшего финансирования ОКР.
И вот теперь у меня, в связи с указанным выше есть вопросы к г-у лапшин:
1. Как по вашему мнению, если продолжение финансирования будет открыто к концу 1-го квартала 2021 года, то на сколько это может сдвинуть все сроки вправо? Я сомневаюсь что пропорционально срокам начала финансирования, поэтому может быть вы выскажете своё мнение на сколько (полгода, чуть больше)? При этом лично я понимаю, что в подобной работе всегда будет сдвижка сроков и это нормально. Главный вопрос на сколько!
2. Ведётся ли уже работа по этапу статических испытаний в части разработки стенда, программы испытаний и его изготовления? Или это отложенный этап до продолжения финансирования?
3. Ведётся ли работа с серийным заводом У-УАЗ и если да, то на сколько эффективно и проходит ли у них этап предварительной технологической подготовки производства (например осуществляется ли передача какой-то КД и технологической документации)?
4. Как по вашему мнению (ели вы владеете информацией), в случае сдвижки сроков начала финансирования со стороны Минпромторга РФ, УЗГА готова за счёт собственных средств продолжить исполнение плана создания и сертификации ЛМС-901 (возможно части работ) или есть какая то принципиальная позиция по данному поводу?
 
Последнее редактирование:
Должен сказать, что, практически, все ответы на все вопросы будут зависеть, как раз от предмета Вашего сомнения - а это материя очень тонкая и может, в зависимости от обстоятельств, изменяться, в т.ч. качественно.
Могу сказать лишь, что приоритетной я (и не только) считаю задачу поднять самолет в 2021 году - а все остальное подвержено деформации и будет выполняться сообразно финансированию, требованиям начальства и пр.
С Улан-Удэ пока никакого конструктивного диалога нету; с разработкой и изготовлением стендового оборудования для статики также нет мат. основы.
Но у меня лично, ситуация выглядит так, что ряд решений будет принят. в зависимости от реальных результатов работы в железе - в бумаге наша состоятельность, как бы, сомнений начальства не вызывает. Мне конечно, многого не видно, вследствие большого количества уровней надо мною - заслоняют обзор.
 
Я правильно вас понимаю, что независимо от финансирования Минпрома и изготовления образца для статиспытаний по ОКР шифр Байкал ТП-ЭП, вы (УЗГА) параллельно делаете лётный образец?
 
Подскажите пожалуйста, Владимирова это сотрудница УЗГА и если не секрет каким программным продуктом она пользовалась для «электронных продувок»? Или это ее собственные методики?
Да... впечатляет! Очень хороший результат!
Я тоже думаю, что потери на обдувку фюзеляжа сильно преувеличены. Мы проводили в своё время испытания в СибНИА и прямо значимых потерь не особо и видно (мягко выражаясь). Но потери все же будут на балансировочных кривых - с учетом и без учета обдувки ГО? Или я не прав в этой части?
 
Да, Владимирова работает в УЗГА. Насколько могу судить - пользуется она собственными разработками (естественно, каким-то образом скомпонованными из известных): во всяком случае, по ее словам, учет турбулентности очень хорошо сходимый.
Да... впечатляет! Очень хороший результат!
Остается убедиться в этом, увидев колеса в воздухе
Примерно так: детали делаем сразу на три комплекта; большие сборки пока не начались, а в свое время летный образец выйдет на первый план, т.к. со статиспытаниями, да и подготовкой к ним, напряженки не наблюдается. И, по большому счету, интереса особого эти испытания у руководства не вызовут. Хотя, посмотреть, как отламывается крыло - интересно: особенно, когда болты летают по статзалу, рикошетя от стен. А полет - другое дело: это и инфоповод для реляций, и пиар- акция, и действительное подтверждение концепций. Поэтому и предпочтительно первый подъем проводить без шума и пыли, в узком кругу участников, тихим утром: осенним, надеюсь.
 
Мне пока не приходилось сопоставлять с натурой результаты продувок модели с винтом: однако, опыт Грача с винтом 2.8 м не дает оснований считать, что фюзеляж, занимая почти всю ометаемую винтом. площадь, внес сильную потерю тяги - и взлет оказался более динамичным, чем следовало из расчетов, учитывающих потери на обдувку. Потерь на балансировку существенных, из-за винта, также не жду - впрочем, увидим.
 
Результаты продувок.
Ничо так?
Да уж... очень впечатляет!!! Качество почти 14 единиц! Поздравляю это хороший результат. mz по альфа хороший угол имеет, с продольной устойчивостью должно точно быть все Ок и влияние обдувки от винта действительно будет минимальным. Ещё понравился график
Cy(alf) закр=40 начиная с углов атаки 13 по 19 градусов. Интересные данные! Благодарю, очень и очень интересный и главное хороший результат.
 
Последнее редактирование:
Помните, как ругали эту форму крыла в плане - но, курочка по зернышку клюет, и распределение площадей по размаху; и отсутствие переломов, служащих инициаторами вихрей, и корректно заложенная крутка, по копеечке собрали хорошее крыло.
Однако, меня сильно удивило неожиданно малое влияние обтекателей колес - а эти лапти, высотой со стол и шире подметки 44 размера, да еще с плоским профилем, отъели совсем немного и потребность в обтекателях, служащих сборниками грязи, совершенно пропала.
 
Уважаемый лапшин! У вас есть предположение расхождения данных трубных продувок МАИ и ЦАГИ? В чем по вашему мнению основная причина?
 
Во-первых - Рейнольдсы, конечно; а во-вторых, на маленькой модели и щели не работали, и сопряжение крыла и подкоса было некорректным, из-за чего в этом районе наблюдался провал циркуляции. И, думаю, отделка напечатанной на 3Д принтере маевской модели, сравнительно с отполированной цаговской, дала о себе знать.
Но мы, запуская модель в МАИ, и рассчитывали на экспресс-анализ, заведомо не считая корректными полученные цифры (даже с пересчетом) - а только их общие зависимости.
 
Вы знаете на самом деле на графике видно влияние и оно составило 1 ед в качестве. Подобный результат мы так же получали в СибНИА когда ставили рессорное шасси на похожую модель моноплана. А вот пирамида от шасси типа АН-2 вносила существенный вклад в снижение аэродинамического качества до 2 единиц.
В целом повторюсь. Аэродинамическая компоновка ЛМС-901 очень хорошо сбалансирована.
 
Понятно, примерно так и предполагал.
 
Таки, от столь больших колес ждал большего вреда; а с Гидромашем дрался не на жизнь, а насмерть, отвергая их предложения по схемам с подкосами. раскосами и пр. даже в ущерб весу некоторый. А рессорное шасси ограничит по площадкам и боковикам. Вот и поставил горизонтальные амортизаторы, убрав их из потока.
Опыт планериста в студенческие годы, позволил слить воедино ощущения от полета с закачанной в "кузнице кадров", информацией. А работа на испытаниях пилотажных самолетов, где сразу же видны следствия принятого решения, придала некоторую долю уверенности.
 
Последнее редактирование: