Что в конечном итоге будут производить?
Elder, давайте я попробую Вам более или менее подробно ответить на поставленный вопрос.
Вы поставили вопрос - "Байкал" (ТВС-2ДТС) или "Грач" (Т-101)??? Прежде чем ответить на него нужно обратиться к первоисточнику информации, а именно новому конкурсу Минпромторга России, шифр «ЛМС». Отбросив всю лирику, изложенную в ТХ к ГК, особое внимание следует обратить на раздел 4 Основные требования к выполнению работы, в части следующих пунктов (уточнение которых было сделано по результатам заседания Рабочей группы Экспертного совета):
4.10. Эскизно-технический проект должен быть разработан с учетом следующих требований к конструкции, летно-техническим и экономическим характеристикам самолета:
4.10.1. расчетная крейсерская скорость полета должна составлять не менее 300 км/ч;
4.10.2. расчетная практическая дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2 000 кг и АНЗ на 45 минут полета должна составлять не менее 1 500 км;
4.10.3. расчетные взлетно-посадочные характеристики легкого многоцелевого самолета должны соответствовать или превосходить соответствующие характеристики самолета Ан-2;
4.10.4. целевая стоимость самолета при серийном производстве не должна превышать 120 миллионов рублей в ценах 2020 года;
4.10.5. целевая себестоимость эксплуатации самолета в пересчете на летный час (без учета стоимости владения) не должна превышать 30 тысяч рублей в ценах 2020 года
4.10.6.
конструкция планера самолета должна быть разработана
из материалов на основе алюминиевых сплавов, обеспечивающих ремонтопригодность самолета в полевых условиях и безангарное хранение.
Достаточно посмотреть на п.п.4.10.6 и уже становится очевидным, что речи об экспериментальном воздушном судне (со слов Минпромторга) ТВС-2ДТС речи идти не может. Кроме того, в тех же ТХ указано следующее. По данной теме в Российской Федерации создан задел: - разработано техническое предложение (аванпроект) лёгкого многоцелевого самолета. На основании представленных материалов аванпроекта, для проектирования и разработки перспективного легкого многоцелевого самолета для серийного производства и эксплуатации на местных воздушных линиях,
рекомендуется самолет стандартной аэродинамической схемы и пассажировместимостью 9-14 человек. И под этот критерий ТВС-2ДТС также не попадает. Поправьте меня если я не прав!?
При этом в части Т-101 «Грач» представитель СибНИА (давайте говорить своими словами – Барсук) подтвердил, что этот вариант просматривается на «горизонте событий». Вот что он сказал – «
Слава Богу, что они сейчас Т101 Грач мастерить начнут, а этот композитный биплан экспертами нашей отрасли признан не перспективным» (это был ответ
Black Semargl ). Я со свое стороны также ответил, что имеется перспектива применения наработки по самолету Т-101 «Грач». Он больше всех подходит под параметры ТХ на конкурс объявленный Минпромторгом России. Но это не значит, что кто-то возьмет и в явном виде начнет возобновлять производство Т-101. Если будет принято такое решение (по результатам конкурса), то есть и НТЗ и технологический задел, который можно использовать, а не начинать с «нулевого рубежа». Я здесь как-то написал о том, что в таком случае было бы неплохо побороться за MTOW 5700 кг. Но со слов Вадима Демина (Главного конструктора УЗГА) в отношении MTOW 4800 мне понятно, к чему они стремятся. Эта масса самолета MTOW=4800 кг будет ориентирована на двигатель ВК-800С.
Судьба же ТВС-2ДТС будет решаться в сентябре текущего года. Однако уже сейчас по заявлениям СибНИА очевидно, что они противники подхода, объявленного экспертным сообществом и пытаются решить этот вопрос через «другое место». С конкурсом на аванпроект мы все видели кто выиграл – ОКБ Камова. А ведь ребята особо и не хотели этим заниматься. Вопрос заключается в том, как сейчас весь этот конкурс на ОКР Минпромторг разыграет. Ключевое слово здесь «розыгрыш». То есть кто станет победителем. Я лично в нашей стране перестал чему либо удивляться. Поэтому я процитирую слова
floatplane - «
Ничего при этой Власти. Уже все здесь поняли. Пока фундамент Ветряных Мельниц не разрушится или разрушат, то так и будет».
А если по сухому остатку, то результат конкурса покажет куда все это двинется. К сожалению от авиации практически ничего не осталось. Остались лишь амбиции отдельных руководителей и прожектерские взгляды на светлое будущее. Конечный результат никому не нужен. Нужен процесс с выделенным бюджетом. Ну и последнее. Даже решив задачу по созданию некоего проекта самолета малой авиации, это не решит глобальный вопрос авиационной подвижности населения в отдаленных районах и населенных пунктах РФ в силу отсутствия платежеспособности населения и развития аэропортовой инфраструктуры (пусть даже посадочных площадок). Без системного решения этого вопроса нет возможности развития этой самой «малой авиации».