Airbus - одной ногой на газ, другая на тормозе
Париж (Reuters) - крупнейший в мире производитель самолетов Airbus застал отрасль врасплох, попросив поставщиков подготовиться к резкому увеличению производства после коронавирусного кризиса, но в то же время очень спокойно отложил свой график восстановления.
Airbus заявил в четверг, что он попросил поставщиков быть готовыми поддержать увеличение выпуска своего самого продаваемого реактивного самолета A320 на 18% во второй половине 2021 года
Это подтолкнуло акции европейской компании вверх на 6%, но также Эйрбас рискует разозлить профсоюзы, столкнувшиеся с сокращением рабочих мест, и правительства, у которых компания требует покопаться в казне для поддержки во время кризиса.
Он разделил аналитиков по вопросу о том, готовы ли авиакомпании, многие из которых сталкиваются с сокращением деятельности, к большему количеству самолетов.
“Очень маловероятно, что во второй половине 2021 года будет какой-либо спрос на 47 однопроходных самолета Airbus в месяц. Очень немногие авиакомпании хотят увеличить пропускную способность в данный момент, и это будет продолжаться еще некоторое время”, - сказал Бертран Грабовски, авиационный банкир, независимый советник.
Airbus, который ждет политическую и профсоюзную поддержку для сокращения 15 000 рабочих мест, уже несколько недель подает смешанные сигналы.
Всего месяц назад его операционный директор сказал, что восстановление было хуже, чем ожидалось, но поставки в авиакомпании ускорились в сентябре.
Картина внутри компании, в которой задействовано 12 000 поставщиков, указывает на более детальные расчеты, а ранее нераскрытый промежуточный шаг иллюстрирует осторожное мышление Airbus.
Даже при подготовке задела для увеличения производства самый последний шаг плэйнмейкера был фактически приравнен к торможению, сказали два человека, знакомые с переговорами.
Когда пандемия парализовала путешествия в апреле, Airbus сократил выпуск своего А320-который имеет прейскурантную цену в 111 миллионов долларов, хотя обычно продается гораздо дешевле - на треть, до 40 в месяц.
Затем он сопротивлялся давлению, чтобы сократить производство еще больше, и попросил поставщиков начать планировать частичный отскок до 45 в месяц с марта 2021 года, сообщили источники.
Теперь, когда вторая волна коронавируса обрушилась на Европу, Эйрбас отодвинул этот потенциальный рост на три месяца вперед. Новый план, обнародованный в четверг, заключается в том, чтобы попросить цепочку поставок поддержать 47 самолетов в месяц, но отложен до второй половины следующего года.
Airbus фактически говорит поставщикам поторопиться - но немного позже, чем планировалось ранее.
Продолжаются дебаты о том, является ли 47 правильным числом, и Airbus еще не решил, стоит ли идти дальше.
Спрос на авиаперелеты упал на две трети с начала пандемии, что вынудило многие авиакомпании, испытывающие нехватку наличных, отложить прием новых самолетов, хотя популярные рабочие лошадки, такие как А320, справились лучше, чем более крупные самолеты, используемые на дальнемагистральных маршрутах.
Главный конкурент Airbus Boeing остается хромым из-за 18-месячного приземления своего 737 MAX после двух аварий. Доверие поставщиков зависит не только от количества самолетов, но и от направления изменения планов.
Инсайдеры заявили, что Airbus стремится дать поставщикам четкий путь вперед. Многие недовольны тем, что их просят рискнуть производством большего количества деталей без подтверждения спроса, но Airbus вынуждает их делать больше, используя гибкие условия контрактов.
Этот шаг, направленный на то, чтобы поставить цепочку поставок под стартовые заказы, также рассматривается как кодированное предупреждение авиакомпаниям, которые задержали прием самолетов во время кризиса: Airbus скоро вернется в бизнес и будет готов поставлять многие заказанные вами самолеты.
Это означает, что авиакомпаниям пора вносить депозиты-приносить наличные-и обеспечивать себе место в очереди. Любой, кто этого не сделает, может потерять свое место и столкнуться с повышением цен из-за инфляции.
Критики говорят, что такая тактика является частью многомесячной игры в блеф и рискует еще больше испортить отношения, натянутые кризисом.
“Если у тебя нет денег, значит, у тебя их нет. Если у вас нет трафика, у вас нет трафика”, - сказал один из руководителей отрасли о давлении Airbus на авиакомпании, с тем чтобы они взяли на себя обязательства.
The world's largest planemaker Airbus has taken the industry by surprise by asking suppliers to prepare for a sharp increase in production after the coronavirus crisis - yet at the same time it quietly delayed its timetable for recovery.