Как Airbus A321XLR меняет воздушную карту мира
Эдвард Рассел, CNN
Си-Эн-Эн —
В апреле в барах Нэшвилла станет немного оживленнее.
Именно тогда авиакомпания Aer Lingus запускает свой первый прямой рейс в столицу кантри-музыки из Ирландии, менее известного
очага поклонников кантри-музыки.
Новый рейс в Нэшвилл из Дублина возможен на новом самолете Airbus с большей дальностью полета: A321XLR, или «Extra Long Range».
Производная популярного A321neo, дебютировавшего в 2017 году, может летать дальше, чем любой другой узкофюзеляжный самолет на рынке. Airbus также заявляет, что он сжигает на 30% меньше топлива на место, чем самолеты предыдущего поколения.
«Это позволяет нам летать в города, в которых мы не смогли бы рискнуть, летая на широкофюзеляжном самолете», — сказал Рид Муди, директор по стратегии и планированию компании Aer Lingus, имея в виду широкофюзеляжные самолеты, такие как Airbus A330 или Boeing 787, которые часто используются на трансатлантических рейсах.
Ирландский перевозчик уже эксплуатирует два самолета A321XLR и планирует добавить еще четыре к концу года.
Сотни самолетов в заказе
Авиакомпании по всему миру жаждут получить новый самолет.
По данным аналитической компании Cirium, занимающейся авиационной аналитикой, авиакомпании Aer Lingus и Iberia, обе из которых принадлежат европейскому авиационному конгломерату International Airlines Group (IAG), уже летают на самолетах A321XLR, а у Airbus есть твердые заказы на более чем 500 самолетов этой модели.
Air Canada, American Airlines, Qantas Airways и United Airlines входят в число тех, кто ожидает свой первый XLR.
Узкофюзеляжные самолеты для перелетов через Северную Атлантику — не новость.
Boeing 757 десятилетиями бороздил небо между Северной Америкой и Европой. Однако самолет старый. Последний самолет сошел с конвейера в Эверетте, штат Вашингтон, в 2004 году.
Остальные авиакомпании, которые летают на 757, включая United, стремятся заменить их на новые, экономичные XLR. А другие, такие как Aer Lingus, хотят, чтобы новая модель Airbus расширила их трансатлантическую карту на новые города.
После того, как XLR заменит старые 757, он должен позволить авиакомпаниям обходить крупные транспортные узлы по обе стороны Атлантики и открывать новые прямые трансатлантические маршруты в небольшие города.
«Мы собираемся открыть 10–12 новых городов в Восточной Европе (и) Северной Африке из Ньюарка и (Вашингтона) Даллеса», — сказал генеральный директор United Скотт Кирби в
подкасте The Air Show в июне. «Мы в восторге от этого».
Хотя Кирби не раскрыл, какие именно города рассматривает United, ее недавние планы по расширению намекают на нестандартные направления, по крайней мере из Соединенных Штатов, такие как Бильбао (Испания) и Нуук (Гренландия).
United ожидает получить первый из 50 самолетов A321XLR в начале 2026 года.
American Airlines также присматривается к Европе со своими будущими самолетами XLR.
«Мы рассматриваем новые, второстепенные направления: Испанию, Португалию, Великобританию, все, что находится в зоне действия — Францию, Германию, Скандинавию, все эти небольшие направления, для которых, по нашему мнению, широкофюзеляжный самолет просто не подходит», — рассказал
в ноябре The Points Guy Брайан Знотинс, отвечающий за планирование сети в American Airlines.
Первый самолет XLR авиакомпании American, запуск которого запланирован на конец этого года, изначально будет использоваться на трансконтинентальных рейсах премиум-класса между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом и Сан-Франциско.
Помимо возможностей расширения, путешественники также могли бы увидеть, как авиакомпании используют свои XLR для добавления дополнительных рейсов на маршрутах, которые сегодня могут иметь только один. Или самолет можно было бы использовать для расширения сезонного маршрута; например, того, который летает только летом, до круглогодичного статуса, выполняя рейсы зимой с низким спросом.
Ирландская авиакомпания Aer Lingus стала одним из первых перевозчиков, осуществивших полеты на этом самолете.
Аэробус
Вопросы по диапазону
Сколько новых трансатлантических и других маршрутов откроет XLR — вопрос открытый.
Изменения безопасности, требуемые европейскими регуляторами, увеличили вес самолета. Широко признано, что изменения сократили предполагаемую дальность полета самолета с 5400 миль (4700 морских миль) до 5200 миль (4500 морских миль).
Сокращение дальности полета, хотя и кажущееся небольшим, может означать разницу между перелетом из Нью-Йорка в большую часть Европы и только в Западную Европу.
«XLR определенно тяжелее, чем изначально хотел Airbus», — сказал Джон Островер, редактор The Air Current, в
недавнем выпуске The Air Show. «Это действительно повлияло на высоконагруженные дальнемагистральные рейсы, которые такие авиакомпании, как Frontier, хотели иметь с 240 местами».
Авиакомпания-дискаунтер Frontier Airlines отменила свой заказ на XLR в августе из-за проблем с производительностью.
«Самолеты, скорее всего, не будут иметь дальности полета, чтобы пролететь по некоторым маршрутам, которые люди надеялись увидеть, например, от Восточного побережья до Рима», — сказал Бретт Снайдер, президент службы помощи в путешествиях
Cranky Concierge и автор блога
Cranky Flier . «Но они позволяют летать, в том числе из Дублина в Нэшвилл и Индианаполис. Со временем появится больше возможностей для расширения и пробовать что-то новое».
Большинство авиакомпаний, похоже, не обеспокоены сокращением дальности полетов.
«Это вызывает беспокойство только в пиковые летние месяцы», — говорит Рамиро Секейра, главный операционный директор Iberia, о возможностях A321XLR. Перевозчик считает, что может сделать с самолетом все, на что надеялся, — если не больше.
Iberia была первой, кто запустил XLR, дебютировав самолетом на рейсах между Мадридом и Бостоном в ноябре. Она планирует ввести его в апреле на рейсах в Вашингтон, округ Колумбия, в ожидании задержанной поставки своего второго самолета от Airbus.
Секейра не раскрыл, что будет дальше с самолетом в Iberia. «Новые маршруты — это секрет коммерческого отдела», — говорит он.
Путешественники могут рассчитывать на то, что на борту XLR будет продукт, аналогичный тому, что они увидят на более крупном самолете.
American планирует представить новый бизнес-класс и премиум-эконом-продукт на своих A321XLR, когда они дебютируют в конце этого года. Авиакомпания оснастит самолеты 20 новыми раскладывающимися «флагманскими люксами» спереди, 12 просторными креслами премиум-эконом в середине и обновленным эконом-продуктом сзади.
«Мы очень рады (введению) нашего нового Flagship Suite», — сказал инвесторам американский генеральный директор Роберт Айсом 23 января, упомянув XLR как один из первых самолетов, получивших эти места. Он подчеркнул, что комфорт пассажиров важен на самолетах, которые будут летать по более длинным международным маршрутам.
Aer Lingus и Iberia оснастили свои самолеты раскладывающимися креслами бизнес-класса спереди и стандартными эконом-креслами сзади. И отзывы клиентов, по их словам, в основном положительные.
«Покупатель, — сказал Муди, — по сути, не против путешествовать на самолете с узким, а не с широким фюзеляжем».