согласен про неудачность примеров Айрбаса в Китае и Су-30МКИ - там и правда типично отверточная сборка.
чтобы закончить с юридизмом, добавлю: пример китайского АРЖ21 и американского Б787 в чем то всё же напоминает, согласитесь, ан-158 (148) - и там и там и там страна владелец юридических прав на КД самолета "не может построить ни одного серийного самолета без встречных поставок" из, соответственно:
ARJ-21 ---> США
Б787 --> разных стран
Ан-158 --> России + других стран
Вернее (в случае каких то глобальных проблем) производитель сможет его заменить, ценой потери времени и денег. Как приходиться Боингу заменять оперение от Алении собственным. Или как Антонов меняет части нашего БРЭО на западное (извините, детали найти сейчас некогда, но история была шумная не так давно). Не знаю, но может и китайцы смогли бы, при желании, заменить алюминий Alcoa на собственный или российский.
Суть в том, что владелец прав на самолет может менять ПКИ, а производитель того же радиокомпаса прав имеет зело меньше и заставить кого-то пользоваться своим изделием никак не может. Поэтому я ставлю головную фирму, будь то COMAC, Антонов или Боинг - выше чем их субподрядчики и поставщики. Именно головная фирма выбирает себе наилучших (с её точки зрения) поставщиков и никто не даст гарантию что Антонов не заменит всё российское БРЭО на какое нибудь американское или французское в очередной модификации своего изделия. Важно владеть вершиной пирамиды, как кто-то недавно сказал, и я с ним согласен. Поэтому и считаю ан148/158 скорее украинским самолетом, как бы это ни было обидно нам слышать
Тем ни менее, соглашусь с Вами, конечно, что в это случае ситуация не проста - ведь в его разработке принимали участие и наши институты (ЦАГИ и тд, что Вы перечислили выше). Что отрадно, хоть и не подменяет украинский copyright. В гораздо меньших масштабах, но наши инженеры тоже рисовали некоторые детали того же Дримлайнера. такое вот нынче в мире разделение труда...
теперь к стоимости. Цифра 15-18 млн долл взята от товарища "Лейтенанта". Вероятно он или приукрасил или ошибся, но принесу уж его основные цифры на Ваш суд, может быть вы найдёте в чем подвох.
цитата
"...Мне тут недавно передали ряд украинских цифирей (по состояниюн а март 2008-го) для их "очень внутреннего пользования", касающихся того, что они реально планируют "поиметь" с нас за выпускаемые на ВАСО Ан-148 - все дано из доклада местного Минпромполитики в местный же Кабмин, в млн.$:
программа производства, шт:________________________________34______96_____200
доходы АНТК, всего_________________________________________94.4___329,3___721.3
(в том числе:
роялти_____________________________________________________33.4___126.5___302.5
поставка тренажеров_________________________________________5.1____45.0____90.0
поддержание летной годности и авторское сопровождение______52.5___148.2___308.8
обучение экипажей авиакомпаний______________________________3.4_____9.6____20.0
доходы других украинских предприятий, всего_______________348.2__1000.1__2169.3
(в том числе:
Мотор-Сич_________________________________________________127.1___362.5___774.5
Авиант_____________________________________________________74.5___219.9___502.1
Южмашзавод_________________________________________________26.1____77.6___184.2
прочие поставщики комплектующих___________________________120.4___340.1___708.5
Всего доходов украинских предприятий______________________442.6__1329.4__2890.6
из них отчислений (налоги и сборы) в бюджет Украины_______154.9___465.3__1011.7
,,,вот дружественные товарищи видят в нашем ВАСО и наших авиакомпаниях очередную "дойную корову"...конечно, до газа далековато, но...
И что же получается с составляющими цены одного воронежского Ан-148 - тоже в млн.$:
при программе производства, шт_____34____200
- роялти АНТК______________________0.98____1.51 полная чушь, если верить озвученной цифре 8% - не менее $2.4млн при цене самолета $30млн.
- движки "Мотор-Сич"_______________3.73____3.87 тоже чушь, если верить данным по цене комплекта движков для "Авианта" порядка $8млн.
- комплект агрегатов "Авианта"_____2.19____2.51 тоже чушь, если верить планам ВАСО делать полностью "свой" планер с 26-й машины
- шасси "Южмашзавода"______________0.77____1.51 "золотые", однако, ножки-то...
- комплект КИ из Украины___________3.54____3.54 внушает, однако
всего "украинская доля" в цене____11.21___12.94, а с учетом реальной цены движков смело накинем
по $4млн...
Итог - следует реально ожидать, что ВАСО за каждый АН-148 должен проплатить на Украину не менее $15-17млн.
Но это только ВАСО - поддержание летной годности и обучение предстоит оплачивать уже авиакомпаниям.
Правда, у авиакомпаний сие хоть размазано по времени, а вышеописанные затраты ВАСО предстоить делать сразу, на каждый борт..."
теперь позволю себе комментарий.
* Допустим с движками "лейтенант" необоснованно накинул $4 млн, хотя он и ссылался на документы продаж оных "Авианту". Возможно это были первые ласточки или какая то корупционная схема
пусть будет по вашему - 4.15 млн
* Ваша строчка "ПКИ импорт" 3.35 почти совпадает с "омплект КИ из Украины _3.54_" - и замечу, это ТОЛЬКО из Украины, не включая "западные" ПКИ
* комплект агрегатов "Авианта" (согласно украинского документа для Кабмина) стоит 2,19-2,51, что выше ваших данных 1.57 Кто более прав - не знаю. Но уже идут разговоры о том что не надо полностью локализовать планер Ан148, а крыло так и вообще локализовать вроде не хотят.
* шасси "Южмашзавода" (согласно укркабмина) 0,77-1,51, что тоже превышает ваши данные в 0,66
* роялти АНТК (согласно укркабмина) 0,98 - 1,5 опять превышает ваши данные 0,81
кто прав и в чем подвох - разбираться некогда. Но одно очевидно - украинцы планируют увеличение своей доли и удорожания своих компонент. Например в случае серии 200 машин Антонов уже запланировал увеличение своего роялти на 50%, а шасси почему то удорожают в 2 раза.
И это всё конечно не учитывая денег которые уйдут на Украину за сопровождение и поддержание годности, обучение, тренажеры и тд.
Я не против! лучше пусть ВАСО собирает Ан148, а наши предприятия поставляют какие то изделия для 158/148-го, хоть и в количестве десяти штук в год. Чем простаивают.
Я митинговал скорее против слов "украино-российский", ведь читателю может показаться, что доля России в доходах от такого самолета велика или "почти половина", а некоторые твердят про "бОльшую половину". К сожалению, половиной там и не пахнет и нам всё же развивать свои компетенции, чем собирать по чужим чертежам. Или Ту/Ил/Су или купить Ан, мне всё равно. Но лучше бы иметь "свою корову". Вот что я пытался выразить
чтобы закончить с юридизмом, добавлю: пример китайского АРЖ21 и американского Б787 в чем то всё же напоминает, согласитесь, ан-158 (148) - и там и там и там страна владелец юридических прав на КД самолета "не может построить ни одного серийного самолета без встречных поставок" из, соответственно:
ARJ-21 ---> США
Б787 --> разных стран
Ан-158 --> России + других стран
Вернее (в случае каких то глобальных проблем) производитель сможет его заменить, ценой потери времени и денег. Как приходиться Боингу заменять оперение от Алении собственным. Или как Антонов меняет части нашего БРЭО на западное (извините, детали найти сейчас некогда, но история была шумная не так давно). Не знаю, но может и китайцы смогли бы, при желании, заменить алюминий Alcoa на собственный или российский.
Суть в том, что владелец прав на самолет может менять ПКИ, а производитель того же радиокомпаса прав имеет зело меньше и заставить кого-то пользоваться своим изделием никак не может. Поэтому я ставлю головную фирму, будь то COMAC, Антонов или Боинг - выше чем их субподрядчики и поставщики. Именно головная фирма выбирает себе наилучших (с её точки зрения) поставщиков и никто не даст гарантию что Антонов не заменит всё российское БРЭО на какое нибудь американское или французское в очередной модификации своего изделия. Важно владеть вершиной пирамиды, как кто-то недавно сказал, и я с ним согласен. Поэтому и считаю ан148/158 скорее украинским самолетом, как бы это ни было обидно нам слышать
Тем ни менее, соглашусь с Вами, конечно, что в это случае ситуация не проста - ведь в его разработке принимали участие и наши институты (ЦАГИ и тд, что Вы перечислили выше). Что отрадно, хоть и не подменяет украинский copyright. В гораздо меньших масштабах, но наши инженеры тоже рисовали некоторые детали того же Дримлайнера. такое вот нынче в мире разделение труда...
теперь к стоимости. Цифра 15-18 млн долл взята от товарища "Лейтенанта". Вероятно он или приукрасил или ошибся, но принесу уж его основные цифры на Ваш суд, может быть вы найдёте в чем подвох.
цитата
"...Мне тут недавно передали ряд украинских цифирей (по состояниюн а март 2008-го) для их "очень внутреннего пользования", касающихся того, что они реально планируют "поиметь" с нас за выпускаемые на ВАСО Ан-148 - все дано из доклада местного Минпромполитики в местный же Кабмин, в млн.$:
программа производства, шт:________________________________34______96_____200
доходы АНТК, всего_________________________________________94.4___329,3___721.3
(в том числе:
роялти_____________________________________________________33.4___126.5___302.5
поставка тренажеров_________________________________________5.1____45.0____90.0
поддержание летной годности и авторское сопровождение______52.5___148.2___308.8
обучение экипажей авиакомпаний______________________________3.4_____9.6____20.0
доходы других украинских предприятий, всего_______________348.2__1000.1__2169.3
(в том числе:
Мотор-Сич_________________________________________________127.1___362.5___774.5
Авиант_____________________________________________________74.5___219.9___502.1
Южмашзавод_________________________________________________26.1____77.6___184.2
прочие поставщики комплектующих___________________________120.4___340.1___708.5
Всего доходов украинских предприятий______________________442.6__1329.4__2890.6
из них отчислений (налоги и сборы) в бюджет Украины_______154.9___465.3__1011.7
,,,вот дружественные товарищи видят в нашем ВАСО и наших авиакомпаниях очередную "дойную корову"...конечно, до газа далековато, но...
И что же получается с составляющими цены одного воронежского Ан-148 - тоже в млн.$:
при программе производства, шт_____34____200
- роялти АНТК______________________0.98____1.51 полная чушь, если верить озвученной цифре 8% - не менее $2.4млн при цене самолета $30млн.
- движки "Мотор-Сич"_______________3.73____3.87 тоже чушь, если верить данным по цене комплекта движков для "Авианта" порядка $8млн.
- комплект агрегатов "Авианта"_____2.19____2.51 тоже чушь, если верить планам ВАСО делать полностью "свой" планер с 26-й машины
- шасси "Южмашзавода"______________0.77____1.51 "золотые", однако, ножки-то...
- комплект КИ из Украины___________3.54____3.54 внушает, однако
всего "украинская доля" в цене____11.21___12.94, а с учетом реальной цены движков смело накинем
по $4млн...
Итог - следует реально ожидать, что ВАСО за каждый АН-148 должен проплатить на Украину не менее $15-17млн.
Но это только ВАСО - поддержание летной годности и обучение предстоит оплачивать уже авиакомпаниям.
Правда, у авиакомпаний сие хоть размазано по времени, а вышеописанные затраты ВАСО предстоить делать сразу, на каждый борт..."
теперь позволю себе комментарий.
* Допустим с движками "лейтенант" необоснованно накинул $4 млн, хотя он и ссылался на документы продаж оных "Авианту". Возможно это были первые ласточки или какая то корупционная схема
пусть будет по вашему - 4.15 млн
* Ваша строчка "ПКИ импорт" 3.35 почти совпадает с "омплект КИ из Украины _3.54_" - и замечу, это ТОЛЬКО из Украины, не включая "западные" ПКИ
* комплект агрегатов "Авианта" (согласно украинского документа для Кабмина) стоит 2,19-2,51, что выше ваших данных 1.57 Кто более прав - не знаю. Но уже идут разговоры о том что не надо полностью локализовать планер Ан148, а крыло так и вообще локализовать вроде не хотят.
* шасси "Южмашзавода" (согласно укркабмина) 0,77-1,51, что тоже превышает ваши данные в 0,66
* роялти АНТК (согласно укркабмина) 0,98 - 1,5 опять превышает ваши данные 0,81
кто прав и в чем подвох - разбираться некогда. Но одно очевидно - украинцы планируют увеличение своей доли и удорожания своих компонент. Например в случае серии 200 машин Антонов уже запланировал увеличение своего роялти на 50%, а шасси почему то удорожают в 2 раза.
И это всё конечно не учитывая денег которые уйдут на Украину за сопровождение и поддержание годности, обучение, тренажеры и тд.
Я не против! лучше пусть ВАСО собирает Ан148, а наши предприятия поставляют какие то изделия для 158/148-го, хоть и в количестве десяти штук в год. Чем простаивают.
Я митинговал скорее против слов "украино-российский", ведь читателю может показаться, что доля России в доходах от такого самолета велика или "почти половина", а некоторые твердят про "бОльшую половину". К сожалению, половиной там и не пахнет и нам всё же развивать свои компетенции, чем собирать по чужим чертежам. Или Ту/Ил/Су или купить Ан, мне всё равно. Но лучше бы иметь "свою корову". Вот что я пытался выразить
Последнее редактирование: