Не знаю, на сколько интервью гендиректора относится к новостям авиакомпании, но тем не менее:
Интервью: Владислав Филев, генеральный директор авиакомпании “Сибирь”
“Это как любовь. Шел-шел — и вдруг…”
Анастасия Дагаева
Ведомости
23.07.2007, №134 (1908)
“Сибирь” готова к альянсам, но не нашла себе достойную пару, говорит гендиректор авиакомпании Владислав Филев
ЛЕ-БУРЖЕ — Владислав Филев с нетерпением ждет 2014 г. Олимпиада — само собой разумеется, а еще через семь лет S7 Group получит первый Boeing-787 Dreamliner. “Это самый красивый самолет, который я видел”, — признался Филев, подписывая контракт в конце мая. В 2014 г. он намерен полностью обновить парк S7, пополнив его не только Boeing, но и Airbus. Филев готовится к небывалому росту пассажиропотока внутри России, отодвигая планы по международной экспансии “на потом”. В интервью “Ведомостям” Филев рассказал, зачем отделил бизнес по перевозкам от сервисных подразделений, когда собирается покинуть кресло гендиректора “Сибири” и почему все акции авиакомпании записаны на жену.
— Ожидается, что в 2007 г. государство выставит на продажу свой 25,5%-ный пакет “Сибири”. Купите?
— Всегда вопрос цены. Мы никогда не покупаем дорого.
— Но желание купить госпакет есть?
— У меня — нет.
— А необходимость с точки зрения бизнеса?
— Когда будет велика — купим.
— Но могут и опередить?
— Значит, не повезло.
— А если аукцион объявят на следующей неделе, пойдете?
— У нас сейчас другие задачи.
— Ну да, вы купили много самолетов…
— И это правильно. Сравните: самолет — красота, мощь, а акции — запись где-то в компьютере.
— Сколько вы заключили контрактов на покупку новых лайнеров в 2007 г.?
— На 35 Boeing и 38 Airbus. Из них 20 новых B-737-800, девять А-319 и четыре A-320 мы берем в операционный лизинг. Boeing в лизинг дает компания Cramington, Airbus — ILFC и Cramington на срок от шести лет. 15 самолетов B-787 Dreamliner оформлены в финансовый лизинг. На Ле-Бурже заключили твердый контракт на 25 А-320.
— Действительно ли все кредиты, взятые для покупки самолетов, оформляются на “Сибирь”, а самолеты — на S7 Group? Для чего это делается?
— Кредиты дают тем компаниям, которые берут самолеты. Dreamliner мы взяли на S7 Group, а дальше нам предстоит определиться, кто их будет эксплуатировать — “Сибирь” или, например, S7 Charter. B-737 пойдут на чартерные перевозки, первые 10 поступят в 2010-2011 гг. A-320 предназначены для “Сибири”, ждем их в 2008 г. А пока до погашения кредита каждый самолет будет оформлен на отдельную компанию. Это удобно — для залога.
— Когда будет реализован опцион на 10 B-787 Dreamliner?
— Предполагаю реализовать в 2010 г. или позже. У нас еще опцион на 10 B-737.
— А откуда ресурсы? Кроме авиационного бизнеса чем-то еще занимаетесь? Слышала, что Филевы собираются выпускать собственную алкогольную продукцию и занимаются недвижимостью.
— У нас нет в S7 Group активов, не связанных с авиационным бизнесом.
— А не в группе?
— Тоже нет.
— Сколько берете в кредит? Или хотя бы какую долю от необходимой суммы?
— Финансовая часть сделок — военная тайна. Она настолько военная, что я не имею права сказать цену самолета, по которой его беру.
— Ниже каталожной?
— Да.
— Выгодная скидка?
— Чем дешевле самолет, тем меньше доля, которую я плачу собственными деньгами.
— На какой срок берете кредит?
— На 12 лет. При сроке окупаемости самолета от 12 до 18 лет. Скорее всего момента, когда самолет может перейти из собственности банка в собственность S7 Group, я уже не увижу в этой должности.
— А разве вы хотите уйти с поста гендиректора “Сибири”?
— Я уже десятый год возглавляю компанию. Больше 20 лет вряд ли отсижу.
— Успеете завершить обновление парка?
— Это как ремонт: его завершить нельзя, можно только остановить.
— Airbus-320 будут заменять Ту-154?
— Да, “тушкам” много лет.
— А старые самолеты — в металлолом?
— Да.
— Сколько может дать старый самолет?
— $50 000.
— Всем новым самолетам найдете применение?
— В 1991 г. в СССР пассажиропоток составлял 90 млн человек. Потом был спад в 4,5 раза. Шесть лет назад российские авиакомпании перевезли 20 млн. В этом году ожидается более 40 млн. К 2014 г., когда придет время получать наши “лайнеры мечты”, пассажиропоток может быть 60-80 млн человек. Если будет 80 млн, то единственная проблема, которая у нас возникнет, — дефицит кресел. Возможно, мы попросим Boeing увеличить вместимость самолетов на 40 мест (вместимость заказанных — 246 мест. — “Ведомости”). Кстати, Boeing изменила прогноз, сколько нашему рынку потребуется новых самолетов в ближайшие 20 лет, с 800 на 1000.
— Почему не покупаете российские самолеты?
— Я бы с удовольствием купил МиГ-29, но он не возит людей. А новые пассажирские самолеты нам еще предстоит увидеть и оценить, насколько они будут соответствовать нашей маршрутной сети и планам по ее расширению.
— Есть ли планы строить собственные топливозаправочные комплексы в аэропортах?
— Это другой бизнес, мы хотим сосредоточиться на том, что мы хорошо научились делать, — на авиаперевозках. От непрофильных активов, напротив, избавляемся, новые приобретать не будем.
— Вам нравится зеленый цвет самолетов “Сибири”?
— Да. Я же военный. Кстати, все новые самолеты с завода мы будем получать уже покрашенными в фирменные цвета.
— Говорят, что этот цвет придумала ваша жена Наталья Филева?
— Все придумывают в Лондоне. За это надо просто заплатить.
— Вы именно так поступили?
— Да. Мы придумали только одну настоящую штуку: мы никогда ничего не придумываем сами. Мы обращаемся к самым дорогим консультантам, и они нам все придумывают.
— Ребрендинг “Сибири” оценен в $5 млн.
— Думаю, что это заниженная стоимость. Если считать разработку идеи, покраску, сопутствующие материалы, промоакции, это скорее десятки, чем единицы, миллионов долларов.
— Откуда взяли деньги?
— Приходишь в банк брать кредит на $1 млрд на 12 лет, если тебя не знают, то выставят 9% годовых, а если знают — 8,5%. Нас знают. И 0,5% на этой сумме за 12 лет будут равны $60 млн. Вот и деньги на ребрендинг выкроили.
— А зачем вам ребрендинг?
— Мы выделяемся, привлекаем внимание — и не только пассажиров. В буклете Boeing про Dreamliner есть фотография, на которой самолет выкрашен в наши цвета. Мы об этом даже не знали.
— Про IPO не думаете?
— Нет. Может быть, я не являюсь настоящим капиталистом. И в этом смысле я еще не дошел до того, чтобы работать на стоимость компании. Пока я люблю операции. Наверное, самый успешный менеджер, кто занимается стоимостью авиакомпании, — [гендиректор “Аэрофлота” Валерий] Окулов. Когда-нибудь и наша компания будет этим заниматься, но пока я не почувствовал тяги.
— Нет ли планов приобрести иностранную авиакомпанию и выйти на рынок перевозок других стран?
— Уже проходили. Два года назад продали Armavia. Мы хотим сосредоточиться на России.
— Когда “Сибирь” вступит в международный авиаальянс One World, переговоры с которым ведет авиакомпания? В другой альянс — Sky Team вступить уже нельзя: туда вступил ваш конкурент “Аэрофлот”.
— “Аэрофлот” — скорее старший брат.
— Но лучше с братом в разных альянсах находиться. Тем более со старшим…
— В альянсы нас зовут. Решения еще нет — пока обсуждаем. Пассажирам это даст новые возможности: доступ к самым сложным иностранным маршрутам, скидки и более низкие тарифы на зарубежных рейсах. Альянсам нужна наша уникальная маршрутная сеть — для разлета во все российские регионы через узловые центры “Сибири”. Но чтобы войти в какой-либо альянс, надо летать на международных линиях, как “Аэрофлот”.
— Собираетесь летать во Францию, Великобританию?
— Не пускают. Там “Аэрофлот”, “Трансаэро”, British Airways, Air France — KLM.
— А где у вас регулярные рейсы за границу?
— Китай, Корея, Германия, Черногория, Болгария, Египет, Австрия, Турция, Таиланд, Канарские острова, ОАЭ, все страны СНГ…
— Есть ли направления, куда очень хотели бы попасть?
— В Париж, Лондон очень бы хотели попасть. И конкурировать.
— А возможности есть?
— Желание есть, а возможностей нет. Будем ждать, когда “старший брат” состарится, а мы будем еще молодыми. Мы же еще подростки.
— Как появилась S7 Group?
— Идеально для авиакомпании не иметь ничего [не связанного с перевозками] и на конкурентных условиях покупать запчасти и услуги на рынке, в том числе услуги технической службы, агентов по продаже билетов, компаний, организующих бортпитание и заправку. В Европе все именно так. В России — нет. Два года назад я решил создать квазиконкуренцию внутри группы, выделив [из авиакомпании] сервис в отдельные структуры. Перед ними стоит задача через какое-то время брать не менее 50% заказов от сторонних организаций.
— То есть от конкурентов?
— Да. Наше инженерное подразделение, которое занимается самолетами западного производства [Boeing-737, Airbus-319, -320 и -310], более четверти заказов выполняет для других компаний, в частности “КД-Авиа” и “ВИМ-Авиа”. Но пока главным потребителем услуг является “Сибирь”.
— Когда будет создан технический центр совместно с Lufthansa?
— Специалисты из Lufthansa у нас работают уже давно, регистрацией центра займемся в 2008 г.
— А туристическое подразделение “Сибири”, ставшее в 2006 г. самостоятельным оператором, — S7 Tour тоже работает “на сторону”?
— Туры продаем как через собственную розничную сеть, так и через дистрибуторов. Мы сами продаем не более 20%, чтобы чувствовать рынок. Все остальное идет через турагентства.
— “Сибирь” пользуется услугами S7 Tour?
— Да.
— А скидки для нее есть?
— С “Сибирью” наша розница зарабатывает на 25% меньше, чем если бы она зарабатывала с другой компанией. Но “Сибирь” — самый большой клиент S7 Tour, поэтому она получает самые большие скидки.
— Создание весной компании S7 Charter говорит о том, что рынок чартерных перевозок вам интересен. Какую долю завоевали?