Спасение Boeing — самая сложная работа и самая большая возможность в бизнесе
8 декабря 2024 г.
В ноябре сенатор Тед Круз, который в следующем месяце станет председателем сенатского комитета по надзору за авиацией, заявил новому генеральному директору Boeing Келли Ортберг, что если у авиапроизводителя возникнет еще хотя бы одна громкая проблема с безопасностью, «ваша компания окажется в очень, очень большой беде».
«Я думаю, он прав», — сказал Ортберг сотрудникам Boeing, передавая разговор в ходе веб-трансляции для всех в конце прошлого месяца. «Мы здесь на дне, ребята».
Компания Boeing пережила более пяти лет трагедий, ошибок и неудач: смертоносные крушения самолетов 737 MAX, из-за которых парк самолетов MAX был приостановлен почти на два года; длительная приостановка поставок самолетов 787 из-за проблем с качеством; резкий спад экономики из-за COVID-19; отрыв в воздухе панели размером с дверь на рейсе авиакомпании Alaska Airlines в январе; 53-дневная забастовка профсоюза машиностроителей.
Учитывая, что производство самолетов сейчас ограничено регулирующими органами, а
Boeing теряет более 4 миллиардов долларов наличными каждые три месяца, масштабы проблем, с которыми сталкивается Ортберг, устрашают.
Набор инженерных талантов в этот хилый аэрокосмический гигант затруднен из-за конкуренции со стороны инновационных стартапов в сфере воздушного такси и космоса. Увольнения, подрывающие моральный дух, побудили некоторых ведущих сотрудников искать работу в других местах.
А в следующем году появятся новые препятствия.
Ортбергу необходимо закрыть
сделку по приобретению проблемного поставщика Spirit AeroSystems за 8 миллиардов долларов и плавно реинтегрировать это предприятие в Уичито, штат Канзас, спустя два десятилетия после того, как Boeing продала его.
А в ходе беседы с избранным президентом Дональдом Трампом в прошлом месяце Ортбергу сообщили, что он ожидает негативного влияния пошлин на Boeing в 2025 году.
Один из выдающихся гуру в области бизнес-лидерства считает, что у Ортберга «сейчас самая сложная работа в американском бизнесе».
Однако у Ортберга также есть «самая большая возможность», сказал Гаутам Мукунда, преподаватель Йельской школы менеджмента. «Потому что человек, который спасет Boeing, станет легендой американского бизнеса».
Генеральный директор Ортберг рассказывал о тяжелой ситуации во время внутренней презентации для всех участников 20 ноября, проведенной перед небольшой группой людей в центре доставки самолетов Boeing Field и транслировавшейся по всей компании.
Одетый в темную флисовую кофту Boeing и брюки цвета хаки, Ортберг демонстрировал мрачный реализм, призывая всех в компании объединиться и
вытащить Boeing из ямы, в которой он оказался.
Он выразил надежду, что если это удастся сделать, Boeing сможет «быстро выбраться из этой ситуации».
«Наша миссия потрясающая. Наш продуктовый портфель великолепен. Спрос на нашу продукцию велик», — сказал он аудитории.
«Мы можем это изменить, ребята», — сказал Ортберг. «Мы можем вернуться к тому, о чем пишут истории: «Ух ты, посмотрите на компанию Boeing, и как они снова стали лидерами в аэрокосмической и оборонной промышленности».
Но сначала он обрисовал суровые меры, которые нам предстоит принять: увольнения, сокращение расходов, продажа активов и долгий, медленный процесс изменения культуры Boeing и восстановления ее запятнанной репутации.
Изменение культуры
Как он уже неоднократно делал с тех пор, как в августе стал генеральным директором, Ортберг в своей презентации, с которой ознакомилась The Seattle Times, упомянул девиз «Работать вместе», который бывший генеральный директор Commercial Airplanes Алан Малалли отстаивал в 1990-х годах во время разработки успешного самолета Boeing 777.
Это было лидерство, которое открыто интегрировало вклад всех заинтересованных сторон: инженеров, рабочих завода, поставщиков запчастей и клиентов авиакомпаний.
Сотрудники, которые говорили с The Seattle Times о речи Ортберга, приветствовали этот принцип и в целом были настроены оптимистично в отношении того, что он сможет вывести Boeing из нынешнего кризиса.
Однако один инженер и опытный сотрудник Commercial Airplanes Quality, оба из которых попросили не называть их имен в целях защиты своих позиций, выразили разочарование тем, что, хотя Ортберг и говорил об изменении культуры, он просил сотрудников отказаться от стратегических ошибок, которые привели к краху Boeing.
«Не сидите у кулера и не жалуйтесь», — сказал Ортберг своим слушателям. «Я не могу себе представить, сколько времени мы тратим на жалобы на то, что сделал Макдоннелл Дуглас, что сделал Джим Макнерни, что сделал Деннис (Мюленбург)».
Но многие считают, что важнейшим изменением культуры является отказ от того, что сделали эти и другие бывшие генеральные директора с момента приобретения McDonnell Douglas 27 лет назад —
чрезмерное внимание к цене акций, подавление профсоюзов, давление на поставщиков, сокращение расходов, аутсорсинг работ и отношение к давним сотрудникам как к ненужным.
Сотрудник отдела качества заявил, что он хотел бы, чтобы Ортберг сначала отказался от прошлых ошибок.
Профессор менеджмента Мукунда, охарактеризовавший бывшего генерального директора Макнерни, главного архитектора стратегии Boeing за последние 20 лет, как «возможно, худшего генерального директора в истории Америки», сказал, что возвращение к культуре «Работы вместе», существовавшей в Малалли до прихода в McDonnell Douglas, — это именно то, что нужно.
«Интеллектуальные течения менеджмента, которые раньше боготворили подход в стиле GE, воплощенный (Гарри) Стоунсайфером, Макнерни и (Дэйвом) Кэлхоуном, теперь изменились», — сказал Мукунда. «Это был катастрофический путь, по которому вместе прошла вся страна».
Тем не менее, Ортберг заявил, что хочет избавиться от негатива и сосредоточиться на будущем.
«Все просто устали от барабанной дроби о том, что не так с Boeing? Верно? — сказал он сотрудникам. — Я устал от этого».
Ортберг рассказал, что с момента прихода на работу он столкнулся со слишком большой «внутренней борьбой» и «культурой обвинений» в Boeing, которая допускает грубые разговоры и «неприятные электронные письма» между сотрудниками.
По его словам, со стороны это создает у Boeing «ауру ужасной культуры».
«Мы тратим больше времени на споры с самими собой, чем на размышления об Airbus», — сказал Ортберг.
«Существует большое недоверие между людьми, которые выполняют работу, и людьми, которые управляют», — добавил он. «Нам нужно гораздо, гораздо больше сосредоточиться на совместной работе».
Тяжелое начало: сокращение расходов и увольнения
Очевидно, что недавнее решение Ортберга о резком сокращении расходов и командировок, а также о
сокращении 10% рабочей силы является трудным началом плана, направленного на восстановление доверия и морального духа сотрудников.
Сокращение расходов привело к тому, что сотрудники Boeing не смогли посетить конференцию авиационной отрасли в Стамбуле в сентябре, где запланированные дебаты на сцене между руководителями Airbus и Boeing превратились в презентацию исключительно Airbus.
А на церемонии вручения наград авиационной отрасли Wings Club black-tie в Нью-Йорке в октябре клиенты авиакомпаний и авиационные консультанты заняли свои места за спонсируемыми Boeing столами — но без своих хозяев из Boeing. Необязательные командировки руководителей были отменены.
Более существенное сокращение расходов коснулось даже проектов исследований и разработок.
«Вы можете увидеть некоторые проекты НИОКР, которые мы приостанавливаем или откладываем», — сказал Ортберг. «Есть несколько проектов, по которым мы просто решили, что больше не имеет смысла делать».
Что касается плана по сокращению около 17 000 рабочих мест за счет увольнений и текучести кадров, Ортберг сообщил сотрудникам, что это необходимо, поскольку Boeing не производит самолеты запланированными темпами из-за ограничений FAA, введенных после выброса 5 января во время полета на Аляске.
«Мы продолжали комплектовать штат по плану, который не выполнили, и он больше не отражает наш текущий прогноз», — сказал он. «У нас слишком много сотрудников для того объема бизнеса, который у нас есть».
Хотя некоторые инженеры были уволены, большинство из них не работают напрямую над проектированием и строительством самолетов. Одна из целей, сказал Ортберг, заключается в сокращении уровней среднего менеджмента и предоставлении лидерам более тесной связи с людьми, работающими на заводе.
«Слишком много управления. Слишком много накладных расходов. Слишком сложно что-либо сделать», — сказал Ортберг. «На кухне слишком много поваров».
Первые уведомления об увольнении были разосланы в прошлом месяце, а вторая волна будет разослана в этом месяце, при этом указанные сотрудники будут уволены в январе и феврале.
Естественно, это заставило некоторых начать искать другие варианты.
«Люди напуганы», — сказал Адам Пиларски, аналитик отрасли из консалтинговой фирмы Avitas. Он получил резюме от ветеранов с 20-летним стажем в Boeing, включая руководителей высшего звена.
Стабилизация и оптимизация операций
Едва Ортберг приступил к исполнению обязанностей нового генерального директора Boeing, как он столкнулся с двумя неотложными кризисами: острой нехваткой капитала из-за ежеквартального оттока денежных средств, а затем забастовкой профсоюза машинистов, которая остановила производство самолетов почти на два месяца.
Пиларски сказал, что Ортберга больше всего волновал вопрос: «Как нам выжить?»
Компания Boeing оперативно собрала более 21 миллиарда долларов за счет продажи акций и в конечном итоге положила конец забастовке повышением заработной платы, которое за четыре года составило примерно 43%.
В веб-трансляции Ортберг изложил следующие этапы своего плана восстановления:
- Стабилизировать бизнес за счет устойчивого и безопасного наращивания темпов производства самолетов 737 MAX для получения денежных средств.
- Оптимизируйте компанию посредством увольнений и продажи активов, чтобы сосредоточиться на основных направлениях и повысить эффективность.
- Возьмите под контроль текущие программы разработки, включая самолеты MAX 7, MAX 10 и 777X, а также ряд проблемных военных и космических программ.
- Измените культуру компании, чтобы повысить уровень безопасности и производственной эффективности.
- Построить будущее для Boeing, выпустив через несколько лет ее следующий новый самолет.
Ближайшая цель Ортберга — довести темпы производства 737 MAX до 38 самолетов в месяц, что соответствует текущему ограничению, установленному Федеральным управлением гражданской авиации для обеспечения качества производства.
Ортберг подчеркнул необходимость срочного увеличения поставок самолетов, чтобы остановить отток денежных средств Boeing, который, по его прогнозам, составит «почти 4,5 млрд долларов» за последние три месяца этого года. «У нас не так много времени, чтобы собраться с силами», — сказал он.
Тем не менее, рост производства должен происходить медленно, чтобы предотвратить дальнейшие серьезные провалы в качестве, о которых предупреждал Круз. Ортберг сказал, что Boeing будет использовать свою новую систему управления безопасностью «как нашу Библию», чтобы безопасно наращивать производство.
Возможно, замедлит эти усилия и сложная работа по поглощению Spirit, которая производит фюзеляжи и другие основные детали для самолетов Boeing, — она может начаться только после закрытия сделки, примерно в середине 2025 года.
А новая администрация Трампа может осложнить отношения Boeing с Китаем, одним из крупнейших в мире рынков коммерческих самолетов.
Ортберг сообщил сотрудникам, что 15 ноября он разговаривал с Трампом, чтобы обсудить пошлины, подчеркнув, что «самолеты Boeing производятся в Соединенных Штатах Америки и экспортируются по всему миру.
«Мы являемся экспортером №1 в стране, и импорт китайских самолетов в США не осуществляется», — сказал Ортберг Трампу.
В результате разговора Ортбег убедился, что «мы увидим введение тарифов, которые, по моему мнению, вероятно, нанесут нам ущерб».
Ответные пошлины могут задержать поставки в Китай и сорвать план Boeing по вывозу более 50 завершенных самолетов 737 MAX, построенных для китайских авиакомпаний и находящихся на стоянке с 2019 года.
«Нам просто придется с этим справиться», — сказал Ортберг сотрудникам.
Что является ядром Boeing?
Ортберг сообщил, что он изучает все предприятие Boeing, чтобы выяснить, какие подразделения можно продать, чтобы получить деньги и снова сосредоточиться на том, что является центральным для Boeing.
«Нам нужно оптимизировать работу», — сказал Ортберг сотрудникам, и избавиться «от вещей, которые на самом деле не вписываются в наше будущее».
«Нам будет гораздо лучше, если мы будем делать меньше и делать это намного, намного лучше», — сказал он.
Мукунда заявил, что в результате реструктуризации Ортберга Boeing, скорее всего, станет «урезанной компанией», которая будет больше сосредоточена на создании коммерческих самолетов и оборонных платформ.
Утечки информации от банкиров показали, что Boeing
рассматривает возможность продажи за 6 миллиардов долларов своего подразделения Jeppesen, расположенного в Энглвуде, штат Колорадо , которое предоставляет услуги электронной аэронавигации.
Сообщается, что сделка по продаже United Launch Alliance, совместного с Lockheed Martin предприятия по производству космических ракет, близка к завершению.
Аналитик Скотт Микус из Melius Research заявил, что еще одним потенциальным кандидатом на продажу может стать базирующееся в Эль-Сегундо (штат Калифорния) подразделение Boeing по разработке малых спутников Millennium Space Systems.
Бизнес Boeing по дистрибуции авиазапчастей и ее подразделение по производству вертолетов в Филадельфии также достаточно здоровы, чтобы привлечь покупателей, если Ортберг того пожелает.
Boeing рассматривает вопрос о том, что делать с программой космических капсул Starliner, провал которой оставил двух астронавтов застрявшими на Международной космической станции до следующего года. Будет сложно найти покупателя на Starliner, у которого, похоже, мало шансов заработать деньги.
И поскольку SpaceX доминирует на рынке запусков, будущее гигантской ракеты Space Launch System, которую Boeing разрабатывает для NASA, находится под серьезным сомнением — особенно теперь, когда владельцу SpaceX Илону Маску поручено сократить государственные расходы для администрации Трампа.
Бывший топ-менеджер Boeing, говоривший на условиях анонимности, чтобы сохранить отношения с нынешним руководством, посетовал, что «Boeing раньше владел пилотируемыми космическими полетами, а теперь нам очень трудно даже оставаться в них из-за результатов».
«Если они считают, что не смогут заработать в космосе, им следует закрыть его», — сказал он.
Boeing также годами теряет деньги из серии военных контрактов с фиксированной ценой, которые он выиграл, предложив слишком низкую цену. У него нет выбора, кроме как попытаться завершить эти контракты и оставить позади масштабные списания.
Байрон Каллан, аналитик по вопросам обороны из Capital Alpha Partners, говорит, что Boeing может захотеть избавиться от некоторых периферийных военных программ, таких как подразделения по производству боеприпасов Harpoon и JDAM.
Однако он отметил, что аэрокосмический гигант должен оставаться на рынке военных самолетов следующего поколения, чтобы быть в курсе передовых разработок в основных технологиях, которые используются в коммерческих и оборонных проектах.
«Есть части оборонного портфеля, которые, как вы можете утверждать, должны оставаться частью аэрокосмической компании», — сказал Каллан. «Если бы я был Boeing, я бы хотел иметь влияние на этом рынке».
Новый самолет будущего
Не вызывает сомнений то, что производство коммерческих авиалайнеров останется основным направлением деятельности Boeing.
Консультант по авиации Тревор Скелли, который
ранее руководил заводом Collins Aerospace в Эверетте, являвшимся крупным поставщиком Boeing, сказал, что решение Ортберга переехать и жить в Сиэтл является «важным показателем того, где он видит суть бизнеса».
Это хорошие новости для этого региона, особенно после того, как
в прошлом месяце профсоюз машиностроителей взял на себя обязательство о том, что следующий новый самолет Boeing будет производиться на его заводах в Пьюджет-Саунде.
«Авиастроительные компании занимаются проектированием, строительством, испытаниями и поставкой самолетов, а мы собираемся спроектировать новый самолет», — сказал Ортберг сотрудникам. Но он предупредил, что им придется подождать несколько лет.
«Рынок, вероятно, не подходит для самолета, а технология, вероятно, не подходит для нового самолета, но мы тоже не готовы», — сказал он. «Мы не в том финансовом положении, чтобы сделать это».
Мукунда из Йельского университета заявил, что объявление о запуске следующего нового самолета, 797, станет ключевым фактором восстановления Boeing.
«Прямо сейчас, если бы вы были Boeing и пытались нанять лучшего инженера-авиаконструктора из Caltech или MIT, как бы вы могли заставить их работать на вас вместо SpaceX?» — сказал он. «Центральным элементом изменения компании является обязательство сделать что-то по-настоящему амбициозное, что-то, что воодушевляет всех в Boeing».
В случае успешного запуска следующий новый самолет Boeing должен восстановить слабеющий статус Тихоокеанского северо-запада как одного из крупнейших мировых центров авиастроения.
До приостановки полетов MAX в 2019 году заводы Boeing в районе Пьюджет-Саунд производили 66 больших коммерческих самолетов в месяц. При нынешних темпах эти же заводы производят около 30.
Однако Ричард Абулафия, отраслевой эксперт AeroDynamic Advisory, обеспокоен тем, что Boeing, столкнувшаяся в последние годы с утечкой мозгов из-за ухода опытных сотрудников, вскоре может потерять еще больше оставшихся инженерных талантов, необходимых для проектирования и строительства следующего самолета.
«У более конкурентоспособных людей есть все стимулы подумать об уходе», — написал он в прошлом месяце. И поскольку в других местах открыто много интересных вакансий в аэрокосмической отрасли для лучших талантов, эти люди не вернутся, сказал он.
«Я начинаю задаваться вопросом, не вернутся ли в Boeing», — написал Абулафия в ноябрьском информационном бюллетене.
Чтобы привлечь и удержать талантливых сотрудников, а также достичь цели «работать вместе», Микус из Melius Research заявил, что Boeing следует обновить структуру компенсаций, возможно, предоставив опционы на акции даже рядовым сотрудникам.
По его словам, сотрудники должны «чувствовать не только то, что у них есть будущее в Сиэтле, но и то, что они получат свою долю финансовой выгоды от восстановления».
Ортберг, завершая свою внутреннюю напутственную речь сотрудникам, призвал их верить в будущее и сосредоточиться на ближайших шагах.
«Давайте перейдем к следующему году, когда компания Boeing снова на подъеме», — сказал Ортберг. «Это потребует от нас всех».
Доминик Гейтс : 206-464-2963 или
[email protected] . Доминик Гейтс — лауреат Пулитцеровской премии
With Boeing bleeding more than $4 billion in cash every three months, the scale of the challenge new CEO Kelly Ortberg faces is daunting.
www.seattletimes.com