17 марта
глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что если «на Украине произойдёт дальнейшая эскалация конфликта», его страна аннулирует сделку с Россией по продаже ударных вертолётоносцев класса «Мистраль». Произойти это должно, по мнению Фабиуса, на третьем этапе санкций, до которого дело пока не дошло.
Договор по закупке вертолётоносцев класса «Мистраль» Россия заключила с Францией в декабре 2010 года. Согласно ему, два вертолётоносца должны быть построены на французских судоверфях, а ещё два — по французской лицензии.
Стоимость строительства двух кораблей во Франции составляет 1,15 миллиарда евро, из которых к сегодняшнему дню Россия выплатила уже около 700 миллионов евро.
Новость по теме
Франция может пересмотреть военные контракты с Россией
С самого начала этой истории среди российских военных экспертов разгорелись яростные споры о том, нужны ли вообще России подобные корабли. Многие открыто называли контракт о покупке «Мистралей» очередной пустой и бессмысленной инициативой
тогдашнего главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова.
Парадоксально, но российские военачальники поначалу даже не могли объяснить, для каких целей приобретается корабль, который по своим задачам изначально предполагает ведение наступательных действий.
После некоторой паузы всё-таки было объявлено, что построенные во Франции корабли будут приписаны к Тихоокеанскому флоту. В бухте Улисс уже начата постройка пункта базирования вертолётоносцев, которая должна быть завершена в 2017 году.
Проблемное приобретение
Среди скептиков, сомневающихся в необходимости «Мистралей» в России, есть и такой влиятельный человек, как
вице-премьер Дмитрий Рогозин. Чиновника смущает то, что «Мистраль» по своим характеристикам не может использоваться в ледовых условиях. Для Франции, предполагавшей применение вертолётоносцев в Африке, это нормально, а для России — как минимум странно.
Бывший командующий Черноморским флотом России адмирал Владимир Комоедов в комментарии РИА Новости и вовсе охарактеризовал «Мистрали» как «консервные банки».
Адмирал имел в виду то, что у вертолётоносцев крайне слабая защита и они легко уязвимы. Кроме того, по договору Франция не передаёт нам всю «электронную начинку» корабля, а устанавливает только её часть, то есть фактически России придётся дополнительно оснащать своё приобретение.
Кстати, два «Мистраля» во Франции строятся лишь частично — кормовая часть изготавливается на российском Балтийском заводе, после чего перегоняется для окончательной сборки во Францию.
Статья по теме
Зачем России нужны французские военные корабли «Мистраль»?
Есть проблемы и с собственно вертолётами. Дело в том, что «Мистрали» изначально спроектированы не под российские вертолёты, которые выше, чем те, что используют французы. Предполагается, что на вертолётоносцах будут размещаться ударные вертолёты Ка-52 «Аллигатор» и транспортные Ка-29, однако скептики опасаются, что в итоге России придётся приобретать ещё и иностранные вертолёты для оснащения судна.
Что касается вооружения самих судов, то оно будет новейшим и целиком российским. Установка его на вертолётоносцы должна занять ещё около года после передачи кораблей России.
Нужен ли президенту конфликт с судостроителями?
Первый вертолётоносец, строящийся для России, получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, а первый испытательный выход в море совершил буквально только что, 6 марта 2014 года. Сдача его ВМФ России запланирована на 2015 год. Второй вертолётоносец, «Севастополь», должен войти в строй годом позже.
Итак, по мнению военных экспертов, Россия за весьма серьёзную цену приобретает у Франции корабли, которые ей, по большому счёту, не очень нужны и которым приходится придумывать цели применения.
И вот теперь Франция вознамерилась наказать Россию, отказав ей в поставке «Мистралей». То есть французское правительство решило избавить российских военных от лишней головной боли, причём ещё и заплатив за это.
По данным источников в Объединённой судостроительной компании, контракт на покупку «Мистралей» составлен так, что в случае отказа от выполнения обязательств Франции придётся не только вернуть уже заплаченные Россией 700 миллионов евро, но и выплатить дополнительно сотни миллионов евро неустойки.
Больше того, администрация
Франсуа Олланда рискует окончательно подорвать свои позиции внутри страны. Дело в том, что вертолётоносцы строятся на судоверфях в Сен-Назере, которые известны своим чрезвычайно мощным профсоюзом. Отказ от сделки с Россией лишает членов профсоюза заработка, и подобная «вольность» французских властей чревата для них «майданом» уже на собственной территории.
Кто кого в такой ситуации подвергает санкциям, судите сами.
http://www.aif.ru/politics/world/1129034