О космосе - общая ветка

а что сейчас слышно о судьбе ангольского спутника? что-то давно новостей не было о нём: удалось ли оживить его электропитание, или всё-таки впал в "кому"?

Предоставим слово создателям спутника:

15.01.2018

Космический аппарат (КА) «Ангосат», созданный в РКК «Энергия» по заказу Министерства телекоммуникаций и информационных технологий Республики Ангола, проходит запланированные лётные испытания.

Поступающая со спутника телеметрия позволила выявить проблему в работе аппаратуры системы электроснабжения КА «Ангосат». Специалисты РКК «Энергия» завершают обработку имеющейся телеметрической информации и готовятся провести ряд тестов.

В ближайшее время космический аппарат «Ангосат», двигающийся вдоль геостационарной орбиты в западном направлении, покинет зону радиовидимости средств Центра управления полётом (г. Королёв).

Ввиду высокой ответственности манёвров на геостационарной орбите принято решение не осуществлять активного воздействия на космический аппарат до его возвращения в зону радиовидимости.

Возобновление работ, связанных с проведением лётных испытаний космического аппарата «Ангосат», планируется в середине апреля 2018 года.

https://www.energia.ru/ru/news/news-2018/news_01-15.html
 
Реклама
Довыведение КА с геопереходной орбиты на геостационарную это операция стандартная. Движки у них условно "маршевые" имеются. В данном случае апогей и перигей можно считать нормальными, а на исправление наклонения придется затратить топливо сверх предусмотренного штатным полетным заданием. В итоге расчетный срок службы КА сократится с 15 лет до 12 (грубая оценка). И страховка выручит.
Но могут и с использованием облета Луны наклонение поменять, как на Азиасат-3С Боингом было сделано.

Раз уж в соседней теме ту-160 в гражданский переделывают - то спрошу. А никто не хотел сделать буксир для таких случаев? болтался бы на орбите, хватал таких потеряшек, таскал куда надо. ему и дозаправку придумать можно - сделать отдельный топливный отсек
 
Раз уж в соседней теме ту-160 в гражданский переделывают - то спрошу. А никто не хотел сделать буксир для таких случаев? болтался бы на орбите, хватал таких потеряшек, таскал куда надо. ему и дозаправку придумать можно - сделать отдельный топливный отсек

Много кто хотел, но особой нужды нет, так что все так и осталось в проектах. На англоязычной вики есть симпатичная статья с перечислением оных https://en.wikipedia.org/wiki/Space_tug

В 1984 г. Шаттл летал, чтобы забрать два спутника (Westar 6 и Palapa B2), оказавшихся после запуска на неверной орбите, вернул их на Землю, и потом спутники были запущены вновь.
 
А никто не хотел сделать буксир для таких случаев? болтался бы на орбите, хватал таких потеряшек, таскал куда надо. ему и дозаправку придумать можно - сделать отдельный топливный отсек
Думаю технически дозаправку КА-потеряшек на низких орбитах реализовать можно, например с использованием Х-37В
Другие варианты представляются чрезмерно сложными.
Нужно учитывать и сложившуюся практику страхования КА, в случае неудачи на полученные от страховой компании деньги можно изготовить и запустить другой КА.
 
Думаю технически дозаправку КА-потеряшек на низких орбитах реализовать можно, например с использованием Х-37В
Другие варианты представляются чрезмерно сложными.
Нужно учитывать и сложившуюся практику страхования КА, в случае неудачи на полученные от страховой компании деньги можно изготовить и запустить другой КА.
А смысл? Низкая орбита большая. Для того, чтобы сблизиться со спутником-потеряшкой, заправщику придется перейти на его орбиту, а это зачастую энергетически более затратно, чем запуск с земли. На какой орбите, например, держать заправщик (буксир), обслуживающий подобную группировку http://www.seos-project.eu/modules/GPS/images/satellitenbahn.gif ?
 
А смысл? Низкая орбита большая. Для того, чтобы сблизиться со спутником-потеряшкой, заправщику придется перейти на его орбиту, а это зачастую энергетически более затратно, чем запуск с земли.
Смысл в деньгах. Перекупить у страховой за 1 доллар не дееспособный КА, заправить его, проверить и продать за 300 миллионов долларов. Переход на другую орбиту энергозатратен если требуется срочно, а если помедленнее (неделя+), то применяя "дрейф" весьма экономно.
Что касается группировок, то это особый случай. Остаток топлива работающих аппаратов как минимум прогнозируем и аппараты сохранившие работоспособность можно без спешки заблаговременно дозаправлять. Сдохшие аппараты меняют на новые из числа заранее припасенных.
 
Дозаправка спутников будет возможна только в случае, если их сразу будут проектировать с учетом этой возможности. Иначе - только космонавтами, за уничтожение которых тут многие ратуют.
А вот вывести в случае необходимости буксир, который пристыкуется (захватом) и возьмет на себя функции корректировки орбиты - более реально.
Но для этого нужно, чтобы такой буксир стоил дешевле, нового спутника на стоимость запуска, т.е. млн на 60, что как-то дороговато.
Только очень дорогие спутники смогут себе такое позволить :)
 
Будем ждать

27332286_1544151599035093_2922648181439910963_n.jpg
 
Заказчики пусков SES-14 и Al Yah 3 подтвердили, что космические аппараты, доставленные носителем Ariane 5 на нецелевые орбиты, будут довыведены на необходимые траектории, после чего начнут штатное функционирование, сообщает Space News.

«SES и Yahsat подтвердили, что оба спутника (SES-14 и Al Yah 3) вышли на связь и номинально функционируют на орбите, несмотря на отклонение траектории, наблюдаемое во время запуска VA241», — говорит оператор Arianespace.

Заказчики пуска отметили полную работоспособность космических аппаратов. Ожидается, что SES-14, снабженный электрическими двигателями, достигнет целевой орбиты в течение четырех месяцев, а Al Yah 3, оснащенный химическими силовыми агрегатами, приступит к работе в конце 2018 года.

В компании создали независимую комиссию по расследованию причин случившегося. Предполагается, что сложившаяся ситуация является «следствием отклонения траектории». В Arianespace не намерены переносить пуски из-за аномалии с последним стартом Ariane 5.

В настоящее время SES-14 и Al Yah 3 находятся на орбитах 235 на 43 150 километров вместо запланированных 250 на 45 000 километров с наклонением около 21 градуса вместо запланированных 3 градусов.

Ракету Ariane 5 с двумя аппаратами запустили 26 января в 01:20 мск с космодрома Куру (Французская Гвиана). Полет шел в штатном режиме, в том числе планово отделилась первая ступень и заработал двигатель HM7B второй ступени. Однако на 10-й минуте пропала телеметрия с Ariane 5.

Первый пуск Ariane 5 состоялся в 1996 году, из 95 ее стартов 2 считаются неудачными и 3, включая последний, — частично удачными. Ранее неполадки происходили в первые шесть лет эксплуатации носителя. Конкурентами Ariane 5 на рынке коммерческих пусков считается российский «Протон», а также американские Falcon 9 и Atlas 5.


https://lenta.ru/news/2018/01/29/ariane5/

http://spacenews.com/satellites-pla...bits-by-ariane-5-can-be-recovered-owners-say/
 
Роскосмос:
РОСКОСМОС. РКН «СОЮЗ-2.1А» ВЫВЕЗЕНА НА СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС КОСМОДРОМА ВОСТОЧНЫЙ
29.01.2018 06:15

29 января 2018 года ракета космического назначения (РКН) «Союз-2.1а» вывезена с технического на стартовый комплекс космодрома ВОСТОЧНЫЙ и установлена на стартовую систему. Для проведения дальнейших предпусковых работ осуществлен наезд мобильной башни обслуживания на стартовый комплекс. По графику первого стартового дня запланированы автономные проверки систем ракеты-носителя, разгонного блока «Фрегат» и космических аппаратов «Канопус» N 3 и 4, а также генеральные испытания.

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с российскими спутниками дистанционного зондирования Земли и мониторинга чрезвычайных ситуаций «Канопус-В» № 3 и № 4 и малыми космическими аппаратами попутной нагрузки намечен на 1 февраля 2018 года. Это будет третий пуск с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.
 
Реклама
Роскосмос:
РОСКОСМОС. НА БАЙКОНУРЕ СОБРАН «ПАКЕТ» РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «СОЮЗ-2.1А» ДЛЯ ЗАПУСКА ТГК «ПРОГРЕСС МС-08»
29.01.2018 15:27

29 января 2018 года специалисты предприятий РОСКОСМОСА на космодроме БАЙКОНУР завершили сборку «пакета» (первой и второй ступени) ракеты-носителя «Сою-2.1а», предназначенной для запуска транспортного грузового корабля (ТГК) «Прогресс МС-08».

Также продолжается подготовка ТГК «Прогресс МС-08» к запуску по программе Международной космической станции. Сегодня, на БАЙКОНУРЕ состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Прогресс МС-08» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

Старт ТГК «Прогресс МС-08» по программе Международной космической станции запланирован на 11 февраля 2018 года. Цель полета: доставка на борт МКС топлива, продуктов, воды и других грузов, необходимых для эксплуатации станции в пилотируемом режиме.
 
Роскосмос:
РОСКОСМОС. ДОГОВОРУ О МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ - 20 ЛЕТ!
29.01.2018 14:42

29 января 2018 года исполняется 20-лет со дня подписания в Вашингтоне соглашения между Россией, США, государствами-членами Европейского космического агентства (ЕSА), Канады и Японии о создании Международной космической станции. Этот документ стал результатом пятилетней предварительной работы космических ведомств разных стран, а дата - точкой отсчета истории МКС. МКС стала самой масштабной и самой дорогой станцией вне Земли в истории мировой космонавтики.

В 1984 году Президент США Рональд Рейган объявил о начале работ по строительству американской орбитальной станции, которая в 1988 году получила название «Свобода» (Freedom). На тот момент над проектом вместе работали США, Канада, страны Европы и Япония. В плане было создание крупногабаритной управляемой станции с модулями, поочередно доставляемыми кораблями «Спейс шаттл» на орбиту. Но в начале 90-х годов стало ясно, что проект потребует слишком больших материальных затрат. В то время в СССР, где уже был опыт создания орбитальных станций «Салют» и «Мир» и выведения их на орбиту, планировалось создание станции «Мир-2». Но из-за экономических трудностей проект был заморожен.

17 июня 1992 года Россия и США заключили соглашение о сотрудничестве в деятельности, направленной на исследование космоса. Российское космическое агентство совместно с НАСА разработало программу «Мир-Шаттл», где предусматривались полеты многоразовых американских кораблей «Спейс Шаттл» на российскую космическую станцию «Мир». Также программа регламентировала включение космонавтов из России в экипажи американских «Шаттлов» и, соответственно, астронавтов США в экипажи российских кораблей «Союз» и станции «Мир». По ходу реализации данной программы возникла идея объединить национальные программы создания орбитальных станций. В марте 1993 года руководителю NASA Дэниелу ГОЛДИНУ генеральным директором РКА Юрием КОПТЕВЫМ и генеральным конструктором НПО «Энергия» Юрием СЕМЁНОВЫМ была предложена идея о создании Международной космической станции. В этом же году многие американские политики выступили против создания орбитальной космической станции. Так, на июньском конгрессе США поднимался вопрос об отказе от строительства станции. Перевес в пользу строительства был в 1 голос: 216 против 215.

2 сентября 1993 года председатель Совета Министров России Виктор ЧЕРНОМЫРДИН и вице-президент США Альберт ГОР все же объявили о создании нового проекта «подлинно международной космической станции». Тогда «Международная космическая станция» стало официальным названием, хотя наряду с ним употреблялось и неофициальное – космическая станция «Альфа». Российское космическое агентство и NASA разработали «Детальный план работ по Международной космической станции», что позволило в июне 1994 года подписать контракт «О поставках и услугах для станции «Мир» и Международной космической станции».

Участники совместных российско-американских встреч видели станцию как единое пространство, состоящее из двух интегрированных сегментов (российского и американского). Уже 23 июня 1994 года было подписано «Временное соглашения по проведению работ, ведущих к российскому партнёрству в Постоянной пилотируемой гражданской космической станции» в Вашингтоне. Теперь Россия официально подключилась к работам над МКС.

В ноябре того же года в Москве были проведены первые консультации американского и российского космических агентств с заключением контрактов с фирмами-участницами проекта — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. и «Боинг».

В марте 1995 года утвержден эскизный проект станции в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне, а в 1996-м утверждена конфигурация станции, состоящей из двух сегментов – российского (усовершенствованная версия «Мир-2») и американского (с участием стран-членов ЕКА, Италии, Канады, Японии и Бразилии). Начинается строительство первых модулей станции.

После подписания документа о создании МКС 29 января 1998 года, уже 20 ноября 1998 года — Россия запустила функционально-грузовой блок «Заря» – первый элемент МКС, а 7 декабря 1998 года к нему был пристыкован первый американский модуль «Юнити», доставленный на орбиту шаттлом «Индевор». Через три дня, 10 декабря, впервые были открыты люки в новую станцию. Первыми в нее вошли российский космонавт Сергей КРИКАЛЁВ и американский астронавт Роберт КАБАНА.

Экипаж первой длительной экспедиции в составе Уильяма ШЕПЕРДА, Юрия ГИДЗЕНКО и Сергея КРИКАЛЁВА прибыл на МКС почти через два года. С тех пор станция стала постоянно обитаемой. Сегодня МКС - территория настоящего международного сотрудничества, своеобразный многонациональный орбитальный дом, где политика уступает место решению практических и научных задач.
 
Роскосмос:
ЦУП. ПРОВЕДЕНА ПЛАНОВАЯ КОРРЕКЦИЯ ОРБИТЫ МКС
30.01.2018 18:30
В соответствии с программой полёта Международной космической станции (МКС) 30 января 2018 года проведена плановая коррекция орбиты МКС.

Для выполнения манёвра в 18:25 мск были включены двигатели служебного модуля (СМ) «Звезда» Международной космической станции. Время работы двигателей составило 22,8 сек. В результате станция получила приращение скорости на 0,35 м/сек.

Согласно данным службы баллистико-навигационного обеспечения Центра управления полётами (ЦУП) расчётные параметры орбиты МКС после выполнения манёвра составили:
  • минимальная высота над поверхностью Земли – 403,2 км,
  • максимальная высота над поверхностью Земли – 424,3 км,
  • период обращения – 92,60 мин.,
  • наклонение орбиты – 51,66 град.
Целью проведения коррекции стало формирование баллистических условий для выведения на орбиту транспортного грузового корабля «Прогресс МС-08», запланированного на 11 февраля 2018 года.
 
Круглая дата
Взято отсюда http://www.astronet.ru/db/msg/1397238

Шестьдесят лет назад, 31-го января 1958 года, первый "Эксплорер" был запущен на околоземную орбиту ракетой-носителем Юпитер-С Военным агентством баллистических ракет. Открывший эру космических исследований в США, Эксплорер-1 был спутником весом всего в 30 фунтов (11 килограммов). На нем было установлено оборудование для измерения температуры, столкновений с микрометеоритами, а также прибор, разработанный Джеймсом А. Ван Алленом, предназначенный для измерения плотности электронов и ионов в космическом пространстве. Измерения, осуществленные этим прибором, привели к неожиданному и удивительному открытию – вокруг Земли существуют пояса из электронов и ионов с высокой энергией, захваченных магнитосферой. Сейчас они называются радиационными поясами Ван Аллена. Эти пояса находятся во внутренней магнитосфере, выше низкой околоземной орбиты. Эксплорер-1 перестал передавать сигналы 28-го февраля 1958 года, однако он оставался на орбите до марта 1970 года.
 
Роскосмос:
РОСКОСМОС. РН «СОЮЗ-2.1А» С КА «КАНОПУС-В» №3 И 4 СТАРТОВАЛА С КОСМОДРОМА ВОСТОЧНЫЙ
01.02.2018 05:18
1 февраля 2018 года с космодрома ВОСТОЧНЫЙ успешно стартовала ракета космического назначения в составе ракеты-носителя «Союз-2.1а», разгонного блока «Фрегат», космических аппаратов дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» №3 и 4, а также девяти американских и германских малых космических аппаратов попутной нагрузки. Это был третий пуск с первого российского гражданского космодрома ВОСТОЧНЫЙ.

Через 8 минут 48 секунд после старта прошло штатное отделение головного блока от третьей ступени ракеты-носителя и разгонный блок «Фрегат» приступил к выполнению полетного задания по доставке космических аппаратов на расчетные орбиты. Разгонному блоку предстоит за счет семи включений двигателей ориентации и маршевой двигательной установки «развезти» космические аппараты по трем орбитам и взять курс на вхождение в атмосферу Земли. После выполнения программы полета разгонный блок «Фрегат» будет затоплен в несудоходном районе Тихого океана. Вход разгонного блока в атмосферу планеты запланирован на высоте 100 км ориентировочно в 10:34 мск.

Отделение космических аппаратов основной нагрузки «Канопус-В» №3 и 4 запланирован через час после пуска.

Космические аппараты «Канопус-В» предназначены для получения панхроматических и многозональных изображений поверхности Земли в интересах обеспечения подразделений Госкорпорации «РОСКОСМОС», МЧС России, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России, Российской академии наук, а также других ведомств и коммерческих потребителей оперативной информацией.

Головной организацией-разработчиком космических аппаратов «Канопус-В» является АО «Корпорация ВНИИЭМ». Оператор космической системы - Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полетом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами.
 
Роскосмос:
РОСКОСМОС. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ «КАНОПУС-В» № 3 И № 4 ВЫВЕДЕНЫ НА РАСЧЕТНЫЕ ОРБИТЫ
01.02.2018 06:51
1 февраля 2018 года, через один час после старта ракеты-носителя «Союз-2.1а», разгонный блок «Фрегат» вывел основную полезную нагрузку – космические аппараты дистанционного зондирования Земли «Канопус-В» №3 и №4 на расчетные орбиты. Отделение космических аппаратов прошло штатно в 6:06 мск и 6:12 мск на солнечно-синхронных околокруговых орбитах.

После отделения космических аппаратов «Канопус-В» № 3 и 4 от разгонного блока специалисты Главной оперативной группы управления в Центре управления полётами (ЦУП) приступили к управлению их полетом. В ближайшее время спутники начнут работать в составе космического комплекса «Канопус-В» в связке с уже запущенными на орбиту КА «Канопус-В» № 1 и КА «Канопус-В-ИК».

Тем временем разгонный блок «Фрегат» продолжает выполнение полетного задания пусковой кампании. Ему предстоит доставить на целевые орбиты девять американских и германских малых космических аппаратов S-Net, Lemur и D-Star One, запускаемые в качестве попутной полезной нагрузки по контрактам ОАО «Главкосмос». Отделение малых космических аппаратов запланировано с 07:33 мск по 07:50 мск.
 
РОСКОСМОС. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ «КАНОПУС-В» № 3 И № 4 ВЫВЕДЕНЫ НА РАСЧЕТНЫЕ ОРБИТЫ
Вот что-то неудивлен отсутствию новостей в наших СМИ с заголовком - Союз показал пример утер нос - Ариану - вот как надо выводить на расчетные орбиты
 
Реклама
а почему в этот раз ступень не сажали? Спутник слишком тяжелый?
Официальных объяснений нет, но есть следующая версия.
Ступень была одной из первых вернувшихся, потому её решили пожертвовать ради эксперимента - испытать более сильную тягу с использованием трех двигателей для торможения при приземлении. Это могло бы повредить посадочную платформу, а поскольку через неделю платформа понадобится для Flacon Heavy, решили не рисковать и лишь имитировать посадку, опустив ракету на воду. Ракета уцелела и сохранила положительную плавучесть, теперь её необходимо доставить на берег.
DU6DAbgUMAAWbNZ.jpg
 
Назад