В декабре 2024 года появился проект приказа о запрете на ввоз ряда устройств спутниковой связи в Казахстан. Запретить хотят крупных производителей: Thuraya, Iridium, Inmarsat и Starlink. На портале прошло активное обсуждение: многие комментаторы высказались против приказа. После этого инициаторы проекта забрали документ на доработку.
Запрет, согласно проекту, коснется только четырех компаний: Starlink (принадлежит Илону Маску), Inmarsat, Iridium, Thuraya. Ужесточение связано с угрозой нацбезопасности.
Подобный запрет прописан в статье 23 Закона О национальной безопасности РК от 2012 года. Там сказано: «Запрещается создание и эксплуатация на территории Республики Казахстан сетей связи, центр управления которыми расположен за ее пределами». Суть нового приказа в том, чтобы расширить перечень запрещенных устройств и «приземлить» центры управления этих устройств в Казахстане.
Однако приказ вызвал протест в обсуждении и его отозвали. Сейчас проект находится на обсуждении у инициаторов: министерства нацэкономики, Минфина, Минторговли, Минцифры и КНБ РК. Это значит, что рабочая группа будет вносить изменения в первоначальный проект.
Представитель ТОО «ZHARYQ» — официального партнера спутниковой связи Inmarsat, Starlink, Thuraya и Iridium в Казахстане — Алексей Корчагин сказал, что компания была шокирована, когда увидела проект.
«Прекрасно понимая, насколько спутниковое оборудование важно для безопасности Казахстана и имея тысячи благодарных отзывов, когда с помощью наших спутниковых телефонов были спасены жизни, трудно представить отказ от столь необходимой экстренной связи», — поделился Корчагин.
Минцифры считает, что есть альтернативы запрещаемым устройствам, и они уже работают в Казахстане.
«Оператор Eutelsat-OneWeb соответствует требованиям национальной безопасности и предоставляет услуги связи через негеостационарные спутники, — привели пример в Минцифры. — Также подписан меморандум с «Amazon Kuiper» и достигнуты положительные договоренности с Shanghai Spacecom Satellite Technology Co., Ltd».
Однако Алексей Корчагин утверждает, что эти альтернативы неспособны заменить Thuraya, Inmarsat и Iridium, потому что это разные устройства с разными задачами.
«Спутниковые системы VSAT (Very Small Aperture Terminal; малая спутниковая станция), работающие на основе KazSat-2, KazSat-3, а также система НГСО OneWeb не могут заменить мобильные спутниковые решения — это не спутниковые телефоны, а технологии для организации широкополосных каналов передачи данных. Терминалы VSAT и OneWeb применяются в сферах, отличных от мобильной спутниковой связи. VSAT и OneWeb весят от нескольких до десятков килограмм, им требуется профессиональная настройка специалистов, они несравнимы со спутниковыми телефонами, которые можно положить в карман и пойти в лес», — объясняет эксперт.
По словам Корчагина, мобильные спутниковые устройства компактны, весят от 200 грамм и в основном предназначены для голосовой связи.
Юрист по цифровому праву Елжан Кабышев видит в этом запрете попытку усилить контроль над передачей информации в стране.
«Государство аргументирует введение запретов необходимостью обеспечить национальную безопасность. Однако под этим часто понимается и контроль информации как один из ключевых элементов. Достаточно, например, вспомнить меры, которое государство вводило: сертификат безопасности, шатдауны, использование MITM (Man In The Middle — тип кибератаки, когда посредник перехватывает коммуникацию между двумя сторонами) — все они также обосновывались необходимостью обеспечения национальной безопасности. Однако в итоге данные инструменты концентрируются в руках правоохранительных органов, которые могут использовать их как во благо, так и во вред. Сейчас знать, как будет действовать тот же КНБ — невозможно. Но лично у меня отсутствует какой-либо кредит доверия с учетом того, что почти все руководство комитета было привлечено к уголовной ответственности после Январских событий 2022 года», — говорит Кабышев.
Корчагин считает, что провозить устройства в страну будут, несмотря на запрет, но уже в обход закона.
«Свято место пусто не бывает — запрет откроет возможности для роста «серого» рынка устройств без официальной регистрации и SIM-карт в Казахстане. Введение данного запрета в ближайшей перспективе приведет к истощению существующего парка устройств, поскольку их износ и поломки со временем сделают дальнейшую эксплуатацию невозможной», — сообщил он.