Douglas A2D Skyshark — американский палубный штурмовик с ТВД
В первые послевоенные годы, в связи с быстрым развитием турбореактивных и турбовинтовых двигателей, командование ВМС США было крайне заинтересовано в принятии на вооружение самолетов с такими силовыми установками. Это давало американской морской авиации преимущество над противником в скорости, высоте, полезной нагрузке и дальности полета.
Исходя из предъявляемых требований к палубному реактивному штурмовику, такие как вес бомбовой нагрузки не менее 3500 кг и дальность полета более 2000 км, оказывались практически невыполнимыми.
Одним из путей, приводящих к решению проблемы, могло стать внедрение турбовинтового двигателя.
Единственной американской фирмой, попытавшейся в конце 40-х годов создать ударный палубный реактивный самолет, удовлетворяющий всем требованиям флота, стала фирма «Дуглас». На первых порах ее специалисты предполагали заменить поршневой мотор «Райт» R3350 на знаменитом штурмовике «Скайрейдер» на реактивный или турбовинтовой. В окончательную разработку приняли — проект D-557D, машину с турбовинтовым двигателем Т-40 фирмы «Аллисон».
Выбор Т-40 в качестве основной силовой установки штурмовика основывался на прекрасных расчетных характеристиках нового двигателя. Для машины, летающей на малых высотах, «Аллисон» предложила спаренный двигатель, состоящий из двух ТВД, работающих на один редуктор.
Командование флота заказало крупную партию из трехсот ТВД для установки на штурмовики фирм «Дуглас». Модификация двигателя для штурмовика XA2D «Skyshark» (Т-40-2) отличалась укороченным валом редуктора.
Первый полет самолета XA2D-1 с заводским номером 1235481, названного «Скайшарк» («Небесная акула»), состоялся 26 мая 1950 года. Штурмовик продержался в воздухе всего две минуты. Виновником вынужденной посадки стала вибрация двигателя, чуть было не разрушившая самолет. На поиск и устранение неисправности времени ушло немного, и 1 июня 1950 года «Скайшарк» совершил новый полет. На этот раз он продлился более 13 минут. По заявлению летчика, вибрация стала меньше, но летать дольше было рискованно. Инженеры опять принялись искать причину. Эта история повторялась практически каждый вылет.
К декабрю 1950 года опытный образец совершил 22 полета, достигнув в одном из них высоты 9 тыс. метров. Следующий, двадцать третий полет, состоявшийся 19 декабря 1950 года, закончился трагически - из-за неисправности силовой установки XA2D-1 упал, а летчик Хью Вуд погиб. Тем не менее, испытания продолжили уже в 1952 году.
Невзирая на неудачи, преследовавшие новый самолет, флот готовился к принятию его на вооружение. Тем не менее, максимальная скорость штурмовика Skyshark все же не дотягивала до расчетной (885 км/ч) и составляла лишь 760 км/ч.
Фирма гарантировала военным увеличение скорости, но только после устранения всех недостатков в двигателе. Это привело к снижению общего заказа с трехсот машин до десяти.
Первый серийный самолет (серийный номер 125480) взлетел 10 июня 1953 года, в кабине находился летчик-испытатель Джордж Джансен. Испытания проводились до середины 50-х годов. Отказы и летные происшествия продолжали преследовать самолет. Очередная авария произошла 5 августа 1954 года. На первом серийном самолете отказал главный редуктор и машина разбилась неподалеку от Лос-Анджелеса, летчику удалось покинуть самолет. Испытания остановили. Оставшиеся машины так ни разу и не летали. По американским источникам, до настоящего времени должен был остаться только один самолет (серийный номер 125485). Сначала его использовали для калибровки РЛС в международном аэропорту Лос-Анджелеса, затем передали в один из музеев
В первые послевоенные годы, в связи с быстрым развитием турбореактивных и турбовинтовых двигателей, командование ВМС США было крайне за
modelist-konstruktor.com