Имеет право быть такая версия:
- экипаж получил вес багажа;
- произвел расчет установки стабилизатора и потребных дистанций;
- по рассчитанному взлетному весу и имеющейся длине ВПП самолет укладывается в потребные дистанции легко на номинальном режиме;
- работодатель требует взлета на номинале, если это не несет угрозу жизни и здоровью пассажирам, экипажу и не вредит экологии;
- поехали по РД5, рубеж (скорость принятия решения) и значит подъем передней опоры установили 200 км/час;
- неудача, направо в карман ВПП нельзя - негде развернуться там;
- КВС вспоминает потребные дистанции - укладываемся в потребные дистанции и так, даже на номинале, если что - добавим;
- но ... там - в кармане ВПП, что-то есть, надо откатиться от него на малом газе, чтобы не было проблем у того, что в кармане (скорость реактивной струи от первого контура 0,8 км/сек, температура 700 С (не ручаюсь за абсолютную точность) - подхваченный струей камешек подобен пистолетной пуле);
- ЯК-42 - энерговооруженная машина, КВС решил - откатимся на расстояние, чтобы по минимуму остаться в пределах потребных дистанций на номинале, если что добавим;
- пошли на взлет;
- бортмеханик на 200 км/час скомандовал "поднимайте";
- 11:59:26 - передняя опора не поднялась, усилия на штурвале нерасчетные;
- 11:59:27 - бортмеханик "210", все-таки надо добавить, думает КВС 1 секунду;
- 11:59:28 - КВС "Взлетный";
- 11:59:32 - турбовентиляторы набрали обороты взлетного режима;
- 11:59:34 - бортмеханик "230" (первым вероятную причину неподъема понимает 2П - вероятно установка стабилизатора неправильная);
- 11:59:36 - 2-ой пилот "мы мало, наверно, стабилизатор (до торца ВПП 500 метров и безаварийная остановка самолета на ВПП невозможна);
- но КВС верное решение нужно, а не вероятная причина, и он продолжает думать и действовать по-своему, к сожалению, как сейчас мы понимаем неправильно (его внимание отвлечено пилотированием и ему, как командиру труднее согласиться, что расчет установки стабилизатора неправильный);
- 11:59:38 штурвал "от себя/на себя" (до торца ВПП 250 метров);
- 11:59:39 вот тут КВС должен был понять про стабилизатор, потому как 3 секунды ему даются на принятие решения, но не факт, потому что фраза "мы, мало наверно стабилизатор" длится 2 секунды, как минимум (вероятно в момент окончания фразы 2П до торца ВПП было уже 250 метров), но вот за 5 секунд с 11:59:41 (скорость 250 км/час и 50 метров до торца ВПП) по 11:59:46 невыпуска стабилизатора КВС несет ответственность, потому как это могло спасти жизнь всем;
- 11:59:45 КВС более интенсивно штурвал "от себя/ на себя" - третья и лишняя попытка поднять переднюю опору за счет РВ;
- 11:59:46 КВС "Стабилизатор", одновременно начинает перестановку стабилизатора;
- 11:59:47 2П "Че ты делаешь?", у него свое видение спасения экипажа и пассажиров - стабилизатор не по центровке значит прервать взлет, и он после произнесения своей фразы тут же действует;
- 11:59:48 2П убирает РУД на МГ и жмет на тормоза, это решение оказывается неправильным по факту, потому что самолет возможно мог успеть взлететь и все бы остались живы, но он действовал, как учили, вероятно посчитав, что слово "стабилизатор" из уст КВС означает "прерываем взлет", а он ждал этой команды уже 11 или 9 секунд;
- 11:59:49 КВС "Взлетный" и тут же переводит РУД на взлетный (КВС как и в момент 11:59:36 продолжает думать, как капитан судна - я должен спасти всех пассажиров, не 10 человек, не 20, не 30, а всех, прерванный взлет - будут трупы, катастрофа при продолжении взлета - будут трупы, успешный взлет - всех пассажиров спасу).
Непосредственных причины катастрофы 2:
- несвоевременная переустановка стабилизатора КВС - просрочил начало переустановки на 5 секунд;
- перевод двигателей на МГ вторым пилотом без команды КВС.
Основные причины катастрофы тоже 2:
- введение в заблуждение КВС относительно веса багажа, что привело к ошибочному расчету положения стабилизатора и потребных дистанций и ошибочному выбору режима двигателей на взлете;
- лишение КВС возможности разворота в кармане на торце ВПП, что критически уменьшило время на переустановку стабилизатора после выявления его неправильной установки.