Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Уважаемый Vik63, "тонна торможения" + 1,5 тонны утраченного в результате катастрофы багажа, это есть то самое МАКовское неосознанное торможение. А максимальное торможение 8 тонн на торце ВПП это второй пилот воспринял слово КВС "Стабилизатор", как команду "Стоп", потому что напряженно ее ожидал и убрал руками РУД на МГ с нажатием ногами на тормоза.
Уважаемый Сергей1961 , НО 1,5 тонны , да хоть 2,5 тонны лишнего веса - это вертикальная нагрузка, а не горизонтальная, плюсовать их нельзя ни в коей мере.А лишний вес может максимум создать чуть большее трение качения, да чуть повышенный угол тангажа на отрыве, все на этом.
Если 2П тормозил осознанно, так почему он командовал Взлетный ?
 
Реклама
А если этот борт только при отклонении РВ на -10 гр. обычно взлетал? Ведь предыдущий экипаж тоже отмечал, что самолет неохотно отрывал ПОШ при взлете.
Возможно, выживший Сизов в курсе, бывали ли и раньше у пилотов затруднения с отрывом...
Как я понимаю, эти данные у МАК имеются, т.к. МСРП пишет более суток полетного времени (25 или 36 часов - точно не помню, лень искать).

Кроме того, для этого и существует перестановка стабилизатора - чтобы снять усилия на РВ и не тянуть штурвал в запредельные положения на взлете.
 
Уважаемый Сергей1961 , НО 1,5 тонны , да хоть 2,5 тонны лишнего веса - это вертикальная нагрузка, а не горизонтальная, плюсовать их нельзя ни в коей мере.А лишний вес может максимум создать чуть большее трение качения, да чуть повышенный угол тангажа на отрыве, все на этом.
Если 2П тормозил осознанно, так почему он командовал Взлетный ?

Уважаемый Vik63, посмотрите там - у Ньютона в уравнении, масса есть и на нее делим, когда ускорение считаем.
"Взлетный" - командовал КВС, что и понятно, потому как ему по должности положено командовать и он командовал до конца.
 
А у КВС были секунды и 50 человеческих жизней за спиной, когда он соображал - почему нет подъема ПС.
Это загадка из загадок, что он там соображал и почему не в том направлении. Стабилизатор - был там просто очевиден ( хотя и не он первопричина).Это первое что вообще приходит в голову. И никакие размышления что типа мы здесь у компьютера и 2 месяца... не объясняют почему мысль КВС не уперлась в стабилизатор.При чем тут Взлетный когда перед глазами у КВС скорость, да и Б/М ее диктует?
 
В результате: КВС сознательно пустил вес на самотек

Но при этом расчет был правильный. Если бы не тормоза, взлетел бы без проблем.


Это загадка из загадок, что он там соображал и почему не в том направлении.

Подозреваю, была такая логика. Тянуть штурвал начал раньше, чем надо, осознавая это. Вроде, в этом ничего страшного нет, наверняка всегда так делал. Самолет уперся. В общем, он и не должен поднимать стойку, но совсем не реагировать - это странно. Конец полосы приближается. Идет команда: "Взлетный!" А штурвал по-прежнему из-за всех сил берется на себя, но самолет по-прежнему не реагирует. В голове мысли - что может быть. Первая мысль должна была быть, что забыли переставить стабилизатор, но стабилизатор переставлен. Насколько я понимаю, надо совсем промахнуться с установкой, чтобы самолет совсем на штурвал не реагировал. Что может быть еще? Перебрав все варианты командир решает, что стабилизатор установили все-таки неправильно...

Кстати, установка стабилизатора "на глазок" могла иметь именно такие негативные последствия. Экипаж не был уверен в правильной установке стабилизатора. Если бы был уверен, то поняв, что причина не в нем, а в чем-то непонятном, могли бы прекратить взлет. Но тут уверенности в этом не было. Попытались исправить ошибку, которой не было.
 
Уважаемый Vik63, посмотрите там - у Ньютона в уравнении, масса есть и на нее делим, когда ускорение считаем.
"Взлетный" - командовал КВС, что и понятно, потому как ему по должности положено командовать и он командовал до конца.
При достижении положенных скоростей ни одна ли разница как я ее достиг - за 30 секунд или за 32. Допвес 2 тонны вызвал замедление ускорения на 3,7 % , тут и говорить не о чем. Командовать он должен был - стабилизатор на кабрирование. У меня отец работал на ЛИСе начальником участка электрооборудования, правда более 50 лет и естественно участвовал во всех разборах ИП, тем не менее занимался как бы другим, и тот секунды не думая выдал стабилизатор. Как пилот мог подумать другое????

---------- Добавлено в 16:03 ----------

Экипаж не был уверен в правильной установке стабилизатора.
Так это только еще один аргумент в сторону движения первой мысли именно на стабилизатор .
 
Кто подскажет - может ли изменятся тангаж синхронно с отклонением РВ на стоящем самолете?
 
Но при этом расчет был правильный. Если бы не тормоза, взлетел бы без проблем.
Стабилизатор согласно центровки
Взлетный неправильно

Обратите внимание: на 185-190 экипаж задергался. Ожидаемое и Фактическое разошлось. Назначь рубеж 210
Все пошло бы по плану, без нервов
Рубеж - это момент истины, критический момент, за которым либо отрыв, либо останов.

Как мы видим, экипаж не готов к дополнительным действиям к отрыву
 
Потому что практически никто до этого случая, и я тоже в том числе, при всей очевидности ситуации, не предполагал такое влияние подтормаживания на неподъем ПС, пока сам лично не подсчитал и не увидел этого эффекта. И многие летчики пребывают в полной уверенности что торможение влияет только на динамику разгона. Вот и на конференции Трунова такой летчик будет присутствовать -Герасимов, его интервью здесь уже приводилось .Отныне считаю во все учебники эта ситуация должна попасть.
А Вы просчитавали невозможность взлета при торможении только для ЯК 42 или это ко всем самолетам относится?
 
Реклама
Так это только еще один аргумент в сторону движения первой мысли именно на стабилизатор .
Я думаю, что первая мысль туда и пошла. Точнее первая мысль в поиске причины. А первая мысль - увеличить запас надежности. Поэтому был установлен взлетный для того, чтобы получить запас дистанции.

---------- Добавлено в 17:15 ----------

Взлетный неправильно
Правильно. Но не для подъема стойки, а на всякий случай.
Рубеж - это момент истины, критический момент, за которым либо отрыв, либо останов.

Как мы видим, экипаж не готов к дополнительным действиям к отрыву
Согласен.

---------- Добавлено в 17:16 ----------

Кто подскажет - может ли изменятся тангаж синхронно с отклонением РВ на стоящем самолете?
Было бы странно...
 
В данном случае "мелкое" - это 3,5 тонны неучтенного багажа по преступной халатности работников аэропорта и не менее 600 метров ВПП из-за действий неустановленного лица, сделавшего невозможным разворот самолета в кармане на торце ВПП. Ничего себе "мелкие" нарушения.
А что интересно,что ни на одном форуме включая Ярпортал нет ни одного очевидца,который бы написал,что он видел взлёт самолёта от начала до конца.
Нет полной видеозаписи взлёта самолёта. Непонятно сколько видеокамер пишут видеозаписи в аэропорту Туношна.
Диспетчер,работники аэропорта которые не взвесили груз сейчас они находятся под следствием. Другие работники аэропорта-топливозаправщики,пожарники и другие видно тоже дали обет молчания.

А вообще,в других аэропортах,ведётся видеонаблюдение за взлётной полосой,территорией аэропортов,за взлётами и посадками самолётов?
 
В данном случае "мелкое" - это 3,5 тонны неучтенного багажа по преступной халатности работников аэропорта и не менее 600 метров ВПП из-за действий неустановленного лица, сделавшего невозможным разворот самолета в кармане на торце ВПП. Ничего себе "мелкие" нарушения.
Именно мелкие. Подобные нарушения совершаются в очень многих полетах - но "по отдельности".
Ни одно из этих нарушений "само по себе" не вызывало заведомо катастрофических последствий. Потребовался их набор, который позволяет сейчас сказать "а вот с этого момента катастрофа стала неизбежной".
 
Именно мелкие. Подобные нарушения совершаются в очень многих полетах - но "по отдельности".
Ни одно из этих нарушений "само по себе" не вызывало заведомо катастрофических последствий. Потребовался их набор, который позволяет сейчас сказать "а вот с этого момента катастрофа стала неизбежной".
Вот только про перегруз от расчетного экипажем не надо говорить как мелкие, и сколько из за него плюхнулось тоже. И еще, как тут говорилось, что самолет уводило вправо на разбеге. я не согласен. Его уводило влево. Об этом косвенно свидетельствует правый элерон в пределах от 0 до -12 на разбеге и -28 при срыве. Если я правильно понял, положение в минус (правого) это вверх, а на противоположном (левом) крыле в плюс значит вниз и при такой конфигурации самолет кренится вправо для парирования левого увода и этот крен (Правый) складывался на разбеге (плюс 0.6 до плюс 1.2 и минус 1.3 крена перед взлетом по отчету МАК).
 
Последнее редактирование:
Кстати, установка стабилизатора "на глазок" могла иметь именно такие негативные последствия. Экипаж не был уверен в правильной установке стабилизатора. Если бы был уверен, то поняв, что причина не в нем, а в чем-то непонятном, могли бы прекратить взлет. Но тут уверенности в этом не было. Попытались исправить ошибку, которой не было.
Тоже так думаю. А цепочка от СОП пошла, те тоже взвесили "на глазок" - "методом визуального осмотра". Формально - у экипажа не было данных для точного рассчета центровки. Точнее были, но фальшивые - "липовая" СЗВ.
 
Последнее редактирование:
. Об этом косвенно свидетельствует правый элерон в пределах от 0 до -12 на разбеге и -28 при срыве. .
ИМХО, плюхнулся он после трамплина (рельеф), зацепив одним шасси крышу КУНГа, наверно левым. Это видно и потому, как несимметрично "развалена" антенна... А оторвался от земли вроде ровно (где камера стояла интересно - с края КУНГа??)
 
...
Как минимум он (или БМ) мог вмешаться в погрузку и визуальную оценку. Но.. Лень, Стыдно
...
Вообще-то бортмеханик должен осмотреть грузовые отсеки после погрузки.
Это его обязанность, а не стыдно ... и так далее.
Не "заметить" две тонны "какого-то груза" - невозможно.
 
Потребовался их набор, который позволяет сейчас сказать "а вот с этого момента катастрофа стала неизбежной".

Возможно и так.
Но этот критический "набор нарушений" был определен привычкой летать с нарушениями
Отсутствие внутренних и внешних ограничений рано или поздно приводят к критической массе, после которой - взрыв
 
Реклама
Вот и мне показалось странным смотря на уже какой новый график
Хотя, если ветер дует... ;)

---------- Добавлено в 19:05 ----------

Именно мелкие. Подобные нарушения совершаются в очень многих полетах - но "по отдельности".
Ну торможение к мелким бы не стал относить. Хотя, если бы остальной мелочи не было, могли бы ситуацию исправить. Может быть...
 
Назад