Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Еще такой момент, все заявления неопределенного типа "возможно", "может", "не рекомендуется", журналисты интерпретируют в категоричной форме.
Нарушения в части состояния здоровья, понятно что были, но явились ли они непосредственной причиной? Вот в чем вопрос.
И что там про козла при посадке? Это подтвержденный факт или слухи?
 
И что там про козла при посадке? Это подтвержденный факт или слухи?
Если объективно, то слухи (я не видел официальных подтверждений). Но очень правдоподобно.

Точно! Совсем забыл, что есть об этом в отчете МАК. То-то, думаю, оно мне таким правдоподобным кажется.
 
Последнее редактирование:
Похоже, чтобы таким давлением на сознание (как же человек мог управлять?) скрыть скажем так, некоторую скоропалительность своих выводов. Мне кажется, надо докопаться им было до роковой ошибки, которая привела к таким последствиям - чтобы учиться на таких тяжелых ошибках. Для меня не совсем ясна ситуация с начальной фазой полета (нет необходимых графиков, чтобы подтвердить свою версию или опровергнуть), но в заключительной фазе - не учесть рельеф, когда при снижении скорости (скорость упала почти на 25 км/час), тяги - вдруг тангаж пошел в гору? Да горка просто сама "подошла" и скорость поэтому стала падать ну и плюс РУДы. Т.е., ИМХО, КВС почувствовал - вот он шанс и дал снова взлетный. Но это мало что дало - это как неудачный старт с авианосца - все равно в воду. А тут еще КУНГ (тоже странная интерпретация МАКом столкновения с ним.) А это похоже главная причина сваливания. Вобщем, не знаю - устраивает ли кого обьяснения МАК - меня не устраивают.
 
vim1964, У Вас есть уверенность в том, что взлет осуществлял КВС?
А чем вызван этот вопрос, разрешите полюбопытствовать?
Если по существу, то никаких данных опровергающих это, у меня нет. Я, как и все здесь, основываюсь на данных МАК. Судя по распределению обязанностей - управление слева, связь справа - то взлетал КВС.
 
vim1964,
2) Вначале я говорила о запуске правого на МГ(через 6 мин. 50 сек. Б/М "скинул"). Положение РУДов на номинале неслучайно, не думаю, что это небрежность. Наоборот, экипаж действовал согласованно. С самого начала РУДами управлял Б/М.
3) По поводу МСРП. Если не ошибаюсь, Вы говорили, что скорее всего МСРП показывал неправильную скорость. Объяснения и рассуждения о причине не видела, видимо пропустила.
 
11:56:17.4 КВС: Исполнительный, прогрев две минуты
11:58:14.2 КВС: Рано
11:58:14.8 Б/М: Рано
11:58:15.3 2П: (нрз) я скажу, а ты лети (нрз) - 2П видимо имел ввиду, что скажет: "А четыре три четыре, к взлету готов".
11:58:16.8 КВС: Давай (видимо КВС имел ввиду: просись)
 
На аудиозаписи вы слышите команду- "Поднимайте"?
 
Нет. Опять читаете только МАК. На взлете (по моей версии) колесо осталось в положении РУЛЕЖКА (55 гр. отклонения), а не ВЗЛЕТ (8,5 гр). На 2 вопроса БМ о колесе перед самим взлетом никто из пилотов не ответил. Вот они и дергали РН (не тормоз), а переднее колесо связано с педалями РН - и этим замедляли разбег. После 18 сек. вообще что-то произошло с колесом (шум) и как кто действовал - уже трудно сообразить.
 
FANTOMAS,
Думаю, нет.
11:58:15:3 2П: ...я скажу, а ты лети ...
11:58:16:8 КВС: давай (т.е. скажи, просись)
Далее 2П сказал: А четыре три четыре, к взлету готов.
 
FANTOMAS,
"Или ошибаюсь?"
"Думаю, нет"
"Значит ошибаюсь?"
По ходу дела ошибаетесь.
 

Вот что и хотел уяснить для себя . Благодарю за адекватный ответ ))) Изучил присланные ссылки по страховым нюансам . Интересно , однако ,девки пляшут
 
Бегло читая, встретился комментарий, а сейчас не найду. Своими словами: "После грубой посадки в Туношне Як-42 осматривался ИАС." Есть ли официальная информация по этому поводу?
 

Пункты 1.1.54 и 1.1.55 я читал и заметил - не полная информация по последствиям грубой посадки. Их толковать с технической точки зрения нужно так: совершено действие, но ничего не предпринято, а последующим пунктом покрывается только плановое ТО. Хотя... я писал в одном из своих комментариев, там другие подоплёки.
 
"Независимые расследователи утверждают, что главной причиной катастрофы стали конструктивные и аэродинамические недостатки Як-42, а также многочисленные недостатки в организации летной работы авиакомпании «Як-сервис»".
Со второй частью заключения можно согласиться, а вот с 1-ой, можно поспорить.
 
Поскольку кем было сказано "поднимайте" не установлено, то можно предположить, что это сказал БИ. И обращался он или к пилотирующему ( уважительно, на "Вы"), или к обоим пилотам сразу (во множественном лице). Такой вариант возможен?

---------- Добавлено в 00:46 ----------

2. Наверное слово "небрежность" было не очень удачным. Попробуем по другому. Особенность управления РУД-ами заключается в том, что их тянут, зажав рукоятки в кулаке. Поэтому средний РУД всегда меньше боковых (это прекрасно знают все расшифровщики). Если тянет КВС или БИ, левый будет больше правого, если 2П - наоборот. Причем я склоняюсь у тому, что на номинал РУД-ы установил КВС. Во-первых: расположение РУД-ов говорит о том, что тащили их правой рукой; во-вторых: только левый дотянут до номинала, значит ориентировались по левому ИП, что естественно для КВС.
3. Тут дело даже не в том, что датчик ДПСМ показывал неправильную скорость, а в том, что тарировка этого датчика могла быть, мягко говоря, не очень свежей.

---------- Добавлено в 00:55 ----------

Дело в том, что в положении РУЛЕЖКА колесо управляется от ручки (штурвальчика) на левом гориз. пульте, а от педалей только в режиме РАЗБЕГ/ПРОБЕГ. Если бы колесо осталось в пол. РУЛЕЖКА, так интенсивно работать педалями не было никакого смысла: колесо бы оставалось в нейтрали, а РН на малой скорости бесполезен.

---------- Добавлено в 01:26 ----------

Цитата: Сообщение от Simpson
1.1.54 При выполнении вторым пилотом посадки в аэропорту Ярославля (Туношна), после касания, произошло отделение самолета от ВПП с повторным приземлением с перегрузкой 1 63g по записи МСРП-64 ("козел").
1.1.55 После посадки в Ярославле в 10:07, находившимся на борту сертифицированным инженерно-техническим персоналом было проведено техническое обслуживание воздушного судна. Замечаний не было. Также была произведена дозаправка топливом в количестве ~8000 кг.
Для определения перегрузки при посадке данные МСРП не используются. Для этого служит другой самописец К3-63. Вынести решение о грубой посадке можно только на основании письменного .заключения специалиста группы расшифровки. Вряд ли в Туношне есть такой специалист. Это очень скользкий момент. Вряд ли экипаж сделал запись в БЖ о жесткой посадке, а поэтому никакого "ТО после грубой посадки" не выполнялось. В противном случае самолет бы не выпустили без официального заключения, что перегрузка при посадке не превысила установленный предел. Скорее всего эту информацию МАК выудил из расшифровки предыдущего полета, поэтому и ссылается на данные МСРП, а не К3-63 (видимо К3-63 пострадал при катастрофе). В любом случае вопрос о грубой посадке остался открытым.
 

Спасибо, просветили. Но вопрос о дергании РН остался - пусть амплитуда и гораздо меньше, положим 2,5 гр. влево -вправо за секунду при скорости 40 м/сек даст значительное отклонение от осевой. И курс тоже будет иметь значительные колебания. Но нет графика - нечего и сказать.
А по поводу скорости (любопытный вопрос, так как на судах пришлось сталкиваться с "черным ящиком" - SVDR - так там скорость, как правило, пишется от GPS и вообще там компьютер под WinXP, жесткий диск, капсула, флэшка и т.д.) . Мне так кажется, что погрешность у УСИМ-1 (диаметр шкалы его кстати всего около 80 мм - не очень-то и большой), на малых скоростях гораздо больше, чем ДПСМ, судя по такой информации:
http://www.utyos.ru/production/aviation/aviation-47.html
http://www.utyos.ru/production/aviation/aviation-13.html
 
Полагаю, первый фрагмент переговоров относится к запросу на исполнительный. К взлету еще не готовы, прогревают двигатели, но 2П предлагает: "я скажу [что к взлету готовы, получу разрешение], а ты лети [когда будешь реально готов]".
"Поднимайте" - скорее всего это реплика Б/М, который контролировал и докладывал скорость.

---------- Добавлено в 02:09 ----------

И в чем "несовпадение"? Технически это полностью совпадает с выводами МАК о том, что причина неотрыва - торможение на главном шасси по управляющим командам из пилотской кабины. Расходятся во мнении, кто виноват в том, что экипаж действовал таким образом.

---------- Добавлено в 02:16 ----------

Дудину, конечно, виднее. Но по моему мнению, он лукавит. Такие углы отклонения РВ предназначены не для взлета и не для взлетного положения стабилизатора. А вот на высотах в несколько километров, где плотность воздуха гораздо ниже, большие углы отклонения как раз и могут понадобиться.

---------- Добавлено в 02:22 ----------

Другой момент:
С первым предложением согласен, а вот что мог рассказать А.Сизов, бывший во время взлета обычным пассажиром, не представляю. Думаю, не больше (а скорее меньше), чем любой летчик-испытатель, летавший на Як-42.