DSA76
Старожил
Давайте попробуем с цифрами, подсчитв экстремальные значения:......Некоторые участники нашего форума сошлись в мысли, что "При торможении в Ярославле энергии выделялось не больше, чем при обычном торможении ЯК-42 при посадке".
Я думаю, что это утверждение крайне сомнительно.
В Ярославле - МАК писал - 650 метров, тормозящая сила 8 тонн. Это значит работа доп. торм. силы на этом участке 80 000 Х 650 = 52 000 кДж. Тормозить начали примерно силой 2 тонны, на скорости примерно 175 км/час, то есть тормозили, с нарастающей до 8 тонн силой, примерно 800 метров - средняя сила 5 тонн. На этом участке работа доп. торм. силы - это 50 000 х 800 = 40 000 кДж. В сумме работа доп. торм. силы - 92 000 кДж, и вся она перешла в теплоту.
................
Вывод однозначный - При торможении в Ярославле тепловой энергии на шасси выделялось значительно больше, чем при обычном торможении ЯК-42 при посадке.
.........
То, что при этом шасси не загорелось - очень странно.
.
Масса тормозов Як-52 (без колес!!!) - примерно 400 кг.
Удельная теплоемкость стали - примерно 500 Дж/кг*К
Тогда тормоза нагреются максимум на 92000/0,5/400 = 460 градусов. При этой температуре в тормозах гореть нечему, а чтоб передать на резину, нужно еще учесть теплосъем потоком воздуха и алюминиевыми (с коэф 950 Дж/кг*К) барабанами весом 400 кг .( Да и у тормоза теплоемкость окажется выше, т.к. часть массы тормоза составляет масса металлокерамических накладок с более высокой удельной теплоемкостью)
В общем, размышляя на тему нагрева тормозных компонент, для себя я пришел к выводу, что видимые разрушения тормозных дисков могут быть вызваны скорее пиковой тепловой нагрузкой, чем длительным штатным воздействием. (Косвенным подтверждением этому является упомянутая в отчете по "Гольфстриму" причина разрушения тормоза - аварийное торможение после прерывания взлета, а не долгий пробег на тормозах). Связано это с определенной противоречивостью задач, решаемых тормозной системой. По своей физической сути - чем больше нагрелся тормоз, тем лучше - значит он эффективно работает. Температура тормозных накладок достигает 1000 градусов в штатном режиме. Антагонизм этой задачи - максимально препятствовать передаче этого тепла на подшипники и колесный барабан. Вот собственно для этого и нужно охлаждать тормоза, в т.ч. водой и вентиляторами после торможения - тормозам "не холодно ни жарко" уже, они больше не нагреются, задача - не дать тормозу перегреть остальное колесо (не допустить выплавки термосвидетелей)
П.С. Если бы не пожар, думаю можно было бы косвенно оценить утилизированную тормозами энергию, но не столько по состоянию тормозов, сколько по наличию теплового воздействия от них на колесо (выплавление термосвидетелей) и контактирующие предметы (трава высохла, роса испарилась и пр.)