Ковровые дорожки в кармане -> старт от РД на режиме ниже номинала .... ??
Почему не заехали в карман до сих пор ума не приложу.
Прибежит старший авиационный начальник аэропорта и с криками разгонит всех к чертовой матери. Не было там никаких дорожек и встречающих.
Конструктивный предел определяется срабатыванием антиюза, т.е. зависит от сцепления резины с полосой. А коэффициент сцепления сильно зависит от температуры резины ( при нагреве для случая асфальтобетона растет).А у меня из головы не идет вопрос: какой у ЯК-42Д конструктивный предел по величине тормозящей силы колесами основновного шасси?
За счет чего выше 1? Для этого мне кажется клеем надо полосу полить.На спортивных автомобилях коэффициент сцепления бывает выше 1 (в формуле-1 до 1.4).
Конструктивный предел определяется срабатыванием антиюза, т.е. зависит от сцепления резины с полосой. А коэффициент сцепления сильно зависит от температуры резины ( при нагреве для случая асфальтобетона растет).
В общем, для хорошо разогретой резины и вертикальной нагрузки в 22 тонны 10-14 тонн тормозящей силы кажутся вполне реальными. На спортивных автомобилях коэффициент сцепления бывает выше 1 (в формуле-1 до 1.4).
И все-таки этот конструктивный предел определяется не сцеплением резины с полосой, а давлением в тормозной системе и коэффициентом трения скольжения трущихся тормозных деталей при срабатывании антиюза, а это точно не резина/асфальт, и площадью этих деталей ... так что вопрос об этом конструктивном пределе остается открытым ...
...Не знаю.... Не стоит, думаю, пытаться угадать. То что не зарулили в карман, не так удивительно, бывает. Вот то что дальше продолжали рулить - странно. Если бы там (в начале полосы или кармане) работы какие-то проводились или просто люди по какой-то причине находились, то в переговорах с диспетчером это было бы. Дисп выдал бы экипажу информацию или рекомендацию.
"Дальний" и "ближний" в авиации называются приводА. Ближний это тот, который они задели взлетая.
Вот тут я с вами совершенно согласен. Несправности тормозной системы "в которую так верят большевики", на мой взгляд, не было. Но! С этой группой товарищей нам совершенно по пути. Так как без фундаментальных знаний в этом деле - никуда!
Ну это уже сто раз перемалывали, не хочется начинать сначала.
Прошу заметить только - причиной катастрофы указано подтормаживание, но самолет таки взлетел...
... хотя если кто-то и решил бы прервать разбег, то выключил бы двигатели сразу кранами останова... или как их там, на Як-42?... не важно.
Думаю, это то, что нужно.
Если я прав, то для Як-42 (колесо тормозное КТ141Е)
имеем макс. ТС = 8 (колес) * 650 кгс м (момент) / 0,465 м = 11 183 кгс
П.С. Без претензии на истину
Sibiryak,
1. По отчету МАК дополнительная тормозящая сила достигла максимума 8 тонн за 500 метров от торца ВПП и сохранялась до торца ВПП, а следы нашлись только за 100 метров до торца. Почему? Что случилось с колесами, что они вдруг стали оставлять следы именно тут? Почему не оставляли раньше?
2. По отчету МАК самолет прекратил набор скорости после 230 км/час, но тяга исправной силовой установки на взлетном режиме на этой скорости не менее 15 тонн, а силы сопротивления во взлетной конфигурации при исправном шасси примерно 4 тонны на этой скорости. При дополнительной тормозящей силе 8 тонн равнодействующая на самолет 3 тонны вперед. Так почему самолет прекратил набор скорости?
Так что сомнения участников форума в правильности вывода МАК о причине катастрофы основаны не только на уверенности, что торможение пилотом - "этого не может быть" - они на отчете МАК прежде всего основаны ...
Вижу три варианта:
- мой расчет неверен;
- тяга двигателей была меньше 15 тонн (где-то мы ошиблись);
- торможение "в пол", создающее максимальную ТС, трудно назвать "неосознанным"....
Сергей, банально перегрелись - отсюда и следы.
Почему в конце полосы? Ну, а где же им еще появиться?
Мы считаем не правильно. Что-то где-то не учитываем, чего-то не знаем.
Не хотите же вы сказать, что найдя дисбаланс сил в 3 тонны, действующих на самолет, мы "разоблачили" тем самым экспертов МАКа?
Думаю (и мне кажется - вы не будете против), что утверждения, в отличии от сомнений, все же требуют доказательств.
а, может быть, все-таки так: торможение в пол осознанно делал 2П в конце полосы метров за 400, когда понял, что с самолетом проблемы, а КВС понимал
... ЯК-42Д на 900-х метрах взлетает за 25-30 сек. Я смотрел видеозаписи обычных взлетов ЯК-42 - так оно и есть. Это возможно только при равнодействующей силе на самолет 14 тонн. Тяге ДУ противодействует сила трения шасси - около 1 тонны, и возрастающая от 0 до 3-х тонн сила аэродинамического сопротивления, значит нижняя оценка силы тяги ДУ - 15 тонн. Реально она несколько выше, иначе бы ЯК-42 не взлетал 900-х метрах за 25-30 секунд. Факты упрямая вещь.
....
Все Вами сказанное, очевидно справедливо для реального взлетного режима. Однако графики МАК однозначно показывают, что взлетным он был сугубо формально (согласно руководства двигателя взлетным считается все, что больше номинала). МАК это, кстати, в заключении отметил. По-этому оценить с приемлемой точностью реальную тягу достаточно проблематично, при нашем уровне компетенции.
Ну может я коряво высказался. "Фундаментальных" знаний мне в первую очередь не хватает. И отсюда слабость моей позиции и позиции многих других. Тут каждый имеет свое личное видение произошедшего, свою так сказать "правду" основанную много на чем - на интуиции ли, на своем ли профессиональном, жизненном опыте... иногда даже на накопленных каких-то обидах. И для отстаивания этой своей "правды" ищут какие-то любые факты, которые прямо или косвенно подтверждают их правоту и игнорируют любые факты эту правоту не подтверждающие. А вот группа, которую я образно назвал "большевиками" - Лев Мих, Программер, Аveсо, Vik63... (это те, кого я сходу помню) не стали фантазировать, а сделали расчеты и разобрались в графике ускорения, где обнаружили таки, что..... и МАК, судя по всему, не нашел ту истину, которая объективна, а придумал свою, субъективную "правду"....Боюсь, не совсем правильно понял вашу мысль - но, если вы хотите сказать, что для аргументированного обоснования версии каких-то неполадок в тормозной системе самолета у "большевиков" нет "фундаментальных" знаний, то вывод-то отсюда может быть только один - сомневаться и не верить заключению МАКа можно, а утверждать, что он сфальсифицировал расследование - нет, ибо что, как не эти самые "фундаментальные" знания позволили его специалистам отрицать неисправность тормозной системы?
......КВС кричит "Взлетный, взлетный, взлетный!!!" и экипаж установил наконец взлетный режим "сугубо формальный"! Как это понимать? Не понимаю ...
Наш уровень компетенции, это уровень компетенции нормальных в психическом и физическом отношении взрослых мужчин с высшим техническим образованием и опытом работы по специальности не менее 15 лет. Рассчитать динамику разгона ЯК-42 и максимальную тормозящую силу по ТТХ колеса нам вполне по силу, тем более вдвоем, проверяя расчет один другого.
А про "сугубо формальный взлетный режим" это Вы совершенно правильно подметили - КВС кричит "Взлетный, взлетный, взлетный!!!" и экипаж установил наконец взлетный режим "сугубо формальный"! Как это понимать? Не понимаю ... ну пусть второй пилот ног не чувствовал под собой, так он что и рук не чувствовал?