Обсуждение катастрофы ATR-72 UTair

Mechanic Иными словами , величина пренебрежимо мала . Спасибо .Получается , что взлет со льдом на крыле и стабилизаторе -уменьшение подъемной силы компенсируется закрылками-уборка закрылков(меняется профиль) - сваливание(тряска и крен ).И никаких черных кошек в темной комнате ....Тогда крайний вопрос. Летаем в теплице , просто для общего развития . Полетного времени достаточно было , чтобы схватить что-то на крыло (при условии разбега на чистом ? Понятно , что зависит от метео , особенностей планера и т.д.Или имевшийся лёд сыграл роль катализатора ?
 

Наземное обледенение и обледенение в воздухе - суть вещи совершенно разные.
 
Уже раз 10 отвечали, ответственность за чистоту поверхности несет ИТП выпускающий ВС. Необходимость и способ ПОО определяет КВС совместно с начальником смены ИАС. Выполняет ПОО служба наземного обслуживания (СНО) аэропорта, под контролем ИАС. После этого ВС предъявляется экипажу, и если КВС удовлетворен результатами обработки, он принимает решение на вылет, и с этого момента он несет единоличную ответственность за чистоту поверхности ВС.
Для ВС иностранного производства (если не требуется выполнения ТО сертифицированным персоналом) все работы по наземному обслуживанию ( в том числе и ПОО) выполняются службой СНО (ground handling) под контролем супервайзера.
 
Два интересных поста с форумавиа:
Boeing737500: 15/04/2012 [13:00:01]
И более старый пост Ansheff17 12/04/2012 [20:26:25], противоречащий ему )):
А вот и объяснение рассадки пассажиров.
WWW: 15/04/2012 [21:50:53]
 
Последнее редактирование:
Два интересных поста с форумавиа:
Boeing737500
Я боюсь, что пробы на тренажере некорректны в этом случае: не смоделирует он точно обледенелое крыло, ибо он смоделирует только некое абстрактное обледенение.
 
vim1964, всё верно, но про стремянку забыли (для кого-то это важный момент). Добавлю, что стремянку подкатывает конечно же ИТС. Иногда она стоит под крылом, дожидаясь КВС (если нет опасности повреждения ВС). По поводу вот этого
Обычно экипаж не осматривает ВС после ПОО, т.к. трап убран, двери закрыты и время защитного действия ПОЖ ограниченное. ИТС несёт ответственность за полноту и качество ПОО, а КВС на основе полученных данных (время начала ПОО, тип и концентрация ПОЖ, количество израсходованной ПОЖ) и фактических м/у решает, что делать, - вылетать/повторно обрабатывать/идти в гостиницу.
 

Хм, читал и другие мнения. Например blck утверждает, что за все отвечает КВС, что бы там наземные службы не учудили. И это несколько странно.

Но пока что похоже, что прокуратуре надо поискать "парня со стремянкой", который не проверил самолет и не доложил об обледенении.

А разговоры с наземными службами куда-то пишутся ? Какие-то бумаги подписываются от наземных служб, типа "проверил, все нормально, можно взлетать" ?
 
Они его уже давно нашли...

Всё пишется, всё оформляется...
 

Просто Вы слишком буквально его поняли. Уважаемый blck утверждал, что КВС несет генеральную ответственность за все, что происходит с ВС (это примерно так, как в армии командир отвечает за все, что происходит со вверенным ему подразделением). Это типа того, что у него ко всему,что происходит с ВС должен быть интерес и его компетенция ничем не может быть ограничена. Но сие вовсе не означает, что из этой ответственности всегда вытекает его ВИНА, в случае того или иного события. То есть ВИНА в данном случае понятие существенно более узкое, чем ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ее возникновение явно обусловлено конкретными правилам, составляющими должностную инструкцию КВСа.
 

Верно, смоделирует достаточно абстрактно...рост gross weight, причем мало заметный, далее Engine Surge, далле сваливания. Опять же, есть упражнения по выводу из сваливания, но отрабатываются они не на высоте в 200 метров, есть специально смоделированные Upset Recovery сценарии, когда нажатием одной кнопки машину переворачивает и бросает вниз за 2 секунды, пилот должен вывести машину, верно определив направление сваливания. Не думаю, что по результатам американской катастрофы, смоделированные данные пошли на тренажер в виде отдельного упражнения. Мое ИМХО судя по расшифровке, боролись до конца, но не понимали с чем, упали в поле совершенно случайно, повезло, что успели немного выровнять машину перед ударом и что снег смягчил его...иначе все трупы.

По факту обвинят КВС с формулировкой типа "некачественное выполнение предполетного осмотра и неверная оценка состояния управляющих поверхностей ВС совместно с ИАС".
 
Да при чем здесь "парень со стремянкой"? А голова КВСу на что дадена? Только гарнитуру надевать или думать хоть немножко? В данном конкретном случае ВС не могло не обледенеть. Все вокруг обледенели и обливаются. С какого перепугу этот конкретный борт мог оказаться чистым? Да не надо было никуда лезть со стремянкой, обливаться надо было.
 
RedKat, есть вариант, что КВС просто поверил наземной службе, которая доложила "у вас все нормально, льда нет". Точно так же, как он ей доверяет, например, насчет исправности двигателя. Он же не эксперт в технических вопросах и крыло он не видел. Я согласен, что наверно надо было перестраховаться и во многих авиакомпаниях так и делают.
 
КВС, думающий головой, в этом случае, не мог и не должен был верить наземной службе, поскольку самолет простоял в условиях наземного обледенения 8 часов и должен был быть обработан, тем более,что все вокруг обливались. Пример с двигателем здесь неуместен, это совсем другая ситуация, там, действительно, КВС не может ничего проконтролировать и должен полностью доверять техникам.
 
не мог и не должен был верить наземной службе

Но если бы наземная служба доложила правильно - все было бы ОК. Т.е. вина наземной службы здесь однозначно есть. Виноват ли КВС - под вопросом. Если есть инструкция "нужно обливаться, если самолет простоял Х часов и все вокруг обливаются" - он виноват. Если инструкция другая - надо смотреть что в ней написано.
 

Двенадцать раз не согласен насчет "мальчиков". Сам ввелся как раз в 27. Имею свое понимание ситуации. Основанное на опыте полетов и работе с летным составом. В котором достаточно и средних и "стариков" и молодежи.

Так вот "матерый" (но не "старый") который "сто раз так делал" - вот именно он в настоящее время есть "портрет нарушителя", а молодые (и тем, кому до пенсии всего чуть-чуть) - вот такие осторожничают, перестраховываются.

Да, у молодежи меньше ситуационного опыта, но есть живость ума и работа мысли. Если речь идет о талантливых ребятах. Ведь в любой возрастной категории есть люди, которых миновала божья милость...

Ну а "Матерые", получив достаточный опыт на разных (!) типах ВС, считают, что на этом опыте можно "выехать". Но не всегда это удается. "Да я сто раз так делал" - на сто первый может не прокатить.

К чему этот диалог? Нельзя вот так с плеча рубить, как в процитированном сообщении. Можно вспомнить туеву кучу катастроф, в которых участвовали "опытнейшие" и даже "лучшие" пилоты.
 
2 Экзот:

От наземного обледенения никакая ПОС не спасет.
 
AndyM, умозрительное видение этой ситуации говорит о том, что никакого доклада ИТП в таком духе не было. То есть такое сообщение предполагает выполнение определенных действий, а доклад без совершения действий - такое б....во в достаточно серьезных компаниях вряд ли допускают. Просто отморозились на разворотный рейс (что на него заморачиваться), максимум спросили КВСа, будет ли обработка, получили отрицательный ответ, пожали плечами. Никакой информации о реальном положении дел у них по всей видимости не было. Не поднимались они на машину.
 
Из личного опыта: где то в 98-99гг выполнял чартер в Будапешт.ЯК-42.. Стояли три дня и все три дня шел снег. К вылету приехали за три часа, что бы подготовитьВС. температура все время была ниже нуля, но в пределах -5-10. На плоскостях лежал снег 15-20см, но само крыло было сухое. Инженера наземники, которые были включены в экипаж, и бортинженер не долго думая, схватили брезентовую дорожку и веники приступили к удалению снега. За этим занятием нас застал супервайзер и с недоуменным лицом спросил:"Что вы делаете?" Мы объяснили. Дальнейшая его фраза всех вернула на землю(примерно дословно): "Пока борт не будет обработан согласно технологии, вас ни кто не выпустит это указание инспнктора по безопасности полетов а\п Будапешт!" Все было решено и выполнено в течение 15-20мин и лайнер сиял. Вот так люди подходят к этому вопросу! Возможно кто и возразит, что просто с вас денежки срубили, а снег бы и сам слетел при разбеге. Наверное, а может и нет...
 
lopast56, аналогично видел в Вене: машины обработки ПОС просто стояли на рулежке и обливали строго каждый самолет. Объехать их было просто невозможно.