Судя по видеореконструкции из телевизора они просто падали. Все что было предпринято экипажем:
1. Обсуждение грядущего п...ца
2. Констатирован факт п...ца
3. Собственно его наступление
Отсюда вопрос - у нас в ГА летный состав именно этому обучают? Обсудить - констатировать - осуществить?
Я не троллю, просто такое впечатление, что там чистый субъективный фактор. Пилоты, вы летать умеете?
Собственно, они ничего и сделать не могли. Может, если бы
сразу поняли, в чем дело, то могли выпустить закрылки и носом вниз. А так, время упущено, констатируем факт. Катастрофа началась еще на земле.
Вот цепочка событий, приведшая к катастрофе ATR-72 под Чикаго (Роузлоном):
http://video.mail.ru/inbox/innaf/595/6022.html
- переохлажденные капли дождя (т.н. ледяной дождь), долго накапливавшиеся на крыле при полете в зоне ожидания. Пилоты включают ПОС и увеличивают скорость, чтобы поток лучше сдувал образующийся лёд.
- чтобы опустить нос для комфортности пассажирам и стюардессам, пилоты выпускают закрылки на 15. При этом больше льда начинает образовываться дальше от кромки крыла, за пределами действия башмаков ПОС
- когда экипажу разрешено снижение, приборная скорость начинает превышать предельную для закрылок 15. Экипаж убирает закрылки. Это изменяет аэродинамику крыла и снова увеличивает тангаж. В условиях обледенения срыв потока происходит при меньшем угле атаки (в данном случае свалились на 5 градусах).
- по самолету проносится шум, похожий на тряску. Это признак турбулентности потока за крылом, вызванной измененной льдом формой крыла.
- турбулентный поток отклоняет правый элерон до предела. Приложенная сила на штурвал - около 100 кг (жесткая тяга со штурвалом без усиления - очень трудно вывернуть обратно; пилоты не прикасались к штурвалу до того, как произошел срыв, вообще его не держали - если бы самолет летел не на автопилоте, то может, была бы возможность сразу вывернуть обратно).
- самолет пару раз переворачивается вокруг продольной оси, пилотам не хватает высоты и сил, чтобы выровнять его.
Можете проводить аналогии с тюменским и кубинским случаями. Совпадение не полное, но понять ситуацию помогает.