Здесь в первой серии - на 33-й минуте, а потом с 35-й - есть рассказ про катастрофу ATR-72. В частности, сообщили, что экипаж знал об обледенении и включил ПОС еще при рулении, что запрещено технологией...
Михаил Макаров (зам. директора сертификационного центра ГосНИИ ГА): "Результаты комиссии были такими, что одним из наиболее вероятных факторов случившегося было несоблюдение технологии обработки"
Рубен Есаян: "Вроде, как у нас в простонародье говорят, импортные самолеты самые лучшие, хорошие... вот, АТР, да? Неплохой самолет, и все прочее... Экипаж подходит к самолету, разве экипаж не знал, что нельзя взлетать на обледенелом самолете, на крыльях которого есть лед?"
Диктор: "Экипаж АТР-72, несмотря на морозную погоду, отказался обрабатывать самолет. Правда, командир корабля вправе принять такое решение."
Есаян: "По дальнейшим действиям в кабине, по разговорам экипажа, когда они еще рулили на полосу, уже было понятно, что они прекрасно знали, что самолет обледенелый. Потому что командир второму пилоту говорит: включи противообледенительную систему крыла, посмотри, лед спадает с крыла?"
Диктор: "Непонятно, почему наземные службы не настояли на обработке? Видимо, сыграло то, что у этого западного самолета имеется своя своеобразная система антиобледенения. При ее включении на крыле появляются мелкие выступы, сталкивающие лед, но из-за сверхтонкого крыла АТР-72, которое моментально лишается подъемной силы, если нет идеального обтекания, ее разрешается задействовать только после набора высоты, экипаж же включил систему еще при рулении".
Есаян: "Потом включает автопилот на 110-120 метрах, команду дает убрать закрылки, убираются закрылки, и самолет становится на режим сваливания. Начинается тряска."
Олег Смирнов: "Ребята даже не поняли, что произошло. Потому что второй пилот вдруг говорит: 'что-то трясет самолет' "
Есаян: "Высота уже 200 метров. Отдай штурвал от себя. Загорается табло "Stall" - "Сваливание". Отдай! - ноль эмоций".
Олег Смирнов: "Второй пилот говорит: надо на землю передать. Командир говорит: передай, что у нас... вибрация самолета, и т.д.... и не поняли, и все, и тут же конец пришел."