Организация авиаперевозок во времена СССР

как и много других здравых идей
В соседней ветке " Частота полетов Ту-144.." пост 121 выкладывал тарифы из "ГА" 1978 года. Там можно просчитать, что принцип "чем дальше, тем дешевле" существовал уже тогда - наверное по аналогии с ближайшим "конкурентом" - железной дорогой. Меня больше поразили - салоны первого класса - аналог СВ-вагонов на ЖД. И сразу возник вопрос, а почему только на 3 направлениях? А если данный борт использовался на другом направлении, почему билеты в этот самый "1 (СВ) класс" не отличались по цене от остальных?
 
Последнее редактирование:
Реклама
И сразу возник вопрос, а почему только на 3 направлениях? А если данный борт использовался на другом направлении, почему билеты в этот самый "1 (СВ) класс" не отличались по цене от остальных?
Так как это были борта 235 отдельного "правительственного" ЛО, то на других направлениях с обычными пассажирами они просто не использовались, да и работали во многом не ради своей прибыли, а ради предоставления налёта экипажам.
Кстати, может знающие подскажут - в этот самый 1 класс вообще можно было достать билет рядовому гражданину со стороны?
 
Последнее редактирование:
Strannik, Но если борта 235 ЛО стояли на регулярке, что происходило с расписанием, когда они выполняли полеты по "прямому" назначению? Чем они заменялись? И что говорили пассажирам, уже купившим билеты в этот самый "1 класс"?
Да и еще. По вашему сообщению получается что "1 классом" был весь салон? от носа до хвоста?
 
Последнее редактирование:
ЮМ74, у 235 ЛО было рассчитано количество бортов, которого хватало и под запланированный объём регулярки, и под государственные перевозки. Если вдруг совсем какой-то аврал - ну тогда либо отмена, либо замена самолётом другого управления. Пассажирам так и говорить - "извините, форс-мажор" (если честности хватит).
И в моем сообщении
"1 классом" был весь салон? от носа до хвоста?
не имелось в виду, обычный самолёт с двухклассной компановкой, коих, правда, в СССР было абсолютное меньшинство. Это уже в российское время, в частности, у ГТК "Россия" были случаи постановки на регулярные рейсы чисто "салонных" самолётов, но к обсуждаемой теме отношения не имеет.
 
в этот самый 1 класс вообще можно было достать билет рядовому гражданину со стороны
Попробуем продолжить логически ситуацию. На какой-то из этих рейсов не продали ни одного билета 1 класса - не уж-то отправили бы полупустой самолет? Или возможны варианты? Маршруты не абы какие, а Москва - Юга! Загружены постоянно, даже зимой!
 
Маршруты не абы какие, а Москва - Юга! Загружены постоянно, даже зимой!
Именно по этой причине и вопрос. Услуга то такая вводилась, как понимаете, не ради повышения комфорта простого слесаря дяди Васи, а для перевозок на самых популярных номенклатурных направлениях. Соответственно, всё (или не всё?) расходилось на брони горкома-обкома-и т.д. А принцип управления бронями обычно был держать до последнего в случае внезапной поездки первых лиц. Конечно, обеспеченно-пронырливые граждане за взятку кассиру [вспоминается сюжет в "Фитиле" - "Я сейчас позвоню прокурору! Товарищ прокурор! Извините, ваша бронь снята..."] , да "апгрейдящиеся" граждане (возможно, тоже не без оной) на этих местах в конце концов улетали, но я спрашивал именно про легальную продажу.
 
Вообще, билеты в "так называемый" 1 класс мог приобрести любой желающий. Другой вопрос, что рейсов с этим первым классом было единицы. И вводился этот "первый класс" в бессклассовом обществе в середине 1980-х в порядке эксперимента. Если не продавался, то "да" летел пустой.


---------- Добавлено в 00:43 ----------


Именно по этой причине и вопрос. Услуга то такая вводилась, как понимаете, не ради повышения комфорта простого слесаря дяди Васи, а для перевозок на самых популярных номенклатурных направлениях. Соответственно, всё (или не всё?) расходилось на брони горкома-обкома-и т.д. А принцип управления бронями обычно был держать до последнего в случае внезапной поездки первых лиц. Конечно, обеспеченно-пронырливые граждане за взятку кассиру [вспоминается сюжет в "Фитиле" - "Я сейчас позвоню прокурору! Товарищ прокурор! Извините, ваша бронь снята..."] , да "апгрейдящиеся" граждане (возможно, тоже не без оной) на этих местах в конце концов улетали, но я спрашивал именно про легальную продажу.
Неправда ! Читайте выше.
 
Там мест не было ни хрена никогда в том первом классе. Кстати, я помню только Сочи, Симферополь и Хабаровск (25 рейс, из ШРМ который), вертится в голове что-то типа Владивостока, но не уверен.
 
"первый класс" в бессклассовом обществе в середине 1980-х в порядке эксперимента.
Тарифы из Москвы опубликованы в "Гражданской Авиации" №7 за 1978 год. Направлений с первым классом 3: Сочи, Мин Воды и Симферополь.
 
И сразу возник вопрос, а почему только на 3 направлениях? А если данный борт использовался на другом направлении, почему билеты в этот самый "1 (СВ) класс" не отличались по цене от остальных?
Почему на трех? Сочи, Сухуми, Минеральные Воды, Симферополь, Хабаровск, Владивосток.
Кстати, может знающие подскажут - в этот самый 1 класс вообще можно было достать билет рядовому гражданину со стороны?
Я летел в Минводы первым классом, даже билет сохранился. Могу отсканить.
Так как это были борта 235 отдельного "правительственного" ЛО
Не только. В 1978-1979 гг. Ил-62 с салонами первого класса были в Домодедово, позже рейсы на ДВ на Ил-62М выполняло ЦУМВС.
По вашему сообщению получается что "1 классом" был весь салон? от носа до хвоста?
Мест 1-го класса в Ту-154 было штук 20. В Ил-62 надо смотреть компоновку ЦУМВС тех лет.
Но если борта 235 ЛО стояли на регулярке, что происходило с расписанием, когда они выполняли полеты по "прямому" назначению? Чем они заменялись? И что говорили пассажирам, уже купившим билеты в этот самый "1 класс"?
Самолетов в 235-м отряде было гораздо больше, чем можно было бы их одномоментно использовать по прямому назначению. Случаев замены самолетов с салонами 1-го класса на обычные не было. Зато были обратные случаи. В феврале 1991 года я летел из Внуково в Краснодар. По расписанию стоял Ил-18 с обычным салоном. Но по факту его заменили на Ту-134А, где был салон 1-го класса и часть пассажиров случайно была «осчастливлена» бесплатным повышением классности.
 
Реклама
ну так только на эти три направления в приведенных "Тарифах" была опубликована отдельной строкой (с салоном 1 класса) цена .
Если бы были какие-то изменения, советские люди узнали бы о них первыми!:)


---------- Добавлено в 08:48 ----------


была «осчастливлена» бесплатным повышением классности.
А в чем это выражалось? Более просторное расположение? Чай, кофе, сигары?:)
 
К тому же, имея к 1990 году такое количество самолетов, надо было на них куда-то летать. А аэродромов, способных их принимать – раз, два, и обчелся.
И сколько было тогда аэродромов для Ту-154М? Мне казалось, что с аэропортами в СССР было не так всё грустно...


---------- Добавлено в 10:58 ----------


имелось в виду, что рейс открыть было проще, чем, скажем, в те же 90-е, когда надо было лицензировать каждый маршрут, плюс к тому, существовали квоты на маршруты по всем "вкусным" внутренним линиям, то есть, хрен ещё пробьешься, тогда было непросто, да.
А когда, кстати, отменили лицензирование внутренних маршрутов?
 
ну так только на эти три направления в приведенных "Тарифах" была опубликована отдельной строкой (с салоном 1 класса) цена .
Ответ кроется в дате опубликования этого справочника. ;)
А в чем это выражалось? Более просторное расположение? Чай, кофе, сигары?
Конкретно в этом случае были более широкие сиденья с большим шагом кресел. А вообще, в первом классе предлагалось приличное питание, включавшее фрукты и овощи, первоочередную посадку и высадку через первую дверь (на Ту-154). Остального не помню. Курить было нельзя.
И сколько было тогда аэродромов для Ту-154М?
Речь шла про Ил-86.
 
Направлений с первым классом 3: Сочи, Мин Воды и Симферополь.
Одна из рекламных брошюр: http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/93051994.6/0_ad174_35ffdeef_orig
В ней только пока только 4 направления с 1-м классом, позже направлений стало больше, как сказал Aleck :
Сочи, Сухуми, Минеральные Воды, Симферополь, Хабаровск, Владивосток.
 
Не только. В 1978-1979 гг. Ил-62 с салонами первого класса были в Домодедово, позже рейсы на ДВ на Ил-62М выполняло ЦУМВС.
Я в курсе, но отвечал на конкретный вопрос про 3 направления 235 ЛО в справочнике 1978.
Кстати, а у ЦУМВС же были ещё в отдельные периоды внутрисоветские рейсы в Ленинград и Хабаровск с дальнейшим выполнением международных из этих городов. Там первый класс ставили в продажу по повышенному тарифу или тоже кого-то «осчастливливали»?
 
Хорошо. В итоге имеем 6 направлений с салонами 1 класса. Экономическая эффективность от их внедрения минимум +10% - билет дороже на 20% минус несколько большие затраты (овощи-фрукты и т.д.) и возможная несколько уменьшенная пассажировместимость ВС за счет изменения шага кресел. Если я не прав поправляйте.Тогда возникает следующий вопрос - почему эти салоны не внедрили на ВСЕХ маршрутах? Ответы типа - бесклассовое общество и особое внимание ОБХСС просьба не давать. На ЖД существовало 4 тарифа - от общего до СВ и никого особо это не напрягало!
 
Кстати, а у ЦУМВС же были ещё в отдельные периоды внутрисоветские рейсы в Ленинград и Хабаровск с дальнейшим выполнением международных из этих городов. Там первый класс ставили в продажу по повышенному тарифу или тоже кого-то «осчастливливали»?
В Хабаровск было два рейса с салонами первого класса: 25/26 и 33/34. Последний летел дальше в Ниигату. На обеих рейсах билеты 1-го класса были в продаже.
Из Ленинграда, насколько я помню, ставили фулл-эконом, соответственно, и в Ленинград из Москвы летел такой самолет.
Если я не прав поправляйте.Тогда возникает следующий вопрос - почему эти салоны не внедрили на ВСЕХ маршрутах? Ответы типа - бесклассовое общество и особое внимание ОБХСС просьба не давать. На ЖД существовало 4 тарифа - от общего до СВ и никого особо это не напрягало!
Да нет, всё гораздо проще. Большее число рейсов с салонами 1-го класса не ставили по причине нехватки провозных емкостей. То, что мы обсуждаем здесь последние десять страниц. 128 пассажиров везет самолет или 164 – большая разница. А лучше, если вообще 180. :)
 
Я летал первым классом мае 1986 года на рейсе 1 Домодедово-Владивосток. Билет в первый класс предложила кассир, т.к. обычных уже не было. Тариф - 160 руб при обычном 134.
Кресла в первом классе того Ил-62 были самые обычные, но "первый класс" ( 6 первых рядов) отделен от остального занавесочкой. Еще предлагали алкоголь, и питание было улучшенным ( не синяя курица с холодным рисом, а рыба горбуша запеченая, икра черная, на десерт фрукты )! Стюра предложила также плед и подушечку. :)



---------- Добавлено в 00:30 ----------


Хорошо. В итоге имеем 6 направлений с салонами 1 класса. Экономическая эффективность от их внедрения минимум +10% - билет дороже на 20% минус несколько большие затраты (овощи-фрукты и т.д.) и возможная несколько уменьшенная пассажировместимость ВС за счет изменения шага кресел. Если я не прав поправляйте.Тогда возникает следующий вопрос - почему эти салоны не внедрили на ВСЕХ маршрутах? Ответы типа - бесклассовое общество и особое внимание ОБХСС просьба не давать. На ЖД существовало 4 тарифа - от общего до СВ и никого особо это не напрягало!

Приоритетом советского Аэрофлота было КОЛИЧЕСТВО перевезенных пассажиров, а не качество их обслуживания.:)
 
Последнее редактирование:
Я В СССР всё делалось по плану, в том числе и открытие новых авиационных маршрутов. И за план тоже спрашивали. Маленькая предыстория на тему: давным-давно я работал в одной конторе. На неё стоял план по отправке, скажем, 500 вагонов в месяц. Я отвечал за отправку 270-и. Подходит конец месяца, ростовский начальник звонит мне и говорит: «Сколько отправил». Я говорю: «256 и в этом месяце больше не будет». Мне в ответ: «Это очень плохо, Москва накажет меня, а я вынужден буду наказать вас. Рисуй прямо сейчас 14 недостающих вагонов». Я страшно удивился, но продиктовал ему 14 номеров вагонов, которые просто придумал на ходу. Удовлетворенный, он поставил их в сводку. Контора план выполнила. Москва и Ростов получили премии. А то, что 14 вагонов потерялись, так то выяснилось бы только в середине следующего месяца, и это можно было списать на ошибки статистического учета. За это не наказывали так, как за невыполнение плана. ;)
Поэтому, могу предположить, что для выполнения плана по расширению маршрутной сети, рисовались такие же липовые планы, которые потом по ходу корректировались.
Вот так вся страна и "писала":) : https://www.youtube.com/watch?v=ei_dztACr14
 
Последнее редактирование:
Реклама
Вот так вся страна и "писала"
М-да. Одни штампы и стереотипы сменились другими. А чем же занималась та страна еще, кроме " приписок"? То-то за прошедшие 22 года, до сих пор не могут поделить, то "липовое", "приписанное" и "созданное только на бумаге" наследие ТОЙ страны! А "Людей и манекенов" А. Райкина прекрасно помню еще на экране нашего черно-белого телевизора. И все же вопрос остался - "В ТУ-154 мест первого класса было штук 20...", "первый класс" ( 6 первых рядов) отделен от остального занавесочкой" - значит пассажировместимость ВС изменялась НЕЗНАЧИТЕЛЬНО. Почему не внедрили этот "1 класс" на остальных направлениях
Приоритетом советского Аэрофлота было КОЛИЧЕСТВО перевезенных пассажиров, а не качество их обслуживания.
Ну-да. Когда билетов на рейс нет уже за 15-20 (а летом наверное за все 29 дней) до вылета, тут не до качества обслуживания - постараться бы управиться с этим валом пассажиров. Думаю, не от нечего делать появлялись компоновки салонов, приближающиеся к "трамвайным" - осталось только поставить поручни под потолком и продавать стоячие места. Вот только за выполнение финплана спрашивали намного серьезнее, чем за выполнение плана по перевозкам, и вознаграждение за его перевыполнение было так же более "щедрым". Вот и непонятно - существует реальная возможность поднять хоть на немного прибыль предприятия, а от нее отказываются. Почему? Или овчинка не стоила выделки?
 
Последнее редактирование:
Назад