Организация авиаперевозок во времена СССР

90-е годы были как целая эпоха.
Начало 90-х было как в СССР, конец - как в Африке или где еще там... место не самое лучшее.
 
90-е годы были как целая эпоха.
Принцип составления расписания по большому счёту один и тот же, даже сейчас, и на него будет опираться любой разработчик программного обеспечения. Читайте на этом скрине самый последний абзац. (Из инструкции реальной программы, применяемой в современных авиакомпаниях):
 
Что нового вы там узрели?
Ничего ) Вы писали о ПДСП, но ПДСП не имела отношения к составлению сезонного или годового расписания самолётов. Это служба, относящаяся к оперативному управлению, и её задача, прежде всего, заключалась в обеспечении регулярности полётов, то есть, стараться выполнять расписание без сбоев.
 
Я всего лишь показал, что вы заблуждаетесь, что комэска планирует борты.
И с такой уверенностью это говорите, что мог бы и поверить )
 
ПДСП как раз непосредственно формировало расписание, а инженер по расписанию входил в состав персонала ПДСП. А начальник СОП занимался тем, что ставил подпись под проектом расписания и все время сообщал при этом о нехватке персонала. Если бы его подпустили к расписанию, получалось бы расписание с одним рейсом в два часа.
 
Я всего лишь показал, что вы заблуждаетесь, что комэска планирует борты.
Может и не планирует, но на проекте годового расписания были кучи резолюций с согласованиями, в том числе, стояли подписи командиров эскадрилий. В отдельных авиапредприятиях могло быть по-другому, всё зависело от годового объёма перевозок и штатных должностей. Например, у аэропортов 3 и 4 классов ПДСП как служба вообще не предусматривалась и т.д.
 
Аэропорты 3-4 кл как правило были приписаны к базовым крупным аэропортам, и персонал их, входил в состав соответствующих служб базового аэропорта.
 
Вероятно, в какие-то годы такое могло быть. Но в 80-е, к примеру, в том же Белгороде и аналогичных аэропортах с годовым объёмом отправок менее 500 тыс. пасс. службы ПДСП не было, с текущими задачами обслуживания ВС вполне справлялся АДП.
 
А в аэропорту Волгоград, точне в Волгоградском ОАО, с теми же объемами -было. А после разделения на АК и АП были и ПДСА и ПДО в авиакомпании базовой
 
Возможно. Но что-то я сомневаюсь, что Волгоградский ОАО в годовом исчислении с приличным флотом обслуживал такие же объёмы, как и Белгород.
Одним словом, в тех документах, что я видел и помню, в частности, в должностной инструкции инженера по расписанию, было ясно написано, что он непосредственно подчиняется руководителю службы организации перевозок (на примерах авиапредприятий Харькова, Куйбышева, Челябинска образца 1987-1992 гг.). Собственно, это логично, поскольку планирование перевозок и их диспетчеризация (ПДСП) – задачи разные. Не исключено, что на практике в некоторых а/п было по-другому, инженер мог быть оформлен по совместительству и подчиняться другой службе, но мне такие случаи достоверно неизвестны.
 
Интересная блок-схема, 1980 г. — задачи по определению потребностей в парке летательных аппаратов.
 
Извините за непрофессиональный вопрос, если он неуместен - прошу модератора удалить и простить.
Рассматривалась ли в Союзе система узловых аэропортов, то что называется hub-and-spoke? Почему она не была реализована?
 
Тогда такими понятиями не оперировали, но нечто подобное чисто интуитивно создали. Подобными авиаузлами для разных частей СССР были Хабаровск, Новосибирск, Свердловск, Ташкент.
 
Да, я понимаю что терминология такой быть не могла, но адекватного перевода не знаю. Сама по себе система, если верить Википедии, применялась еще с 50-х годов в США, а в 70-х годах обрела более-менее современный облик. Вряд ли МГА не знало о ее существовании и не просчитывало плюсы-минусы.
Насколько я понимаю, упомянутые узловые аэропорты все-таки не были полноценными хабами в современном понимании, процент транзитных пассажиров там был относительно невысок. Или ошибаюсь?
 
Вопрос в том, что хабовая система - это не просто крупный узел с разнообразием направлений регулярных рейсов. В подобном аэропорту, прежде всего, должен базироваться сетевой перевозчик, который целенаправленно строит расписание с учётом стыковок рейсов, грубо говоря, делает расписание так, как удобно пассажирам. В СССР такой системы не существовало, поскольку расписание всегда подгоняли под график оборота ВС. Кроме того, даже если взять МАУ, то стыковок рейсов в пределах одного аэропорта существовало ничтожное количество. Например, из Домодедово, который обслуживал Сибирь и ДВ не было рейсов ни в Сочи, ни в Симферополь, ни в Анапу, никуда на курорты, одним словом, и пассажирам приходилось переезжать во Внуково и т.д. Речь об оптимизации и удобствах стали вести лишь с 1987 года, но начинали не с хабовых, а с интермодальных систем. В частности, МАУ, силой своего притяжения исторически поглощал потоки из близлежащих крупных городов, например, поток из Тулы. Целесообразность содержания там парка ВС и аэропорта была невелика, поэтому предлагались самые разные варианты доставки пассажиров в ближайший авиаузел на спец. транспорте - начиная от выделенных автобусов и до того, что сейчас называется "Аэроэкспрессом".