Организация авиаперевозок во времена СССР

Нет. Ил-18 списывались строго по достижению ресурса 35000 часов, что подтверждается документами КБ Ильюшина.
Другое дело, что им могли бы продлить ресурс, но не продлили. Вероятно, для того есть объективные причины.

Личное мнение рукопожатного маршала авиации СССР г-на Бугаева.
 
Реклама
С большим интересом изучил все девяносто страниц топика.
Много профессиональных мнений, но вот один аспект не затронут совершенно - дороговизна билетов по отношению к средней зарплате в СССР.
Мой товарищ часто ездил в детстве с Урала на Дальний восток, в 1980-х, фактически каждое лето, так он говорит, что стоимость авиабилетов в два конца на семью из троих человек (один билет - детский) составляла порядка 600-650 руб, это месячный доход его семьи, с учетом того, что родители получали вполне неплохо по советским меркам (200-300р), работая "в поле" и имея всякие надбавки. Да, речь идет о рейсах типа Владивосток-Чита-Кемерово-Свердловск на супер комфортабельном ТУ-154Б.
Также слышал о том, что в более раннем периоде, времен "ТУ-114 и ИЛ-18" перелеты с Дальнего Востока в европейскую часть стоили настолько дорого, что семья вполне среднего и выше среднего достатка не могли себе каждый год это позволить. Проводили отпуск дома, в родном Приморье.
Сейчас же ситуация кардинально другая, даже если рассматривать перелет с Балтики на Тихий Океан. А тем более полеты средней дальности, скажем, из Санкт-Петербурга в Сочи или из Москвы в Екатеринбург.
Профессиональные льготы - да были, но все же охватывали не такой широкий круг людей. Мой родственник - военный, старший офицер, ими пользовался, но на дальние расстояния (летал в санатории от Кавказа до Камчатки - с европейской части СССР), а на ближние предпочитал личный автомобиль.
 
joy_t, там вопрос, какой доле дальневосточников проезд в отпуск компенсировался. Да и сейчас, чуть раньше, в Таиланды разные - не месячный доход семьи? И летали же. На 747 и т.п., то есть, массово.
 
дороговизна билетов по отношению к средней зарплате в СССР.
Как очевидец тех лет жизни на ДВ, в Приморье сначала, потом Камчатка, с одной стороны да, билет стоил дорого Владивосток - Москва, 111 руб в 1976 году, а мое первое ДД лейтенантское-211 руб в месяц. Но ВПД решало вопрос. Что касается гражданских, то практически все предприятия и учреждения оплачивали дорогу сотрудникам раз в два или в три года. Ничего не могу сказать про колхозы, совхозы, пенсионеров. Жена работала в УНР Стройтреста, секретарем, раз в два года оплачивали пролет всем, кто проработал год. В то же время, в Приморье было много санаториев и домов отдыха, многие предпочитали отдыхать дома. Не все стремились слетать в отпуск "на Запад" (так на местные называли полеты в Европейскую часть СССР или в СА), не у всех была родня а гостиницы были доступны не для всех. По наблюдениям, большинство пассажиров всегда составляли командировочные и военные отпускники с семьями. А вот моряки торгового и рыболовного флота легко выкладывали сотни рублей за билеты, это по наблюдениям в многодневных очередях в кассах летом. Для них 600 руб в месяц и более было легко заработать, их было легко заметить в очередях и на борту уже. Кроме того, значительное число дальневосточников это были любители охоты и рыбалки, и эти люди вообще крайне редко выбирались из Приморья, скорее они летали на Сахалин и Камчатку за тем же самым, или поездом ехали в Хабаровск. ЖД тоже много брала на себя, военный и гражданский люд любил этот вид транспорта тоже уважал. Буквально через год или два, в 1977 или даже уже в 76 году билет подорожал до 134 руб Владивосток-Москва. Да, схема компенсаций гражданским была устроена так, что по любому надо было сначала найти гроши, свои, чтобы купить билеты, а уже потом их стоимость возвращали, бывало что и не сразу. Авансов не давали, только отпускные.
 
Последнее редактирование:
Так вы посмотрите, сколько стоят билеты на дальний восток из центра, если отфильтровать субсидированные рейсы.

Те же самые 30-50 тысяч в один конец. И вот вам пара средних зарплат.
Тут надо смотреть. У Аэрофлота, например, все тарифы субсидированные (вроде бы). 20-30 тыс в оба конца. Если говорить не о Аэрофлоте и Москве, то билет, условно, Екатеринбург-Владивосток это тысяч 40-50, но туда-обратно. В одну сторону - 20-25. На троих, включая детский билет (собственно, с чем сравниваю) - это сто - сто двадцать тысяч. Скажем так, меньше месячного дохода, если говорить о среднем и выше среднего достатке.
Таиланд - да, там билеты могут обойтись может быть даже выше, чем доход семьи в месяц, но международка - вещь особая, сравнивать международный туризм сейчас и в СССР не совсем правильно. Международный туризм в советское время был, но не таким доступным (хотя да, были профсоюзные скидки и т.п). Есть нюансы - например, многие берут путевку, включающую все - проживание, питание, а не только билеты. Если говорить о билетах - бывают интересные распродажи (в тот же Таиланд).
Компенсация билетов - да, я так понимаю, многим дальневосточникам компенсировали, но не всем. А на Урале, откуда мой приятель (Свердловск) - компенсация дороги была крайне редким явлением, просто родители товарища неплохо зарабатывали и могли себе позволить съездить в отпуск с родне на Дальний Восток, но копить надо было.
 
но вот один аспект не затронут совершенно - дороговизна билетов по отношению к средней зарплате в СССР.
Страна у нас очень большая по размеру. И не может быть одновременно доступным билет из Москвы в Сочи и билет из Москвы во Владивосток. И тогда и сейчас.
А отношение цены билета к средней зарплате тоже со временем имеет право меняться. Мы же не сильно удивляемся, что телевизор или "шмотки" сейчас стоят не так дорого, как раньше (по отношению с зарплате).
 
международка - вещь особая, сравнивать международный туризм сейчас и в СССР не совсем правильно
Совсем неправильно. Свободной продажи авиабилетов за рубеж в СССР не было. Либо командировочные, либо в составе турпутёвки.

Цены естественно были выше. Билет Москва - Тбилиси стоил 37 руб., а той же продолжительности Москва - Белград - 78 руб. (более чем вдвое дороже).
 
Реклама
Цены естественно были выше. Билет Москва - Тбилиси стоил 37 руб., а той же продолжительности Москва - Белград - 78 руб. (более чем вдвое дороже).
Москва-Владивосток 111 руб, а Москва-Токио 485 руб...
 
Мне другое помнится…. В отпуск «на Юга» из Сибири и Дальнего Востока очень многие( думаю, что большинство) летали через Москву. При этом восточные рейсы летали в Домодедово, а южные во Внуково. Толпы людей стояли в очередях на межаэропортовые экспрессы, многие ездили на электричках/метро/автобусах с детьми и багажом… Особенно при обратном вылете «с материка» зрелище было то еще. При продажу билетов только «one way» вообще умолчу….
 
Мне другое помнится…. В отпуск «на Юга» из Сибири и Дальнего Востока очень многие( думаю, что большинство) летали через Москву. При этом восточные рейсы летали в Домодедово, а южные во Внуково. Толпы людей стояли в очередях на межаэропортовые экспрессы, многие ездили на электричках/метро/автобусах с детьми и багажом… Особенно при обратном вылете «с материка» зрелище было то еще. При продажу билетов только «one way» вообще умолчу….
Было такое.... И в ДМД спали на лестницах как бомжи, подстелив плащи... )
 
Что до международного туризма - в Европу (в том числе и в первую очередь социалистическую) туристов отправляли преимущественно поездом. А внутри уже мог быть и местный самолет и местный пароход. Но - международный участок поездом. Ходили поезда из Москвы/Ленинграда и в Будапешт, и в Белград, и в Софию, не говоря уже о Варшаве и Берлине. И самолеты тоже, но туристов отправляли поездом. Мои близкие родственники много катались и рассказывали. Уж не знаю, почему, догадываюсь, тупо дешевле группу оформить.
Да, турпоездки в какую-нибудь Индию включали именно перелет, но такие "путевки" были совсем уж уделом небожителей.
Через Москву люди летали с ДВ/Сибири на юга, но, как мне рассказывал тот же уральский приятель, при наличие рейсов не через Москву, в основном летали целенаправленно, с остановками несколько дней на шоппинг). ГУМ-ЦУМ-Ядран-Лейпциг. А останавливались у родни (в том числе дальней), знакомых, знакомых знакомых - в то время как-то было проще договориться с малознакомыми людьми. В комедии "Паспорт" этот момент очень красочно показан, там остановка у армейского друга одного из членов семьи была. В гостиницах (например, при аэровокзале), конечно, тоже селились, но реже.
 
В гостиницах (например, при аэровокзале), конечно, тоже селились, но реже.
С гостиницами в Москве, насколько мне известно, тогда "была напряженка", причем сильная!
В детстве с родителями летал через Москву - ночевали в креслах на аэровокзале.
И в ДМД спали на лестницах как бомжи, подстелив плащи... )
Да.! Где там только не спали, и что не подстилали!
Шереметьево-1 по сравнению с Домодедово (в 1982 году) мне показался просто каким-то неожиданно спокойным аэропортом.
 
joy_t, в целом верно. Но были и исключения. БОльшую часть туристов везли поездом. Иногда ещё интереснее: плацкартом до Чопа, оттуда в Югославию через Венгрию автобусом (удовольствие так себе, но выбирать не приходилось). Однако часть туристов летала даже в Восточную Европу.
 
Да, турпоездки в какую-нибудь Индию включали именно перелет, но такие "путевки" были совсем уж уделом небожителей.
Совсем нет. Середина 80-х. Областной центр в РСФСР. ВУЗ. Свободно лежали путевки на Кубу и иногда во Вьетнам. Никто не брал. При чем профессоров чуть ли не насильно туда хотели запихивать, ибо путевки то надо было реализовывать. Одно НО. Путевки шли не по профсоюзной линии, и стоили мама не горюй. Ну и билеты тоже за свои. Короче семье из 3 человек отдохнуть 3 недели, стоило под 5000 рублей.
 
Совсем нет. Середина 80-х. Областной центр в РСФСР. ВУЗ. Свободно лежали путевки на Кубу и иногда во Вьетнам. Никто не брал. При чем профессоров чуть ли не насильно туда хотели запихивать, ибо путевки то надо было реализовывать. Одно НО. Путевки шли не по профсоюзной линии, и стоили мама не горюй. Ну и билеты тоже за свои. Короче семье из 3 человек отдохнуть 3 недели, стоило под 5000 рублей.
Слетали с родителями на Кубу по путевке в 1984 г на две недели. 1120 рублей с человека. Это включая авиабилеты из Иркутска в Москву и обратно.

В молодости очень любил на работах у родителей изучать стенды профсоюзного комитета.

Вьетнам и Индия были примерно по такой же цене. А ещё круизы зимой из Владивостока на экватор, но без захода в иностранные порты ))

Но нам тогда никто не говорил, что на Кубу в августе лучше не надо =))
 
Реклама
В те времена авиационный транспорт был относительно дорогой. Сейчас посмотрел тарифы авиакомпании PAN AM за 1970 год: стоимость билетов OW там измеряется сотнями долларов на больших расстояниях и $50-70 по Европе. А сто баксов в 1970 году это были ого-го какие деньги.

Возвращаясь к внутрисоюзным перевозкам. Были ещё и льготные категории пассажиров. Дети до 12 лет пользовались скидкой в 50% от тарифа. Учащиеся школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов - 30%. Правда, второй категории предоставляли скидки с 1 октября по 31 мая, но тоже хорошее подспорье было.
 
Назад