Перевёрнутый штопор и Т-образный хвост

Они поняли, что падают, только когда увидели, что находятся ужасно низко, уже всего на высоте 2000 м. Вот тогда и началась паника. Крики "не убивайте". Полнейший нервный и рассудочный ступор командира и его вытекающий из этой паники крик "тяни", рывки штурвала на себя. Хотя при нормальной мыслительной способности в этот момент он бы прекрасно понял, что сделать уже ничего нельзя.
Опустить нос на Туполе при попадании в критические углы и спасти этим положение можно только пока еще не началось сваливание. Считанные секунды.Потом уже этот самолет вывести из штопора невозможно. Рули попадают в пространство, надоступное для воздушного потока и работать ими бесполезно. Реакции уже не будет.
А падали они почти до конца, не понимая этого, поэтому и пытались бороться с непонятным им положением, выполняли свою работу. При штопоре приборы начинают метаться и невозможно установить их истинные показания. А они думали, что это метание вызвано просто грозой. К тому же было очень темно. Вот они и не поняли сразу всего, что произошло.
А восстановить картину падения по записям приборов в МСРП и понять это во время полета ни одно и тоже.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Опустить нос на Туполе при попадании в критические углы и спасти этим положение можно только пока еще не началось сваливание. Считанные секунды.Потом уже этот самолет вывести из штопора невозможно. Рули попадают в пространство, надоступное для воздушного потока и работать ими бесполезно.
Простите, а что значить режим сваливания? Я думал, сваливание на крыло. А в тех двух временных отезках самолёт идёт ровно, без вращения и крена, просто, видимо, с малой горизонтальной и большой вертикальной скоростью. Т.е. воздушный поток по идее идёт на крылья и рули снизу под большим, хотя не совсем прямым, углом. Разве нельзя в такой ситуации, действуя рулями и механизацией, опустить нос? Закрылки выпустив или ещё что... Кроме того, можно, если помпажа нет, дать взлётный для набора горизонтальной скорости.
Т.е. смогли бы они выйти, если бы понимали что происходит?


К тому же было очень темно.
Нет, на видео снятом жителями деревни вполне светло. А вверху ещё светлее. И облака клочковатые и вряд ли сплошные, т.е. наверное можно было наблюдать их вращение...
 
Пускатель змея,

Т.е. воздушный поток по идее идёт на крылья и рули снизу под большим, хотя не совсем прямым, углом.

В режиме сваливания крыло теряет подъемную силу при превышении критического угла атаки.
Воздушный поток при этом срывается с крыла. Прямой угол к этому отношения никакого не имеет.
Погуглите википедию на "сваливание" или если хотите статью поприличнее - то ищите в англоязычной вики на "stall"
 
Нет, не смогли бы выйти из штопора, если бы и поняли уже после сваливания. Взлетный режим может помочь только ДО попадания в штопор для разгона скорости, вместе с опусканием носа. Потом на него не вывести, воздух в двигатели не попадает. Самолет в неполетном положении. Повторяю, рулями бесполезно орудовать, самолет не будет реагировать. Прочитайте про плоский штопор в Википедии. Вам понятней станет.
Сваливание не на крыло, а так называют поведение самолета при критической потере скорости в полете, задирание носа за критический угол атаки, когда происходит срыв потока с крыла и он просто падает, потеряв воздушную опору - сваливается сначала на хвост, затем непроизвольно опускает нос и начинает плашмя кружиться вокруг воображаемой вертикальной оси, проходящей через его хвост.

Светло было как раз внизу, а они падали в сплошной черноте грозового облака. Не видно было абсолютно ничего. Такой мощный грозовой фронт.
 
524px-Deep_stall.svg.png

А под Донецком нос уже опущен и не вращается, значит, рули не затенены? Можно ли говорить о сваливании?
И не может ли в этой ситуации, особенно при отсутствии вращения, помочь выпуск закрылков? Двигатели на тушке высоко вблизи рулей, и тоже могли бы если нет помпажа создать момент на нос.

---------- Добавлено в 19:30 ----------

И потом, даже затенённые РВ ведь не в вакууме а всё равно в довольно сильном потоке... М.б., вращение стабилизирует гироскопически тангаж, и усилия РВ не хватает, а если вращения нет?

---------- Добавлено в 19:38 ----------

4:39-4:49 - самолёт перестал кружиться и все эти 10 сек поднимает нос, видимо, повинуясь действиям пилотов и РВ. Т.е. они могли бы его опустить... А уже подняв, снова начинает кружение.
 
Последнее редактирование:
Двигатели на тушке высоко вблизи рулей, и тоже могли бы если нет помпажа создать момент на нос

Если посмотреть сюда: http://sokolov.org.ru/RA-85185.jpg то видно что двигатели ничего не могли создать. После ответа БИ командиру "Номинал", через 20 секунд (это надо полагать время реакции самого инженера + время реакции двигателей на перекладку РУД), возникла неустойчивая работа двигателей № 1 и № 3. А еще примерно через 10 секунд обороты этих двигателей вообще упали. Как видно из графиков до момента столкновения более менее устойчиво работал только двигатель № 2.
 
А под Донецком нос уже опущен и не вращается, значит, рули не затенены? Можно ли говорить о сваливании?

Тут дело не в угле тангажа, а в угле атаки. Поверните картинку на 45 градусов вниз. Нос будет опущен, но оперение по-прежнему в тени.

Двигатели на тушке высоко вблизи рулей, и тоже могли бы если нет помпажа создать момент на нос.

Вряд ли. Думаю, если бы двигатели создавали такой момент, то самолетом было бы очень непросто управлять.
И потом, даже затенённые РВ ведь не в вакууме а всё равно в довольно сильном потоке.

Насколько я понимаю, как раз не очень сильный.


М.б., вращение стабилизирует гироскопически тангаж, и усилия РВ не хватает, а если вращения нет?

А гироскоп тут при чем?
что кстати странно - он обычно первый встает из-за затенения воздухозаборника фюзеляжем

Может, получилось, что там была как раз спокойная ситуация? Как на земле.
 
Реклама
самолёт перестал кружиться и все эти 10 сек поднимает нос, видимо, повинуясь действиям пилотов и РВ. Т.е. они могли бы его опустить... А уже подняв, снова начинает кружение.
Вот это "видимо" очень натянуто. Лично мне это совершенно невидимо. Докажите, но не движением пальцев, а расчётами аэродинамики Ту-154 в возмущённом потоке (там же гроза) на закритических углах атаки 8-)
 
М.б., вращение стабилизирует гироскопически тангаж, и усилия РВ не хватает, а если вращения нет? А гироскоп тут при чем?
Ну, чтобы отклонить вращающийся волчок (изменить его тангаж) требуется дополнительное усилие. Так наверное и с самолётом в штопоре работает этот фактор.

---------- Добавлено в 00:39 ----------

Вот это "видимо" очень натянуто. Лично мне это совершенно невидимо.
Они тянут штурвал на себя, а самолёт очень медленно опускает нос. А если бы от. И главное, если бы выпустили тогда закрылки? Ведь они при большом УА должны создать большой момент на нос.

И ещё - приборы ведь при остановке вращения тоже перестали крутиться, т.е. можно было в принципе понять что происходит.
 
Они тянут штурвал на себя, а самолёт очень медленно опускает нос. А если бы от. И главное, если бы выпустили тогда закрылки? Ведь они при большом УА должны создать большой момент на нос.
Вроде выпуск закрылок в стабильном полете, ведет к (задиранию носа).
В момент когда (крыло не работает), какая разница в какой конфигурации оно находится?
 
гадать "что будет в штопоре если..." конечно интересно, но малопродуктивно. А уж находясь в кабине и наблюдая непонятное поведение приборов - и вовсе не захочется этим заниматься. Попробуйте на видео, где показана симуляция этого полета смотреть только на приборы, а не на сам самолет и понять что с ним происходит.
 
Последнее редактирование:
Ну, чтобы отклонить вращающийся волчок (изменить его тангаж) требуется дополнительное усилие. Так наверное и с самолётом в штопоре работает этот фактор.

подозреваю, что там все-таки угловая скорость маловата, чтобы эти эффекты работали.
 
Попробуйте на видео, где показана симуляция этого полета смотреть только на приборы, а не на сам самолет и понять что с ним происходит.
Не издевайтесь над чайником!!! :confused2:
И потом, там качество видео такое что не факт что вообще приборы видны. Из приборов мне там понятен только авиагоризонт, он вроде всё время падения не врёт.

---------- Добавлено в 21:46 ----------

подозреваю, что там все-таки угловая скорость маловата, чтобы эти эффекты работали.
Ну не знаю, вот у велосипеда на скорости 1 км-ч и то работает.
 
Последнее редактирование:
Пускатель змея, дело не в векторе скорости, а в угловой скорости вращения колеса и самолета :)
 
дело не в векторе скорости, а в угловой скорости вращения колеса и самолета
Простите, не понял, к чему это Вы. Мы обсуждаем в основном те 10 секунд, когда вращения не было.
А что касается гироскопа - я хотел сказать, что даже при малой скорости вращения его эффект видимо, присутствует. Пусть в слабой форме, но он тоже становится 1 из факторов, не дающих опустить нос. А в те 10 секунд и вращения не было.
Ведь у медленно едущего велосипеда и колёса крутятся медленно, но им хватает. И вообще велосипед ПМСМ стабилизируется не столько колёсами, сколько поступательным движением. Ведь перевёрнутый велосипед наклонить ничего не стоит, даже если колеса очень быстро раскрутить. И конькобежец так же...
 
Последнее редактирование:
Реклама
Ведь у медленно едущего велосипеда и колёса крутятся медленно, но им хватает. И вообще велосипед ПМСМ стабилизируется не столько колёсами, сколько поступательным движением.
Велосипед стабилизируется не гироскопическим эффектом и не поступательным движением. А наклоном в сторону поворота. И поворотом переднего колеса туда же. Если ему не мешать (велосипеду) он сам туда колесо повернет. На этом основана езда "без руля". Я могу ехать куда мне надо - без руля - с очень малой скоростью, 2-3 км/ч - рулить при этом надо, я извиняюсь, жопою. Это на ровном горизонтальном асфальте.
На чуть большей скорости (4-5 км/ч) можно ехать и по неровностям, "забрасывая" переднее колесо с учетом кривизны дороги. Делается это жопием, толкая седло в нужном направлении.
Извините за офф.
 
Назад