В отличие от Чемала, здесь довольно много алтайцев, по моим грубым прикидкам, процентов 30-40 населения, причём, большинство активно пользуется родным языком. Много молодёжи, как алтайской, так и русской.
Но, вообще, Горно-Алтайск можно назвать городом контрастов, хоть он и не похож на Стамбул. Современные здания здесь прямо в центре соседствуют с деревянными избами и гуляющими чуть ли не по центральной улице коровами.
Контрасты Горно-Алтайска. Современный жилой комплекс на Коммунистическом проспекте...
... не менее современный Национальный театр...
... и добротная сибирская изба сразу за ним. Машинка тоже в тему.
Общественный транспорт неплохой. Автобусов много, ходят часто, и примечательны они тем, что это исключительно ПАЗики, работающие на газе. Все ездят с батареями красных баллонов на крышах. Проезд по городу 18 р., в пригороде, в т.ч. до аэропорта, 20 р.
В первый день, точнее, полдня, ничего героического совершить мы не успели. Всего-то прогулялись по центру до автовокзала и обратно (это две остановки на автобусе), пытаясь найти какую-нибудь турфирму, чтобы купить однодневный тур по горному Алтаю.
Недалеко от автовокзала обнаружилась штаб-квартира «Сибири», которая нас сюда, собственно, и привезла.
Этот Л-39 поставили возле здания республиканского Минздрава в память о том, что в годы ВОВ здесь находилась 2-я Ленинградская спецшкола ВВС.
Удивительно, но, в отличие даже от скромной Белокурихи, где гиды прямо за руку тебя хватают, здесь это оказалось практически невыполнимым делом. В столице туристического региона просто нет таких фирм. Нашли одну, но цены там оказались в два раза выше, чем мы видели дома в интернете, да и выбора, кроме Телецкого озера, никакого.
Видимо, причина такого парадокса в том, что сам Горно-Алтайск туристам не интересен. Им интересен только его аэропорт, откуда они сразу разъезжаются по всему Алтаю. А нет туристов, то и турфирм тоже нет. В общем, вместо того, чтобы тратить больше шести тысяч на Телецкое озеро, мы решили их потратить на Л-410 до Усть-Коксы и обратно.
В интернете билетов не было, пришлось на следующий день ехать в аэропорт. С утра я малость прихворнул, и в аэропорт мы приехали только в 17.03. Эти три минуты имели решающее значение - касса закрылась ровно в пять!
Проклиная всё на свете, особенно пунктуальность, несолоно хлебавши мы вернулись в город, чтобы назавтра к восьми утра снова явиться в аэропорт за билетами. На этот раз касса работала, но билеты нам так и не достались - по словам кассира, у народа рейс идёт на ура, и всё раскупается на две недели вперёд.
Вот это везение! Да мы чемпионы среди неудачников! Но падать духом - не наш стиль. Имелся план Б на такой случай - вскрытие всех горно-алтайских must see с их последующим осмотром. Начали с духовного центра города, этакие местные Кижи - небольшой городок на берегу речки Каяс, застроенный исключительно деревянными рублеными зданиями республиканской епархии.
Горно-алтайская епархия.
После завтрака отправились штурмовать главную смотровую точку города - гору Тугая́ . До неё от нашей гостиницы всего одна остановка на автобусе. Кстати, у её подножия есть родник «Ырысту и Алёнушка», названный так по скульптурной группе над ним. Её составляют фигуры алтайского мальчика Ырысту (что значит «счастливый») и русской девушки Алёнушки. Как нетрудно догадаться, всё это символизирует дружбу алтайского и русского народов.
Родник бьёт из поставленной вертикально каменной плиты в тени деревьев небольшого сквера. Струя настолько сильная, что литровая бутылка наполняется за считанные секунды.
Источник пользуется огромной популярностью у местного населения, здесь всё время пасётся по несколько человек, причём многие приходят туда с большими флягами и канистрами. И это неудивительно - вода очень чистая и вкусная.
Источник «Ырысту и Алёнушка».
На мой вопрос, как давно он существует, горожане не смогли мне ответить, но ясно, что очень давно. Во всяком случае, другой родник возле Национального театра, рядом с нашей гостиницей, открытый 12 лет назад, и близко не собирает столько людей.
Набрав бутылочку живительной влаги, мы полезли наверх. Туда ведёт лестница из примерно 650 ступеней, в конце которой стоит деревянная беседка. Но это ещё не вершина. До неё в два раза дальше, и после беседки лестницу сменяет обычная тропа. Параллельно, правда, идёт канатная дорога, но летом она не работает.
Гора Тугая́. Снизу кажется совсем ерундовой, но под 30-градусным пеклом каждая ступень становится вдвое выше.
Ступени лестницы сделаны из больших плоских камней, и от того, что они все разные, идти трудно - шаг, а, следовательно, и дыхание быстро сбиваются.
Выше беседки мы уже не пошли - солнце палило нещадно, сил больше не было, да и ничего особо интересного, кроме радиорелейного центра, там нет. А вид на город даже от беседки на миллион долларов.
Вид на город с горы Тугая́.
После этого восхождения мы пообедали, а затем пошли к историческому музею на улице Чорос-Гуркина, который знаменит на весь мир мумией пазырыкской жрицы с плато Укок.
Я даже не удивился, когда мы наткнулись на запертые двери с бумажкой, сообщавшей лузерам, вроде нас, что музей закрыт вплоть «до особого распоряжения главы республики»!
Национальный музей им. А. В. Анохина. Именно здесь находится «Принцесса Укока». Увы, карантин порушил нашу тягу к знаниям.
Нет, ну не скотство?! Туров нет, билетов на Л-410 нет, музей закрыт. «Шеф, усё пропало!»
Я не понял, кафе и магазины открыты, а чем музеи хуже?
Имея твёрдое намерение узнать больше о древней истории Алтая, мы сходили на верхнепалеолитическую стоянку на берегу реки Улалинка, на восточной окраине города, открытой А. Окладниковым в 1969 г.
Увы, это просто заросший лесом участок на краю старого кладбища, и ничего, что хоть как-то указывало бы на то, что когда-то здесь жили древние люди или хотя бы проходили археологические раскопки, нет.