Неисповедимы пути авиаманьяка. Спросите его, и он сам не сможет сказать наверняка, где будет даже через пару-тройку дней – на своём любимом диване или в каком-нибудь хостеле за тридевять земель от дома. Любая мелочь, как то – сезонная скидка на авиабилеты, возможность слетать на редком типе самолёта или посетить какой-либо экзотический аэропорт, просто внезапная блажь – всё это может в любой момент сорвать его с места и зашвырнуть в более-менее далёкие края земного диска.
Взять, к примеру, меня. Ну что, спрашивается, такого я забыл в том же Краснодаре, чтобы вдруг загореться желанием туда поехать? Да был я в том Краснодаре с десяток раз прежде проездом на поезде и автобусе, и мне этого хватило, чтобы удостовериться в том, что делать там особо нечего. Тем более, что и жена у меня родом оттуда, и раз даже она уверенно говорит, что городишко это никчёмный, значит, так оно, видимо, и есть. Да и помимо неё примерно то же самое я слыхал и от других заслуживающих доверия людей.
Так нет, пришлось ехать. Прошёл слушок, что по какой-то причине авиакомпания «Алроса» ставит на свой рейс Москва - Краснодар 28-29 апреля вместо штатного Б737 ветерана Ту-154. Очень скоро слушок обрёл форму конкретного факта, когда во всех системах бронирования, в том числе на официальном сайте самой «Алросы», в графе «тип самолёта» появилась строка «Ту-154».
Авиаманьяки ломанулись покупать билеты и очень сильно в этом деле преуспели. Я, естественно, тоже не отстал и взял два билета на рейс ЯМ584 29 апреля из Краснодара в Москву, поскольку жена у меня тоже не так давно стала авиаманьяком. Заразное это. Ну а чтобы внести хоть какой-то здравый смысл в посещение такого населённого пункта, как Краснодар, решили поехать на три дня в Сочи. Переполошил начальство на работе, заявив, что мне срочно нужен отпуск, пострадали также и денежные накопления, сделанные для других целей. Скоро мы уже сжимали в кулаках ещё пачку других билетов – на самолёт до Сочи и на поезд «Ласточка» Сочи - Краснодар.
А из-за чего, собственно, случилось такое весеннее обострение вялотекущей паранойи? Ясное дело, из-за самолёта Ту-154. Для российского авиаманьяка это – как «Феррари» для автолюбителя. Сакральный символ всего, что есть притягательного в авиации. Вот вроде бы все летали на этом типе несчётное число раз (у меня с полсотни полётов), а всё равно тянет, как наркомана к очередной дозе. Причём, и самих «тушек» практически не осталось уже в нашей ГА, а всё равно народ находит способы снова и снова оказаться на её борту.
Взять меня. Сколько раз я говорил жене:
- Ну всё, вот и слетали в последний раз на нашей любимой «тушке»!
А и правда, сколько? Один, два, три, четыре, пять… Пять! В 2015 и 2016 годах три раза случайно попали на нерегулярные газпромовские рейсы в Екатеринбург. Ну, то есть, это первый раз случайно, а потом вскрыли некие тайные газпромовские закономерности и слетали ещё два раза. И после каждого я говорил: «ну всё!». Потом, летом прошлого года, слепая стихия решила вдруг сыграть на нашем поле и надавала таких тумаков «Боингам» авиакомпании «Белавиа», что тем пришлось снять два последних Ту-154 с вахтовых и чартерных рейсов, на которых они прозябали, и поставить вместо побитых «бобиков» на московский рейс. В Минск нам не надо было, но мы, конечно, слетали.
«Ну всё, прощай «тушка»! Я был на 100% уверен, что это – последний раз, ведь к концу того, 2016 года, и «Газпромавиа» и белорусские авиалинии отправили свои 154-ки на вечное хранение. Остались два у нас, в «Алросе», и два у северокорейцев. Попасть в КНДР из Москвы ненамного проще и дешевле, чем на Луну, та же картина и с «Алросой». Цены у них просто аховые, а летают в такие места, куда ещё и при царском режиме по доброй воле никто не ездил.
Увы, мы радовались такой удаче ровно сутки. На следующий день вся затея лопнула с оглушительным грохотом, ибо «Алроса», опять-таки, ни с того ни с сего, взяла и вернула на ЯМ584 чёртов «бобик»! Тут же прозвучал и контрольный в голову – перевозчик официально объявил на своей страничке «В контакте», что 22-23 апреля рейс из ДМД в Краснодар и обратно будет выполнять Ту-154! Причём, с почти 100% вероятностью это должна была быть «Ижма» - Ту-154 RA-85684, самый знаменитый самолёт отечественной гражданской авиации.
Это уже было за пределами добра и зла. Сайт авиаманьяков утонул в стенаниях и слезах тех, кто купился на первоначальный вброс «Алросы». Мысль о том, что мы с «Ижмой» полетим в Москву разными рейсами, жгла мои авиаманьячные мозги. Упустить такой шанс было нельзя, и я решил сдать те, первые, билеты и купить новые, на 23 апреля.
Не на тех нарвался. «Купибилет» предложил вернуть за два билета Краснодар - Москва 1700 рублей из 7700. Ну, такой пример неевклидовой арифметики. Я пал ниц перед женой, и она выудила из своих сокровищниц последние 12 тысяч рупий, которые были потрачены на ижмовский рейс. Только в Краснодар мы взяли билеты у ВИМ-Авиа, что позволяло сэкономить целую тысячу, а заодно и погулять по городу. А первые билеты тоже оставили – чем плохо отдохнуть лишний раз в Сочи?
Глупо было то, что мы уже успели сдать билеты на «Ласточку» Сочи - Краснодар, потеряв на этом 400 р., и теперь пришлось снова их покупать, на тот же самый поезд. Как говорится, дураков не сеют, не пашут, они сами родятся.
Погода в день вылета, 22 апреля, была так себе – серые, низкие тучи обложили всё небо, было холодно, как в конце марта. Дождя, правда, не было, а сквозь тучи временами даже проглядывало солнышко. Наш вимовский рейс НН347 вылетал довольно рано, в 09.20 утра, но не настолько, чтобы тратиться на такси, так что до аэропорта из Балашихи мы добрались на общественном транспорте. Вот и ещё минимум тысяча экономии!
Борт VP-BDY, на котором предстояло лететь в Краснодар, по вимовской традиции стоял у чёрта на куличках, какие там телетрапы! Минут пять ехали к нему на автобусе. С другой стороны, и что с того? Мне даже так больше нравится – как в старые, добрые советские времена. Можно вблизи поглазеть на лётное поле, самолёты, деловитую суету наземных служб.
Внуково. Загружаемся на рейс HH347 ВИМ-Авиа. В тот день для нас его выполнял A319 с б/н VP-BDY.
А что телетрап? Прошёл по нему в салон, уселся в кресло и даже не понял, то ли ты в самолёте, то ли ещё в аэровокзале? Разве что кресло под пятой точкой стало мягче. Впрочем, в вимовских «эрбасах» они совсем не мягче. Второй раз мы летели этим бортом (первый - полтора года назад из Сочи в Москву), и я ещё тогда обратил внимание на кресла. Такое впечатление, что это просто фанерный каркас, обтянутый тканью. Честно, более жёстких кресел я нигде и никогда не встречал. Даже у оренбуржских Ан-2 они и то мягче, без шуток.
Взлетели точно по расписанию. Взлёт был бы совсем незапоминающимся и скучным, если бы не пара мущин, сидевших сзади, на 23-м ряду. На протяжении всей подготовки к взлёту и руления они обсуждали какие-то деловые вопросы, звонили кому-то по телефону, чего я уже совсем не люблю – просят же людей русским языком всё выключить! Но когда лайнер взревел турбинами и понёсся по полосе, разговоры резко прекратились, а вместо них оттуда стали доноситься приглушённые «охи» и «ахи», какое-то то ли поскуливание, то ли подвывание. Иногда звуки становились громче, потому что ветер был приличный, и самолёт во время разбега ощутимо болтало. Я тогда не обратил на это особого внимания, но потом выяснилось, что один из мужиков здорово боится летать. Сам я не слышал, но потом жена рассказала, что после одного особенно сильного оханья сзади, она обернулась, чтобы посмотреть, что же там происходит.
- Смотрю, - говорит, - сзади мужик с побелевшим лицом. Сидит и боится. Как я поняла, что боится? Когда я посмотрела на него, самолёт как раз дважды болтануло туда-сюда, на что мужик тут же сказал: «Ой, бл…ь! Ой бл…ь!»
- Да, - пришлось согласиться мне, - видать, здорово его прижало.
- Так это ещё не всё, - продолжила Юля. – Он заметил, что я на него смотрю, видать ему стало стыдно, что я, девушка, не боюсь, а он мужик и боится, и вот он как-то сразу смутился, притих и подобрался. А потом, когда я уже отвернулась, слышу, он говорит: «Во даёт девка!»
Вся эта история нас весьма позабавила. Но не потому, что нам смешно, что у кого-то есть такие проблемы, пусть даже он и взрослый дядька, грех смеяться над чужой бедой, а потому, что удалая «девка», пристыдившая большого дядю, сама ещё всего пару лет назад боялась самолёта, как чёрт ладана! А теперь настолько освоилась в небе, что и сам чёрт ей не брат, что там какая-то тряска! Да ещё и сама может кого-то пристыдить аэрофобией!
Вскоре облачное поле кончилось, и внизу появилась земля. В это время, по моим прикидкам, мы летели где-то над Воронежской или Липецкой областью, то есть ощутимо южнее Москвы. А на земле всё было белым-бело от снега! А ведь даже в столице его уже не было, разве только в лесах ещё местами остался. Вот такая весна у нас нынче, в 2017 году! Кто ещё не знает, глобальное потепление, однако!
Ёрзая в спартанских креслах и вспоминая цену, заплаченную за билеты, мы не испытывали надежды на то, что нас хотя бы чаем напоят, да не тут-то было! «ВИМ-Авиа» в этом смысле оказалась куда лучше многих, более крупных, авиакомпаний. Конечно, стаканчик чая или кофе с вафелькой не ахти какая еда, но вот «ЮТэйр», к примеру, неделей спустя, на рейсе Москва - Сочи, нас совсем не кормил. Совсем – это значит совсем! Даже воды не налили.
Незадолго до начала снижения снизу снова поплыли облака, чем дальше, тем гуще. Снижаясь к краснодарскому аэропорту Пашковский, мы пробили целых три их слоя и увидели землю, уже когда до неё оставалось около километра.
Зато это была земля обетованная. Снега не было и в помине, поля внизу и деревья вовсю зеленели. Не то, что Москва, где уже третий месяц стоял февраль. Юх, растудыт твою!
Юлю, родившуюся в 80 километрах отсюда и только недавно ставшую москвичкой, распирало от гордости:
- Вот, видишь, как у нас тут уже тепло?! Это тебе не Москва!
Я согласился, что это – не Москва.
На снижении сосед сзади снова забулькал, даже несмотря на урок, преподанный ему в Домодедово, и я его не осуждаю – болтанка была очень даже приличная.
Через два часа после вылета наш А319 уже бежал по полосе аэропорта Пашковский (ударение, как я с удивлением узнал, на первом слоге!). Пока мы рулили, я обратил внимание, что на лётном поле немало интересных ЛА. Як-42 в ливрее «Авиалиний Кубани», Ту-134 каких-то федералов, несколько Ми-26 и даже Ил-14 в неплохом состоянии.
В Пашковском есть хороший задел для будущего авиамузея, вроде этого Ил-14.
Но, самое главное, здесь, почти на самом дальнем краю лётного поля, уже стоял самолёт, ради которого мы вообще здесь очутились и претерпели такие невзгоды – Ту-154М в элегантной бирюзовой ливрее с надписью «Алроса» на фюзеляже и бортовым номером RA-85684! Да, тот самый ижемский герой!
- Смотри, вот она, наша «тушка»! – я ткнул пальцем в иллюминатор, и жена прилипла к стеклу.
- Та самая, из Ижмы? – и, получив утвердительный кивок, захлопала в ладоши.
И это бывший аэрофоб, которая даже страшилась смотреть на садящиеся самолёты, когда мы подъезжали к аэропорту, потому что думала, что, как только она посмотрит на него, тот упадёт! А если бы этому аэрофобу ещё сказали, что полёт будет проходить на самолёте, который однажды чуть не разбился, даже не знаю, что было бы, наверное, один билет можно было бы точно сдавать.
«Ижма» уже ждёт своих пассажиров до Москвы.
Я удовлетворённо хмыкнул – ещё бы, моя система борьбы с аэрофобией дала прекрасные результаты. Даже более прекрасные, чем я рассчитывал. Теперь Юля обожает самолётики. Таковы женщины, от ненависти до любви – один шаг!
Подкатили трап, и мы спустились на землю обетованную. Тут-то и выяснилось, что прогнозы и бортпроводница не врали – погода на благословенной кубанской земле ничем не отличалась от московской – те же +7 градусов, и те же самые тяжёлые, свинцовые тучи. На асфальте блестели обширные лужи, так что хорошо, хоть под дождь не попали.
Воздушные ворота Краснодара меня поразили. Но не сказать, что в позитивном смысле. Я ожидал увидеть нечто более масштабное и современное, чем то, что предстало нашим глазам. А ведь 9-е место по пассажирообороту в 2016 году! Никаких телетрапов. Терминал 1 вообще не похож на аэропорт, чистой воды колхозный рынок.
Терминал 2, международный, как я понял, выдаёт собой детище 50-60-х годов прошлого века, зато смотрится куда более прилично. Просто удивительно, как через этот рынок за прошлый год умудрились перевезти почти 3 миллиона пассажиров?
Колхозный рынок и школа? Нет, это Krasnodar Intl. Airport!
Аэропорт находится прямо в городе, хоть и на окраине, и в центр оттуда удобно добираться на троллейбусе №7. Да и такси, в общем, тоже недорогое. Через неделю нелёгкая снова занесла нас в столицу Кубани. Мы приехали туда из Сочи на «Ласточке» в начале одиннадцатого вечера, простояли на остановке минут сорок, но 7-й троллейбус так и не дождались, хотя другие маршруты ещё долго ходили мимо нас. Пришлось вызвать такси. Получасовая поездка обошлась всего в 380 р. С Москвой даже как-то неудобно сравнивать.
Троллейбус из Пашковского ходит до ж. д. вокзала Краснодар-1. Там же находится и автовокзал, откуда можно уехать во множество пунктов не только Краснодарского края, но и соседних регионов. Вот и мы поехали на троллейбусе и, заплатив всего по 23 р., меньше, чем через час были на вокзале.
План был такой – от Привокзальной площади пройти километра полтора до улицы Красной и гулять по ней столько, сколько успеем до вечера, так как гостиница наша находилась очень далеко от центра. С погодой тоже вроде повезло. Хоть было по-прежнему прохладно и ветрено, зато ветер разогнал тучи, и выглянуло солнышко.
Наш путь пролегал по улице Мира, где нам первым делом попался ДК железнодорожников, хорошо знакомый Юле ещё с детства. Тут же, на площади перед ДК мы увидели и памятник вождю мирового пролетариата, оперативно украшенный по случаю дня рождения Ильича живыми цветами.
По пути завернули в подвернувшуюся нам столовую, чтобы пообедать. Вроде приличное снаружи, внутри это заведение общепита оказалось самой настоящей тошниловкой с крайне скудным, невкусным и, притом, дорогим меню.
От столовой до Красной оставалось всего ничего и, выйдя оттуда на улицу, мы стали свидетелями шоу, какое можно увидеть только в таких казачьих краях, как Кубань. Прямо по Красной шествовала полурота казаков. В красных черкесках, кубанках, с кинжалами на боку, вся процессия представляла собой очень красивое, колоритное зрелище. Сначала мы подумали, что они шли в сторону собора Александра Невского на Соборной площади, на богослужение, однако, потом пришли к выводу, что, скорее всего, это были участники знаменитого Кубанского казачьего хора, здание которого находилось тут же, неподалёку. Уж очень красивые и нарядные для обычных, рядовых, казаков были их костюмы.
Не знаю, каково точное семантическое значение названия улицы Красной, то ли от цвета, то ли, как у одноимённой площади в Москве, от устаревшей формы слова «красивая». Я думаю, что, скорее, второе, уж очень эта улица действительно красива и нарядна. Застроенная особняками эпохи модерна, украшенная многочисленными памятниками и фонтанами, окружённая скверами и парками, она являет собой цельный и изысканный историко-архитектурный ансамбль. По выходным и праздникам её перекрывают для движения автотранспорта, и тогда она становится идеальным местом для семейного отдыха и прогулок. Особенно в хорошую погоду.
Мы попали на Красную с улицы Мира, и на этом перекрёстке стоит довольно милый памятник двум гуляющим под ручку собачкам, у которого очень любят фотографироваться горожане и гости Краснодара.
Начинается улица от собора Александра Невского, а рядом в уютном и зелёном сквере, носящем имя Екатерины II, стоит памятник императрице, присоединившей Кубань к России. На высоком постаменте возвышается фигура царицы, у ног которой изображена Жалованная грамота Кубанскому казачьему войску, а чуть ниже находятся фигуры её сподвижников и слуг – князя Потёмкина-Таврического и атаманов-предводителей кубанского казачества. Окружают памятник старинные пушки. Напротив, на другой стороне площади Ленина, украшенной большим фонтаном, стоит здание краевого Заксобрания. Рядом – Пушкинская площадь, где, кроме упомянутого здания Кубанского казачьего хора, находится комплекс прекрасных старинных зданий, занятых художественным музеем им. Коваленко и библиотекой им. Пушкина с памятником поэту у входа.
Среди других примечательных мест этой улицы можно также отметить сквер им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова с мемориальной аркой и стелами кубанцев - Героев Советского Союза и Соцтруда, памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска и много чего ещё. Надо смотреть.
Сквер им. Г. К. Жукова.
Хочется упомянуть об ещё одном сооружении рядом с торговым центром «Галерея Краснодар». Это так называемая Шуховская башня, построенная в 1930-е годы по проекту В. Г. Шухова, известного другим своим сооружением – знаменитой Шаболовской телебашней в Москве. Её краснодарская сестра гораздо меньше, но также поражает тонким кружевом толстых стальных конструкций. Сейчас на её вершине водружено широкое стальное кольцо, которое, на мой взгляд, существенно подпортило облик всей постройки.
К сожалению, за пределами улицы Красной и её ближайших окрестностей в Краснодаре мало мест, достойных того, чтобы сюда ехать. Мне ещё жена говорила, что в Краснодаре, кроме этого района, нет ничего интересного, и я вынужден с ней согласиться. Город, правда, чистый и ухоженный, чувствуется забота властей о его внешнем облике, о том, чтобы он шёл в ногу со временем, их старание сделать Краснодар южной столицей России. Здесь хороший общественный транспорт, кипит жилищное и деловое строительство, благодатный климат, что тоже большой плюс. Жить здесь можно. И, в общем-то, я не пожалел, что мы сюда приехали. Но… Всё как-то хаотично и беспорядочно. «Без романтизьму». И слишком много частного сектора. Иногда кажется, что это – вообще какая-то большая станица. Хоть и зажиточная.
Может быть, я отстал от жизни, и скоро все наши мегаполисы будут выглядеть как какой-нибудь Веллингтон или Денвер – три небоскрёба в центре, а вокруг – разливанное море коттеджей. Такие «города» не по мне, уж простите дитя урбанизма и промышленной революции!
Но вернусь к нашей прогулке. Идти дальше Шуховской башни у нас уже не было времени, ехать до хостела, как я уже сказал, очень далеко и мы, отдохнув немного в торговом центре, отправились искать своё пристанище. Таксисты, дежурившие у «Галереи», заломили безбожные цены в тысячу рупий, поэтому мы отправились на улицу Становую на общественном транспорте. Ехали долго, с час, на двух маршрутках, зато всего за 100 р., а не за тысячу.
Район, где находился наш гостевой дом – это какая-то местная Мурлындия, на самом отшибе между железнодорожной станцией Пашковская и северо-восточным кольцом. Зато аэропорт близко. Пешком, однако, не дойдешь – кругом промзоны, трасса, железная дорога. Район, правда, богатый – коттеджный посёлок. Улицы – асфальтированные, ухоженные, дома – большие и капитальные.
Хостел тоже выглядел весьма прилично снаружи, а вот внутри оказался слабоват. Кухня – и вовсе помойка. Очень похоже на общежитие при каком-нибудь ПТУ. «Круглосуточная» стойка администратора заросла паутиной, а саму администратора пришлось долго вызванивать по телефону с улицы. Когда она, наконец, отозвалась, по голосу стало ясно – дрыхла. Лицо, когда она спустила его вниз, это подтвердило. Даже ксерокопию паспортов не смогла нам нормально сделать – вместо моего лица оттуда почему-то вышел портрет какого-то чужого дяди. По правде сказать, на что ещё можно было рассчитывать за 900 р.?
Но бельё выдали новое, чистое. Вай-фай тоже имелся. И даже отдельный санузел. Да нормально в принципе. И девочка-администратор тоже оказалась нормальной, просто хозяин-упырь загонял их там совсем, пашут на него сменами по 4 дня безвылазно за копейку малую, ясное дело, слабых женских сил не хватает.
На следующее утро наша девочка заказала нам такси до аэропорта, и до Пашковского мы доехали всего за 10 минут и 150 р.
Внутри терминал внутренних рейсов оказался лучше, чем снаружи. Всё стильно, продвинуто и современно, но очень тесно для такого пассажиропотока. Зала ожидания фактически нет, и многим приходится коротать время на своих двоих или приезжать к началу регистрации. Через первый этаж, когда идёт регистрация не протолкнуться. Надо, ох надо, краснодарцам строить новый терминал.
Аэровокзал в Пашковском очень мал для такого крупного аэропорта.
На свой рейс мы хотели зарегистрироваться ещё в хостеле, но сайт «Алросы» не даёт такой возможности с мобильных устройств. Пришлось отложить до прибытия в аэропорт, и я догадывался, что это чревато тем, что все козырные места уже будут заняты.
В аэропорт мы приехали рано и регистрация на рейс ЯМ584 Краснодар - Москва ещё не началась.
- Чёрт! Так вообще мест не останется, через интернет всё забронируют, - испугался я, но, к счастью, в Пашковском есть киоски саморегистрации, в том числе, и для «Алросы».
Но, когда я зашёл на нужную страницу и приступил к выбору мест, моим глазам предстала безрадостная картина. Почти все места у окон были заняты, осталось только несколько вдоль крыла, а сидеть там – всё равно, что у прохода.
- Мазафака! - вырвалось у меня крепкое русское словцо. – Всё пропало!
Совсем не хотелось любоваться в полёте плоскостью, ведь я хотел и видео снять, но тут мне крупно повезло. 13-й ряд был свободен, причём, с обеих сторон! А я-то знаю, что на «тушке» – это хороший ряд, даром, что ли, столько летал на этом типе? Прямо над передней кромкой крыла, так что и обзор вперёд и вниз там отличный, и работу крыла, передней и, частично, задней механизации тоже можно наблюдать. Ну, не видать шасси и двигателей, как с 26-го или 27-го ряда, но тут уж ничего не поделаешь.
Щеманулся, стало быть, народ лететь на «несчастливом» ряду, хе-хе! Пока вокруг так много суеверных дураков, не пропадём!
Распечатал посадочные и пошёл спокойно отдыхать, пока не объявили регистрацию нашего рейса. Мы и её прошли, дабы получить на память твёрдые посадочные талоны, миновали зону досмотра и очутились в зоне вылета. Ну, поставили там всякие бутики и кафешки, даже огромный аквариум с рыбами водрузили, которых можно и покормить (за деньги), как в Шереметьево, а толку никакого. Такая же жуткая теснота, как и в зале ожидания снаружи.
От нечего делать я стал изучать лётное поле. Стояли несколько «Боингов» и «Аэробусов», но нашего самолёта видно не было. Перед терминалом я заметил несколько нарисованных белой краской на бетоне контуров, очень похожих на парковочные места для машин. Одно было подписано довольно необычно – «АЛСУ». Персональное место для авто известной татарской певицы? А с чего вдруг ей такой почёт именно здесь, мы ведь, вроде, не в Казани?
Как и полагается, за 40 минут до вылета объявили посадку на рейс ЯМ584. Неужели скоро мы увидим легендарный самолёт? Поднимемся на его борт и полетим? А вдруг опять обманут? Да нет, не могут они так поступить! Да и на экране киоска саморегистрации тип ВС был чётко написан русским по белому – Ту-154. И всё равно, немного волновался.
Но вот автобус с пассажирами миновал ряд иномарок, и мы увидели то, ради чего прилетели в Краснодар. Ту-154М, бортовой номер RA-85684. Жизнь удалась! «Ижма» пряталась чуть ли не на самой дальней стоянке, там, где мы видели её вчера, просто теперь её закрывали другие самолёты, которых вчера не было.
Неужели семь лет назад это он нёсся сквозь уральскую тайгу после геройской посадки на неработающую ВПП?
Лайнер, с пристыкованным к средней двери трапом, уже приятно свистел турбинами, а вокруг сновал с десяток увешанных фотоаппаратурой, подозрительно похожих на споттеров ребят в жёлтых жилетах. Я пулей выскочил из автобуса и навёл на «Ту» камеру, но не успел сделать и одного снимка, как из-под земли выросла фигура САБовца.
Наш с ним разговор очень напоминал диалог Сухорукова и чикагского полисмена из фильма «Брат-2»:
- Фи порушаете сакон штата Иллинойс. Сапрешчено пит алкокол в опшчественых местах! (Здесь запрещено снимать. Уберите камеру!)
- Чо?! Чо ты мне паришь?! Все покупают и пьют. Вон, возле магазина, пойдём покажу! (Чо? Чо ты мне сказки рассказываешь? А эти, в жёлтых халатах, почему снимают? Почему мне нельзя, а им можно?)
- У них путылка ф пакете, и я не фишу, что они пют. А Фи открито пёте ф опшчественном мэсте! (Это работники аэропорта!)
- Да пошёл ты! (Какие работники? Ты меня за лоха держишь? Это споттеры!)
Конечно, до нападения на должностное лицо при исполнении, как в фильме, дело не дошло. Следом за мной вынули свои камеры и гаджеты ещё человек двадцать, вышедших из автобуса не так резво, как я, и САБовец побежал разгонять их тоже. Понятно, дело это было безнадёжное. Вскоре к САБовцу подошёл один из его коллег, вероятно, выше должностью, и что-то шепнул. Судя по его дальнейшей реакции, что-то вроде: «Да оставь ты их в покое! Пусть снимают!» Служака отошёл в сторонку и больше никому ничего не говорил, с видимой гримасой боли взирая на толпу нарушителей, бегавших у самолёта с камерами.
И я наснимал, сколько мне было надо. Правда, не получилось снять самолёт целиком – для этого пришлось бы отойти уже на траву, а это было бы уже слишком. Местные споттеры снимали от автобуса, вероятно, на котором их привезли, но туда я тоже не решился пойти.
Перед вылетом споттеры и пассажиры устроили самолёту целую фотосессию.
Мы поднялись по трапу. Народу в салоне было порядком, а когда подъехал второй автобус с пассажирами, свободных мест совсем не осталось. В хвост прошествовала шумная ватага людей, в том числе иностранных граждан, с зеркалками.
Ба! Знакомые всё лица с russianplanes.net! Вот кто занял все козырные места между крылом и двигателями! Так я и думал. Ладно, в другой раз я не дам им такой возможности.
Что сказать о салоне? Потертый, мягко говоря. 27 лет эксплуатации не прошли даром. Хотя, газпромовские тушки не сильно новее, но салоны в них были получше.
Наконец, люди расселись по своим местам, турбины засвистели громче, и самолёт порулил на взлёт. Краснодарские споттеры в своих жёлтых жилетах, выстроившись как почётный караул вдоль края лётного поля и продолжая до последнего строчить из своих зеркалок, провожали нас.
Ту-154 замер в начале полосы, наливаясь силой, как зверь перед прыжком. Я прилип к окну. Зверь пошевелил интерцепторами, зачем-то убрал уже выпущенные предкрылки и снова их выпустил, и вдруг, взревев, помчался вперёд. Я засек. От начала разбега до отрыва – примерно 31 секунда. На 5-6 секунд быстрее «Боинга» и «Аэробуса». Знай наших! Ну больше жрёт керосина, так что? Зато сколько мощи! Лайнер легко ушёл в высоту, и скоро земля исчезла за облаками.
Вскоре классическое тушечное табло «Застегните ремни. Fasten seat belts» погасло, и народ, как обычно, оживился и забегал по салону. Командир, а им в том рейсе был Александр Фролов, объявил, что полёт будет проходить на высоте 10100 метров, и на нашем пути будут лежать города Ростов-на-Дону и Воронеж. Началась рутина полёта.
Но экипаж и авиакомпания «Алроса» приготовили нам сюрприз. В динамиках зазвучал голос. Говоривший представился заместителем лётного директора авиакомпании (увы, не разобрал его фамилию) и сообщил, что этим рейсом «Алроса» решила сделать подарок любителям авиации, специально выделив для его выполнения легендарный пассажирский лайнер Ту-154. Он кратко рассказал о Ту-154 как таковом, а затем поведал невероятную историю этого борта, конечно, прекрасно известную всем авиафанатам, но вряд ли знакомую обычным пассажирам. Вот, вроде, прекрасно знал я эту историю, тыщу раз её слышал и смотрел, а всё равно было интересно. Словно впервые. Думаю, что и остальным тоже. Хотя допускаю, что нашлись и такие, кто беспокойно заёрзал в кресле.
Пока мы слушали, по рядам пошли хозяйки с вкусно пахнущей тележкой. Обед был очень хорош! Позор всем, кто морит несчастных пассажиров голодом! По два кусочка ветчины и салями с листиками салата, несколько солёных огурчиков, сливочное масло, плавленый сыр, шоколадка, шоколадная вафля, сливки, булочка, два кусочка чёрного хлеба, кетчуп. Всё – в красивой коробке фирменного голубого цвета авиакомпании.
В полёте «Алроса» нас не только развлекала, но и хорошо кормила.
«Газпромавиа», правда, на таких же коротких рейсах умудрялась ещё подавать даже горячее блюдо. Где ещё на таком относительно коротком рейсе вас так накормят? И уверяю, это не разовая акция в честь необычного самолёта, а конкретная корпоративная политика, ибо через неделю мы летели тем же самым рейсом, только на «Боинге-737», и меню было абсолютно таким же.
Разумеется, с такой культурной программой два часа полёта пролетели незаметно. Опять загорелось табло, слегка заложило уши, и облака поплыли навстречу.
Я включил камеру и отдал её жене, а сам снова припал к иллюминатору. Всё ближе земля, всё быстрее убегают под крыло деревья и домики, вот накатил торец полосы, и мы понеслись над бетонкой.
Я вспомнил, что хотел сказать Юле, чтобы она была готова к касанию и крепко держала камеру. Но не успел. Самолёт очень жёстко и сильно треснулся об землю.
Юля айкнула и смешно мелко засучила руками, словно циркач, пытающийся поймать разбегающиеся шары. Несколько секунд она жонглировала вышедшим из-под контроля, кувыркающимся фотоаппаратом, но поза у неё была неудобная, самолёт подпрыгивал, и камера, совершив несколько кульбитов, таки шмякнулась на пол. В общем, посадка получилась смазанной и буквально, и фигурально. Думаю, если непосвящённый человек увидит конец этой записи, он наверняка подумает, что она закончилась печально
.
На самом деле, всё закончилось хорошо, и это был единственный, даже не досадный или неприятный, а, скорее, неожиданный момент этого прекрасного рейса.
Ну зевнули лётчики касание, с кем не бывает? А может и не зевнули, а приложило внезапным и сильным порывом ветра. Коллеги - пятнатели с уже упомянутого сайта, сидевшие на точках в Домодедово, потом говорили, что ветер в тот день был сильным, и многие другие борта садились так же. Так что, претензий к лётчикам у меня лично нет никаких, и мы искренне похлопали, как и другие пассажиры. Полёт прошёл превосходно, экипаж и авиакомпания «Алроса» приложили к этому максимум усилий. Я даже больше не злюсь на них за тот кидок с заменой самолёта.
Авиалюбители, спустившись по трапу на землю, всё никак не хотели садиться в автобус, и всё продолжали снимать «тушку», рискуя пойти пешком. Благо, здесь охрана делала вид, что не замечает этого.
Вот так мы в очередной раз съездили в город, в который нам было не надо!
Автобус закрыл двери и повёз нас прочь, а я продолжал снимать красивый самолёт. Ну что, прощай, «тушка»!? Нет, до свидания!
Основные расходы: перелёт Москва (ДМД) – Краснодар 6798 р.; проживание в Краснодаре – гостевой дом «Арена» 899 р.; перелёт Краснодар – Москва (ДМД) 6520 р. Всего: 14217 р.