Покупая билеты в Пензу, мы вовсе не собирались осуществить давнее и горячее желание побывать в этом городе. Потому что такого желания у нас не было. Единственной причиной, которая побудила меня с супругой туда собраться, было намерение одним махом освоить два новых, и притом редких, типа самолётов – Ан-148 и «Пилатус РС-12».
Довольно типичный, хотя и хитрый, авиаманьячный план – сначала на Ан-148 из Домодедово в Пензу, там ночевка, а на следующий день после полудня – на РС-12 до Нижнего Новгорода. В Нижнем нам предстояло сразу ехать из аэропорта Стригино на Московский вокзал, а оттуда на «Стриже» в Москву.
В общем, интересно. Вот только над нашими мечтами цинично надругалась авиакомпания «Декстер», которая взяла и отменила рейс Пенза - Нижний Новгород. Причём, никого не поставив об этом в известность. Если бы не товарищ
А. Копцев, который, узнав, что мы собираемся лететь таким маршрутом, предупредил нас об отмене рейса, то мы, как последние идиоты, приехали бы в пензенский аэропорт только для того, чтобы там узнать об отмене и тут же очутиться в очень глубокой и грязной заднице.
Допустим, что «Декстер» потом всё же вернул бы нам стоимость своих билетов. А вот кто бы вернул деньги за «Стриж», на который мы гарантированно не успевали, ибо не существовало других способов добраться из Пензы в Нижний за 6 часов? Это большой вопрос, потому что пришлось бы доказывать, возможно, даже в суде, что на поезд мы опоздали по милости какого-то мудрилы из "Авиа Манагемент Груб", а не по своей глупости. Кроме того, ещё неизвестно, как бы мы добрались из Пензы домой, ведь достать недорогие билеты на день покупки на поезд или автобус в выходные, да ещё летом, очень непросто. Наверняка пришлось бы брать за большие деньги купе или лететь самолётом.
Правда, была у нас мысль доехать-таки до Нижнего, но это оказалось намного дороже, чем просто вернуться домой сразу из Пензы. Пришлось бы всё равно сдавать билеты на «Стриж», теряя на этом деньги за штраф, покупать новые, бронировать ещё на одну ночь гостиницу в Пензе, и, наконец, покупать какие-то билеты оттуда до Нижнего.
В общем, «Декстер» очень жёстко нас подставил. И с «Пилатусом» обломал, и со «Стрижом», на котором мы ещё не ездили, тоже. Их билеты мы, конечно, сдали, как и билеты на «Стриж», и вместо этого купили два билета в плацкарт на поезд Пенза – Москва, благо, за месяц до поездки они ещё были.
В день вылета, в пятницу, 16 июня, погода в Москве была не очень. Впрочем, она такая с самого начала весны. Едва я вышел из метро на Домодедовской, как влупил сильнейший ливень. К счастью, в аэропорту он уже перестал, и из-за тяжёлых туч даже начало проглядывать солнышко. Правда, было нежарко. Специально обученные предсказанию погоды люди, называемые также синоптиками, наванговали, что и в пятницу, и в субботу, как в Москве, так и в Пензе будет дождливо и холодно, не выше +16.
Хорошо, что предупредили. Мы надели на себя свитера и куртки, взяли зонт. А заодно и нашу новую игрушку. Старая мыльница Panasonic, верой и правдой прослужившая во всех поездках 8 лет, окончательно сломалась, и теперь с нами ехала зеркалка Canon, купленная за несколько дней до этого. У нас на неё были большие планы и надежды и, надо сразу сказать, что они полностью оправдались.
Пройдя регистрацию и предполётный контроль, мы очутились в хорошо знакомой зоне вылета аэропорта Домодедово, в правом крыле аэровокзала, и, от нечего делать, как обычно, стали глазеть на перрон в поиске интересных типов. Сразу бросился в глаза элегантный силуэт Ту-154 в не менее элегантной новой «ледяной» ливрее «Алросы». RA-85684! Лайнер стоял примерно в полукилометре, у склада ГСМ. Двери были открыты, к средней пристыкован трап. Явно ждёт пассажиров и куда-то собрался. Интересно, куда?
«Ижма» тоже куда-то летит. Увы, пока без нас.
Тогда я решил, что, скорее всего, куда-то на юг, в Краснодар или Сочи, но позже выяснилось, что полетел он совсем в другую сторону – в Мирный, с промежуточной в Екатеринбурге. А что, можно было бы сгонять в наш любимый уральский город.
Пока я его снимал, приземлился наш Ан-148 и зарулил на самую дальнюю стоянку, но в своей ярко-жёлтой ливрее «Саратовских авиалиний» хорошо видимый даже оттуда. Рядом, у одного из ближних телетрапов, стоял ещё один саратовский гость – Як-42.
Вскоре объявили посадку на наш рейс 6В 709, и автобус провёз нас мимо обоих «пережитков советского прошлого». К сожалению, снять вблизи ни один не удалось – стекло «Неоплана» было заклеено рекламной плёнкой, мешавшей не только фоткать, но и смотреть, а Як-42 ещё и закрыл какой-то «аэробус».
«Ослик», как ласково называют Ан-148, стоял в одном ряду с несколькими «Суперджетами» авиакомпании «ИрАэро», резко выделяясь силуэтом и яркой окраской. Почему его назвали «осликом»? По-моему, маленький и пузатый, на коротких чёрных ножках, он больше похож на жирную оранжевую гусеницу, припавшую к земле толстым брюшком.
Пенза. И где тут ослик?
Ан-148 – одноклассник «Суперджета», поэтому, полетав на обоих типах, есть возможность и желание сравнить их друг с другом с точки зрения потребителя.
Расстояние между фюзеляжем и землёй у него совсем маленькое, поэтому достаточно сделать всего несколько шагов по короткой, в шесть ступенек, встроенной в трап лесенке, и вы уже в салоне. Особенно ценным такое преимущество будет иметь на плохо оборудованных аэродромах, где может не быть вообще никаких внешних трапов. Естественно, благодаря этому, посадка и высадка происходят просто молниеносно. В Пензе мы очутились на земле всего через три минуты после того, как самолёт замер у терминала. Понятно, что это не только удобно для пассажира, но и прямая материальная выгода для авиакомпании. Меньше простой в аэропорту – меньше накладные расходы, с этим связанные, и больше времени можно потратить на пребывание в воздухе, а не на земле.
Детище КБ Сухого здесь сильно уступает конкуренту. Своего трапа у него нет, а расстояние от выхода до земли настолько велико, что сильно удлиняет процесс посадки-высадки.
Впрочем, на этом все плюсы «ослика», пожалуй, и заканчиваются.
Чисто внешне SSJ100 значительно технологичнее – всякого рода стыки, узлы креплений кажутся сделанными более гладко и качественно. Во время короткого разбега в салоне нашего Ан-148 безбожно дребезжали, несколько раз сами собой открывались и никак не желали закрываться дверцы багажных полок, что тоже говорит о качестве сборки.
Туалет у российско-украинского самолёта тоже меньше, как и вместимость салона. При одинаковой компоновке 3+2 в саратовском Ан-148 было 83 кресла, в то время как «Суперджет» берёт минимум 98 пассажиров.
Рейс 6В 709 Москва (ДМД) - Пенза. Салон «ослика».
Шум в салоне у «Ана» немного сильнее, видимо, исключительно из-за высоко расположенных двигателей. Зато благодаря им же любое место у окна гарантирует прекрасный обзор. Одним словом, лично мне SSJ понравился больше, чем «ослик».
Полёт до Терновки длился ровно час, и, когда самолёт пробил плотные облака над окрестностями аэропорта, внизу открылась прекрасная панорама. Мы летели над огромным озером – Сурским водохранилищем, окружённым со всех сторон зелёными полями и лесами. Самолёт заложил вираж над этим рукотворным морем, мы снова пролетели над мощной плотиной и через пару минут сели в аэропорту Терновка.
Аэровокзал в пензенском аэропорту совсем маленький и старый, явно ещё советского времени, хотя его происхождение и попытались не очень успешно замаскировать при помощи современных облицовочных материалов.
Несмотря на то, что терминал был совсем рядом, пассажиров любезно подбросили к нему на современном автобусе, правда, сам терминал разглядеть изнутри не удалось. Сделав пару снимков, мы поспешили на автобусную остановку метрах в 200 от аэровокзала.
Местный аэропорт. Симпатичное место.
Нужный нам 66-й, на котором мы могли доехать почти до самой гостиницы, так и не приехал, хотя по расписанию был ещё один рейс. Бестолково прождав автозак минут двадцать, мы вызвали такси. Такси в Пензе приличное. Машина подъехала всего через пять минут, а водитель был русский и вежливый. За полчаса мы услышали от него всего три фразы: «Такси вызывали?», «Если можно, без сдачи.» и «Спасибо!». За всё это мы отдали всего 225 рублей.
Хотя уже стемнело, и мало что было видно, мне почему-то сразу показалось, что Пенза – хороший город. Широкие, ярко освещённые улицы центра, неплохое качество дорог. Правда, район, куда мы приехали, оказался далеко от центра, и такого пошиба, что… Короче, ночью тут как в названии старого советского фильма «Чужие здесь не ходят». Не знаю, может, я клевещу на хороший город, и местные гопники там тоже боятся ходить по ночам, но, не имея информации и выкидухи с кастетом, лучше покататься на такси.
Отель находился на самом отшибе отдалённого спального района на проспекте Победы, в тёмной низине. Стоит он на берегу неширокой речки, сразу за которой начинается обширный лесопарк. Здание представляло собой мешанину различных заведений, от бара до фитнес-клуба, и переживало масштабный ремонт. Но гостиничный блок оказался очень даже неплохим. Нас поселили в отдельном номере, чистеньком и очень просторном, со всеми удобствами, а узнав, что мы голодны и хотим есть, ещё и оперативно принесли прямо в номер весьма внушительный ужин всего за 200 р., какового таким едокам, как мы, вполне хватило на двоих.
Утром, позавтракав (100 р. с человека), мы без раскачки побежали смотреть город. Времени было мало, ибо поезд до Москвы отправлялся в половине пятого вечера.
По улице Ульяновской дошли до проспекта Победы и вышли на автобусную остановку с намерением добраться до центра города. Затхлая атмосфера ближайших окрестностей гостиницы резко контрастировала с продвинутым урбанистическим пейзажем вокруг остановки с загадочным названием ЦНТИ. Рядом возвышались современные корпуса горроддома и госпиталя ветеранов войн, а чуть подальше – разноцветные кубики строящегося жилого и делового кластера.
Примерно в километре, в перспективе широкого проспекта Победы был хорошо виден высокий монумент «Орден Победы». Жаль, но нам нужно было в другую сторону. Зря, всё-таки, мы туда не сходили, ведь ещё в полукилометре за стелой есть любопытный памятник – самолёт Су-9. Так что, с самолётом вышел прокол.
Мимо ездило много маршруток, троллейбусов и автобусов, коими представлен здешний городской транспорт, и мы уже совсем собрались было сесть на что-нибудь в сторону центра, как я вдруг приметил на таком же расстоянии, что и «Орден Победы», только в противоположном направлении, интересный объект. Это были две высокие полые каланчи с конусовидными шапками, торчавшие над верхушками деревьев. Сначала я подумал, что это какой-то аттракцион наподобие «Гравитации» в местном парке культуры. Однако, приглядевшись, увидел, как мне показалось, что-то вроде полумесяцев на вершинах конусов. Мечеть! В Пензе живёт немало мусульман, так что это вполне возможно. Юля подтвердила, что это действительно полумесяцы, только почему минареты полые? Мечеть в стиле авангарда? Чего только не бывает в этом безумном мире!
Мы пошли туда пешком, и загадка авангардистских минаретов скоро открылась. Рекламный щит у дороги гласил, что это будущая главная соборная мечеть. Несомненно, завершение её строительства принесёт большую пользу не только местным мусульманам, но и всем пензенцам, так как прилегающую к ней территорию тоже обязательно приведут в порядок, приукрасят и облагородят. Она станет ещё одной, как теперь говорят, точкой роста для этого, отсталого прежде, района, да и всего города тоже.
Осмотрев контуры будущей точки роста, мы поехали к площади Победы, которая находится на одноимённом проспекте дальше в сторону центра. Правда, немного ошиблись, потому что автобус №77 до площади-то нас довёз, но не прямо, а сделав большую петлю. Ну и ладно, зато по городу покатались. Кстати, в Пензе проезд на общественном транспорте бесплатный – автобус и троллейбус стоят 18 р., маршрутка всего на пару рублей дороже.
Площадь Победы – большая, красивая и просторная. В Пензе вообще много простору, в том числе, благодаря таким большим площадям и прямым, широким улицам и проспектам, о которых я уже говорил. Город очень открытый, в нём как-то легко дышится. Вообще, первое впечатление о городе меня не обмануло. Не зря он ещё накануне вечером вызвал к себе симпатию, которая на следующий день только окрепла.
Лепота. Долина Суры от памятника первопоселенцу.
Город привольно раскинулся вдоль реки Суры на зелёных, живописных холмах, которые ещё добавляют ему шарма. Здесь много парков и скверов, вообще всяческой зелени. Особенно бросается в глаза обилие цветов, в первую очередь, пионов. Они в Пензе повсюду. Их здесь столько, что этот город можно смело назвать пионовым царством. Даже Юля, которая не очень жалует этот цветок, была просто восхищена таким их обилием, настолько, что даже, по её словам, в корне изменила своё отношение к этому растению.
К тому же, Пенза совсем не похожа на затхлую, сонную провинцию. Жизнь здесь кипит. Строятся новые микрорайоны, на улицах полно людей, притом среди них очень много молодёжи. А значит, молодые люди не уезжают отсюда, чтобы пополнить собой биомассу московского офисного планктона, а остаются здесь, связывают своё будущее с родным краем, что не может не радовать. Это уже само по себе достаточный признак того, что Пенза – динамичный, растущий город. И, между прочим, девушки здесь очень красивые, так что на месте здешних парней я бы тоже никуда не поехал.
Но вернусь к Площади Победы. Посередине её насыпан невысокий курган, на вершине которого стоит монумент, изображающий мать с ребёнком на руках и солдата, у чьих ног горит Вечный огонь. Это место популярно у молодожёнов. Как раз, когда мы там были, у монумента веселился свадебный кортеж.
Рядом с площадью находится Пионерский парк, составляющий с ней единое композиционное и смысловое пространство. У входа в него есть небольшой бассейн с фонтанами и стена с фотографиями солдат Великой Отечественной, а дальше, под сенью его могучих деревьев, как зримое эхо войны, спрятались пушки, танки и реактивные миномёты, всего около полутора десятков. Правда, почти все – уже послевоенных образцов.
Тут же, рядом с этим небольшим музеем, к 55-й годовщине Победы и в память о погибших на полях сражений возвели маленький храм-часовню святого Архистратига Михаила. Несмотря на близость оживлённой городской магистрали, здесь царит тихое умиротворение и покой, гуляют родители с детьми, пенсионеры и молодёжь, словно и нет здесь никакого большого города.
Отдав дань памяти героям войны, мы вышли к остановке на проспекте Победы и тут узрели чудо – роскошное мозаичное панно на тему ратных и трудовых побед советского народа во всю торцевую стену обычной панельной пятиэтажки. Не знаю, как кто, а я за одну такую пятиэтажку легко отдал бы все шедевры любимого ваятеля одного бывшего московского мэра.
Советский лозунг «Искусство - в массы!» на практике. Такое панно и в Третьяковке смотрелось бы не хило.
Теперь нас уже ничто не задерживало и на первой попавшейся попутной маршрутке мы добрались, наконец-то, до центра города, выйдя на остановке у Центрального рынка. Пройдя по улице Чехова, мимо ЦУМа и Пензенского драмтеатра имени Луначарского, одного из старейших в России, мы повернули направо и оказались на обширной площади. Слева её замыкало здание драмтеатра, справа – сквер имени Белинского с памятником великому литератору и трибуну. И пионы на площади, много пионов.
Позади было великолепное здание Гостиного двора, ныне торгового центра, а в прежние времена фешенебельной гостиницы «Гранд-отель», построенной в 1880 г. на средства скромного крестьянина-мигранта из Калужской губернии.
Бывший «Гранд-отель». Построено на скромные сбережения бывшего крепостного.
Здание театра им. Луначарского тоже примечательно в своём роде, но не в смысле архитектуры – довольно безвкусная современная псевдоклассика с дорогущими гранитными плитами и стеклопакетом вместо фасада. Примечательно оно тем, что старое здание этого очага культуры, построенное в 1916 г., так и не увидело свой вековой юбилей. Оно сгорело дотла 2 января 2008 года. Учитывая дату и всем известную пагубную страсть артистической публики к пьянству, первое и самое простое, что приходит на ум в этой связи – они сами и спалили свою alma mater. Похоже, что стрелочника так и не нашли, а может, и не особо искали, а жаль. За поджог здания эпохи модерна четвертование было бы самым гуманным возмездием.
Ясное дело, такой город, как Пенза, не может обходиться без своего театра, и новое здание, надо отдать должное местным властям, было построено меньше, чем за два года. Умеем работать, когда захотим!
Вот отсюда и начинается местный Арбат – пешеходная зона улицы Московской, тянущаяся с севера на юг почти на два километра. Прямой, как стрела, он упирается в строящийся Спасский кафедральный собор, золотые купола которого возвышаются в конце сужающейся перспективы улицы на высоком холме. Кажется, что они парят в небе.
Местный Арбат - улица Московская. Московская улица отдыхает, без шуток.
Мы шли по этой улице, залитой щедрым июньским солнцем, и я проклинал синоптиков, из-за которых мы оделись, как на Северный полюс, да ещё и с зонтом в руках. А люди вокруг ходили в рубашечках и платьях. Я тут попытался разобраться в этимологии слова «синоптик», и вот что вышло. Получились два варианта: 1) испанско-греческий – sin (исп. «без») и ὀπτική (греч. «видение»); 2) латинско-греческий – Sina ( лат. Китай) и ὀπτική. Получается, что синоптик – это либо «слепой», либо «видящий по-китайски», ну, то есть, как ни крути, а по-любому придурок.
На каждом шагу торчали киоски с местным мягким мороженым со смешным названием «Морожики». Устоять было невозможно. Взяв по порции, мы побрели дальше, глазея по сторонам, как какая-нибудь деревенщина, впервые попавшая в большой город. А на кого ещё мы были похожи в такую жару в своих плащах и куртках, с сумками да ещё с зонтом?
Заслуживают упоминания три здания. Это бывший Мясной пассаж в узнаваемом псевдорусском стиле, и замыкающие с двух сторон площадь Ленина Дом Советов и массивный Рыбный пассаж, обезображенный идиотской надписью McDonalds.
Здесь мы свернули налево и, пройдя через площадь и улицу Кирова, вышли на широкий, зелёный бульвар. Это сквер Славы, украшенный памятными камнями с вехами истории Пензы, а в самом его конце лежат три массивных глыбы красивого красноватого камня таганаит, с приветом от губернатора Бочкарёва, в правление которого их установили.
Если пройти ещё немного вперёд, попадаешь на набережную реки Суры. Здесь находится ещё один военный мемориал, включающий монумент Славы, называемый в народе просто «Росток» (он действительно похож на росток какого-то цветка) и стеклянная стела, с именами пензенцев-героев и полных кавалеров ордена Славы.
Улица Кирова идёт параллельно Московской, и недалеко от площади Ленина они обрамляют другую, очень красивую, Фонтанную площадь. Помимо фонтанов на ней немало разного рода скульптур, в основном авангардистского характера. Моё внимание привлекла одна. Надеюсь, что ошибся, но мне показалось, что она изображала человека, спаривающегося с птицей. Я попытался вспомнить что-нибудь похожее из мифологии, но не смог.
Фонтанная площадь.
Дальше на Кирова нельзя пройти мимо бюста Сталину. Сначала его поставили в другом месте, но пару лет назад перенесли сюда, к зданию местной ячейки КПРФ, где находится также Сталинский центр. Бюст в очень хорошем состоянии, украшен живыми цветами. Фото не буду выкладывать, дабы не провоцировать дискуссии, явно лишние на данном форуме.
Он очень гармонично смотрится на фоне находящегося через дорогу Троицкого женского монастыря с двумя церквями – Троицкой и Сошествия Святого Духа. Если кто-то захочет найти в этой фразе юмор, сатиру или, пуще того, стёб, то совершенно напрасно. Именно Сталин в годы войны потихоньку начал новое возрождение веры на Руси, разгромленной в 30-е троцкистско-зиновьевскими изуверами. Ну, понятное дело, в тех масштабах, какие ему тогда позволяли текущий момент и классовое самосознание.
По улице Кирова мы дошли до видовой площадки у остановки «Библиотека им. Лермонтова», с которой открывается прекрасный вид на Суру и её цветущую долину. Здесь же, на видовой площадке, есть ещё два примечательных объекта. Один – памятник первопоселенцу, второй – уникальный музей. Это так называемый музей одной картины, являющийся, если не ошибаюсь, филиалом местного краеведческого музея.
Не стоит, однако, думать, как и мы поначалу, что, кроме одной картины, в нём ничего больше нет. Во-первых, картина там действительно одна, да не одна и та же. Их периодически меняют, и в день нашего приезда там висела «Княжна Тараканова» Флавицкого, что само по себе достойно внимания и уважения. А, во-вторых, помимо картины, посетители могут посмотреть интерактивную экспозицию с рассказом о самой картине и её авторе, о других его работах и о времени, когда она создавалась. Цена полного билета 100 р.
Музей одной картины.
Увы, наш паровоз уже стоял под парами, и мы никак не успевали туда попасть. В следующий раз непременно. Единственное, что мы ещё успели сделать, это подняться по склону холма наверх, к скверу имени Лермонтова. Именно здесь стоит будущий главный храм Пензы – Спасский кафедральный собор, купола которого мы видели, стоя у драмтеатра.
Здесь же находится монумент «Слава героям» - ещё один пункт обязательной программы для всех пензенских новобрачных, и здание бывшего кинотеатра «Родина» в строгих формах сталинского ампира. Сейчас там, по слухам, местные жульманы оборудовали штаб-квартиру какого-то ЧОПа.
Здесь дождик, вяло накрапывавший уже с полчаса, припустил сильнее, и, хотя очень скоро ветер разогнал тучи, и снова выглянуло солнышко, как следует пофотографировать не удалось. Пришлось ограничиться снимками на телефон.
По улице К. Маркса мы вновь спустились к первопоселенцу, сели на остановке на маршрутку и через 15 минут уже были на железнодорожном вокзале Пенза-1.
Вокзал очень большой, настолько, что мне даже не удалось целиком втиснуть его в кадр, хотя мы отошли довольно далеко. По размерам он, пожалуй, не меньше Курского в Москве и примерно похож внешне – такой же длинный и низкий. Но у него есть своя изюминка – часы.
Посредине терминала торчит высокая стеклянная башня административного блока, на её лицевой стене они и висят. Что же в них особенного? А то, что вы не сразу догадаетесь, что это такое. Просто две чёрные палки на высоте девятиэтажного дома. Ни циферблата, ни цифр, ни хотя бы чёрточек. Ничего нет. А это не палки, это стрелки. Иногда их можно принять за птичку, иногда – за какую-то абстрактную декорацию. Мы допёрли, что это часы, только когда поняли, что палки движутся, да ещё и синхронно с нашими часами.
Тут же, прямо у вокзала, примостился очень неплохой и недорогой магазинчик местных сувениров, что для нас оказалось очень кстати, так как, очарованные Пензой, мы забыли про то, что должны купить дежурный магнит. А тут вспомнили и купили, всего за 30 р., считай даром, учитывая, что это вокзал.
От вокзала мы ещё успели прогуляться до находящегося поблизости, на улице Суворова, торгового центра «СаниМарт», где набрали еды в дорогу в тамошнем «Перекрёстке». Нагрузившись пакетами с едой, переполненные положительными впечатлениями, мы заскочили в вагон поезда Пенза - Москва и скоро уже грустно смотрели, как за окном медленно уплывает вдаль полюбившийся нам город. Но музей одной картины стучит в наших сердцах. Когда-нибудь мы вернёмся.