Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Уважаемый тов. А. Копцев, под фоткой ведь чётко написано "самая древняя церковь". При чём здесь колокольня? Единственно, что я упустил, так это добавить, что речь идёт о зданиях, дошедших до наших дней. Думал, что это и так понятно, ведь не выложишь фотку того, чего уже давно нет?
А насчёт СААБ-2000, спасибо за исправление! Тут я и впрямь дал маху.
 
На длинные выходные по случаю 9 мая мы запланировали поездку по маршруту Москва - Петербург - Кострома - Москва с хитрым намерением попасть с берегов Невы к берегам Волги на раритетном Ан-26-100 Костромского авиапредприятия. Под рейс Пулково - Кострома на 7 мая забронировали гостиницы в Ленинграде и Костроме, причём вторую даже сразу и проплатили, купили билеты на рейс «России» Внуково - Пулково с вылетом вечером 5 мая. Осталось дело за малым – дождаться, когда костромичи откроют продажу билетов, поскольку раньше, чем за 30 дней купить билет на их рейсы нельзя.
Наконец, 7 апреля захожу на сайт Костромского авиапредприятия, чтобы уже купить билет, и что же я там вижу? Рейс за 7 мая в связи с праздником Победы переносится на 9-е! Это означало полный krah всех наших планов. Гостиница была забронирована на другой день. Можно было, конечно, попытаться перебронировать, но тогда пришлось бы лететь 9 мая, а 10-го выходить на работу. Иными словами, сразу с самолёта – на поезд или на автобус, и – в Москву. Ни отдохнуть после перелёта, ни город посмотреть. Ясное дело – бред. Добираться до Костромы каким бы то ни было другим способом, кроме как самолётом, мы не желали, а значит, гостиница в этом городе, да и он сам, нам уже были ни к чему. Слава богу, деньги за неё удалось вернуть сразу и даже без штрафов. А дальше что? Тупо возвращаться обратно в Москву не хотелось. Хотелось, всё-таки, и какой-то новый город посетить и, желательно, ещё полетать при этом на каком-нибудь редком типе. Опять же, всё это с привязкой к Санкт-Петербургу. Тут-то нам и подвернулся очень интересный вариант с Ярославлем.
Мы уже были в этом городе проездом в прошлом году, и на первый взгляд он нам понравился. Хотелось изучить его получше, и тут, как нельзя кстати, выяснилось, что именно 8 мая «Сибирь» открывает регулярный рейс СПб - Ярославль на своих новых «Эмбраерах-Е170».
Вот, как говорится, то, что доктор прописал! И новый город, и новый тип самолёта. Тут же и взяли билеты на инаугурационный рейс 3067 за 5200 р. К тому же, я был уверен, что S7 обязательно как-нибудь отметит начало полётов по новому маршруту, и нам, первым пассажирам первого рейса, что-нибудь, да перепадёт. Правда, заодно пришлось бронировать другую гостиницу в Питере ещё на одну ночь, так как первая у нас была заказана только по 7-е мая включительно.
Про Питер писать много не буду. Все, наверное, там были и видели все его дежурные достопримечательности. Вряд ли можно сказать о них что-то новое. Зато мы в этот раз побывали в таких местах, которые туристы обычно обходят стороной.

Внуково. A319 VQ-BAT «России» готовится к рейсу SU6032 в Пулково.



Обе наши гостиницы находились всего в нескольких минутах ходьбы друг от друга и от станции метро «Нарвская» самой старой, красной, линии ленинградской подземки. Первая, с явно непростым названием «Логос» – на Нарвском проспекте, вторая – на улице Ивана Черных.
«Логос», кстати, на поверку оказался общежитием при баптистском Санкт-Петербургском христианском университете. Порядки там были строгие. Шаг вправо, шаг влево – анафема с последующим сожжением в геенне. Правда, на практике поселили нас в одном номере, даже не попросив показать штампы в паспортах, а также полушёпотом сказали, что «употреблять» можно, но только так, чтобы никто не видел. В номере – целых два Евангелия с Псалтирью, большое и малое, карманного формата. Ясное дело - чтоб не передрались, кому читать, номер-то двухместный. Зато жильё было сносным, народ интеллигентным, а мы – люди смирные и непритязательные.
Совсем недалеко от «Логоса», за похожей на сточную канаву речкой Таракановкой, разбит небольшой парк «Екатерингоф» с живописным прудом посередине, но в целом, малость подзапущенный и не очень привлекательный в холодный сезон, каким оказался нынешний май. Единственное, на что там стоит посмотреть – это очень красивый памятник героям-молодогвардейцам Краснодона, полный внутренней экспрессии и драматизма.
Однако, вернусь к «Нарвской». На красной ветке вообще немало интересных станций, та же «Автово», к примеру. Под стать ей и «Нарвская», вся в граните и мраморе, богато украшенная скульптурой, бронзовым литьём и лепниной, с похожей на небольшой дворец наземной частью. Мне она напомнила «Электрозаводскую» в Москве. Сейчас так не строят, а жаль.
В двух шагах от метро, посреди большой округлой площади, приковывает внимание величественное и прекрасное сооружение – Нарвские триумфальные ворота, созданные в 1834 г. под руководством одного из главных зодчих Северной столицы В. П. Стасова.

Чудо на Нарвской заставе.



Выкрашенные в зелёный цвет окислившейся меди, листами которой она покрыта, арка украшена феерической шестеркой рвущихся в опор коней с колесницей, с гордо возвышающейся на ней фигурой Славы. Это одна из ранних работ известного ваятеля коней Клодта.
Арка построена в честь побед русской армии в войне 1812 года и примечательна также тем, что внутри неё находится крохотный музей, в который снизу, через столпы арки, ведёт крутая винтовая лестница из 75 ступеней (сам считал).

Ради одной этой лестницы стоит туда подняться.



Его площадь всего 88 кв. м и наверняка это – один из самых маленьких музеев в мире, а также один из всего двух, находящихся внутри подобной арки (другой – аналогичная арка в Париже на Елисейских полях). Экспозиция музейчика также посвящена Отечественной войне 1812 года.
Удивительно, но рядом с аркой вы не встретите ни экскурсионных автобусов, ни толп туристов. Так, парочка ценителей прекрасного. Так же пустынно и в музее.

Интерьер музея-крохотули.



А, между тем, это ещё далеко не всё, чем примечательна эта арка. Ведь именно здесь, 22 января 1905 года, встала заря Кровавого воскресенья. Солдаты, стрелявшие в безоружную демонстрацию, стояли аккурат у этих самых ворот, а рабочие шли к ней со стороны нынешнего проспекта Стачек (тогда Петергофского шоссе).
Будете в Питере, съездите на «Нарвскую», подойдите к этим воротам, повернитесь лицом к проспекту Стачек и посмотрите туда, откуда шли к своему государю рабочие с крестами, хоругвями и портретами кормильца, чтобы смиренно вручить ему прошение о даровании народу российскому гражданских свобод. И перспектива широкого проспекта вдруг подёрнется маревом, исказится, и вы увидите торжественное шествие тысяч простых людей, и вы услышите холодный лязг ружейных затворов, и команду «Пли!», и сухие щелчки пуль по брусчатке, и свист нагаек и сабель, и стоны и крики убиваемых.
Потом, в тот же день, быдло мочили ещё в нескольких районах столицы, но эта бойня была самой первой. Так что, именно здесь и началась первая русская революция.
Завершает композиционную структуру площади Стачек небольшой сквер с памятником Маршалу Советского Союза Л. Говорову, командовавшему в 1942-1946 годах войсками Ленинградского фронта и Ленинградским военным округом.
Респектабельность площади довольно резко диссонирует с её ближайшими окрестностями. Несмотря на близость к центру, здесь попадаются такие трущобы, что аж диву даёшься. Повсюду какие-то пустыри, старые, ветхие дома, разбитые в хлам улицы. Людей очень мало. Одним словом, дно.
У железной дороги, ведущей на территорию местного цементного завода и разделяющей улицы Ивана Черных и Розенштейна, мы наткнулись на заброшенный дом. Мрачная, шестиэтажная громадина, с закопчёнными пожаром стенами, угрюмо смотрит на город пустыми глазницами своих окон, словно высматривая себе жертву среди одиноких прохожих. Зловещий облик здания удачно дополняют сухие скелеты деревьев сквера, отделяющего дом от дороги.

Дом-призрак. Почти центр.



Готовая декорация к любому фильму ужасов. Для весёлых историй вроде «451 градус по Фаренгейту» или «Писем мёртвого человека» тоже сойдёт. Также возможно, где-то здесь Раскольников тюкнул топориком по темечку старуху-процентщицу. Внутри наверняка полно призраков и прочей нежити.
Идём дальше по улице Розенштейна в сторону Обводного канала. Проходим пару сотен метров, смотрим, стоит крематорий. Комплекс из нескольких приземистых, брутального вида корпусов из потемневшего от пролетевших веков красного кирпича, с высоченной, кирпичною же, трубой. Я живо представил себе, как сейчас там внутри истопник сноровисто заталкивает в печь очередное окоченевшее тело. Дыма, правда, пока не видно, наверное, погребальный огонь только разгорается.
У обочины припаркованы несколько приличного вида автомобилей. Ну ясно, родственники приехали на церемонию кремации. Видать, истопнику здесь скучать не приходится.
Вдруг, та часть здания, что выходит к дороге открывается к нам лицом, и мы видим на стене аршинные буквы: «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Парк художественно-технологических проектов». Парк??!! Интересно, что же за художественные проекты разрабатывают в этом университете-крематории? Perdon, парке? Может быть, как сделать сжигание трупа искусством? Или разработать такой дизайн камеры для удушения людей газом «Циклон Б», чтобы превратить душегубку в храм Мельпомены? Не их ли рук дело сожжённый дом-призрак? А что, вполне достойный художественно-технологический проект для такого рода вуза.

Университет-крематорий.



На набережной Обводного канала повернули направо и, пройдя мимо Балтийского вокзала, наткнулись на очередное жестокое зрелище. Сразу за вокзалом высится остов какого-то огромного строения из железных балок. Высотой метров 50, не меньше. Нижние этажи уже полностью разобраны, а на верхних орудует какой-то умелец вроде человека-паука. Ловко перемещаясь по ржавым конструкциям без всякой страховки, он, с помощью сварки, ампутирует у здания очередной кусок стального швеллера и без всяких церемоний сбрасывает его вниз с 30-метровой высоты. Пикантности зрелищу добавляет то, что вплотную к нему стоит АЗС. А тут искры, падающая с неба арматура. Интересно!
На фото ниже, где Варшавский вокзал, кусок этой конструкции виден у правого края снимка. Ярусом выше так же ловко перемещается ещё один акробат, видимо, подсказывая первому, что резать и куда скидывать.
В общем, есть в Питере весёлые места. И люди тоже весёлые.
За Обводным каналом ужасы резко исчезли, и нам предстал такой Петербург, каким мы привыкли его видеть – аристократический, утончённый, изысканный. Один Варшавский вокзал чего стОит! Увы, ныне это чудо эклектики XIX века влачит жалкое существование в виде заурядной барахолки. Спасибо, хоть за внешним видом следят.

Бывший Варшавский вокзал. Ныне - торжище.


В тот день мы прошли по городу пешком очень большое расстояние. От Нарвской заставы по улицам Ивана Черных и Розенштейна до набережной Обводного канала, затем по ней до Московского проспекта, дошли до 1-й Красноармейской, а с неё свернули на Измайловский проспект, где долго любовались Троицким собором и триумфальной колонной в честь победы в войне 1877-1878 годов. Оттуда по Измайловскому и Вознесенскому проспектам вышли на Садовую, а там уже сели на трамвай №3 и доехали на нём до Троицкой площади у Заячьего острова.

Измайловский Троицкий собор.



Погуляли по Петропавловской крепости, сходили к Санкт-Петербургской соборной мечети, на мой взгляд, более красивой и стилистически выдержанной, нежели московская, хотя в целом, здание тоже несёт явные черты уродских шаблонов современной архитектуры.

Соборная мечеть С.-Петербурга на Кронверкском проспекте.



Затем зашли в летающую тарелку станции метро «Горьковская» и отправились к себе на Нарвскую заставу.
А на следующий день мы предприняли тематическую экскурсию в район Александро-Невской лавры, к тому месту, где в 1963 году совершил невероятную посадку на воду Невы пассажирский Ту-124, летевший из Таллина в Москву. Непременное место поклонения для того, кто избрал своей религией авиацию.
Наш план был такой – добраться до лавры, а оттуда вдоль проспекта Обуховской обороны дойти сначала до примерного места приводнения лайнера, а потом и до Финляндского железнодорожного моста, куда его притащили буксиром. Выйдя на улицу из метро «Площадь Александра Невского», мы поняли, что по Обуховской обороне не пройдём – там шёл ремонт, и всё было перекопано.
Тогда мы пошли по мосту Александра Невского на правый берег Невы. Долго стояли на мосту, несмотря на пронизывающий ветер, представляя, как тёплым летним днём с севера, со стороны Большеохтинского моста, низко в небе вдруг появилась тёмная точка, на глазах изумлённых горожан и гостей города быстро превратившаяся в стремительно планирующий прямо над Невой большой самолёт. Он бесшумно (двигатели не работали из-за полного израсходования топлива) пронёсся где-то над тем самым местом, где мы стояли, едва не зацепив конструкции строящегося ещё в то время моста Александра Невского. Оно и понятно, ведь лётчикам нужно было пролететь над ним как можно ниже, чтобы посадить самолёт на воду прежде, чем у них на пути встанет другой мост – Финляндский железнодорожный с его высоченными фермами, перемахнуть через который у них уже не хватило бы высоты.

Вот здесь произошло чудо на Неве.



Притом, лайнер всё ещё был на высоте порядка 30 метров, а расстояние между двумя мостами меньше полутора километров, и надо было посадить машину так, чтобы еще остался запас до железнодорожного моста. Как они это сделали, никто не знает, ведь нужно было пройти по тончайшей грани, разделяющей необходимость быстрого снижения и плавного, пологого приводнения.
И, тем не менее, они это сделали. Судя по всему, Ту-124 сел на воду примерно напротив небольшого мыса, полукругом вдающегося в Неву точно посередине между мостами и, проскользив по реке три-четыре сотни метров, остановился недалеко от Финляндского моста. В Нью-Йорке было чудо на Гудзоне, а у нас – не менее невероятное чудо на Неве.
Нам нужно было спуститься с моста на набережную, идущую вдоль Малоохтинского проспекта, но это оказалось непростым делом. Проспект пришлось преодолевать с риском для жизни, так как ни одного пешеходного перехода там не было, и приходилось ждать, пока поток мчащихся на полной скорости машин не остановят светофоры под мостом и на перекрёстке с ул. Таллинской. Под мостом перехода не было, а то, что он есть на Таллинской, мы не знали.
В общем, дошли мы по набережной до этого мыска, «посмотрели» уже отсюда, как Ту-124 «причесал» мост Александра Невского и, поднимая тучи брызг, плюхнулся в воду где-то вот прямо здесь. Удивительное чувство у меня всегда возникает в таких местах, там, где творилась история. Кажется, что образы тех событий всё ещё живут здесь, удерживаемые невидимой структурой пространства-времени и, если внимательно всмотреться, можно снова это всё увидеть своими глазами. Я увидел. Советую, очень советую всем любителям авиации посетить это место при случае.
Вот и всё, что я хотел сказать о Петербурге. А на следующий день мы уже отправились в Ярославль.
 
Последнее редактирование:
Правда, началось путешествие несколько разочаровывающе. Нас снова, который уже раз за последние полгода, кинули с типом самолёта.
Решили мы зарегистрироваться на рейс онлайн через мобильное приложение S7. Приложение салон не показывало, и система выдала нам два места сама. Правда, рядом. Ну, дело ясное, тариф такой, самый дешёвый. Правда, места были загадочные – 22D и E. Загадка была в том, что в «Эмбраере», который был заявлен в расписании, не только нет мест с литерой Е, но и вообще всего 21 ряд! Я сразу понял, что дело тухлое и, после того, как мы позвонили в кал-центр перевозчика, худшие опасения подтвердились – вожделенный Е-170 поменяли на А319. Понятно, опять продали билетов больше, чем нужно. Чем нам нужно. Ничего не попишешь, полетим на «аэробусе».
Пулково встретил довольно жёсткими мерами безопасности. На входе я с изумлением наблюдал, как сотрудница аэропорта обыскивала трёхгодовалого карапуза, только что прошедшего через рамку. Малыш (абсолютно европейских кровей) покорно стоял с поднятыми руками, пока надзирательница должностное лицо хлопало его по бокам. Память услужливо выудила из тайников кадры военной хроники с бесчинствами фашистов на оккупированных территориях. Безопасность - дело нужное, но зачем же впадать в маразм?
Пока ждали приглашения на посадку, успели позавидовать людям, улетевшим в Ижевск на Як-42 «Ижавиа». Ещё из отечественной техники было видно Ту-154Б-2 со снятыми двигателями, который стоял совсем недалеко от нашего А319, но таким ракурсом, что бортовой разглядеть было невозможно.
Наш самолёт был VP-BHQ. Посадка на борт и взлёт ничем особенным не отличались. Стоит отметить только, что салон был неполный, но народу было действительно гораздо больше, чем может позволить себе Е-170 – человек 100. Свободное рядом с нами место у окна так никто и не занял, поэтому его занял я. Повторилась недавняя ситуация, когда мы также «Сибирью» летели из Воронежа в Москву – и место у окна получили и 300 р. сэкономили.
Тем временем, бортпроводники начали обслуживание пассажиров. И тут маленький сюрприз – раздали газеты – свежую «Комсомолку». Нетипично для такого короткого рейса. Честно говоря, я вообще не помню, когда в последний раз мне предлагали газеты на борту.
Ну а уж когда мы набрали высоту, тут S7 развернулась по полной. Сначала старший бортпроводник сообщила нам, что этим рейсом авиакомпания открывает регулярные полёты из Петербурга в Ярославль, и по этому поводу нас всех поджидает сладкий сюрприз и бокал шампанского!

Всем - шампанского! И сувениров!



Доннер веттер, вот это да! Я был уверен, что "Сибирь" обязательно как-то постарается отметить начало регулярных перевозок в город, в котором они давно уже заглохли, и что без сувениров мы отсюда не уйдём, но чтоб ещё и с шампанским!
Никакие бокалы нам, конечно, не дали, обычные пластиковые стаканчики, но важно ведь содержание, а не форма, верно? В общем, выпили мы, закусили сюрпризом – шоколадкой «Алёнка», после чего наши бортпроводники, полностью оправдывая мои ожидания, понесли по рядам и сувениры – фирменные блокноты и авторучки. Блокноты были только зелёного цвета, а ручки – бирюзового, розового и жёлтого. Все – с логотипами S7 Airlines. Правда, жёлтых ручек нам не хватило, зато бирюзовых взяли две, как и блокнотов. А на выходе ещё и розовую выпросили.

Пища.



Мы думали, это всё, ан нет! Последовало продолжение банкета – горячие напитки и сендвич с курицей, что в наше смутное время тоже нехарактерно для таких коротких рейсов.
В общем, работы у кабинной бригады на этом рейсе было полно, но они всё успели и со всем справились, молодцы!
Едва наш самолёт приземлился, как пошёл дождь. Это произошло сразу, как только мы съехали с ВПП и остановились на рулёжке, где простояли минут пять. Мимо окон медленно потянулась тонкая кисея мелкого, противного дождичка, который стал ещё сильнее, как только мы снова поехали. Дождь настолько усилился, что по плоскостям просто потекли потоки воды.
- Смотри, - говорю супруге, - дождь пошёл, собака! Молодцы лётчики, успели сесть посуху!
Но что это?! Оказывается, это был вовсе не дождь, а водяная арка, которой нас встречали ярославцы, подогнав к обочинам две пожарные машины! Для меня это была первая такая встреча.
Но и на этом праздник не закончился. У трапа, украшенного по случаю белыми и зелёными шариками, нас поджидала целая армия журналистов и операторов местных и федеральных СМИ, которые тут же отлавливали пассажиров, чтобы узнать у них, что те думают о полёте.

Вот видео:



Так встречают скромных российских граждан в Ярославле.



Кстати, тут же выяснилось, что группа подозрительных личностей, летевших с нами, были журналисты, местные чиновники и функционеры S7 во главе с замглавы ярославской областной администрации. Между прочим, мог бы и во время полёта толкнуть какую-нибудь речь. Коротенько так, минут на 40, больше, я думаю, было бы не нужно.
Но и так всё было сделано превосходно, так что, уверен, никто из пассажиров этого рейса не остался разочарованным или равнодушным. Атмосфера на лётном поле была настолько радостной и праздничной, что даже всегда суровые САБовцы лишь снисходительно взирали на таких, как я, щёлкавших своими камерами в разные стороны.

Наша стальная птица.



Короче говоря, и авиакомпания «Сибирь» и руководство Ярославской области заслуживают самых тёплых слов за то, что сделали к празднику такой нужный и приятный подарок и ярославцам, и всем, кто желает посетить этот, без сомнения, интересный город. А то как-то нехорошо получалось – 600 тысяч населения, столица «Золотого кольца», до Москвы почти 300 км, а своей воздушной гавани считай, что и нет.
Надо вот только ярославцам свой аэропорт Туношна подшаманить. Ведь тамошний аэровокзал – это просто какая-то злая пародия, его и аэровокзалом-то неудобно назвать. Натурально сарай. Даже по сравнению с такими аэропортами, как Орск или Вологда. Правда, аккуратный сарай.

Не смейтесь, это - аэропорт.





Но, как говорится, лиха беда начало. Вот и самолёты полетели, и автобус нам подали вполне современный.
С транспортной доступностью тоже есть проблемы. Из города, от автовокзала, в Туношну ходит 183-й автобус, но ходит он очень редко, по расписанию. Интервалы движения достигают нескольких часов. Большинство прилетевших с нами пассажиров уехали, кто на такси (цена вопроса – 300 р. на машину, так что можно с кем-нибудь ехать вскладчину), кто на своих авто. Нам пришлось ждать его больше часа. Но хорошо, что вообще ходит, учитывая специфику местного аэропорта.

Транспортная доступность.



Старенький, но с мягкими креслами, «ЛиАЗ» доставил нас до перекрёстка проспектов Фрунзе и Московского, а оттуда до нашей гостиницы на улице Свободы мы доехали на городском 76-м автобусе. Проезд по городу стоит всего 23 р., а вот из аэропорта до города нам пришлось заплатить по 55 р.
Нашим пристанищем в Ярославле оказался слегка облезлый снаружи, но зато весьма приличный внутри хостел «Свобода», расположенный практически в самом центре, всего в двух остановках от площади Волкова. Номер был маленький, но очень уютный и комфортабельный, со всеми удобствами и прекрасным видом на два шедевра местной архитектуры – Вознесенский храм и Сретенскую церковь конца XVII века.

А из нашего окна церковь древняя видна! Даже две!



Погода в тот день хоть и не шептала, но не была совсем уж поганой, и нам удалось бегло осмотреть центр города. Сперва улицу Свободы от площади Труда до площади Волкова, где обращают на себя внимание, конечно же, Волковский театр и ансамбль Знаменской башни. Потом по пешеходной улице Кирова дошли до Советской площади, а оттуда, через Демидовский сквер вышли к Стрелке.
Очень красивое, живописное место прямо на берегу Волги – парк, фонтаны, памятники, фантастический вид на великую русскую реку и высокий берег с древними соборами.

Стрелка Волги.



На следующий день повторили маршрут, но только уже мимо Спасо-Преображенского монастыря. А на саму Стрелку так и не попали. Ярославль накрыл малый ледниковый период, и мы, гонимые ледяным ветром и хлопьями снега, дошли кое-как до нового Успенского собора, где поняли, что если не хотим разделить участь сибирских мамонтов, надо искать тёплое убежище. Кое-как отогрелись в соборе, затем в кафе, а там уже и на вокзал надо было собираться.

Спасо-Преображенский монастырь.



В общем, частично соглашусь с мнением некоторых здешних товарищей, что Ярославль – город неоднозначный. С одной стороны, да, центр самобытный и интересный, рай для любителей русской старины. Сохранились отдельные памятники деревянного зодчества, правда, не такие многочисленные, как, скажем, в Вологде. С другой – в целом, Ярославль застроен бессмысленно и как попало, просто мешанина довольно унылых спальных районов и промзон. Та же Вологда произвела на меня куда более приятное впечатление. Правда, возможно, что на моё восприятие города сильно подействовала невероятная погода, уже второй месяц угнетающая центральную нервную систему жителей европейской России. К тому же, наша экскурсия свелась к тому, чтобы, перемещаясь короткими перебежками между достопримечательностями, быстро прицелиться камерой, быстро спустить затвор и так же быстро побежать дальше. Какой уж тут вдумчивый осмотр и духовное единение?
Поэтому, я бы снова хотел сюда вернуться. Ведь рядом, в области, ещё множество замечательных мест – Углич, Тутаев, Мышкин, Рыбинск, Ростов, Переславль. Даже не знаю, с чего начать… Главное, чтоб было тепло и грело солнышко, и сопли не замерзали на полпути между носом и поверхностью Земли.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за отзыв, легко и интересно написано!
Теплоходом в Ярославль не думали? Они обычно захватывают 2-3 города из перечисленных.

Там же есть уникальный аттракцион - последний регулярный рейс на Метеоре в европейской части России.
Ярославль-Рыбинск-Брейтово - 4 часа на Метеоре обойдутся всего в 400 рублей. Ярославль-Рыбинск меньше 200р. А виды по Волге там шикарные!
У любителей водных видов транспорта это как на Ту-154 полетать.
(рекламирую теплоход на самолётном форуме, ужс, сжечь!)

И, конечно, дня на Ярославль мало, летом по центру там часами можно бродить. Спасибо РЖД за удобные дневные поезда 102/104/106.
 
Понятно, опять продали билетов больше, чем нужно. Чем нам нужно.
Печально, но дело не в количестве билетов. Embraer 170 поступают в авиакомпанию с задержкой не менее месяца. Пока новые рейсы либо переносятся на более поздние сроки, либо выполняются на A319.
 
mota, да, Вы правы, я тоже читал об этом. Но в нашем случае Е-170 и так и этак "не светил", ибо, с учётом репортёров и чиновников, других вариантов у S7, кроме "аэробуса" по-любому не было. Народу было 100 человек. А билетов продали чуть больше, может как раз потому, что заранее знали, что полетит А319.
 
Однозначно не отказался бы от таких вариантов путешествия по Ярославщине! При случае обязательно! 400 р. по нашим временам - не деньги. Особенно, если сравнить с рейсом Питер - Петергоф где эти самые то ли метеоры, то ли кометы летают за 700 р. с носа (если не ошибаюсь).
 
Полностью поддерживаю.
Уточнение по ценам: Ярославль - Рыбинск 238 рублей, Ярославль - Брейтово 444 рубля. Для путешествующих в Брейтово бесплатным и интересным бонусом будет шлюзование в Рыбинске.
Расписание (ежедневно): отправление из Ярославля в 14:20, из Рыбинска в 16:20, прибытие в Брейтово в 18:30. Обратно из Брейтово утром в 08:05.
Можно заночевать в Брейтово - там есть несколько вполне приличных гостиниц (для заезжих любителей рыбалки). Можно вернуться в Рыбинск по суше - такси до станции Шестихино (63 км, 1000 руб), далее пригородный поезд (отправление 20:05, прибытие 21:10). Жители Москвы могут с этой же станции уехать прямо в Москву по четвергам и воскресеньям на поезде Рыбинск-Москва (отправление из Шестихино в 21:54, прибытие на Белорусский вокзал в 06:27).
 
начало регулярных перевозок в город, в котором они давно уже заглохли
Невозможно заглохнуть тому, чего никогда не было.
Даже во времена СССР Ярославль был совсем не авиационным городом - все пассажирские перевозки сводились к местным рейсам на Ан-2 из аэропорта Левцово, а Туношна была чисто военным аэродромом.
После того как Туношна стала гражданским портом, она всё-таки была практически исключительно грузовым портом. Однако, и в 2000-х годах выполнялся пару раз в неделю местный рейс на Ан-2 по маршруту Туношна - Рыбинск - Брейтово - Захарьино (глухая деревня в Брейтовском районе), причём борт перегонялся в Туношну из Левцово.
Также в начале 2000-х какое-то время совершал промежуточную посадку рейс Мурманск-Сочи на Ту-154 (авиакомпанию не знаю).
В 2009 году начались регулярные рейсы в Москву на Эмбраер-120 а/к Регион-Авиа. Потом на этом маршруте летал Декстер на Пилатусе.
Потом появились регулярные рейсы в Санкт-Петербург, которые выполнялись разными авиакомпаниями - "Полёт" на Сааб-340, Руслайн на CRJ-100/200, Костромское авиапредприятие на Ан-26 (всего месяц отлетали).
Зимой 2015-16 было несколько рейсов Череповец-Ярославль-Сочи а/к Северсталь, причём сегмент Череповец-Ярославль или обратно тоже был в продаже за символические 1000 руб.
С 2014 года начались сезонные перевозки в Симферополь - в 2015 году летала а/к Грозный-авиа на Як-42, в 2016 - Алроса на Б-738, в этом году с 9 июня будет 2 рейса в неделю - по пятницам Нордвинд на Б-738, по субботам - Саратовские авиалинии на Як-42.
Также в прошлом году был регулярный рейс Ярославль-Сочи а/к Победа. В этом году, увы, рейсов в Сочи не будет.
Еще в прошлом (или позапрошлом) году было несколько рейсов а/к Псковавиа Ярославль-Архангельск на Ан-24. Были закрыты как нерентабельные.

Так что за последние годы аэропорт старается наращивать объём пассажирских перевозок и рост пассажиропотока вроде как есть. Ну а приход С7 на линию IAR-LED считаю большим успехом - надеюсь, что "зелёные" сумеют раскатать этот маршрут. Ещё бы у них сеть полётов из Питера пошире была бы для стыковочных рейсов...

А за отчёт о поездке в мой родной Ярославль огромное спасибо!
 

Вот спасибо мил человек за метеор. Во времена оные (2007 примерно) был жив рейс ярославль-нижний, но не сподобился я...
 
Как это?
Ваш отчёт получается интересным и информативным. Чувствуется, что немало часов потрачено на подготовку и написание этого текста.
начало регулярных перевозок в город, в котором они давно уже заглохли
Это вас кто-то обманул. Но местный житель уже расписал подробнее, что ничто не ново под луной
 
Последнее редактирование:
Будете в Питере, можете сами сходить. Аккурат между Балтийским и Варшавским вокзалами. Если ещё не разобрали, уж больно ловко орудовали там сваркой человеки-пауки
Думаю, что насчёт того, что они именно заглохли и теперь снова возобновились, сказано корректно. Ув. тов. akulandin, говорит, что уже минимум год в Ярославль никто не летал на регулярной основе. Для города такого статуса, с населением в 600 тысяч - это именно заглохли и именно очень-очень давно. С моей точки зрения.
 
Женя, нижнюю уже разобрали, от неё только именно подпорки и несколько поперечин осталось. Да вот фотка. Я не стал в тексте выкладывать, не думал, что народ так серьёзно заинтересуется этой пирамидой Хеопса

Распил какого-то здания (оказывается, бывший завод!) на наб. Обводного канала.

 
Неисповедимы пути авиаманьяка. Спросите его, и он сам не сможет сказать наверняка, где будет даже через пару-тройку дней – на своём любимом диване или в каком-нибудь хостеле за тридевять земель от дома. Любая мелочь, как то – сезонная скидка на авиабилеты, возможность слетать на редком типе самолёта или посетить какой-либо экзотический аэропорт, просто внезапная блажь – всё это может в любой момент сорвать его с места и зашвырнуть в более-менее далёкие края земного диска.
Взять, к примеру, меня. Ну что, спрашивается, такого я забыл в том же Краснодаре, чтобы вдруг загореться желанием туда поехать? Да был я в том Краснодаре с десяток раз прежде проездом на поезде и автобусе, и мне этого хватило, чтобы удостовериться в том, что делать там особо нечего. Тем более, что и жена у меня родом оттуда, и раз даже она уверенно говорит, что городишко это никчёмный, значит, так оно, видимо, и есть. Да и помимо неё примерно то же самое я слыхал и от других заслуживающих доверия людей.
Так нет, пришлось ехать. Прошёл слушок, что по какой-то причине авиакомпания «Алроса» ставит на свой рейс Москва - Краснодар 28-29 апреля вместо штатного Б737 ветерана Ту-154. Очень скоро слушок обрёл форму конкретного факта, когда во всех системах бронирования, в том числе на официальном сайте самой «Алросы», в графе «тип самолёта» появилась строка «Ту-154».
Авиаманьяки ломанулись покупать билеты и очень сильно в этом деле преуспели. Я, естественно, тоже не отстал и взял два билета на рейс ЯМ584 29 апреля из Краснодара в Москву, поскольку жена у меня тоже не так давно стала авиаманьяком. Заразное это. Ну а чтобы внести хоть какой-то здравый смысл в посещение такого населённого пункта, как Краснодар, решили поехать на три дня в Сочи. Переполошил начальство на работе, заявив, что мне срочно нужен отпуск, пострадали также и денежные накопления, сделанные для других целей. Скоро мы уже сжимали в кулаках ещё пачку других билетов – на самолёт до Сочи и на поезд «Ласточка» Сочи - Краснодар.
А из-за чего, собственно, случилось такое весеннее обострение вялотекущей паранойи? Ясное дело, из-за самолёта Ту-154. Для российского авиаманьяка это – как «Феррари» для автолюбителя. Сакральный символ всего, что есть притягательного в авиации. Вот вроде бы все летали на этом типе несчётное число раз (у меня с полсотни полётов), а всё равно тянет, как наркомана к очередной дозе. Причём, и самих «тушек» практически не осталось уже в нашей ГА, а всё равно народ находит способы снова и снова оказаться на её борту.
Взять меня. Сколько раз я говорил жене:
- Ну всё, вот и слетали в последний раз на нашей любимой «тушке»!
А и правда, сколько? Один, два, три, четыре, пять… Пять! В 2015 и 2016 годах три раза случайно попали на нерегулярные газпромовские рейсы в Екатеринбург. Ну, то есть, это первый раз случайно, а потом вскрыли некие тайные газпромовские закономерности и слетали ещё два раза. И после каждого я говорил: «ну всё!». Потом, летом прошлого года, слепая стихия решила вдруг сыграть на нашем поле и надавала таких тумаков «Боингам» авиакомпании «Белавиа», что тем пришлось снять два последних Ту-154 с вахтовых и чартерных рейсов, на которых они прозябали, и поставить вместо побитых «бобиков» на московский рейс. В Минск нам не надо было, но мы, конечно, слетали.
«Ну всё, прощай «тушка»! Я был на 100% уверен, что это – последний раз, ведь к концу того, 2016 года, и «Газпромавиа» и белорусские авиалинии отправили свои 154-ки на вечное хранение. Остались два у нас, в «Алросе», и два у северокорейцев. Попасть в КНДР из Москвы ненамного проще и дешевле, чем на Луну, та же картина и с «Алросой». Цены у них просто аховые, а летают в такие места, куда ещё и при царском режиме по доброй воле никто не ездил.
Увы, мы радовались такой удаче ровно сутки. На следующий день вся затея лопнула с оглушительным грохотом, ибо «Алроса», опять-таки, ни с того ни с сего, взяла и вернула на ЯМ584 чёртов «бобик»! Тут же прозвучал и контрольный в голову – перевозчик официально объявил на своей страничке «В контакте», что 22-23 апреля рейс из ДМД в Краснодар и обратно будет выполнять Ту-154! Причём, с почти 100% вероятностью это должна была быть «Ижма» - Ту-154 RA-85684, самый знаменитый самолёт отечественной гражданской авиации.
Это уже было за пределами добра и зла. Сайт авиаманьяков утонул в стенаниях и слезах тех, кто купился на первоначальный вброс «Алросы». Мысль о том, что мы с «Ижмой» полетим в Москву разными рейсами, жгла мои авиаманьячные мозги. Упустить такой шанс было нельзя, и я решил сдать те, первые, билеты и купить новые, на 23 апреля.
Не на тех нарвался. «Купибилет» предложил вернуть за два билета Краснодар - Москва 1700 рублей из 7700. Ну, такой пример неевклидовой арифметики. Я пал ниц перед женой, и она выудила из своих сокровищниц последние 12 тысяч рупий, которые были потрачены на ижмовский рейс. Только в Краснодар мы взяли билеты у ВИМ-Авиа, что позволяло сэкономить целую тысячу, а заодно и погулять по городу. А первые билеты тоже оставили – чем плохо отдохнуть лишний раз в Сочи?
Глупо было то, что мы уже успели сдать билеты на «Ласточку» Сочи - Краснодар, потеряв на этом 400 р., и теперь пришлось снова их покупать, на тот же самый поезд. Как говорится, дураков не сеют, не пашут, они сами родятся.
Погода в день вылета, 22 апреля, была так себе – серые, низкие тучи обложили всё небо, было холодно, как в конце марта. Дождя, правда, не было, а сквозь тучи временами даже проглядывало солнышко. Наш вимовский рейс НН347 вылетал довольно рано, в 09.20 утра, но не настолько, чтобы тратиться на такси, так что до аэропорта из Балашихи мы добрались на общественном транспорте. Вот и ещё минимум тысяча экономии!
Борт VP-BDY, на котором предстояло лететь в Краснодар, по вимовской традиции стоял у чёрта на куличках, какие там телетрапы! Минут пять ехали к нему на автобусе. С другой стороны, и что с того? Мне даже так больше нравится – как в старые, добрые советские времена. Можно вблизи поглазеть на лётное поле, самолёты, деловитую суету наземных служб.

Внуково. Загружаемся на рейс HH347 ВИМ-Авиа. В тот день для нас его выполнял A319 с б/н VP-BDY.



А что телетрап? Прошёл по нему в салон, уселся в кресло и даже не понял, то ли ты в самолёте, то ли ещё в аэровокзале? Разве что кресло под пятой точкой стало мягче. Впрочем, в вимовских «эрбасах» они совсем не мягче. Второй раз мы летели этим бортом (первый - полтора года назад из Сочи в Москву), и я ещё тогда обратил внимание на кресла. Такое впечатление, что это просто фанерный каркас, обтянутый тканью. Честно, более жёстких кресел я нигде и никогда не встречал. Даже у оренбуржских Ан-2 они и то мягче, без шуток.
Взлетели точно по расписанию. Взлёт был бы совсем незапоминающимся и скучным, если бы не пара мущин, сидевших сзади, на 23-м ряду. На протяжении всей подготовки к взлёту и руления они обсуждали какие-то деловые вопросы, звонили кому-то по телефону, чего я уже совсем не люблю – просят же людей русским языком всё выключить! Но когда лайнер взревел турбинами и понёсся по полосе, разговоры резко прекратились, а вместо них оттуда стали доноситься приглушённые «охи» и «ахи», какое-то то ли поскуливание, то ли подвывание. Иногда звуки становились громче, потому что ветер был приличный, и самолёт во время разбега ощутимо болтало. Я тогда не обратил на это особого внимания, но потом выяснилось, что один из мужиков здорово боится летать. Сам я не слышал, но потом жена рассказала, что после одного особенно сильного оханья сзади, она обернулась, чтобы посмотреть, что же там происходит.
- Смотрю, - говорит, - сзади мужик с побелевшим лицом. Сидит и боится. Как я поняла, что боится? Когда я посмотрела на него, самолёт как раз дважды болтануло туда-сюда, на что мужик тут же сказал: «Ой, бл…ь! Ой бл…ь!»
- Да, - пришлось согласиться мне, - видать, здорово его прижало.
- Так это ещё не всё, - продолжила Юля. – Он заметил, что я на него смотрю, видать ему стало стыдно, что я, девушка, не боюсь, а он мужик и боится, и вот он как-то сразу смутился, притих и подобрался. А потом, когда я уже отвернулась, слышу, он говорит: «Во даёт девка!»
Вся эта история нас весьма позабавила. Но не потому, что нам смешно, что у кого-то есть такие проблемы, пусть даже он и взрослый дядька, грех смеяться над чужой бедой, а потому, что удалая «девка», пристыдившая большого дядю, сама ещё всего пару лет назад боялась самолёта, как чёрт ладана! А теперь настолько освоилась в небе, что и сам чёрт ей не брат, что там какая-то тряска! Да ещё и сама может кого-то пристыдить аэрофобией!
Вскоре облачное поле кончилось, и внизу появилась земля. В это время, по моим прикидкам, мы летели где-то над Воронежской или Липецкой областью, то есть ощутимо южнее Москвы. А на земле всё было белым-бело от снега! А ведь даже в столице его уже не было, разве только в лесах ещё местами остался. Вот такая весна у нас нынче, в 2017 году! Кто ещё не знает, глобальное потепление, однако!
Ёрзая в спартанских креслах и вспоминая цену, заплаченную за билеты, мы не испытывали надежды на то, что нас хотя бы чаем напоят, да не тут-то было! «ВИМ-Авиа» в этом смысле оказалась куда лучше многих, более крупных, авиакомпаний. Конечно, стаканчик чая или кофе с вафелькой не ахти какая еда, но вот «ЮТэйр», к примеру, неделей спустя, на рейсе Москва - Сочи, нас совсем не кормил. Совсем – это значит совсем! Даже воды не налили.
Незадолго до начала снижения снизу снова поплыли облака, чем дальше, тем гуще. Снижаясь к краснодарскому аэропорту Пашковский, мы пробили целых три их слоя и увидели землю, уже когда до неё оставалось около километра.
Зато это была земля обетованная. Снега не было и в помине, поля внизу и деревья вовсю зеленели. Не то, что Москва, где уже третий месяц стоял февраль. Юх, растудыт твою!
Юлю, родившуюся в 80 километрах отсюда и только недавно ставшую москвичкой, распирало от гордости:
- Вот, видишь, как у нас тут уже тепло?! Это тебе не Москва!
Я согласился, что это – не Москва.
На снижении сосед сзади снова забулькал, даже несмотря на урок, преподанный ему в Домодедово, и я его не осуждаю – болтанка была очень даже приличная.
Через два часа после вылета наш А319 уже бежал по полосе аэропорта Пашковский (ударение, как я с удивлением узнал, на первом слоге!). Пока мы рулили, я обратил внимание, что на лётном поле немало интересных ЛА. Як-42 в ливрее «Авиалиний Кубани», Ту-134 каких-то федералов, несколько Ми-26 и даже Ил-14 в неплохом состоянии.

В Пашковском есть хороший задел для будущего авиамузея, вроде этого Ил-14.



Но, самое главное, здесь, почти на самом дальнем краю лётного поля, уже стоял самолёт, ради которого мы вообще здесь очутились и претерпели такие невзгоды – Ту-154М в элегантной бирюзовой ливрее с надписью «Алроса» на фюзеляже и бортовым номером RA-85684! Да, тот самый ижемский герой!
- Смотри, вот она, наша «тушка»! – я ткнул пальцем в иллюминатор, и жена прилипла к стеклу.
- Та самая, из Ижмы? – и, получив утвердительный кивок, захлопала в ладоши.
И это бывший аэрофоб, которая даже страшилась смотреть на садящиеся самолёты, когда мы подъезжали к аэропорту, потому что думала, что, как только она посмотрит на него, тот упадёт! А если бы этому аэрофобу ещё сказали, что полёт будет проходить на самолёте, который однажды чуть не разбился, даже не знаю, что было бы, наверное, один билет можно было бы точно сдавать.

«Ижма» уже ждёт своих пассажиров до Москвы.



Я удовлетворённо хмыкнул – ещё бы, моя система борьбы с аэрофобией дала прекрасные результаты. Даже более прекрасные, чем я рассчитывал. Теперь Юля обожает самолётики. Таковы женщины, от ненависти до любви – один шаг!
Подкатили трап, и мы спустились на землю обетованную. Тут-то и выяснилось, что прогнозы и бортпроводница не врали – погода на благословенной кубанской земле ничем не отличалась от московской – те же +7 градусов, и те же самые тяжёлые, свинцовые тучи. На асфальте блестели обширные лужи, так что хорошо, хоть под дождь не попали.
Воздушные ворота Краснодара меня поразили. Но не сказать, что в позитивном смысле. Я ожидал увидеть нечто более масштабное и современное, чем то, что предстало нашим глазам. А ведь 9-е место по пассажирообороту в 2016 году! Никаких телетрапов. Терминал 1 вообще не похож на аэропорт, чистой воды колхозный рынок.
Терминал 2, международный, как я понял, выдаёт собой детище 50-60-х годов прошлого века, зато смотрится куда более прилично. Просто удивительно, как через этот рынок за прошлый год умудрились перевезти почти 3 миллиона пассажиров?

Колхозный рынок и школа? Нет, это Krasnodar Intl. Airport!



Аэропорт находится прямо в городе, хоть и на окраине, и в центр оттуда удобно добираться на троллейбусе №7. Да и такси, в общем, тоже недорогое. Через неделю нелёгкая снова занесла нас в столицу Кубани. Мы приехали туда из Сочи на «Ласточке» в начале одиннадцатого вечера, простояли на остановке минут сорок, но 7-й троллейбус так и не дождались, хотя другие маршруты ещё долго ходили мимо нас. Пришлось вызвать такси. Получасовая поездка обошлась всего в 380 р. С Москвой даже как-то неудобно сравнивать.
Троллейбус из Пашковского ходит до ж. д. вокзала Краснодар-1. Там же находится и автовокзал, откуда можно уехать во множество пунктов не только Краснодарского края, но и соседних регионов. Вот и мы поехали на троллейбусе и, заплатив всего по 23 р., меньше, чем через час были на вокзале.
План был такой – от Привокзальной площади пройти километра полтора до улицы Красной и гулять по ней столько, сколько успеем до вечера, так как гостиница наша находилась очень далеко от центра. С погодой тоже вроде повезло. Хоть было по-прежнему прохладно и ветрено, зато ветер разогнал тучи, и выглянуло солнышко.
Наш путь пролегал по улице Мира, где нам первым делом попался ДК железнодорожников, хорошо знакомый Юле ещё с детства. Тут же, на площади перед ДК мы увидели и памятник вождю мирового пролетариата, оперативно украшенный по случаю дня рождения Ильича живыми цветами.
По пути завернули в подвернувшуюся нам столовую, чтобы пообедать. Вроде приличное снаружи, внутри это заведение общепита оказалось самой настоящей тошниловкой с крайне скудным, невкусным и, притом, дорогим меню.
От столовой до Красной оставалось всего ничего и, выйдя оттуда на улицу, мы стали свидетелями шоу, какое можно увидеть только в таких казачьих краях, как Кубань. Прямо по Красной шествовала полурота казаков. В красных черкесках, кубанках, с кинжалами на боку, вся процессия представляла собой очень красивое, колоритное зрелище. Сначала мы подумали, что они шли в сторону собора Александра Невского на Соборной площади, на богослужение, однако, потом пришли к выводу, что, скорее всего, это были участники знаменитого Кубанского казачьего хора, здание которого находилось тут же, неподалёку. Уж очень красивые и нарядные для обычных, рядовых, казаков были их костюмы.
Не знаю, каково точное семантическое значение названия улицы Красной, то ли от цвета, то ли, как у одноимённой площади в Москве, от устаревшей формы слова «красивая». Я думаю, что, скорее, второе, уж очень эта улица действительно красива и нарядна. Застроенная особняками эпохи модерна, украшенная многочисленными памятниками и фонтанами, окружённая скверами и парками, она являет собой цельный и изысканный историко-архитектурный ансамбль. По выходным и праздникам её перекрывают для движения автотранспорта, и тогда она становится идеальным местом для семейного отдыха и прогулок. Особенно в хорошую погоду.
Мы попали на Красную с улицы Мира, и на этом перекрёстке стоит довольно милый памятник двум гуляющим под ручку собачкам, у которого очень любят фотографироваться горожане и гости Краснодара.
Начинается улица от собора Александра Невского, а рядом в уютном и зелёном сквере, носящем имя Екатерины II, стоит памятник императрице, присоединившей Кубань к России. На высоком постаменте возвышается фигура царицы, у ног которой изображена Жалованная грамота Кубанскому казачьему войску, а чуть ниже находятся фигуры её сподвижников и слуг – князя Потёмкина-Таврического и атаманов-предводителей кубанского казачества. Окружают памятник старинные пушки. Напротив, на другой стороне площади Ленина, украшенной большим фонтаном, стоит здание краевого Заксобрания. Рядом – Пушкинская площадь, где, кроме упомянутого здания Кубанского казачьего хора, находится комплекс прекрасных старинных зданий, занятых художественным музеем им. Коваленко и библиотекой им. Пушкина с памятником поэту у входа.
Среди других примечательных мест этой улицы можно также отметить сквер им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова с мемориальной аркой и стелами кубанцев - Героев Советского Союза и Соцтруда, памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска и много чего ещё. Надо смотреть.

Сквер им. Г. К. Жукова.



Хочется упомянуть об ещё одном сооружении рядом с торговым центром «Галерея Краснодар». Это так называемая Шуховская башня, построенная в 1930-е годы по проекту В. Г. Шухова, известного другим своим сооружением – знаменитой Шаболовской телебашней в Москве. Её краснодарская сестра гораздо меньше, но также поражает тонким кружевом толстых стальных конструкций. Сейчас на её вершине водружено широкое стальное кольцо, которое, на мой взгляд, существенно подпортило облик всей постройки.
К сожалению, за пределами улицы Красной и её ближайших окрестностей в Краснодаре мало мест, достойных того, чтобы сюда ехать. Мне ещё жена говорила, что в Краснодаре, кроме этого района, нет ничего интересного, и я вынужден с ней согласиться. Город, правда, чистый и ухоженный, чувствуется забота властей о его внешнем облике, о том, чтобы он шёл в ногу со временем, их старание сделать Краснодар южной столицей России. Здесь хороший общественный транспорт, кипит жилищное и деловое строительство, благодатный климат, что тоже большой плюс. Жить здесь можно. И, в общем-то, я не пожалел, что мы сюда приехали. Но… Всё как-то хаотично и беспорядочно. «Без романтизьму». И слишком много частного сектора. Иногда кажется, что это – вообще какая-то большая станица. Хоть и зажиточная.
Может быть, я отстал от жизни, и скоро все наши мегаполисы будут выглядеть как какой-нибудь Веллингтон или Денвер – три небоскрёба в центре, а вокруг – разливанное море коттеджей. Такие «города» не по мне, уж простите дитя урбанизма и промышленной революции!
Но вернусь к нашей прогулке. Идти дальше Шуховской башни у нас уже не было времени, ехать до хостела, как я уже сказал, очень далеко и мы, отдохнув немного в торговом центре, отправились искать своё пристанище. Таксисты, дежурившие у «Галереи», заломили безбожные цены в тысячу рупий, поэтому мы отправились на улицу Становую на общественном транспорте. Ехали долго, с час, на двух маршрутках, зато всего за 100 р., а не за тысячу.
Район, где находился наш гостевой дом – это какая-то местная Мурлындия, на самом отшибе между железнодорожной станцией Пашковская и северо-восточным кольцом. Зато аэропорт близко. Пешком, однако, не дойдешь – кругом промзоны, трасса, железная дорога. Район, правда, богатый – коттеджный посёлок. Улицы – асфальтированные, ухоженные, дома – большие и капитальные.
Хостел тоже выглядел весьма прилично снаружи, а вот внутри оказался слабоват. Кухня – и вовсе помойка. Очень похоже на общежитие при каком-нибудь ПТУ. «Круглосуточная» стойка администратора заросла паутиной, а саму администратора пришлось долго вызванивать по телефону с улицы. Когда она, наконец, отозвалась, по голосу стало ясно – дрыхла. Лицо, когда она спустила его вниз, это подтвердило. Даже ксерокопию паспортов не смогла нам нормально сделать – вместо моего лица оттуда почему-то вышел портрет какого-то чужого дяди. По правде сказать, на что ещё можно было рассчитывать за 900 р.?
Но бельё выдали новое, чистое. Вай-фай тоже имелся. И даже отдельный санузел. Да нормально в принципе. И девочка-администратор тоже оказалась нормальной, просто хозяин-упырь загонял их там совсем, пашут на него сменами по 4 дня безвылазно за копейку малую, ясное дело, слабых женских сил не хватает.
На следующее утро наша девочка заказала нам такси до аэропорта, и до Пашковского мы доехали всего за 10 минут и 150 р.
Внутри терминал внутренних рейсов оказался лучше, чем снаружи. Всё стильно, продвинуто и современно, но очень тесно для такого пассажиропотока. Зала ожидания фактически нет, и многим приходится коротать время на своих двоих или приезжать к началу регистрации. Через первый этаж, когда идёт регистрация не протолкнуться. Надо, ох надо, краснодарцам строить новый терминал.

Аэровокзал в Пашковском очень мал для такого крупного аэропорта.



На свой рейс мы хотели зарегистрироваться ещё в хостеле, но сайт «Алросы» не даёт такой возможности с мобильных устройств. Пришлось отложить до прибытия в аэропорт, и я догадывался, что это чревато тем, что все козырные места уже будут заняты.
В аэропорт мы приехали рано и регистрация на рейс ЯМ584 Краснодар - Москва ещё не началась.
- Чёрт! Так вообще мест не останется, через интернет всё забронируют, - испугался я, но, к счастью, в Пашковском есть киоски саморегистрации, в том числе, и для «Алросы».
Но, когда я зашёл на нужную страницу и приступил к выбору мест, моим глазам предстала безрадостная картина. Почти все места у окон были заняты, осталось только несколько вдоль крыла, а сидеть там – всё равно, что у прохода.
- Мазафака! - вырвалось у меня крепкое русское словцо. – Всё пропало!
Совсем не хотелось любоваться в полёте плоскостью, ведь я хотел и видео снять, но тут мне крупно повезло. 13-й ряд был свободен, причём, с обеих сторон! А я-то знаю, что на «тушке» – это хороший ряд, даром, что ли, столько летал на этом типе? Прямо над передней кромкой крыла, так что и обзор вперёд и вниз там отличный, и работу крыла, передней и, частично, задней механизации тоже можно наблюдать. Ну, не видать шасси и двигателей, как с 26-го или 27-го ряда, но тут уж ничего не поделаешь.
Щеманулся, стало быть, народ лететь на «несчастливом» ряду, хе-хе! Пока вокруг так много суеверных дураков, не пропадём!
Распечатал посадочные и пошёл спокойно отдыхать, пока не объявили регистрацию нашего рейса. Мы и её прошли, дабы получить на память твёрдые посадочные талоны, миновали зону досмотра и очутились в зоне вылета. Ну, поставили там всякие бутики и кафешки, даже огромный аквариум с рыбами водрузили, которых можно и покормить (за деньги), как в Шереметьево, а толку никакого. Такая же жуткая теснота, как и в зале ожидания снаружи.
От нечего делать я стал изучать лётное поле. Стояли несколько «Боингов» и «Аэробусов», но нашего самолёта видно не было. Перед терминалом я заметил несколько нарисованных белой краской на бетоне контуров, очень похожих на парковочные места для машин. Одно было подписано довольно необычно – «АЛСУ». Персональное место для авто известной татарской певицы? А с чего вдруг ей такой почёт именно здесь, мы ведь, вроде, не в Казани?
Как и полагается, за 40 минут до вылета объявили посадку на рейс ЯМ584. Неужели скоро мы увидим легендарный самолёт? Поднимемся на его борт и полетим? А вдруг опять обманут? Да нет, не могут они так поступить! Да и на экране киоска саморегистрации тип ВС был чётко написан русским по белому – Ту-154. И всё равно, немного волновался.
Но вот автобус с пассажирами миновал ряд иномарок, и мы увидели то, ради чего прилетели в Краснодар. Ту-154М, бортовой номер RA-85684. Жизнь удалась! «Ижма» пряталась чуть ли не на самой дальней стоянке, там, где мы видели её вчера, просто теперь её закрывали другие самолёты, которых вчера не было.

Неужели семь лет назад это он нёсся сквозь уральскую тайгу после геройской посадки на неработающую ВПП?



Лайнер, с пристыкованным к средней двери трапом, уже приятно свистел турбинами, а вокруг сновал с десяток увешанных фотоаппаратурой, подозрительно похожих на споттеров ребят в жёлтых жилетах. Я пулей выскочил из автобуса и навёл на «Ту» камеру, но не успел сделать и одного снимка, как из-под земли выросла фигура САБовца.
Наш с ним разговор очень напоминал диалог Сухорукова и чикагского полисмена из фильма «Брат-2»:
- Фи порушаете сакон штата Иллинойс. Сапрешчено пит алкокол в опшчественых местах! (Здесь запрещено снимать. Уберите камеру!)
- Чо?! Чо ты мне паришь?! Все покупают и пьют. Вон, возле магазина, пойдём покажу! (Чо? Чо ты мне сказки рассказываешь? А эти, в жёлтых халатах, почему снимают? Почему мне нельзя, а им можно?)
- У них путылка ф пакете, и я не фишу, что они пют. А Фи открито пёте ф опшчественном мэсте! (Это работники аэропорта!)
- Да пошёл ты! (Какие работники? Ты меня за лоха держишь? Это споттеры!)
Конечно, до нападения на должностное лицо при исполнении, как в фильме, дело не дошло. Следом за мной вынули свои камеры и гаджеты ещё человек двадцать, вышедших из автобуса не так резво, как я, и САБовец побежал разгонять их тоже. Понятно, дело это было безнадёжное. Вскоре к САБовцу подошёл один из его коллег, вероятно, выше должностью, и что-то шепнул. Судя по его дальнейшей реакции, что-то вроде: «Да оставь ты их в покое! Пусть снимают!» Служака отошёл в сторонку и больше никому ничего не говорил, с видимой гримасой боли взирая на толпу нарушителей, бегавших у самолёта с камерами.
И я наснимал, сколько мне было надо. Правда, не получилось снять самолёт целиком – для этого пришлось бы отойти уже на траву, а это было бы уже слишком. Местные споттеры снимали от автобуса, вероятно, на котором их привезли, но туда я тоже не решился пойти.

Перед вылетом споттеры и пассажиры устроили самолёту целую фотосессию.



Мы поднялись по трапу. Народу в салоне было порядком, а когда подъехал второй автобус с пассажирами, свободных мест совсем не осталось. В хвост прошествовала шумная ватага людей, в том числе иностранных граждан, с зеркалками.
Ба! Знакомые всё лица с russianplanes.net! Вот кто занял все козырные места между крылом и двигателями! Так я и думал. Ладно, в другой раз я не дам им такой возможности.
Что сказать о салоне? Потертый, мягко говоря. 27 лет эксплуатации не прошли даром. Хотя, газпромовские тушки не сильно новее, но салоны в них были получше.
Наконец, люди расселись по своим местам, турбины засвистели громче, и самолёт порулил на взлёт. Краснодарские споттеры в своих жёлтых жилетах, выстроившись как почётный караул вдоль края лётного поля и продолжая до последнего строчить из своих зеркалок, провожали нас.
Ту-154 замер в начале полосы, наливаясь силой, как зверь перед прыжком. Я прилип к окну. Зверь пошевелил интерцепторами, зачем-то убрал уже выпущенные предкрылки и снова их выпустил, и вдруг, взревев, помчался вперёд. Я засек. От начала разбега до отрыва – примерно 31 секунда. На 5-6 секунд быстрее «Боинга» и «Аэробуса». Знай наших! Ну больше жрёт керосина, так что? Зато сколько мощи! Лайнер легко ушёл в высоту, и скоро земля исчезла за облаками.
Вскоре классическое тушечное табло «Застегните ремни. Fasten seat belts» погасло, и народ, как обычно, оживился и забегал по салону. Командир, а им в том рейсе был Александр Фролов, объявил, что полёт будет проходить на высоте 10100 метров, и на нашем пути будут лежать города Ростов-на-Дону и Воронеж. Началась рутина полёта.
Но экипаж и авиакомпания «Алроса» приготовили нам сюрприз. В динамиках зазвучал голос. Говоривший представился заместителем лётного директора авиакомпании (увы, не разобрал его фамилию) и сообщил, что этим рейсом «Алроса» решила сделать подарок любителям авиации, специально выделив для его выполнения легендарный пассажирский лайнер Ту-154. Он кратко рассказал о Ту-154 как таковом, а затем поведал невероятную историю этого борта, конечно, прекрасно известную всем авиафанатам, но вряд ли знакомую обычным пассажирам. Вот, вроде, прекрасно знал я эту историю, тыщу раз её слышал и смотрел, а всё равно было интересно. Словно впервые. Думаю, что и остальным тоже. Хотя допускаю, что нашлись и такие, кто беспокойно заёрзал в кресле.
Пока мы слушали, по рядам пошли хозяйки с вкусно пахнущей тележкой. Обед был очень хорош! Позор всем, кто морит несчастных пассажиров голодом! По два кусочка ветчины и салями с листиками салата, несколько солёных огурчиков, сливочное масло, плавленый сыр, шоколадка, шоколадная вафля, сливки, булочка, два кусочка чёрного хлеба, кетчуп. Всё – в красивой коробке фирменного голубого цвета авиакомпании.

В полёте «Алроса» нас не только развлекала, но и хорошо кормила.



«Газпромавиа», правда, на таких же коротких рейсах умудрялась ещё подавать даже горячее блюдо. Где ещё на таком относительно коротком рейсе вас так накормят? И уверяю, это не разовая акция в честь необычного самолёта, а конкретная корпоративная политика, ибо через неделю мы летели тем же самым рейсом, только на «Боинге-737», и меню было абсолютно таким же.
Разумеется, с такой культурной программой два часа полёта пролетели незаметно. Опять загорелось табло, слегка заложило уши, и облака поплыли навстречу.



Я включил камеру и отдал её жене, а сам снова припал к иллюминатору. Всё ближе земля, всё быстрее убегают под крыло деревья и домики, вот накатил торец полосы, и мы понеслись над бетонкой.
Я вспомнил, что хотел сказать Юле, чтобы она была готова к касанию и крепко держала камеру. Но не успел. Самолёт очень жёстко и сильно треснулся об землю.
Юля айкнула и смешно мелко засучила руками, словно циркач, пытающийся поймать разбегающиеся шары. Несколько секунд она жонглировала вышедшим из-под контроля, кувыркающимся фотоаппаратом, но поза у неё была неудобная, самолёт подпрыгивал, и камера, совершив несколько кульбитов, таки шмякнулась на пол. В общем, посадка получилась смазанной и буквально, и фигурально. Думаю, если непосвящённый человек увидит конец этой записи, он наверняка подумает, что она закончилась печально .
На самом деле, всё закончилось хорошо, и это был единственный, даже не досадный или неприятный, а, скорее, неожиданный момент этого прекрасного рейса.
Ну зевнули лётчики касание, с кем не бывает? А может и не зевнули, а приложило внезапным и сильным порывом ветра. Коллеги - пятнатели с уже упомянутого сайта, сидевшие на точках в Домодедово, потом говорили, что ветер в тот день был сильным, и многие другие борта садились так же. Так что, претензий к лётчикам у меня лично нет никаких, и мы искренне похлопали, как и другие пассажиры. Полёт прошёл превосходно, экипаж и авиакомпания «Алроса» приложили к этому максимум усилий. Я даже больше не злюсь на них за тот кидок с заменой самолёта.
Авиалюбители, спустившись по трапу на землю, всё никак не хотели садиться в автобус, и всё продолжали снимать «тушку», рискуя пойти пешком. Благо, здесь охрана делала вид, что не замечает этого.
Вот так мы в очередной раз съездили в город, в который нам было не надо!
Автобус закрыл двери и повёз нас прочь, а я продолжал снимать красивый самолёт. Ну что, прощай, «тушка»!? Нет, до свидания!

Основные расходы: перелёт Москва (ДМД) – Краснодар 6798 р.; проживание в Краснодаре – гостевой дом «Арена» 899 р.; перелёт Краснодар – Москва (ДМД) 6520 р. Всего: 14217 р.
 
Последнее редактирование:
прокуратор понтий пилат, Почему-то не узнал Вас... Хотя пересекались на рейсе в Калугу. И, да, на двух Ваших фото выше есть несколько человек с нашего форума.
 
поставил спасибо, есть за что. на самолёте же Ту-154 никогда не летал, ни в совке, ни сейчас. даже не знаю увы или к счастью...
 
даже не знаю увы или к счастью...
Вы не много потеряли. Одного раза вполне достаточно (я на Ту-154 летал десятки раз с 1983 года до 2009).
Его роль в российской и советской ГА нельзя недооценивать и даже, я бы сказал, невозможно переоценить, но это как "хрущёвка": зайти можно и даже нужно, однако жить всю жизнь совсем не хочется.
Хотя в первом классе было даже шикарно ))

И я больше люблю Ан-24.
 
Справедливости ради - за три полета ЮТами в сравнении с их же боингом на том же рейсе в одну из сторон (правда хз, каким, 300 или 500) особой разницы не ощутил. НО! сидел далеко от движков и туалета
 
особой разницы не ощутил
Кресла даже при том же шаге воспринимаются как более тесные, а шаг часто он в Ту-154 меньше (в некоторых рядах 720 мм, в основном 750). Места под впередистоящим креслом практически нет, на полках мало. Уровень шума я не мерял, но субъективно он всё-таки выше, чем в 737 Classic.

У "Аэрофлота" в 90-е был какой-то борт полностью по бизнес-классу, с шагом 810 мм. Вот было вполне приемлемо.