Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Идём дальше по Самаре. Выйдя из "Штолле", я обнаружил, что в этом доме когда-то жил директор "ЦСКБ-Прогресс" А. А. Чижов, который в 1988 г. стал Героем Соцтруда за организацию выпуска сверхтяжёлой ракеты "Энергия." Его не стало два года назад, и в память об этом выдающемся человеке на стене его дома появилась памятная табличка с очень реалистично сделанным горельефом системы "Энергия-Буран".

Волжский пр-т. Памятная доска Герою Соцтруда А. А. Чижову.



И вот очутились мы на набережной. Хорошая набережная, красивая. И очень длинная. Много зелени, цветов, разных скульптур. Очень впечатлил пляж. Оборудован по полному фаршу, песочек как в Дубае, дно тоже песчаное, пологое и мягкое. В общем, Сочи с его камнями нервно курит в стороне.

Открыла наш променад по набережной авангардистская композиция местного ваятеля и поэта В. Смирнова "Колыбель человечества". Материал арт-объекта -
стеклопластик!





Украшение набережной - памятник основателю Самары князю Григорию Засекину. Асимметричная башня "Роснефти" справа очень похожа на здание на площади Ильича в Москве.



Что удивило, так это относительно небольшая ширина Волги. Мне кажется, даже в Рыбинске она примерно такая же, а это как-никак, тыщи две вёрст выше по течению.

Самарские пляжи достойно смотрятся на любом уровне.



Дошли до гостиницы "Волга", рядом с которой на склоне Ярмарочного спуска на высоком левом берегу сделали замечательной красоты пространство для отдыха и прогулок с широкими лестницами и фонтанами.

Архитектурно-парковый ансамбль на Ярмарочном спуске - одно из красивейших мест Самары.




Храм Георгия Победоносца и самарский цирк.



А над всем этим великолепием парит 53-метровый монумент в честь куйбышевских авиаторов, сделанный из полированной высоколегированной стали и ослепительно сверкающий в лучах Солнца. Удивительно, но несмотря на полувековой возраст памятник и сегодня выглядит как новый.

Монумент Славы. Высота постамента 40 м, фигуры рабочего - 13 м. Умственно отсталые представители местного маргиналитета отчего-то прозвали его "Паниковский с гусём".



Фитнес опять же неплохой, ибо пока поднимешься к монументу, семь потов сойдёт. С другой стороны, если подниматься не спеша, как мы, постоянно останавливаясь, чтобы полюбоваться окрестными красотами, то ничего. А видно сверху далеко, аж до Жигулёвских гор.

Теплоход "Родная Русь", совершающий круизы по Волге и Каме, неспешно идёт куда-то вверх по реке.



Монумент стоит на краю площади, тоже весьма красивой и просторной. Здесь также находится здание областного правительства, храм Георгия Победоносца с памятником Петру и Февронии, мемориал павшим в Великой Отечественной войне с вечным огнём и аллеей Маршалов Победы.

Мемориал "Скорбящая Мать-Родина". Вечный огонь горит в окружении пилонов с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы.




Аллея Маршалов Победы.



И опять же, очень много зелени, плюс лавочки, спортивные тренажёры, качели, тенистые дорожки. Чуть дальше - здание цирка. Идеальное место для романтического времяпровождения и вообще любых форм досуга.
 
Последнее редактирование:
В общем, чтобы не рассусоливать, без лишних околичностей скажу: одного дня вполне хватило, чтобы составить себе представление о Самаре. Город понравился. Большой, солидный. Красивый. Чувствуется зажиточное, купеческое прошлое. Да и более новых достопримечательностей в избытке. Волга опять же. Прекрасная регулярная планировка, я такую люблю, не то что нелепая и хаотичная мешанина московских улиц и переулков. Ну и тёплая, ясная погода, конечно, тоже внесла лепту.

Улица Ново-Садовая.



Впрочем, как обычно бывает в жизни, от красивого до безобразного всего один шаг. Для Самары это тоже актуально, чудовищ и здесь хватает. В кварталах советской и постсоветской застройки немало домов требуют срочного ремонта, тротуары часто в плачевном состоянии. Правда, здорово спасает положение стрит-арт, по количеству и качеству которого Самаре, несомненно, мало равных в России.

Стрит-арт в Самаре имеет давние и прочные традиции - от советских мозаичных панно до современных муралов:
Ул. П. Осипенко...





Волжский проспект...




... ул. Маяковского.



В старой части города много исторической застройки в виде древних деревянных, реже каменных, домов, подавляющее большинство которых, увы, выглядят как декорации к фильму в жанре постапокалиптики.

Ул. Ленинская. Неплохая попытка, но после 1-го этажа что-то пошло не так.




Ул. Арцыбушевская. Здесь пошло не так примерно всё...




... как и здесь. Ул. Ульяновская.



Тут же рядом как грибы растут высоченные башни новых ЖК, на фоне которых вся эта старина выглядит ещё страшнее. Так что Самара, да, город контрастов. Похожие пейзажи я видел в Иркутске, Уфе, Саратове и вот что думаю по этому поводу.

Ул. Самарская. Тот случай, когда пациент скорее жив, и есть возможность сохранить эти дома для потомков.



Если ты, городская власть, не в состоянии обеспечить надлежащий ремонт этого паноптикума, то чем пугать туристов и проверяющих, уж лучше снесите его к монахам в пользу стеклянных башен, не позорьте город и себя самих. Всё ж таки, стеклянная башня, как мне представляется, всяко лучше деревянного абандона со съехавшей крышей и кривыми стенами, иногда ещё и подгорелого.

Блеск и нищета Самары. Ул. Ульяновская...




... и снова ул. Самарская.



Тем не менее, общее впечатление родимые пятна разрухи и бесхозяйственности не испортили. В конце концов, пятна и на Солнце бывают. И тов. Христос тоже верно говорил: кто без греха, первый брось камень!
 
Последнее редактирование:
Категорически не согласен. Пока не снесли, есть малая надежда на реставрацию, а гумно пластиковое потом уж точно навсегда. Хотя в Самаре новостройки не так страшны, как в иных городах
 
Последнее редактирование:
Я бы с вами согласился, когда речь идёт о таких случаях, как на 8-м по счёту фото из моего поста, но когда я вижу то, что изображено на предыдущих двух фотках, то тут не согласен. В таких случаях, по-моему мнению, решение одно - бульдозер. В конце концов, это не только некрасиво, но и просто опасно. Заселятся в такой абандон бомжи и спалят не только себя, но и тех, кто живёт рядом. Оно надо?
 
Следующий день начался со знакомства с местным метрополитеном. Как я уже говорил, от нашей гостиницы всего пара сотен метров до станции "Алабинская", так что метро было самой доступной для нас достопримечательностью Самары.
Она является конечной, от неё единственная ветка идёт до "Юнгородка". Самарский метрополитен, открытый в 1987 г., по размерам борется со своим карликовым собратом в Екатеринбурге. При длине менее 12 км, он самый короткий в стране, зато имеет десять станций, а не девять, как у его уральского конкурента.
Честно говоря, я не заметил особой потребности в метро для Самары. Интервалы движения примерно 7,5 минут, но даже так народу ездит мало. Сложилось впечатление, что линия и станции построены неоптимально с точки зрения логистики. "Российская", к примеру, находится на каком-то безлюдном, неухоженном пустыре, вдали от жилых кварталов и остановок наземного транспорта.

Скорбный пейзаж вокруг "Российской" частично скрашивает лишь силуэт "Союза" вдали.



Сама линия тоже проложена странно. Она обрывается, не доходя до центра, на станции "Алабинская", на самой его границе, так что, если вам надо добраться до большинства туристических объектов или транспортных узлов, вроде речного или ж. д. вокзалов, дальше пожалуйте ножками или другими видами транспорта. Да что говорить, и самой-то "Алабинской" всего 8 лет от роду, она самая молодая среди своих сестёр!

В отличие от других станций, где мы побывали, окрестности "Алабинской" очень красивы и живописны.




Станция "Алабинская".



Во всех других российских городах метрополитен проложен именно через центр, а в Самаре зачем-то решили пойти другим путём. С такой же картиной несколько лет назад мы столкнулись в испанской Малаге, где от ближайшей к центру станции туда пешком минут сорок, поэтому после первой же поездки мы поняли, что автобус или троллейбус и дешевле, и быстрее.

Станция "Московская".





Подобная конфигурация вызывает вопросы, ведь в любом крупном городе именно в центре сходятся транспортные потоки, оттуда и надо "плясать", проектируя подземку. К счастью, самарские власти, видимо, это поняли, потому и тянут метро дальше в центр, где вот-вот, как обещают, будет открыта 11-я по счёту станция "Театральная" рядом с площадью Куйбышева.
Мы побывали на четырёх станциях: "Победа", "Алабинская", "Российская" и "Московская". Все они неглубокие, без эскалатора, кроме "Алабинской", но "Российская" при этом имеет две раздельные платформы, а не одну островную, как остальные. В плане дизайна у них нет московских и питерских излишеств в декоре, они более функциональны, но в то же время и не экстремально утилитарны, как какое-нибудь московское уныние наподобие "Полежаевской", будучи довольно богато отделаны гранитом и мрамором.

81-717.5/714.5 на станции "Победа".




В вагоне поезда 81-717.5/714.5.



Составы четырёхвагонные и в основном представлены номерным старьём 81-717/714 и 81-717.5/714.5. Честно говоря, несмотря на их архаичный внутренний и внешний вид, а также шум в салоне, они мне нравятся больше, чем распиаренная до небес новейшая "Москва", по той причине, что в них, как мне кажется, более продумано расположение дверей и мест для пассажиров. Однажды попался и более новый 81-717.6/714.6, который в Москве можно встретить на Люблинской линии.

81-717.6/714.6 на станции "Московская" и внутренний вид его вагона. Знакомая техника для тех, кто ездил по салатовой ветке в Москве.





Проезд стоит 35 р. и оплачивается либо транспортной картой, либо пластмассовыми жетонами, которые можно купить в кассе или в терминалах на станции. Один жетончик я сохранил на память.

В самарском метро ещё вовсю в ходу такая давно забытая в Москве вещь, как проездные жетоны.



Занимательный факт - в начале 2010-х две станции, "Алабинская" и "Московская", стали съёмочной площадкой для фильма-катастрофы А. Мегердычева "Метро" по одноимённому роману Д. Сафонова. Примечательно, что первоначальная задумка создателей картины снимать её в московском метро рухнула из-за категорического отказа его руководства. А вот в Самаре охотно пошли навстречу.
 
Последнее редактирование:
В Куйбышеве метро строили от завода, видимо, там был главный центр притяжения пассажиров в час пик, и как раз сквозь спальные районы. Но аккурат после запуска метро заводы утратили популярность у пассажиров, и ветка получилась в никуда.
А центр в Самаре находится как раз на окраине. Вообще, интересно, для самих самарчан то центр в туристическом дом центре, я что то сомневаюсь) Думаю, центр как раз на Московской у них, под крайне мере, там пересадка метро планировалась
 
В общем, до "Российской" мы поехали с одной целью - посмотреть на ракету-носитель "Союз". Ракета, кстати, уникальная. Прежде всего тем, что это вовсе не макет: как и стрела, на которой она держится, ракета самая что ни на есть настоящая и вполне могла бы полететь в космос, если бы ей не выпало другое предназначение - быть тренажёром для боевых расчётов на космодроме Плесецк, откуда она потом и попала в Самару. На ней отрабатывались различные стадии пуска: вывоз и установка на стартовый стол, заправка топливом и т. д.
История появления этого "Союза" в Самаре довольно занимательна. В 1999 г. в "Роскосмосе" проходило очередное заседание, где одним из пунктов повестки значилась подготовка к 80-летнему юбилею генерального конструктора "ЦСКБ-Прогресс" Д. И. Козлова.

Ракета-носитель "Союз" у музея "Самара космическая".



- Дмитрий Ильич, у тебя же всё есть, что тебе подарить на юбилей? - спросил тогдашний глава госкорпорации Юрий Коптев.
- А вот в Плесецке стоит ракета, она уже выработала ресурс за 15 лет, её всё равно порежут на металл. А она наша, самарская. Отдай её нам, - ответил Козлов.
- Да не вопрос! Забирай хоть сейчас! - согласился Коптев.
И уже через несколько дней ракету разобрали, погрузили на железнодорожный состав и отправили на завод "Прогресс" в Самару.*
На ракету-то посмотрели, а вот посетить музей космонавтики, рядом с которым она стоит, и даже подойти поближе не смогли: музей закрыт с целью постройки там планетария. С одной стороны выкопали огромный котлован, вокруг понаставили строительных вагончиков, а больше там, в общем, нет ничего интересного.
Оттуда мы вернулись в метро и проехали ещё одну станцию до "Московской", а там пересели на 12-й троллейбус, который довёз нас до парка им. Гагарина. Очень неплохой парк, с прудом, аттракционами, массой кафе.

Парк им. Ю. А. Гагарина.







Когда-то давно, в прошлой фазе существования Вселенной, там стоял списанный в 1973 г. настоящий Ан-10А СССР-11200 Куйбышевского ОАО. В его салоне оборудовали детский кинотеатр "Антошка", который почти четверть века развлекал детишек, пока какие-то убогие микрокефалы не спалили самолёт в 1996 г., увы, в те годы обычная судьба многих авиапамятников по всему бывшему Союзу.
Юля поехала туда с одной целью - покататься на колесе обозрения, одном из самых больших в России, высотой 55 м.

Колесо обозрения.







Цена для таких покатушек, 250 рупий в будни, вполне приемлемая на фоне его собратьев, например в Ростове-на-Дону. Я с целью экономии остался внизу, зато супруга привезла восхитительные фотки городских окрестностей с высоты птичьего полёта.

Самарская соборная мечеть между улицами Стара Загора и XXII Партсъезда, с 67-метровым минаретом и 13-метровым куполом, рассчитана на 5000 молящихся.




Московское шоссе. Завод им. Тарасова - один из крупнейших в Европе производителей автотракторного электрооборудования и запчастей.




Навороченный ТРК "Парк Хаус" между Московским шоссе и ул. XXII Партсъезда.



Из парка на троллейбусе доехали до городского рынка, оттуда пошли пешком к набережной, по пути подкрепившись в "Штолле", только другом, на углу Ульяновской и Самарской.

* Источник: "Комсомольская правда" от 11.04.2023.
 
К Волжскому проспекту спустились по экстремально винтажной лестнице из ажурного чугуна и длиной в сотню с лишним ступеней, построенной ещё в XIX веке. Целью был самарский пивоваренный завод, построенный в 1881 г., родина знаменитой и любимой многими поклонниками советского олдскула марки "Жигулёвское".

Идём "На дно" - в конце этой лестницы известный на всю Самару и далеко за её пределами заводской бар, где подают свежайшее пиво.




Волжский пр-т. Самарский пивоваренный завод.



Тут уместно будет привести историю самого слова "жигули". Считается, что оно происходит от тюркского "джигуле", что значит "запряжённый" - так некогда называли бурлаков, издавна селившихся в этой местности на берегу Волги. Топоним встречается в письменных источниках с XVII столетия, а известным всей стране стал 140 лет назад, когда его решили использовать для названия самарского пивоваренного завода.
Основатель завода, купец австрийского происхождения Альфред Филиппович фон Вакано, хотел построить большой завод, оснащённый по последнему слову техники. Выбор места пал на Самару из-за отменного качества местной воды и удобной логистики: Волга оставалась главной торговой артерией империи, и вскоре его корпуса стали одной из визитных карточек города.

Самарцы не манкурты, чтят память основателя завода.



Самарский пивоваренный превратился в одно из самых передовых промышленных предприятий страны, стал, как сказали бы сейчас, точкой роста не только Самары, но и всего Поволжья. В Самаре тогда не было электричества, а у Вакано действовала своя электростанция. Было закуплено лучшее оборудование, в том числе электрический конвейер, розлив был полностью механизирован. Для контроля качества и создания новых сортов имелась своя лаборатория.

Старинные корпуса завода из красного кирпича в стиле псевдоготики стали настоящим украшением города, хотя построены были для совсем других целей.



К концу XIX в. при заводе сделали три солодовни, столярную и слесарную мастерские, газовый завод, водоперекачивающую установку, фильтровальную станцию и пять жилых домов для специалистов и квалифицированных рабочих. Впервые в городе здесь провели систему парового отопления в холодное время года цехов и жилых корпусов с горячей водой от заводской котельной. Прилегающие улицы были освещены и асфальтированы, на берегу Волги устроены набережные и своя грузовая пристань. Завод имел два собственных парохода, 14 барж-ледников, 20 вагонов-ледников, 152 повозки и 79 лошадей, а также 42 представительства на Урале, в Поволжье, Средней Азии, Казахстане, Западной Сибири и даже в Персии.

Завод выпускает не только пиво. В этом старинном корпусе сейчас размещено производство безалкогольной продукции.



А что же с названием "Жигулёвское", ведь с момента основания и на протяжении полувека завод выпускал пиво под маркой "Венское"? Нынешнее имя появилось так. В 1934 г. Самару посетил нарком пищевой промышленности Анастас Микоян. Он попробовал фирменное пиво и остался весьма доволен его качеством, но недоволен "непатриотичным" названием. Тогда и вспомнили про Жигули. Вскоре по тому же рецепту и соответствующему ГОСТу это пиво стали выпускать и на других заводах страны, так что название "Жигулёвское"стало общесоюзным: на пике производства его варили 735 заводов в СССР! *

Вот мы и "На дне"!





При заводе есть бар "На дне", где можно отведать массу сортов местного пива, что мы и сделали. Естественно, попробовать всё за один раз не хватит ни денег, ни здоровья, поэтому взяли только по кружке светлого непроцеженного "Жигулёвского" и тёмного "Фон Вакано". На закусь жареные колбаски с картофаном. Чек 670 целковых.

Пробиваем "Дно"





Что сказать, впечатления хорошие, но не отличные. Сам бар очень неплох - приятная атмосфера, стильные интерьеры, огромный выбор пива и закусок, хошь на месте, хошь с собой на вынос, разной сувенирной продукции.

Это нам на двоих, а народ рядом на каждого брал по 3-4 таких кружки! Так что у нас пробить "Дно" всё же не получилось



Вопросы лично у меня возникли только к пиву. Считайте меня ретроградом, но бутылочное "Жигулёвское" образца года этак 1985-го всё равно было лучше, уж я-то знаю!.Но народ особо не привередничает - свободных мест в баре не так много.

* Источник: "Известия" от 07.03.2021.
 
Куйбышевское "Жигулёвское" бутылочное 1985 года...Действительно, хорошее. И как раз летом 85-го попробовал. А было это так. Стою в наряде на КПП (наша часть как раз через поля от Курумоча, с четвёртого этажа казармы ВПП во всю длину видно). Дело после обеда было. И подъезжает к КПП жигуль. Внутри мужчина с женщиной. Выходят и говорят, что у них сын в такой-то роте служит. Я по телефону туда звоню и этого парня вызываю. Он прибежал, родители его домашними пирожками и прочим снабдили. А папаша нас подозвал к машине и из багажника по бутылочке "Жигулёвского" выдал. Когда они уехали, мы его и употребили.
 
mp14, в целом зависело от места производства и скорости употребления. Жигулевское московских заводов (за исключением МЭПЗ) было никакое и быстро скисало. Шло в продажу без этикеток, "жигулёвское" было выбито на пробке. Из провинциальных мне запомнилось "Нежинское".

И не забываем, что в 1985 году началась борьба с трезвостью, из-за чего даже пиво повсеместно пропало из свободной продажи.
 
Я не понял фоток или в метро самары однопутные станции? Второй путь забутован? Просто стенка? Но колонны и станции с "запасом"?

А так, отличные прогулки. Я б пивка там испробовал
 
Википедия пишет, что станция нормальная. И фото там двухпутное. Загадка природы.
 
Стас, там метро, как я и говорил выше, странноватое, да. Видимо, из-за слабого пассажиропотока вторые пути, по крайней мере на некоторых станциях, не используются. На "Российской" второй путь открыт, но свет приглушён, людей там нет, поездов тоже ни разу не видел. В общем, по всем признакам, он не используется. А то фото, о котором ты говоришь, это "Алабинская". Я сам, когда посмотрел на фотку, не вкурил, пока Юля (вот что значит более молодой организмус, память не то, что у некоторых ) не объяснила мне, что второй путь просто был закрыт перегородкой.
А так, отличные прогулки. Я б пивка там испробовал
В Самаре это первейшее дело!
 
Даже не знаю точно. Но если я ничего не путаю, мне кажется, на каких-то станциях я видел поезда на обоих путях одновременно.
П. С. 2014, сейчас ещё раз посмотрел фотки, на "Победе" народ ждёт поезда на два пути и часы с таймером отправления тоже работают на обоих путях. Так что да, где-то вторые пути всё-таки работают.
 
Последнее редактирование:
Реакции: 2014
А как поезда обратно идут, если один путь закрыт? Или я чего-то не поняла