Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Уточню: до самой Вологды это детище не доедет: в Данилове смена напряжения с 3000 постоянного на 25000 переменное. Дальше либо другое детище СЭВ ЧС4т, либо уже отечественный ЭП1М.
Добавлю т.к. локомотивы обожаю так же как и самолеты. Есть ещё двухсистемные ЭП20, которые работают на обоих родах тока, то есть электровоз не меняют, на этом направлении вроде только с одним поездом до Вологды. Питание в фирменных, которые знаю, входит в стоимость только купе или люкс.
 
Реклама
Питание в фирменных, которые знаю, входит в стоимость только купе или люкс.
Правильно, ведь плацкарт в фирменных обычно нет. А если и есть - цены на них регулируемые, питание некуда впихнуть в цене)
 
Mikhail a380, что-то не помню ЭП-20 на Ярославском направлении. А на ГХ октябрьской дороги они зачем-то есть, хотя там постоянка на всём протяжении и дальше до финской границы.
 
плацкарт в фирменных обычно нет
в череповецком поезде плацкарт точно есть
не помню ЭП-20 на Ярославском направлении
регулярно ходит с поездом 107/108 Москва-Вологда. Это единственный ПДС, который в Данилове стоит всего 7 минут. Причём ходит там один и тот же электровоз с бортовым номером 061.
 
В Петрозаводск наверное тягают
Да, туда из-за смены тока в Свири, плюс ещё 2 поезда с Питера на юг, и ещё с Невским Экспрессом, т.к. только ЭП20, и то не все, могут держать нужную ему скорость, правда ещё старенькие ЧС200 это могут и тоже с ним бывают.
 
Последнее редактирование:
в череповецком поезде плацкарт точно есть

регулярно ходит с поездом 107/108 Москва-Вологда. Это единственный ПДС, который в Данилове стоит всего 7 минут. Причём ходит там один и тот же электровоз с бортовым номером 061.
Это вам просто так выпадало. ЭП20-069 — Фото
 
Улицы поначалу были совсем пустые, но пока мы дошли до городского рынка, то тут, то там внезапно начали во множестве появляться туристы. Все они шли в сторону Кремлёвской площади, а мы пошли другим путём.

Городской рынок. Эти районы Вологды выглядят весьма провинциально.

IMG_0206.jpg


Я очень хотел выяснить, есть ли в Вологде какие-то памятные места, посвящённые известному шлягеру ВИА "Песняры". Оказывается есть, и даже целых два. Один — дом №34 на углу улиц Благовещенской и Мальцева. Я поначалу решил, что нас обманули, и только потом увидел свою ошибку. Памятный знак там действительно стоит, но без какого бы то ни было упоминания о песне.

Дом на ул. Благовещенской. Слева у края палисада можно заметить памятный камень, но из-за высоких сугробов мы его не заметили.

IMG_0213.jpg


Вторая локация - дом в историческом районе Верхний посад, за Кремлёвской площадью, где вообще очень много старинной деревянной застройки, с надписью "Резной палисад" над входом. Резной палисад у дома действительно есть (впрочем, в Вологде они вообще очень распространены), есть также и скамья у ворот. А вот рябин нет. И номер дома не соответствует. Внутри сейчас небольшой музей и магазин сувениров.

Этот дом на ул. Засодимского гораздо больше похож на песенный. Во всяком случае, там есть не только резной палисад, но и сад со скамьёй у ворот!

IMG_0249.jpg


Конечно, на самом деле никакого отношения к песне Мокроусова и Матусовского он не имеет, поскольку у песенного дома реального прототипа не было, а в тексте даются подробные указания - помимо "резного палисада" это "дом номер один", рядом "сад со скамьёй у ворот" и "алые кисти рябин". В Вологде просто нет домов, у которых наличествовали бы все эти подробности. Но всё равно, очень хотелось найти в Вологде хоть какую-то визуализацию "Вологды".
Кстати, я обратил внимание, что старинное, в том числе деревянное, зодчество здесь влачит куда более достойное существование, чем в тех же Саратове и Уфе. Гораздо меньше заброшек.

Деревянное зодчество в Вологде не только придаёт городу свой уникальный облик, но и радует вполне приличной сохранностью матчасти.

IMG_0223.jpg


За пределами Кремлёвской площади тоже есть немало прекрасных шедевров вологодского храмового зодчества. Среди них церкви Ильинская, Варлаама Хутынского с потрясающей кружевной колокольней, находящиеся на другом берегу реки Вологды Сретенская, Иоанна Златоуста и Успенская, украшенные как цветами, целой россыпью куполов.

Церкви Илии Пророка (1698 г.) и Варлаама Хутынского (1780 г.) на ул. Засодимского в Верхнем посаде.

IMG_0231.jpg



Сретенская церковь (ок. 1735 г.) на левом берегу реки Вологды в Заречье.

IMG_0253.jpg



Там же в Заречье, недалеко от Сретенской, радует класс совершенством форм классического русского стиля церковь Иоанна Златоуста 1664 г. постройки.

IMG_0256.jpg


До Кремлёвской площади, конечно, тоже дошли. Вологодский кремль весьма красив, хотя, строго говоря, это сооружение не кремль в классическом смысле этого слова, а резиденция вологодского архиепископа (Архиерейский двор). Хотя, с моей скромной точки зрения, разницы с классическими детинцами тут нет почти никакой. За исключением лишь того, что московский или псковский кремли были резиденциями не только церковных, но и гражданских властей. Так что называть вологодский Архиерейский двор кремлём совершенно обосновано.
Его каменные стены были построены в 1675 г. и в настоящее время имеют длину 550 метров с 4 воротами и тремя башнями.

Вологодский кремль с проспекта Победы. Видны юго-восточная Архивная башня, Софийский собор с колокольней и Воскресенский.

IMG_0205.jpg


Основное строение кремля это барочный Воскресенский собор, выделяющийся большим приземистым куполом, что несколько диссонирует с утончёнными пропорциями барокко. Но в целом, храм очень красив. Построили его в 1776 г. на месте разобранной северо-восточной башни кремля, и теперь это кафедральный собор Вологодской епархии.
Вплотную к собору примыкает колокольня, относящаяся, однако, почему-то к стоящему вне кремля Софийскому собору. Построенная в 1659 г. она стала уже четвёртой по счёту колокольней на этом месте. Но не последней! Уже во 2-й половине XIX века шатровый купол и звонницу снесли и вместо них на уцелевшем нижнем ярусе в 1870 г. построили фактически новую псевдоготическую колокольню в 78,5 метров высотою. С тех пор она парит над городом, являясь её высотной доминантой.

Воскресенский собор и колокольня Успенского собора. На колокольне есть видовая площадка, откуда шикарный обзор на город, но в этот раз мы туда не поднимались.

20230103_114500.jpg


Ну и нельзя не сказать и о самом замечательном и самом древнем строении Вологды — Софийском (известном ещё как Успенский) соборе. Своей нарядной и величавой белокаменной архитектурой он напоминает соборы московского Кремля, в первую очередь своего тёзку, Успенский.

Софийский собор.

20230103_114604.jpg


Построили его ещё при Иване Грозном, в 1570 г., и считается, что возведением столь грандиозного собора в весьма провинциальной прежде Вологде царь готовил город к роли будущей столицы опричнины, а стало быть, и всея Руси.
Между прочим, у так и не состоявшейся в качестве стольного града Вологды с Москвой есть один общий факт истории - оба города основаны в одном и том же 1147 году!
 
Последнее редактирование:
А на ГХ октябрьской дороги они зачем-то есть, хотя там постоянка на всём протяжении и дальше до финской границы.
До прекращения жд сообщения с Финляндией ЭП20 водил Толстого от Москвы до Вайниккалы.
Сейчас ЭП20 постоянно водит 21/22 Питер-Мурманск. Сокращается 30-минутная стоянка в Свири.
Фотка поезда на станции Апатиты
 
Последнее редактирование:
Реклама
Тут, пожалуй, пора успокоить тех моих читателей, кто решил, что у нас стало совсем плохо с деньгами и воображением, раз на Новый год мы не придумали ничего лучше, чем отправиться поездом в Вологду. Нет, конечно, я не имею ничего против Вологды или поездов, но слишком близко от Москвы и сайт у нас, в основном, для авиаманьяков. Да и были мы уже здесь. В общем, новогоднее путешествие должно быть не просто замечательным, а каким-то совсем уж сказочным!
И тут, весьма кстати, в Великом Устюге привели в порядок старый аэропорт, а я давно хотел посетить этот древний русский город. Попасть же туда на Як-40, что может быть лучше для человека с нездоровым интересом к самолётам? Не говоря про то, что вояж на родину Деда Мороза в Новый год это как раз то, что надо!
С билетами, правда, пришлось помучиться. "Купибилет" кочевряжился, но в итоге всё получилось. К сожалению, из Москвы прямых рейсов пока нет, потому-то маршрут и составился на поезде через Вологду.
Короче, пока мы бродили вокруг Кремля, внезапно выяснилось, что время поджимает, причём прилично, и давно пора двигать в аэропорт. Галопом доскакали до той же остановки, на которой сошли утром с троллейбуса, и сели там на 36-й автобус. И через 20 минут уже были в аэропорту.

Я никогда не был в Вологде до 2016 г., но, повидав в советское время немало других аэровокзалов, думаю, что и этот лет 40 назад выглядел примерно так же.

20230103_122657.jpg


Ну как в аэропорту, в совсем другом измерении, где нет в помине никаких "Боингов" и "Эрбасов", всё своё, родное. На привокзальной площади стоит бывший домодедовский Ил-18В СССР-75518. Будучи выпущен в 1964 г. московским авиазаводом №30, он сначала несколько лет отлетал в 235-м правительственном отряде, после чего попал в Домодедовский ОАО и после списания в 1984 г. очутился на этом постаменте перед вологодским аэропортом.

Ил-18 у терминала, что может быть лучше?

20230103_122619.jpg


Видимо, таким образом хотели отдать дань памяти его создателю, выдающемуся авиаконструктору С. Ильюшину, который родился недалеко от Вологды. Самолёт находится в приличном состоянии, и также известен тем, что в 1969 г. снимался в детском фильме "Приключения жёлтого чемоданчика".
Аэровокзал выглядит так же, как и 40 лет назад, под стать внешнему виду и его интерьер. Полы из натурального мрамора, деревянные панели облицовки, типовые лестницы на второй этаж, деревянные будки для звонков по межгороду (!), весы с огромным стрелочным циферблатом и много другого ретро.

Внутри аэровокзал тоже не сильно отличается от стандартной для 1980-х годов картины. И это тоже хорошо.

20230103_122948.jpg


Реально, то ли машина времени, то ли музей с кучей всяких зачётных экспонатов из моего пионерского детства, только тут всё работает, а не понарошку, как в музее.
Да, была ещё карта полётов. Хорошо, конечно, наглядно всё видно, куда летают самолёты авиапредприятия. Одного я не понял - зачем вологодскому аэропорту карта полётов из Благовещенска?

Дежа-вю на каждом шагу. Только загадочная благовещенская карта немного сбивает с волны.

20230103_123040.jpg


Что интересно, не видно ни малейшего желания владельцев этой воздушной гавани хоть куда-то развиваться. Во всяком случае, за прошедшие семь лет здесь вообще ничего не поменялось. Зачем, если и так хорошо? Я так кайфанул, что даже по ошибке зарулил в женский туалет.

Туалет на цокольном этаже - ещё одна примета большинства советских аэропортов.

20230103_124637.jpg


Сейчас жизнь в VGD/ULWW едва теплится, хотя на самом деле аэровокзал достаточно большой и мог бы обслуживать куда больше рейсов и пассажиров, чем теперь.
В терминале уже толпился народ. Других рейсов, кроме ВГ-561, в этот день не было, ясно, что все летят с нами в Великий Устюг. Впрочем, почему все? Там ведь и провожающие могли быть.

Нам повезло, людей впереди стояло немного. Если бы все, кто был в терминале, пришли к будке регистрации заранее, мест у окна нам не хватило бы.

20230103_123022.jpg


Я сильно переживал, что из-за позднего прибытия в аэропорт нам не хватит места у окна, но напрасно. Регистрацию объявили лишь через пять минут, ровно за час до вылета, а люди в основном всё ещё праздно слонялись по полутёмному залу, впереди нас на регистрацию стояло лишь несколько человек. А она в Вологде - то ещё зрелище. В деревянной будке под олдскульным электронным табло сидит сотрудница и от руки выписывает посадочные талоны.

Регистрация в Вологде само по себе шоу.

20230103_122919.jpg


Мы получили свои с местами на 4-м ряду и пошли сдаваться САБу. Проверка там довольно серьёзная, даже разуться заставили. Оттуда попали в "чистую зону", настолько чистую, что, кроме стульев, там вообще ничего нет. Короче, просто накопитель. Вот в Костроме всё более цивильно, даже телек есть.
Когда все пассажиры просочились через узкое горло предполётного досмотра, я всех для порядка пересчитал: 19 взрослых и 7 детей, итого 26.

Признаем честно, чистая зона очень убогая. И олдскул тут не оправдание.

20230103_130234.jpg


Из накопителя было видно всю движуху на перроне. Он, кстати, был забит разной техникой. Я даже не ожидал такого её количества в скромном VGD. Я не поленился и насчитал там семь Як-40 и столько же Ми-8. Два из них взлетели и попылили куда-то по своим делам прямо при нас.

Перрон в Вологде любопытный. Есть, на что посмотреть.

IMG_0267.jpg



Местный RA-25227 покрутил винтами и улетел, а сине-белый Ми-8АМТ RA-22232 "Газпромавиа" остался.

IMG-0257.jpg


Проводив их взглядом, я продолжил наблюдения.
 
Последнее редактирование:
Живо напомнило мне аэропорт Ставрополя - там тоже музей живой. Ну был точно в 2007 году, когда я там был в последний раз.
А из свежего - Кострома и Васьково в Архангельске порадовали такой же музейной обстановкой :)
 
Живо напомнило мне аэропорт Ставрополя - там тоже музей живой. Ну был точно в 2007 году, когда я там был в последний раз.
А из свежего - Кострома и Васьково в Архангельске порадовали такой же музейной обстановкой :)
Да, богата Русь памятниками седой авиастарины!
 
Напротив выхода на перрон готовили к вылету наш Як-40 RA-88231. Два чела раком ползали под самолётом: один топориком долбил лёд у трапа, а другой подметал эту ледяную труху веничком. Всё ради нас!

Процесс подготовки к полёту проходил под моим присмотром.

20230103_132438.jpg


Правда, в какой-то момент всё застопорилось. Среди пассажиров прошёл слух, что рейс задерживается из-за погодных условий. Хотя в Вологде условия были вполне нормальные. Может в Устюге?
Прошло полчаса, и снова началось слабое шевеление. К самолёту прошествовала девушка, очень похожая на стюардессу, и почти сразу нас пригласили к самолёту.

Весёлый Дедушка Мороз на киле нашего "Яка", летящего в Великий Устюг, выглядел уместно и символично.

IMG_0269.jpg


Поотрывали корешки наших посадочных, потом короткий променад по лётному полю, и вот мы уже карабкаемся по знакомому с детства крутому и узкому трапу в чрево старенького "Яка". Этому маленькому лайнеру уже 46 лет, и до того, как попасть в ВАП, он сменил множество авиакомпаний, а начал свою трудовую деятельность в 1977 г. в Липецком авиапредприятии УГА Центральных районов.
И новая волна ностальгии накрыла. Сколько раз я поднимался и спускался по этой лесенке! В 1970-80-х Як-40 был одним из основных типов в моей тогдашней биографии авиапассажира.

Общую атмосферу ретро хорошо дополняет выдвижной трап Як-40.

20230103-135509.jpg


Главным образом я летал на нём между Владивостоком и Хабаровском, но после 1991 года как отрубило - следующий мой полет на этом самолёте состоялся лишь через 25 лет! И тоже благодаря вологодским авиаторам, только тогда мы прилетели в Вологду из Внуково, а не улетали отсюда.
Респект вологодскому САБу, весьма снисходительно взиравшему на пассажиров, отчаянно фоткавших самолёт, аэровокзал и себя на их фоне. Никто никого не гонял и не кошмарил. Всем хорошо.

Салон этого Як-40 точно такой, каким я его помню ещё с 1970-х.

IMG_0271.jpg


Процесс посадки завершился быстро. Свободных мест осталось совсем мало, при том, что в салоне ровно 30 кресел. Справа от нас обнаружился свободный блок, и Юля пересела было туда, но её сразу прогнала обратно бортпроводница. Туда моментально уселся какой-то лётчик, который перед посадкой в Устюге ушёл в кабину пилотов.

Як-40 и его пассажиры готовятся к взлёту.

IMG_0273.jpg


Нам раздали карамельки, объявили, что рейс будет проходить на высоте 6000 м со скоростью 500, и мы поехали на старт. Покрытие в Вологде, кстати, довольно ровное.
"Як" уехал к южному торцу ВПП, и пилоты дали газы. На удивление, старенькие АИ-25 работают довольно тихо даже на взлётном режиме. Мы начали разбег и через положенное время взлетели на север курсом 331.

Взлёт. Под крылом дачи СНТ "Авиатор" и федеральная трасса М-8 "Холмогоры" Москва-Архангельск.

Снимок_экрана_(151).png


Высоту Як-40 набирает плавно. И всё равно уже через минуту мы ушли в облака, так низко они висели в тот день над землёй. Задержка составила 45 минут. На протяжении большей части полёта по трассе висела сплошная облачность, но иногда в ней появлялись большие дырки над заснеженными лесами Вологодчины.

В один из редких просветов в облаках я увидел реку Сухону. Трасса, по большей части, вдоль неё и идёт.

IMG_0281.jpg


Конфетками обслуживание не ограничилось, в полёте нам раздали ещё напитки - три вида соков и воду. Неплохо. К развлекательной части программы, помимо видов в иллюминатор, прилагались также два журнала "Линия полёта" и рекламный буклет про Вологодскую область. Не заскучаешь.

Иллюмы в Як-40 снабжены очень синими шторками.

20230103-142557.jpg


По традиции проверил туалет. Благо, даже на столь маленьком самолёте он есть. Тоже маленький, конечно, так что говорить о каких-то действительно серьёзных свершениях там проблематично. Но главные удобства есть - и унитаз, и раковина с краном. Хвала его создателям! Позаботились, чтобы пассажир в полёте не ощущал никаких неудобств и лишений.

В туалете Як-40 особо не попляшешь, но весь необходимый функционал в наличии.

20230103_144148.jpg


Едва попили, самолёт пошёл на посадку. Я обратил внимание, что Як-40 и снижается по такой же пологой траектории, как взлетает. Мы довольно долго скользили сначала над слоем сплошных облаков, а потом под их нижней кромкой.

Идём на посадку в Великом Устюге.

20230103_151238.jpg



Новогодний бонус :) Рейс ВГ-561 Вологда - Великий Устюг.



Но вот земля быстрее стала набегать под крыло, экипаж заложил вираж на 270, и наконец мы благополучно сели. Как и обещало расписание, полёт продлился ровно час.
 
Последнее редактирование:
Итак, мы в Великом Устюге. Нас быстренько выгрузили на промерзший перрон, и через минуту мы уже стояли в аэровокзале, пытаясь вызвать такси. Удивительно, но я не заметил там никакого входного контроля. Может где-то дальше? Посмотрим, когда полетим обратно.

Аэропорт Великий Устюг. Терминал очень маленький, но времени изучать его сразу не было.

IMG_0283.jpg


Пока втыкали в приложении, мимо проехал какой-то автобус. Мы побежали за ним, и не зря. Вместо 300 р. на такси доехали до города за 60. Маршрут №3 до центра едет примерно 25 минут.
Хозяин хостела прислал на остановку за нами машину, и вот мы, наконец, в своём номере. Не "Хилтон" конечно, но что вы хотите, снять жильё в Великом Устюге на новогодние вообще нереально ни за какие деньги, если вы решили сделать это, как мы, за две недели до поездки. Повезло, что хоть это нашли.

Жутковато? А это наш хостел!

IMG_20230103_170400_HHT.jpg



Но внутри более-менее нормально. Я ожидал худшего.

IMG_20230103_171918_HHT.jpg


Время было пять, но кроме "Магнита" сил куда-то идти уже не было. По пути туда близ хостела обнаружилось речное училище им. Шашкова, а также сквер Речников с очень прикольным ледяным маяком и памятником адмиралу Кузнецову, который родился недалеко отсюда, под Котласом.

Речное училище им. Шашкова.

20230104_172122.jpg



Маяк в сквере Речников. Весьма кстати для тех, кто идёт в "Магнит" за очередной порцией горючего :) Благодаря ему с курса не собьёшься!

20230103_163219.jpg


Тут же, рядом со сквером Речников, пара старинных церквей: Сретения Владимирской иконы Божьей Матери и Жён-Мироносиц, в которой прячется музей новогодней игрушки. До него мы ещё доберёмся.

Бюст адмиралу Н. Г. Кузнецову на фоне того, что осталось от Сретенской церкви. На самом деле, для Устюга такая разруха не характерна.

20230103_163247.jpg


Про себя я отметил, что город очень симпатичный. Уютный такой, чистенький, совсем нет многоэтажек. В основном двух- трёхэтажная застройка, а ближе к центру старинная архитектура с церквями и купеческими особняками.

Советский проспект, дом Чебаевских с магазином. Тут и сейчас магазин - "Магнит". А заодно центральная библиотека.

20230103_165449.jpg


Ещё одно наблюдение. Лингвистическое. В Вологде знаменитое северное оканье я ни разу не слышал, а вот в Великом Устюге оно встречается часто и не только у бабушек. Кроме того, в местном говоре есть ещё какая-то особенность, которая сразу режет ухо. Конечные слоги слов идут на восходящем тоне, в отличие от литературного русского языка, делая речь устюжан какой-то детской, что ли.
Снег на дорогах плотный как асфальт, но не скользкий, как в Москве. Здесь вообще "климат иной". И по сравнению с Москвой, и даже по сравнению с Вологдой. Более холодный и более сухой. Если в облцентре были вполне московские -5, то Устюг встретил уже почти сибирскими -10, а дальше стало ещё интереснее.

Улица Пушкариха, где мы жили. Сразу бросается в глаза обилие снега.

20230103_162452.jpg


Утром отправились гулять. Выполнять культурную программу. Сначала вышли на группу теремков-новоделов с памятниками С. Кирову и символу города Водолею на берегу Сухоны.

Бывший фонтан, а теперь просто памятник "Водолей" на фоне нового ресторанно-гостиничного комплекса "Любимый город". Справа от белой пристройки виден памятник Кирову.


IMG-9680.jpg


В двух шагах отсюда расположено так называемое Городище, которое некоторые историки считали древним ядром Устюга. Однако, известно, что оно было основано в 1399 г., после разорения города новгородцами, а первое достоверное упоминание о городе датируется 1212 годом.

Церковь Архистратига Михаила построена в конце XIX века на месте бывшего городища. Справа от неё видны остатки земляного вала.

IMG-9699.jpg


Сейчас мало что напоминает здесь о тех былинных временах, разве что остатки защитного земляного вала, внутри которого сохранилась Михайло-Архангельская церковь конца XIX века.
 
Вышли на набережную Сухоны, и я ахнул. Какая красотища! Сказочный белый город Зимнего царства. Везде белый-белый снег, белые церкви с высокими шпилями куполов и колоколен.
Набережная, как будто высеченная целиком из снега, с высоким белым бруствером, высоко нависая над рекой, тянется вдоль неё прямиком к Соборному дворищу, историческому сердцу города. Красота какая-то нереальная.

С набережной Сухоны открывается волшебный вид на исторический центр города - Соборное дворище.

IMG_9698.jpg


Русло Сухоны превратилось в широкую белую ленту, которая словно какая-то огромная зимняя дорога протянулась от горизонта до горизонта. По ней от берега к берегу, медленно ползали маленькие чёрные точки людей, носились туда-сюда снегоходы. Если не знать, что здесь течёт река река, не сразу и догадаешься, что это её русло.

На правом берегу Сухоны, в деревне Дымково, приковывает взор изумительнейший ансамбль церквей Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского конца XVII в.

IMG_9729.jpg


На юге низкое полуденное светило красило снежную картину червонным золотом, в морозном воздухе сверкали радуги!

Зимняя радуга над церковью Симеона Столпника. В старину люди придавали чудесное значение таким явлениям.

20230104_112847.jpg


Там, за церковью Симеона Столпника, Сухона делает поворот на восток и встречается с такой же широкой и могучей рекой Юг, откуда, слившись воедино в великую русскую реку Северная Двина, они неспешно несут свои воды на север, к Ледовитому океану.

Там, за поворотом налево, Сухона сливается с Югом, образуя Северную Двину. Справа вдали видны шпили храмов Троице-Гледенского монастыря.

20230104_110933.jpg


Именно благодаря такому расположению город и получил имя Устюг, устье Юга, хотя некоторые особо одарённые историки лезут в дебри и пытаются найти здесь какие-то финско-угорские и прочие не менее странные корни.
Мороз уже начал кусаться. Даже днём температура не поднялась выше -15. Кусты и деревья покрылись инеем и превратились в серебро.

Зимнее узорочье.

20230104-111143.jpg


20230104_111217.jpg


Здесь я увидел удивительные вещи, о каких раньше и не слыхивал. Морозные тени. У забора росли маленькие ёлочки, и тени от них были целиком покрыты кристаллами льда, образуя сверкающий ледяной силуэт.

Вот такие нерукотворные картины рисует зима на русском Севере.

IMG_9695.jpg


По набережной гулял народ. Огромное количество такого чистейшего и белейшего снега, какой я только встречал в жизни, так и звало на самые разные зимние развлечения. Стар и млад катался на своих и прокатных ватрушках с высокого берега реки, где устроили несколько весьма крутых горок. Хочешь кататься - плати стольник, и 10 минут ватрушка твоя.

Зимой свои развлечения. А для кого-то и бизнес.

IMG_9704.jpg


Другие рассекали кто на конных санях по набережной, кто на бананах, привязанных к снегоходу по льду Сухоны.

Зимой в Великом Устюге не заскучаешь.

IMG_9723.jpg


IMG_9728.jpg


Мы было тоже решили на чём-нибудь покататься, но потом вспомнили, что у нас много более важных дел в городе, к которым ещё даже не подступались, и, махнув рукой, пошли дальше.
 
Когда мы дошли до Дворища, я маленько офигел. По улицам туда-сюда слонялись громадные толпы. Все обочины забиты экскурсионными автобусами и машинами с разнообразнейшими номерами, среди которых преобладали Москва, Питер, Архангельск, Казань. При том, что списочное население Великого Устюга не превышает и 30-ти тысяч, вместе с туристами в моменте, наверное, все двести наберётся.

Центр города плотно забит людскими толпами и автотранспортом всех мастей из разных концов России. Красный пер. у гостиницы "Сухона"...

IMG_9765.jpg



... ул. Красноармейская, главный дом усадьбы Аленёвых-Чебаевских нач. XIX в. Сейчас здесь детский музейный центр.

IMG_9731.jpg


Вышеупомянутое Соборное дворище, где мы очутились в самый разгар этого экскурсионного шабаша, собственно, и есть то место, с которого, предположительно в середине XI в., начался Великий Устюг. На небольшом, с гектар, пятачке на высоком правом берегу Сухоны уместился целый ансамбль памятников церковной и гражданской архитектуры 2-й половины XVII века и его главная жемчужина - Успенский собор с массивной колокольней. Возведённый в 1658 г., он является самым древним зданием в городе. И, как я понял, также самым высоким.

Главная гордость Великого Устюга кафедральный Успенский собор.

IMG_9733.jpg


Помимо Успенского собора здесь же находятся ещё пять церквей — Богоявления, Иоанна Устюжского, Прокопия Праведного, Алексия и Спасо-Всеградская, Архиерейский дом и памятник Семёну Дежнёву, открытый в 1971 г.

Собор Прокопия Праведного.

IMG_9726.jpg



Церковь Иоанна Устюжского.

IMG_9727.jpg


Благодаря постоянно толпящимся здесь туристам с экскурсоводами я узнал, что Великий Устюг, оказывается, это родина не только первооткрывателя пролива между Азией и Америкой, но и других выдающихся русских землепроходцев — Ерофея Хабарова, Владимира Атласова, Василия Шилова, Тимофея Булдакова, Федота Попова. Здесь же родился и епископ Стефан, креститель пермских племён. Правда, насчёт Попова и Дежнёва это всё-таки не точно. Одним словом, не город, а прямо фабрика звёзд! Только настоящих, а не этих, тронутых.

Памятник Семёну Дежнёву, открывшему пролив между Азией и Америкой.

IMG_9739.jpg


Поблизости от Соборного дворища находятся ещё несколько точек притяжения туристов, в частности, резиденция и почта Деда Мороза.

Угол Октябрьского пер. и Советского проспекта. Резиденция и почта (справа) Деда Мороза.

IMG_9748.jpg


Там вообще жесть, не протолкнуться, под ногами всё время путаются дети. Всем надо сфотаться с бородатым зимним персонажем и отправить открытку с его печатью.

Почту осаждают толпы желающих засвидетельствовать своё пребывание во владениях Деда Мороза.

Снимок_экрана_(150).png


Вообще, Дед Мороз здесь в большом почёте и всем заправляет. У него в Устюге ещё и свой театр имеется.

Угол Советского пр-та и Красного пер. Театр Деда Мороза.

IMG_9763.jpg


В резиденцию заходить не стали, а вот на почту пришлось, надо же было и нам отправить отсюда привет себе любимым. Правда, почта эта не совсем настоящая. Помимо кучи разных сувениров, там можно купить подходящую случаю открытку, на которую сотрудники этого заведения любезно поставят печать Деда Мороза, и тут же опустить её в почтовый ящик.

Открытка куплена, подписана, проштампована и сейчас отправится на почту.

IMG_9754.jpg


Но отделения связи, как такового, здесь нет. А так как мы отправляем только заказные открытки с отслеживанием, то пришлось идти на настоящую почту, благо, она там через дорогу.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад