В Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино восстановили уникальный самолёт МиГ-23МЛАЭ
Этот самолёт многие годы находился в полуразобранном состоянии в запаснике (т.н. «отстойнике») Музея. В 2019 году началось его восстановление силами волонтёров и сотрудников Музея. Осенью 2021 года самолёт был покрашен грунт-эмалью ФА-1533, предоставленной в виде спонсорской помощи ООО «Лаборатория "Евростиль"». Скоро восстановленный МиГ-23 займёт место в основной экспозиции.
Самолёт с зав.н. 2960325365 имеет необычную историю.
Изначально это был МиГ-23МЛ (23-12Б) постройки 1982 года, предназначенный для поставки в «третьи страны» (индексом «А» обозначались самолёты для стран Варшавского договора, «Б» ‒ для прочих заказчиков). Он был оснащён более современным на тот момент оборудованием: станцией предупреждения об облучении СПО-15ЛМ («Берёза») и бортовой аппаратурой ближней навигации и посадки А-321.
В 1985 году самолёт оснастили радаром Н003Э («Сапфир-23МЛАЭ», который устанавливали на самолёты типа 23-12А), системой ближней навигации «Клистрон» (изделие А-324) и блоками выброса помех КДС-23 в подфюзеляжном пилоне. Доработанный самолёт получил индекс 23-19 и бортовой «19-красный». Предположительно, в заводских документах эта модель обозначалась как МиГ-23МЛАЭ, а официально ‒ МиГ-23МЛД. В таком виде самолёт предлагался различным иностранным заказчикам, но безрезультатно.
Планировалось использовать его как эталон для переоборудования всех серийных МЛ в МЛД. Однако, в итоге в серию и на экспорт пошёл вариант 23-22 с новым радаром Н008Э («Сапфир-2ЗМЛАЭ-2»), созданный на базе МиГ-23МЛД (23-18). Его экспортная версия, предположительно, фигурировала в заводской документации как МиГ-23МЛАЭ-2.
16 февраля 1985 года самолёт передали на 121 АРЗ, где 4 июля 1986 года переоборудовали в вариант 23-22Б, но радар оставили старый, Н003Э. С 24 ноября 1986 года самолёт служил в 715 уап 5 ЦК ПУАК (в/ч 64207), станция Луговая Джамбульской области Казахской ССР. Там лётчики из «третьих стран» проходили обучение на МиГ-23 и МиГ-29.
27 августа 1991 года самолёт стал учебным пособием на Монинской учебной аэродромной базе (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского. Зимой 1993-1994 годов в МАУБ произошло обрушение двух старых авиационных ангаров. МиГ-23 получил повреждение левой консоли крыла и 17 октября 1994 года директивой Главного штаба ВВС был передан в Музей. Так самолёту удалось спастись от неминуемой утилизации.