..... "к 1999 году у РФ был действительно готовый к производству самолет – Ту-334".
Если прочитать Постановление внимательно, то можно заметить там слова "имея в виду начать выпуск этих самолетов в 2002 году в кооперации с другими предприятиями России и Украины с целью минимизации затрат на оснащение производства. "
Откуда взялась "и Украины"?
Необходимо пояснить, что, Ту-334 начал создаваться в конце 80ых, в едином СССР, и постройка его также планировалось в СССР. Украинские заводы составляли важную часть в авиапроме СССР (особенно - запорожские двигатели), и постройка самолетов Россией без Украины была весьма сложна.
После распада СССР, когда Украина стали заграницей, 27 июля 1992ом года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 516 "Об организации серийного производства самолетов Ту-334 на Таганрогском авиационном производственном предприятии", а позже, 8 сентября 1993 года Россия и Украина подписали "Соглашение о сотрудничестве в области создания ближнемагистрального пассажирского самолета ТУ-334 и двигателей к нему, а также их совместного серийного производства". Было определено, что делать самолет Россия и Украина будут совместно - Россия в Таганроге, а Украина в Киеве ("с ежегодным выпуском до 30 - 35 самолетов на каждом заводе"), двигатели будут Запорожские ("Мотор-Сич"), и будет большая кооперация между Россией и Украиной.
По данным годам (1992й и 1993й) можно догадаться какой был результат (точнее, его отсутствие).
К 1999ому году один опытный экземпляр самолета (номер 001) сделали туполевцы. Экземпляр 002 делался в Киеве, на заводе "Авиант". Экземпляр же 003 находился в Таганроге в виде фюзеляжа (и не делался)
В 1999ом году, когда экземпляр самолета 001 полетел, а экономика России и Украины более-менее окрепла, стороны вновь вернулись к проекту.
Путин принял вышеуказанное постановление, Никитин (МиГ) был назначен ответственным с российской стороны и стороны начали обсуждать, как же реализовать слова "в кооперации с другими предприятиями России и Украины" в понимании того, что Россия и Украина теперь независимые государства.
Как и где делать самолет?
Киевляне хорошо продвинулись, но если отдать производство им - то это создаст зависимость России от Украины.
Также на Украине есть своё конструкторское бюро Антонова - и вполне можно предполагать, что через некоторое время украинцы будут производить на этом заводы АНы, отодвинув Ту в сторону (кстати, в итоге так и вышло)
Зачем делать чужой самолет, если можно делать свой?
Ну и производственная документация на Ту-334 была также у киевского "Авианта".
То есть вывод простой: самолет был не у РФ, а частично у РФ, частично у независимой Украины.
Стороны долго договаривались, и в итоге договорились, что основное производство будет в России, а крылья и другие некоторые комплектующие будет делать Украина (также Украина завершает строительство самолета 002). Новый цех в Луховицах под этот проект построили, фюзеляж самолета 003 из Таганрога туда перевезли, документацию у киевлян выкупили, Ту-334 должен был выпускаться на киевском заводе "Авиант",— рассказывает Николай Никитин.— К моменту, когда Россия и Украина договорились, что эту машину будем собирать мы, возникла угроза потери российской интеллектуальной собственности на Ту-334. "Авиант" разработал производственную документацию на лайнер, а "Туполев", разработчик самолета, не мог выкупить ее из-за отсутствия средств. Пришлось выкупать нам за $3,5 млн.
Но сроки, указанные Правительством (2001-2002 годы), были уже нарушены.
То есть несмотря на то, что сроки сорваны, и за три года, начиная с 1999го задача не выполнена, ничего не закрывается, так как были объективные причины — с Украиной договаривались, новый цех строили и т.д. Устанавливаются новые сроки, в Луховицах планируют развернуть серийное производство. Всё в порядке.
Мало того, при этом принимается Федеральная Целевая Программа "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА", где выделяется государственное финансирование на сертификацию Ту-334 (для справки общий отчет о программе (много цифр) )
И деньги действительно выделяются: В 2003 году львиная доля бюджетного финансирования НИОКР (около 700 млн рублей), проводимых Российским авиакосмическим агентством, пошла на завершение сертификации Ту-334. В конце июля старший вице-президент ОАО "Туполев" Геннадий Коротнев заявил: "Сегодня можно с уверенностью сказать, что сертификационные испытания будут выполнены в полном объеме и в сроки, предусмотренные распоряжением правительства. В 2003 году из бюджета на этот проект выделено более 700 млн рублей. К концу года сертификат летной годности для самолета этого типа будет получен".
И действительно, сертификат в самом конце 2003года был получен.
Правда, если посмотреть на него внимательно - выясняются интересные подробности (пп. 18-24): Самолет может летать только в ясную, не жаркую погоду, без осадков, да еще и при условии сухой полосы.
То есть реально эксплуатировать его по такому сертификату было нельзя, никакой авиакомпании такое не нужно.
Надо получать дополнения к сертификату, расширяющие его эксплуатационные возможности, а это ещё новые деньги и новое время (потом, в 2005 г. были закончены испытания, проводившиеся в целях обеспечения расширения ожидаемых условий эксплуатации. В результате этих испытаний была получена карта данных издания № 2 к Сертификату типа.)
А ещё в Ту-334 3 члена экипажа против 2 у конкурентов (обязательно должен быть бортинженер в экипаже). Это уже анахронизм.
Также, на четвертый год после того, как "противоречивый, но энергичный мужик Никитин" занялся самолетом, он догадался пообщаться с потенциальными заказчиками и внезапно выяснил, что по запланированной цене самолет они брать не хотят.
В середине 2003го года создали структуру ЗАО "Национальный проект 334" (По мнению генерального директора и генерального конструктора РСК МиГ Николая Никитина, этот шаг позволит "ликвидировать хроническую болезнь отечественного авиапрома, когда производитель самолетов очень слабо связан с потребителями") , и вдруг сообразили: "По его словам, консультации с авиакомпаниями, вошедшими в НП 334, уже позволили скорректировать ценовую политику. Если прежде РСК планировала продавать Ту-334 за $17 млн, то теперь стало ясно, что машина может иметь сбыт при цене не выше $12 млн. "
Но такая цена - уже убыточна ("При существующем уровне издержек на производство Ту-334 и действующей системе налогообложения самолет не может стоить меньше $17-18 млн. А это не позволяет авиаперевозчику эксплуатировать его хотя бы с минимальной прибылью. ")
Ну и постройка экземпляра 003 (фюзеляж которого перевезли из Таганрога в Луховицы) всё задерживалась и задерживалась…
По плану самолет надо было построить в июле 2003, а в реальности уже наступила осень 2003, а это сделано не было…
Потом Никитин сказал об этом: "Что же касается третьего самолета Ту-334, то наши украинские коллеги задержали поставку для него крыла. Вместо января оно пришло только в октябре"
А 30 октября 2003 коллегия Российского авиационно-космического агентства (РАКА) решила рекомендовать правительству РФ отстранить от должности генерального директора — генерального конструктора РСК МиГ Николая Никитина. Ему вменялось в вину срыв сроков строительства третьего экземпляра пассажирского самолета Ту-334. 4 ноября Михаил Касьянов по рекомендации коллегии РАКА подписал распоряжение об освобождении от должности Николая Никитина в связи с расторжением с ним контракта.
Сам же Никитин объяснил, что это лишь предлог: Николай Никитин считает, что претензии по программе строительства Ту-334 были только формальным поводом для его увольнения. "Здесь была масса всяких вопросов,— заявил он вчера Ъ.— Это и наши идеи распорядиться нашей землей в Москве, по которой мы подписали инвестиционное соглашение с Минимуществом; это и предстоящие крупные контракты с Индией и Алжиром; это и непризнание мной долга МАПО перед Минфином. Виновные в этом долге хорошо известны. И именно эти виновные сделали так, чтобы меня уволили". Называть этих виновных господин Никитин не стал. <...> Что же касается третьего самолета Ту-334, то наши украинские коллеги задержали поставку для него крыла. Вместо января оно пришло только в октябре, перед самым моим снятием. Я неоднократно обращался к Коптеву на всех совещаниях, просил помочь на межправительственном уровне, но от него не было никакой реакции.
Возможно, это был и предлог - во взаимотношениях МиГа и государства к тому времени накопилось много и других проблем.
Но вот что показательно, Никитин говорит (повторю в третий раз): "Что же касается третьего самолета Ту-334, то наши украинские коллеги задержали поставку для него крыла. Вместо января оно пришло только в октябре"
Вот как раз зависимость от Украины!
Ну о каком развертывании серийного производства можно говорить в такой ситуации?
А если украинцы вообще перестанут крылья поставлять, или цены резко подымут?
Ну и оценили, что самолет номер 003 будет готов ещё нескоро - только в сентябре 2004 года: Согласно постановлению правительства, вышедшему осенью 2002 года, самолет должен был появиться в июле. То есть сейчас МиГ опаздывает на три месяца. Более того, в корпорации признают, что реально он может появиться только в сентябре 2004 года. Задержку в РСК объясняют срывом платежей по ряду экспортных контрактов (МиГ финансирует программу полностью из собственных средств), проблемами с поставкой узлов и агрегатов с Украины ("Авиант" остается участником проекта) и тем, что названные в постановлении сроки были изначально нереальны. Кроме того, РСК считает бессмысленным вкладывать миллионы долларов (третий экземпляр Ту-334 обойдется корпорации в $20 млн) в программу, пока она не будет обеспечена реальными заказами
И лишь только после всего этого Николая Никитина уволили (Проект Ту-334, из-за которого в конце декабря был уволен глава корпорации "МиГ" Николай Никитин (его обвинили в срыве сроков строительства самолета), утратил практически все шансы на реализацию. Официально проект не закрыт, но и реальных работ по его созданию уже не ведется. Оказалось, что самолет не нужен ни российскому Минтрансу, ни киевскому заводу "Авиант", на который поступили заказы на строительство украинского конкурента российской "тушки" - Ан-148.)
А что нужно было делать? Ещё одно постановление выпускать и новые сроки ему устанавливать?
Да, кстати, Украина решила при этом строить свой самолет Ан-148 - конкурента Ту-334 (и, как следствие, охладела к проекту Ту-334)
Также выяснилось, что Миговцы развивали украинский Авиапром: Как сообщал ранее “Ъ” директор программы по производству Ту-334 РСК “МиГ” Владимир Кравчук, за это время корпорация освоила $43 млн, однако значительная часть этих денег была направлена на организацию серийного производства Ту-334 на киевском авиазаводе “Авиант”
А проект в 2005ом передали в Казань (см распоряжение от 15.04.2005 о организации серийного производства Ту-334 на КАПО) с замечанием, что часть финансирования должен обеспечить Татарстан. При этом миговцы были рады избавиться от проекта: “Мы искренне рады тому, что с нашей корпорации сняли это тяжелое бремя”, — прокомментировала решение правительства пресс-секретарь РСК “МиГ” Елена Федорова. “На производство Ту-334 у “МиГа” не было заключено твердых контрактов, поэтому нам бы пришлось оттягивать финансовые ресурсы с других заказов. Мы не можем себе этого позволить”.
Казанцы тоже попросили денег - правда, счет уже пошел на миллиарды). Но опять выяснилось, что никто покупать эту машину не хочет. Также ещё один момент: для его постройки потребовалась дорогая оснастка, которая была Киеве. История вопроса: 2007 год достигнута принципиальная договоренность о продаже оснастки, 2008 год переговоры ещё ведутся. Ну и также в 2007 году договорились, что киевский «Авиант» берет на себя "производство центроплана и кессонов крыла с монтажами систем, носков крыла, предкрылков и концевых поверхностей крыла" (КАПО и «Авиант» намерены реализовать проект совместного производства Ту-334-100) - то есть без украинцев сделать самолет оказалось сложно.
...
В 2011году, после катастрофы Ту-134 под Петрозаводском, были слухи о принудительной замене всех Ту-134 на Ту-334.
Суммы, кстати, опять выросли: 12 млрд руб. если делать только на замену Ту-134, и (по слухам) 60 млрд руб. если готовить массовое производство. (Назир Киреев – советник премьер-министра РТ: "… Есть бизнес-проект производства Ту-334, разработанный правительством Татарстана, но все зависит от масштабов производства, на которые нужно будет выйти. Если речь идет только о замене Ту-134, то на подготовку производства хватит примерно 12 миллиардов рублей. Если же готовить массовое производство, то завод придется полностью перестраивать - средства будут немалые.", По слухам, размер финансирования программы составит 60 млрд. рублей, причём вся она рассчитана на 5 лет).