Eduard, я эти нюансы немного подзабыл уже, но так, сходу, есть в SOLAS критерии по запасу плавучести. В общем, у танкеров она 20% минимум, у сухогрузов 40%, у пассажиров 100%. На пальцах - весь запас плавучести есть сумма объёмов водонепроницаемых помещений, которые с набором груза начинают уходить ниже ватерлинии. То бишь, над линией водо должны оставаться соответствующие проценты от того объёма. На основании этих расчётов наносят грузовые марки. А это значит, видите какой-то надводный борт? Так вот, когда пароход в грузу, смело представляйте для танкера пять таких высот скрывается под водой. Там ещё всякие нюансы есть + коррупция, когда завышают грузовую марку и диск Плимсоля (очень частое явление под российским и украинским регистрами), но в общем, кажется, что вот-вот пароход утонет, но это не так. Танкера вообще в грузу как утюги. Идут в шторм, низкий борт, волны перекатываются - и всё пучком, никто не тонет. ))))
Вот, а мы как раз марочки обновляли совсем недавно, пару дней назад было время подрейфовать в хорошей погоде:
Вот так это вблизи всё выгдядит. Если коротко, то в зависимости от солёности воды, плотность различается от 1.000 кг на куб.м в пресной до 1.025 в мировом океане как средняя и далее выше в некоторых морях и портах. Соответственно, и судно садится в воду тем ниже, чем ниже плотность воды. Так же расчётный допуск максимальной осадки в зависимости от региона. Весь мир разделен на немного регионов, карта описана в Конвенции по Грузовым маркам. В общем, риска S - основная для большей части мирового океана для лета (Summer), W - для зимы. T - тропическая, F - для пресной, TF - тропической пресной. Как видите, она самая высокая, так как в этих условиях будет самая благоприятная погода и запас плавучести необходим минимальный. А вот ещё особняком всегда стоит WNA - Winter North Atlantic - так как в северных широтах Атлантики зимой самая весёлая на нашей планете погода.
Настоящий рок-н-ролл!