Eugen, нет, то, о чём вы говорите, есть характеристика, называется FWA - Fresh Water Allowance. Например, на моём судне Rawabi 26 она 116mm. Что это значит? При загрузке в морской воде с плотностью 1.025 кг/м3 по нашу летнюю грузовую марку в 6188mm, по приходу в пресную воду с плотностью 1.000 кг/м3 наша осадка, соответственно будет 6188+116=6304mm. А для каждой частной осадки считаем FWA = Displacement / 4 * TPC, TPC берём из таблиц статической остойчивости. Короче, эту тему я как раз хорошо помню))) Я сам старпом, а значит, грузовой помощник. Грузовые операции и все расчёты на мне.
A вот Plimsoll Mark - расчёска вот эта, как раз из-за погоды рассчитывается, как я описал выше. Основные принципы:
"Summer - not more than 10% winds of force 8 Beaufort (34 knots) or more;
Winter - not more than 1% winds of force 8 Beaufort or more. Not more than one tropical storm in 10 years in an area of 5 deg. square in any one separate calendar month"
Ну и на основе этого принципа рассчитываются зоны мирового океана. )))
На тех типах судов, что я сейчас работаю, остойчивостью, по-большому счёту, пренебрегают. В том плане, что расчёт скорый, "на коленке". А вот на грузовых, особенно балкерах, танкерах и хэви лифтах эта задача полна нюансов. Например, насколько где-нибудь в Китае можно грузить пароход, сколько брать топлива и как это всё разместить, чтобы взять абсолютно максимальное число груза, при этом придти в Бразилию спустя месяц или полтора, и чтобы чётко на ровный киль по требуемой осадке, и учесть, что по пути будет одна или две бункеровки. В общем, это надо садиться, внимательно всё считать.
На это уходит время. При это надо учитывать ещё кучу нюансов, например, если лоадер в порту по грузообороту больше, чем производительность собственных балластных насосов, то дебалластировку надо произвести до погрузки, или хотя бы начать, чтобы окончание откатки балласта получилось с окончанием погрузки. А если при этом планируется бункеровка (а она всегда планируется
), то на момент окончания бункеровки должен быть обязательно ровный киль (осадка носом и кормой одинаковые), чтобы взять весь максимум топлива, а ведь судно без балласта и груза будет иметь колоссальный дифферент на корму. Тогда надо подгрузить носовые трюма, но при этом нужно соблюдать порядок погрузки трюмов, чтобы соблюсти допуски по изгибающим моментам судна, а при этом не упустить из виду, что смены трюмов должны быть согласованы с портовым грузовым офицером, и чтобы их как правило было минимальное число - никто не позволит вам бесконечно менять трюма погрузки, чтобы шаманить дифферент на ровный киль. ))) Это дорого. А, например, тот же балласт зачастую плохо откатывается. Чтобы его нормально откатать, нужен как раз-таки хороший дифферент в корму. )))) Короче, первые самостоятельные погрузки, как старпома, скажу я вам - те ещё стрессовые мероприятия! А потом ничё, всё приходит с опытом. ))))