Горький пепел Улу-Теляка.
5. И снова труба...
Почти сразу же, после начала следствия, министерство нефтяной промышленности СССР заняло глухую оборону по всем направлениям. В ходе разбирательства представителями МНП было заявлено, что котлован на месте порыва - искусственного происхождения. Т.е. его раскопали неустановленные лица с использованием землеройной техники, либо, ошибочно, при проведении каких-то работ, либо, умышленно, с неизвестными целями. Почти год ушёл на то, чтобы опровергнуть данную версию МНП . Были опрошены местные жители, проведен ряд экспертиз, были тщательно проверены все организации, в распоряжении которых имелись экскаваторы, бульдозеры, скреперы. Результат был отрицательным. Ни одна организация, имевшая в эксплуатации землеройную технику, не была причастна к повреждению злополучного трубопровода. Были основательно допрошены операторы продуктоперекачивающих станций, персонал линейно-производственных управлений. И, выяснилось следующее. Оказывается, резкое, скачкообразное падение давления в продуктопроводе, вовсе не обязательно могло служить признаком его разуплотнения. В процессе эксплуатации продуктопровода было отмечено, что при плохой первичной очистке продукта на промысловых трапных установках, продукт подвергался естественному крекингу уже в процессе перекачки. Это приводило к тому, что в определённых участках трубопровода, чаще всего на тех, которые в силу рельефа местности, оказывались несколько выше, образовывались т.н. газовые мешки. Проток жидкой фазы продукта при этом сначала прекращался полностью (при этом давление на участке росло), однако, после, когда давление продукта выдавливало газовый пузырь дальше, по ходу жидкости, давление резко падало, и, мешок "летел" по трубопроводу дальше (при этом давление в трубе резко, скачкообразно, падало), вызывая гидроудары по прибытию к следующей насосной станции. Именно так оператор НПС Сетово и пояснил своё видение ситуации со скачками давления в ту злополучную ночь. Аппаратуры, записывающей переговоры дежурных с диспетчерами нефтехимов и дежурными бригадами, на объектах МНП в то время не было, и, уличить персонал во лжи было невозможно. Кроме того, в соответствии с буквой должностной инструкции для оператора НПС, оператор не имел права на единоличное принятие решения об остановке процесса перекачки по продуктопроводу. КГБ СССР тоже вёл своё собственное расследование, однако, искал исключительно, признаки диверсии. По началу, когда МНП было заявлено о искусственном происхождении котлована, следователи КГБ вели себя ретиво, однако, когда выяснилось, что никто никаких ям на трассе не раскапывал, расследование КГБ было быстро свёрнуто. МНП вбрасывало одну версию, за другой. К примеру, было выдвинуто предположение, что причиной образования свища стало коррозионное воздействие блуждающих токов от проходящей рядом железной дороги, которая электрифицирована постоянным током. Однако, когда МНП было указано, что обеспечение электрического дренажа и исправная работа станций катодной защиты продуктопровода - исключительно в заведывании МНП и эта версия была "взята назад". В конце концов, когда участок трубопровода длиной почти 60 метров раскопали, и, тщательно осмотрели, было установлено, что полимерная изоляция трубы на всём протяжении участка имеет множественные повреждения от воздействия ковша экскаватора. Вернее, его зубьев. В некоторых местах покрытие было содрано полностью, а, металл был вмят внутрь. Был даже, приблизительно, установлен тип этой землеройной машины: пневмоколёсный экскаватор типа ЭО-4321. Кое где, на грунте, каким-то чудом сохранились характерные отпечатки от плит аутриггеров ЭО-4321, которые и были зафиксированы фотографированием. И это при том, что места повреждений находились на участках, где никаких раскопок в процессе эксплуатации трубопровода, никогда не было. Похоже, что поиск виноватых наконец-то, вошёл в нужное русло. Расследование обратило своё внимание на строительную организацию, строившую продуктопровод. Начались поиски лиц, работавших на строительстве продуктопровода, и, их допросы. Начали выясняться любопытные факты. Оказывается, при монтаже плетей, часто разгружали трубы (уже имеющие изоляцию, нанесённую на заводе) с трубовозов не краном, а экскаватором, порой, просто сбрасывая их с роспуска на землю. Укладывались уже сваренные плети в траншею, тоже, не трубоукладчиком, а тем-же экскаватором, который и повреждал при этом полимерную изоляцию и образовывал борозды и вмятины на металле трубы. На тех участках, где плети укладывались трубоукладчиком, изоляция труб тоже имела повреждения, но не от зубьев, а от такелажных приспособлений - тросовых чалок трубоукладчиков. Хотя, по технологии работ, остропка плети из изолированной трубы трубоукладчиком должна осуществляться с использованием т.н. "полотенец" - широких строп, не повреждающих изоляцию, в отличие от петель из стального троса. Трубопровод начали раскапывать дальше, в случайных местах в пределах участка трассы приблизительно, 100 кМ. И, во всех раскопанных шурфах непременно находили места повреждения изоляции трубы, аналогичные тем, что были на аварийном участке. Строителям деваться было некуда. Тем более, что МНП, почувствовав себя свободным от большей части подозрений, начало их травлю, подавая следствию документы, в которых говорилось о крайне низком качестве строительных работ, постоянном срыве сроков сдачи объектов, сдачи объектов с большим числом недоделок и наличием откровенного брака в производимых работах...