В советских самолетах полки вообще были открытые, как известно. И на них можно было класть исключительно верхнюю одежду. Все остальное размещалось под креслом.
До 747 на всех самолётах полки были маленькие и открытые.
Насчёт размещения под креслом позвольте посмеяться: под однотрубные кресла, стоявшие почти на всех типах "Аэрофлота" с семидесятых годов, положить можно было разве что обувную картонку. При этом многие пассажиры старались запихнуть ручную кладь под своё кресло, то есть в итоге занять пространство для ног пассажира сзади. Бортпроводники не понимали сути проблемы в таких случаях: "это же ЕГО кресло".
Как я уже здесь (?) писал, ручная кладь выгодна авиакомпаниям, и при этом именно им доступны рычаги для решения этой проблемы. Поэтому она и не решается. Что надо было бы сделать:
1. Ускорить обработку багажа и гарантировать его получение в заявленные сроки, а не через полтора часа после прибытия рейса.
2. Не требовать оплаты первого места багажа. Я никогда не беру свой "кэбинсайз", если могу сдать его в багаж.
3. Упростить процесс выплаты компенсаций (я трижды обращался в трёх разных аэропортах России с жалобами на повреждение багажа, реакции не было ни разу), и довести их размер до более реалистичного.
4. Отработать приём в багаж у трапа излишней ручной клади. "Ютэйр" уже так и делает, кстати. Только не у трапа, а собирает по салону то, что никуда не поместилось.
Но, конечно, взывать к совести пассажиров и рассчитывать на то, что они сами как-нибудь разберутся между собой, гораздо проще.