1.18.1. О расчетах центровки
Для расчета фактических значений взлетной массы и центровки самолета были использованы данные взвешивания почты, багажа, ручной клади после авиационного происшествия, вес пассажиров и членов экипажа был принят на основании данных, предоставленных медучреждениями с учетом одежды весом 5 кг.
При расчете центровки учтены результаты следственного эксперимента по распределению ручной клади под сиденьями каждого из пассажиров, исходя из данных о принадлежности личных вещей при выдаче их родственникам, а также по расположению (рассадке) пассажиров внутри самолета, восстановленному на основании показаний свидетелей. Данные о расположении бортового имущества взяты из «Справки о массе и расположении бортового имущества на самолете ТВС-2МС-ТП № RA-01460, не входящего в комплектацию неизменяемой части пустого самолёта».
Центровка самолета была рассчитана двумя методами: по центровочному графику самолета ТВС-2МС 12 мест (п. 3.1.1 РЛЭ) и по моментам относительно центра тяжести (формула представлена разработчиком самолета).
В результате выполненных расчетов получены следующие данные:
- взлетная масса самолета составила 5542 кг;
- значение центровки при расчете по центровочному графику из РЛЭ составило не менее 32.5% САХ, по моментам - не менее 34% САХ.
Таким образом, значения взлетной массы и центровки самолета выходили за эксплуатационные ограничения для самолета-типа (5500 кг и 29.5% САХ соответственно).
Комиссия также выполнила стандартный расчет центровки согласно данным сводно-загрузочной ведомости и информации, которой владел экипаж перед вылетом. Полученное значение составило не менее 32% САХ, что также выходит за пределы установленных ограничений.
Следует отметить, что расчеты центровок для 10 других полетов с полной загрузкой самолетов типа ТВС-2МС, эксплуатируемых авиакомпанией, проведенные по представленному в РЛЭ графику, показали, что полученные результаты занижают центровку в среднем на 2% (по сравнению со значением, которое получается при расчете по формуле моментов, представленной разработчиком самолета).
Согласно Акту по результатам предъявительских и приёмо-сдаточных испытаний самолёта ТВС-2МС, заводской номер 1Г23151.1Р012 (RA-01460), утверждённому директором ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» 26.04.2016, самолет годен к Промежуточный отчет самолет ТВС-2МС RA-01460 26 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ эксплуатации с ограничениями, указанными в Решении ТВС-2МС-OR-002-16 от 26.04.2016 (диапазон эксплуатационных центровок самолета 17.2 - 33 % САХ, такой же диапазон указан и в тексте Акта), а в Карте данных к Аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации диапазон эксплуатационных центровок составляет 19 - 29.5 % САХ. Комиссией был направлен соответствующий запрос во ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». В полученном ответе говорится: «…при коммерческих перевозках воздушными судами гражданской авиации диапазон предельно допустимых центровок, указанный в карте данных к Аттестату летной годности самолета ТВС-2МС, составляет 19 – 29.5% САХ …».
В Отчете по летным испытаниям «Определение характеристик сваливания, устойчивости и управляемости, летно-технических и взлетно-посадочных характеристик, оценка работы силовой установки самолета ТВС-2МС», утвержденном директором ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», говорится: «… на повышенных режимах работы двигателя самолет обладает продольной статической неустойчивостью в конфигурации δз=40° и нейтральностью с δз=20° при центровке Хт = 33.3% САХ …», «… в посадочной конфигурации на повышенном режиме работы двигателя при центровке 33.3% САХ наблюдается неустойчивость по усилиям, недопустимая, согласно норм летной годности».
По имеющейся информации, на момент АП в государственном реестре гражданских воздушных судов России были зарегистрированы 15 ВС, в названии которых имеется аббревиатура «ТВС-2МС». При этом 8 ВС были зарегистрированы как «типовые» (согласно Аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации, утвержденному заместителем Министра транспорта Российской Федерации и заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации), остальные – как ЕЭВС, при этом у части ЕЭВС в качестве предельно задней центровки указана величина 33% САХ
Также установлено, что при условии:
- центровка пустого самолета в диапазоне 17.3 – 20.23 % САХ;
- 12 пассажиров без багажа (летний или зимний варианты);
- количество топлива – 500-900 кг,
получаемая центровка составляет не менее 31% САХ.
Любое количество багажа на борту приводит к смещению центровки назад.
Таким образом, при максимально разрешенном согласно Карте данных к Аттестату о годности самолета ТВС-2МС к эксплуатации количестве пассажиров (12 человек), получаемые значения центровки всегда будут выходить за установленное ограничение (29,5% САХ).