А теперь - слайды
, вернее,.. вопросы:
По серийным/бортовым номерам и модификациям:
- потерянный в катастрофе б/н 59 из Телави – сер. 09-05 или 09-06?
- был ли построен
Ми-26ПП (в книге по истории МВЗ написано, что «создан в 1986 г.»; но это проект или реально построенный вертолет; например, там же написано, что Ми-26ТЗ создан в 1988 году, но реально впервые взлетел только в 1996-м);
- сер. 03-09 бн 04 из НПО Взлет с «бочонком» по правому борту, часом, не
Ми-26Л235 – ЛЛ для осуществления геологоразведочных работ (1987)?;
- откуда в КНДР взялось 4 Ми-26: два из них 23-10 и 24-06 поставлены новыми, а вот что ещё за две других машины (военный «секонд-хенд»)? Возможно, кто-то знает их серийные или заводские номера? В SIPRI пишут, что все 4 поставлены Россией в 1994-95 гг.;
- кому могли принадлежать во времена СССР вертолеты с бортовыми:
11 - Каган?
84 - Цулукидзе?
86 - Цулукидзе?
- куда подевались норильские и сандаровские Ми-26? Это 6 машин. Их, вероятно, списали, но где они фактически находятся/находились?;
- какой был серийный номер у Ми-26 МВЗ (камуфляжный), который на всех снимках показан без номера?;
По бортовым номерам:
- пока непонятно с Каганом – то ли номера были 01-12, то ли 10-…, либо 01-14+:
Версия 1:
«В мае 1985-го года два Вертолёта с бортовыми номерами - "10" и "11" получил 162-й ОТБВП Среднеазиатского Военного Округа, г. Каган, Командиром отряда был назначен майор Лихачёв, всего на аэродроме г. Каган были размещены три Вертолётов "Ми-26" с бортовыми номерами - "10, 11, 12 - Жёлтые". Аэродром не был рассчитан на эксплуатацию таких машин и первое время Вертолёты находились на стоянках 1 ВЭ, напротив ТЭЧ и не летали. В 1986-м году вся 1-я транспортная ВЭ, состоявшая из Вертолётов "Ми-26" была отправлена в на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы.
Ещё в Каганском авиагарнизоне находились Вертолёты "Ми-26" с бортовыми номерами "01 - 09 - Жёлтые", после расформирования все Вертолёты были отправлены в Джамбул».
Реестр Ми-26 | Страница 15 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU
Версия 2:
«Очень благодарен. Вспомнил. Наши машины которые мы пригнали в 85 году в Каган. Это 2046, 2047, 2048.Бортовые соответственно 10, 11, 12. Налёт только в 85 и 86 годах был по 300 часов. Затем с небольшим остатком борта остановили из за выработки ресурса ВР26 (300)часов. В 1989 году перегнали эти борта в Джамбул. О дальнейшей судьбе не знаю. По идее им должны были заменить редуктора.
Честно сказать, не помню какой серии были у нас вертолёты. Мы как то в то время ещё не обращали внимание на их серии. Но это не сложно вычислить. Первые вертолёты мы принимали ранней весной 85 года. Потом принимали в 87 году. У нас ещё появилась проблема. Какой бортовой номер нарисовать вертолёту. Первые были 10, 11, 12. По логике 13. Пришлось его обойти. И дальше у нас пошли 14 и т. д.»
МИ-26
- немного непонятно и по Казахстану: на момент распада СССР здесь имелось 23 Ми-26: 19 – в Джамбуле, по 2 – в Аральске и Бурундае. Спутниковое фото от 2002 г. показывает наличие в Джамбуле 18 машин. А куда делись ещё 5? Не думаю, что их до 2002 г. порезали; и в Боралдае (экс-Бурундай) фюзеляжей Ми-26 по состоянию на 2002 г. уже не было;
- откуда в «распоряжении Министерства обороны Украины оказалось 28 Ми-26» (Авиация и время 2000 № 6): 24 – Калинов, а ещё 4 – откуда – что-то «зависло» на Конотопском АРЗ? (здесь ремонт Ми-26 освоили в 1989 году; очевидцы вспоминают, что в середине 90-х там стояло 2 военных Ми-26, один из них «чернобыльский», якобы б/н 81 + 2 вертолета в гражданской окраске (вероятно, из Кременчугского училища)). На снимках из космоса видно, что в 2012-19 гг. на территории АРЗ находятся 4-5 Ми-26 (один из них – постоянно с лопастями).
- были ли в авиации ФПС Ми-26 с бортовыми 91 и 98?;
- был ли в авиации ВВ МВД Ми-26 с бортовым 29, т.к. 30 и 31 существуют, а б/н 28, вероятнее всего, потеряли в аварии?
По полкам/эскадрильям/отрядам:
-
были ли Ми-26 в:
91 отао 14 ОА ПВО (Елизово) – якобы 3 с 1988 года; возможно, эти 3 Ми-26 путают с 15 оап авиации погранвойск?;
144 отао 11 ОА ПВО(Чита) – якобы 3;
50 осап (Липки) – якобы 1 в «аэрофлотовской» раскраске» (возможно, просто прилетал из Кобрина – там такие вертолеты были);
- Кяхта:
в полку на момент его расформирования имелось 12-14 машин. 4 отправили в Норильск, 1 – в Калинов, 3 – в Сандар. А куда делись ещё 4-6? Варианты – Елизово (91 отао, Чита (144 отао) и Чирчик (23 отаэ) – все это авиация ПВО;
И одна просьба:
Есть ли у кого в «бумажном» виде журналы
Мир Авиации 2005 № 2 и Авиамастер 2006 № 4 – там были фото пограничных Ми-26, участвовавших в афганской войне; возможно, удастся прочитать их бортовые номера (надеюсь, что получится выяснить бн вертолетов из Бурундая), т.к. в интернете качество электронных версий этих журналов не позволяет различить б/н.
Буду признателен за правки, дополнения и уточнения к приведенному выше материалу.
Всем хорошей ночи, вечера, утра или дня (в зависимости от Вашего географического положения на сию минуту)!
С уважением,
Сергей