Реестр Ту-22

Модератор темы: APKAH, blinder1
Небольшое уточнение: Алексей привёл фотографию заводского номера Ту-22М3 в дополнение к постам #327 и #331, о машинах (на тот момент) подготовленных к утилизации на а/д Воздвиженка.
На аэр. ВОЗДВИЖЕНКА базировался полк ТУ-22м3. В 2009 г. Полк сократили, 10 машин перегнали на а/б БЕЛАЯ, с остальных самолётов сняли что можно и нужно как запчасти, 18 фюзеляжей оставили на утилизацию. В настоящее время из 10 перегнаных самолётов летает всего один, остальным нужны двигатели, насосы и другие запчасти.
 
Реклама
Как и на территории учебного аэродрома в Иркутске музей не организовали и два Ту-22-х тоже пропали,как и вся почти полностью остальная авиатехника этого учебного аэродрома...
Да в ИРКУТСКОМ ИВАТУ было два самолёта ТУ-22 и перегнаный с БЕЛОЙ ТУ-22М3. После эвакуации училища в г. ВОРОНЕЖ самолёты стали не нужны и их "АЛИКИ" стали потихоньку резать на металл. Наш ТУ-22М3 не жалко, а вот первый экземпляр был уникальный(переходная модель), редкий экземпляр. Это говорили техники которые учились в ИРКУТСКОМ училище.Вот так редкий экземпляр исчез с земли Сибирской, пошёл на алюминиевые заклёпки.
 
В мое время солдат-срочников к обслуживанию авиатехники не допускали.Это мог быть водитель АПА,ТЗ,воздушки и т.д.
Во времена застоя в 1225 и 1229 полках к каждому самолёту приписывалось по три солдата срочника, которые вместе с техниками занимались ремонтом самолёта, меняли трубки, замена резины, выкатывали двигатели. СССР распалась и солдат не стало. Закрыли и школы ШМАС. Теперь в частях больше офицеров чем солдат.
 
вот первый экземпляр был уникальный(переходная модель), редкий экземпляр. Это говорили техники которые учились в ИРКУТСКОМ училище.Вот так редкий экземпляр исчез с земли Сибирской, пошёл на алюминиевые заклёпки.
В реестре https://aviaforum.ru/threads/reestr-tu-22.20954/ он отмечен...
 
Странно, но чуть ранее, 13.03.1968, в том же 341 тбап, при схожих обстоятельствах, погиб экипаж Варваричева А.А...Та же модификация - Ту-22П, не выход правой стойки шасси, аварийная посадка на левую стойку шасси, разрушился и сгорел прямо на ВПП аэродрома Озерное.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Причина этой катастрофы не в невыпуске шасси, а в том что была ошибка в ИЛЭ действия по которой привели к катастрофе-были отключены демпферы тангажа, а без них если об этом не знаешь можно выйти на закритический тангаж. Подробнее см "Аварии и катастрофы самолётов ДА". В данной катастрофе виноват командир полка который отстранил РП и сам начал диктовать лётчику инструкцию, если бы он не лез в руководство то полёт закончился благополучно таково мнение всего лётного состава моего полка. Я в полк прибыл в 1973 году и мне об этом с горечью рассказывали в один голос все лётчики. Об этом подробно в инете где то пишет Баранов Альберт Висильевич.
В двухтомнике ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ -век в боевом полёте , в первом томе описываются несколько аварийных посадок экипажей БАРАНОВА,ПЕРУШЕВА,БЕСПРОЗВАННОГО, за годы эксплуатации было потеряно 60 ТУ-22. Информация из двухтомника.
 
Информация о Ту-22 ВВС ЛИВИИ

«Ревущие звери» для полковника Каддафи

10.03.2011
КАЗАНСКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ БЫЛИ САМЫМ МОЩНЫМ ОРУЖИЕМ ВВС ЛИВИИ. СПОСОБНЫ ЛИ ОНИ ВЗЛЕТЕТЬ СЕГОДНЯ?
Судя по данным из Ливии, ее ВВС участвуют в подавлении беспорядков – бомбят находящиеся в руках мятежников аэродромы, военные склады и радиостанции. Наверняка, есть и планы на случай вторжения. Большая часть авиапарка – истребители и легкие бомбардировщики советского производства. Но в середине 70-х СССР поставил Ливии и тяжелые сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. Можно ли сегодня подготовить их к боевому вылету? Об этом «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у технического директора казанского филиала ОАО «Туполев» Льва Недзельского, который работал с этими бомбардировщиками в Ливии.
СВЕРХЗВУКОВЫЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ
Вначале – несколько пояснений для лучшего понимания предмета.
Ту-22 строились на казанском авиационном заводе с 1959-го по 1969 год. Всего было изготовлено 311 Ту-22 (стоимость каждого – около 10 млн. рублей) в модификациях бомбардировщика (Ту-22А и Ту-22Б), разведчика (Ту-22Р), ракетоносца (Ту-22К), постановщика помех (Ту-22П) и учебно-тренировочного самолёта (Ту-22У). Машина была сложной в эксплуатации и пилотировании. Пилотами на Ту-22 были только летчики первого класса - не все могли совладать с этим тяжёлым и скоростным самолетом. Освоение Ту-22 шло тяжело (что отражено в посвященном испытателям этой машины бестселлере Александра Бахвалова «Нежность к ревущему зверю» и основанном на нем известном художественном фильме), с высокой аварийностью и выявлением различных особенностей. Так, при полетах со сверхзвуковой скоростью на высотах менее 4 тысяч метров обнаружилось, что ударной волной разрушает даже кирпичную кладку. В Дальней авиации Ту-22 служил до 1994 года, и у самолетов еще оставался ресурс.

В 70-х Ту-22 появились и за границей – сначала их поставили в Ирак, а потом – в Ливию. Встречаются утверждения, что с апреля 1979 года советские пилоты использовали Ту-22 ливийских ВВС для отслеживания действий западных флотов в Средиземном море. Ливийские Ту-22 участвовали в войне Уганды с Танзанией (1978-1979), в гражданской войне в Чаде (1980-1981), в чадско-ливийском конфликте (1981-1987). По неподтвержденным данным, две машины были сбиты (одна – зенитно-ракетным комплексом советского производства «Куб», вторая - ЗРК американского производства Hawk). Еще пара была захвачена чадскими повстанцами. В 2002 году такие авторитетные источники, как Jane's World Armies и Jaffee Center for Strategic Studies, сообщали, что пять Ту-22 все еще находятся в боеспособном состоянии.
КАТАСТРОФА НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ
- Лев Васильевич, приводятся разные данные о количестве поставленных в Ливию Ту-22, речь идет даже о двух десятках и более машин…
- Мне известно, что в Ливию поэтапно поставили восемь самолетов в варианте «чистых» бомбардировщиков – Ту-22А и одну учебно-тренировочную спарку Ту-22У. Первоначально их разместили на авиабазе на берегу Средиземного моря, километрах в пяти от Триполи. Но там такой климат, что техника стала энергично коррозировать. Тогда ливийское правительство решило построить авиабазу в пустыне. Место выбрали примерно в тысяче километров на юг от Триполи, в оазисе Эль-Джофра. Туда же перевели и командование ВВС. Советские инженеры и рабочие по советскому же проекту воздвигли шикарнейшую авиабазу, какой и в СССР не было.
- Как такое возможно?
- У нас же на всем экономили, а там – нет. В результате, сделали идеальную базу, с построенными по всем правилам специализированными мастерскими, с современнейшим оборудованием, с громадным количеством стендов. В СССР всего этого, как правило, специально не строили, оборудования и помещений постоянно не хватало, или они были плохие. Впрочем, в отличие от ливийцев, у нас всегда под боком имелись заводы.
Так вот, там никогда не бывает дождей и минусовой температуры, поэтому прекрасно сохранились даже дороги, построенные англичанами еще до Второй мировой войны. А современные дороги - просто шикарные, причем асфальт для них возили в бочках из Испании… В этом климате ничего не гниет. Скажем, барана режут, выбрасывают, что не надо, и ничего не портится – высыхает моментально. Может, поэтому к чистоте и порядку ливийцы не привыкли. Первое впечатление от базы - гора мусора. Для нас это было дико, и мы сразу самосвалов десять в пустыню вывезли.
- В чем заключалась ваша работа?
- Смотрели за состоянием самолетов, курировали всевозможные ремонты, которых было немало – то машина сядет до полосы, то выкатится за ее пределы и так далее. Производственной стороной занимались сотрудники рязанского авиаремонтного завода.
- Самолеты были «подержанными»?
- Возраст – 6-8 лет. Их собирали по частям Дальней авиации. В Казани машины ремонтировали, снимали оборудование для ракет и ядерного оружия, наносили пустынный камуфляж и опознавательные знаки ливийских ВВС.
- 16 июля 1976 года при посадке на заводской аэродром на одной из этих машин разбился экипаж Владимира Шевцова. Что случилось?
- Я их всех знал… А штурманом-оператором был муж моей сестры - Юра Ребрик. Мы с ним в тот день на рыбалку собирались: прилечу, говорит, позвоню… У них сработала сигнализация – «Пожар в левом двигателе». Потушили – он дымился, но не горел. Садились с одним двигателем. Эта ситуация расписана в летной инструкции – закрылки на определенный угол выпустить, скорость держать больше, чем обычно. Они все это нарушили, в результате, «провалились» – подъемной силы не хватило, и рухнули с высоты 35 метров. Самолет развалился пополам… Как узнал, помчался туда. Прибежал, начальник цеха говорит: «Найдешь Юрку?» Брезент поднимает, а там - три обугленных тела в кожаных летных костюмах. Лица и руки до костей сгорели. Говорю: надо завернуть рукав куртки. Завернули, смотрю – наколка, «Юра»… Поехали втроем к сестре. Они тогда в Северном посёлке снимали комнату, сын только родился. Татьяна, когда ей сказали, потеряла сознание… Пенсию она за Юру получала хорошую, но как в четырехметровой комнате с сыном жить? Взял Татьяну и пошел на прием к Виталию Егоровичу Копылову - директору авиазавода… Жесткий был мужик… Как же так, говорю, они, летуны, под Богом ходят, а погиб человек, и все - никому ничего не надо… Копылов походил из угла в угол, потом говорит отвечающему за квартиры: «Завтра покажешь ей не однокомнатную, а две самых лучших двухкомнатных, пусть выберет».


МАТОМ ЛИВИЙЦЫ ОВЛАДЕЛИ В СОВЕРШЕНСТВЕ
- Какими были в Ливии бытовые условия?
- Интересными. Жили по четверо в итальянских домиках, которые почему-то называли «трейлерами»: две спальни, кухня, столовая, ванная, туалет. Обязательно – кондиционер: летом – жара до 70 градусов, на обшивке самолета яйца варили. Поэтому работали с 5 до 11 утра, потом - с 4 вечера и до упора.
Едят ливийцы только руками. Например, кашу с мясом и специями. А мы сами себе готовили, благо, продукты очень дешевые, но было интересно их кухню попробовать. Раз говорю начальнику технико-эксплуатационной части (ТЭЧ), Таипом звали: «Можно попробовать, что твои едят?» Нет проблем. А из чего едят?! Валяется на земле картонка, фанерка, он подбирает, на нее шлеп каши, и ест. И мне тоже с пола что-то подняли. Ну да ладно… Попробовал - один перец! Вздохнуть не могу, слезы текут! А они довольны: для мужского здоровья, дескать, хорошо!
В Ливии - сухой закон. Для местных военных за распитие – расстрел, а нашим специалистам, если попались, - высылка из страны, а государству – 100 тысяч долларов штраф. Всю жизнь будешь расплачиваться. Но строители, говорят, все равно пили зверски – брагу (а дрожжи и сахар там почти ничего не стоили). Невозможно было с ними сладить. Не все, конечно, так жили. Наши специалисты чуть ли не годами не видели спиртного. Но русские люди (в смысле «российские» - среди нас были и татары, и узбеки, и украинцы) все равно так устроены, что хоть немного, но выпивают. А в Ту-22 - четыреста литров «шпаги» - сорокапроцентного раствора спирта для системы кондиционирования. Но даже когда в ходе ремонта его сливал, запастись было невозможно - за мной постоянно следили. Почему? Я на фирме командовал вооружением, а в Ливии такими вещами занимались только местные кагэбэшники. Поэтому они думали, что и я такой, то есть могу шпионить, и за мной разве что в туалет не ходили… Но как-то приехал к инженерам-«мигарям» (рядом базировались МиГ-25). Их майор спрашивает: как устроились? Нормально, отвечаю, только даже в праздник не примешь, да и нет ничего. Вон, говорит, видишь, - бочка? Итальянский апельсиновый спирт. Сколько надо, бери. В общем, налил канистру. Приехал домой, вечером сделали плов, выпили, но не более ста граммов на человека, чтобы утром – как стеклышко.
- Как общались с местными?
- Нормально. Большинство их летчиков училось в Союзе. Русский они знали неплохо, а мат – в совершенстве. Настолько профессионально ругались, что даже наши так не могли… Заработки у офицеров были высокие, на месячные командировочные можно было купить машину. Если в семье рождался третий ребенок, государство выплачивало 100 тысяч долларов. Среднее количество детей в семье – шесть. Разрешалось иметь четырех жен, но таких семей было немного. Чтобы жениться, мужик должен подарить невесте украшений на два килограмма. Считаю, правильная традиция. Если женщина не имеет детей, через год супруг ей может сказать: уходи. Но золото она забирает с собой, то есть существует на эти деньги.
Таип показал мне фотографию - шестеро детей. Смотрю – какие-то они слишком белые. Оказалось, жена – белоруска. Как-то приехали к ним в коттедж, она вышла - крепкая, краснощекая, лет сорок, Дарьей звать. Обрадовалась: «О, ребята! Здорово! Как я соскучилась по русским!» «Как ты решилась? – потом ее спросил. - Климат жуткий, люди совсем другие!» - «Вот ты где отдыхал в прошлом году?» - спрашивает. - «В саду». - «А в этом году?» - «Тоже» - «А на следующий год?» - «Ну, куда я с такими деньгами поеду?» - «А я в прошлом году в Таиланде была с детьми, в этом - на Гаити поеду. Старшая дочка в Кембридже учится, ты можешь детей послать в Кембридж?» - «А если он возьмет себе вторую, а то и третью жену?» – спрашиваю. - «Пусть только попробует, я ему оторву чего надо! Ха-ха!»…

Фантом ВМС США сопровождает ливийский Ту-22 над Средиземным морем
Держала его в руках только так… Спустя двадцать лет, когда мы вновь ехали по делам в Триполи, с нами летел посол Ливии в России, он спросил: с кем бы вы хотели работать? Я назвал Таипа. Привезли меня на военный аэродром, смотрю, на лавочке сидит военный, весь в эполетах, орденах. Увидел меня: «Мистер Лев?!» «Таип?!» Обнялись. Он был уже на пенсии. И опять мат сплошной! Хотя, говорит, совсем забыл русские слова.
ПОДДАННЫЕ ЗЕЛЕНОГО ДВОРЦА
- Как менялась страна между вашими визитами? Кстати, сколько их было?
- Пять… Раньше это была очень мусульманская страна. В Триполи - ни одного театра или кинотеатра, зато мечети – на каждом шагу. А последний раз приехали – женщины за рулем, по улицам девчонки ходят без всяких платков. Много иностранных компаний – американских, турецких, очень много китайцев, наших немало. Кстати, их посол очень хорошо отзывался о Татарстане… Богатая страна, и внедряться туда есть смысл. Помню, и я сам в первой командировке заработал неплохо: за два месяца получил 1 тысячу 200 долларов – большие деньги по тем временам.
Какие еще перемены? В Эль-Джофра было красивейшее озерцо, голубое-голубое. Когда только приехали, первая мысль: о, искупаемся! Хорошо, местные предупредили – ни в коем случае: высокая концентрация солей, потом экзема замучает… В этот раз были – все изменилось! Пальм – видимо-невидимо. В это озеро из-под земли качают воду, и теперь оно не просто стало сотни метров в диаметре, но в нем можно купаться, и рыба водится. Более того, подземная вода и сам климат изменила – там стали выпадать дожди! И видно, что ливийцы очень гордятся сделанным.
C:\Users\VITALIK\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif
- Каддафи видели?

- В первый приезд были на приеме в зеленом дворце. Беседовали с ним. Нормальный мужик. Речь шла о том, можем ли мы поставить еще такие самолеты, можем ли построить ремонтный завод, обучить людей. Они хотели создать базу, чтобы покупать наши самолеты, но не зависеть от нас… Что поразило? Кругом его портреты, разве что в туалетах нет, культ личности – дикий!
- Что-то аналогичное нынешним волнениям было?
- Нет, даже намеков. Наверное, выросло поколение, которое может думать о чем-то. А тогда... Есть цивилизованный народ, который учился в СССР, Америке, Англии - обычные интеллигентные люди. А основная масса – полудикая. Бывало, едешь с их солдатами, они с автоматами, а все лица расписаны татуировками – ну, дикари! Думаешь: сейчас как возьмет и бабахнет. Просто так.
- Как ливийцы показали себя с профессиональной точки зрения?
- Прямо скажем, нижний слой населения слаборазвитый – очень долго надо объяснять, чтобы человек что-то сделал. И это не все. Как-то потребовалось снять панель крыла, для чего надо открутить две тысячи хорошо прикипевших болтов. Попросил человека в помощь. Таип привел здоровенного негра, я при нем три болта отвернул - понял? Понял. Таип ушел, мой помощник отвернул один болт, взмок, сел на бетонку, закурил, одну сигарету кончил, вторую от нее прикурил. Я уж за это время пять болтов открутил. Давай, говорю, работай. Нет, не хочет. Пошел к Таипу: твой-то сачкует. Как?!! Пошел вразвалочку, на ходу достал из высокого ботинка стек, и как обходил этого! Но как ушел, мой помощник опять сел и закурил… Еще пример. Для работы были нужны теодолит, нивелир. Спрашиваю: «Где у вас все это?» А вон, показывают на комнату. Открываю, а там песок до потолка – надуло в щелочки.
Вояки они неважные. Если в Ираке - очень хорошие летчики, то ливийцы, в основном, пользовались услугами наемников - корейцев, китайцев, тех же иракцев. Они жили в Ливии, откуда их командировали на учебу в СССР. К тому же там был и учебно-тренировочный Ту-22, постоянно находился испытатель туполевской фирмы. При мне работал один, фамилии не помню, я его Складным Ножом звал - он весь такой шарнирный. А летать любил!.. И курильщик жуткий. Его пристегивают к креслу – курит, начинают поднимать - курит: «Сигарету выкинь!» – кричу. – «Выкину, выкину…» И вот он поднялся и только тогда выбросил окурок в форточку.

Очень достойные летуны корейцы и иракцы. У ливийцев было двое хороших парней, а остальные – так, без любви. Если наши используют малейшую возможность, лишь бы полететь, то ни – «ну, если надо, полечу».
- При вас самолеты совершали боевые вылеты?
- Да. Только впервые приехали на авиабазу, спрашивают: «Кто из вас вооруженец?» Я, говорю. Меня – в машину и на стоянку самолета. Оказывается, вернулись из вылета, а бомбы (фугасно-осколочные ФАБ-250, десять штук на внутренней подвеске, хотя можно было гораздо больше брать) не сошли. Разобрался… И они не только бомбили, но и обстреливать умудрялись. У Ту-22 в хвосте - пушка для обороны, так они даже всадников на дорогах из нее расстреливали! А то еще и просто ходили над противником низко на сверхзвуке. А под такое попасть…
- Это правда, что два «Ту» сбили и еще два захватили?
- О таком мне неизвестно.
- Летали все девять самолетов?
- Нет, один почти сразу сел в пустыне и поломал шасси. Еще один перегнали в Ирак.
САМОЛЕТЫ И ПОЛИТИКА
- Какие-то нарекания к технике были?
- Ярко выраженных – нет. Недостатки были – как всегда и везде. Ливийцам не нравилось, что на Ту-22 катапультирование – вниз: боялись, и правильно – при катапультировании ниже двух тысяч не выживали.
- Как в общем они оценивали советскую технику?
- А им не с чем было сравнивать. Да, ливийцы использовали французские истребители «Мираж» и вертолеты «Суперфрелон», но когда мы приехали, эти машины почти не летали. Больше тысячи советских самолетов купили! Последний раз был, смотрю - стоят в капонирах без дела. Причем классные машины, например, МиГ-25. И налет – 8-10 часов! Для острастки же соседним странам купили. И Ту-22 стоят брошенные на аэродроме. И у них налет мизерный. Для поставок выбирали машины с налетом 100-200 часов, да в Ливии они «накрутили» по 50-60. Для сравнения: в СССР Ту-22 летали по 30-35 часов в месяц, и 10 тысяч часов общего налета были нередким делом.
- Когда в крайний раз видели ливийские Ту-22?
- Кажется, в 2003-м. В середине 90-х контакты с Ливией прекратились, и Ту-22 встали - ничего ливийцы без нас не могли. Лет восемь к бомбардировщикам никто не подходил. Но вот на очередную годовщину революции Каддафи заставил одну машину поднять. Не знаю, было ли такое в истории: самолет, который не обслуживался 8 лет, заправили, и он полетел. Походил над Триполи, вернулся. Говорят, когда летчик выбрался из машины, встал на колени и молился… Мы приехали спустя пару недель после полета. Видел я и этот самолет: все под ним было заставлено поддонами – керосин тек: баки-то - резиновые, восемь лет к ним никто не прикасался, и керосина в них не было, конечно, трещины появились… Грустно было видеть авиабазу – ни одного работоспособного самолета. В здании ТЭЧ – десятисантиметровый слой пыли. Стоило нам уехать и все - ничего сами не могут.

- А зачем ездили?
- Ливийцы просили посмотреть, можно ли Ту-22 привести в боевую готовность. Осталось шесть машин, и сохранились они - удивительно! Протестировал электронику – выдает все положенные параметры! Проблема в том, что к Ту-22 не хватает запчастей – не делают давно таких. Вот где сейчас взять ламповый приемник?! То есть если сломается, отремонтировать будет нечем.
Тем не менее, мы поработали, побывали на ремзаводах, нашли запчасти, людей, договорились, что морем самолеты доставим в Калининград и отремонтируем. Но вмешалась политика.
- Так все-таки, можно их привести в боевую готовность?
- Мы можем это сделать, ливийцы - нет. Хотя и нам это будет очень трудно. Легче новые самолеты поставить. Кстати, видимо, по политическим же причинам не состоялась и сделка по продаже Ливии намного более серьезной техники, тоже казанского производства – Ту-22М3, хотя мы были готовы продать, а они - купить.
Тимур Латыпов
 
Из двухтомника. В ЛИВИЮ И ИРАК было продано всего 30 самолётов в двух вариантах:бомбардировщик ТУ-22А и учебный ТУ-22У.Организацией переучивания ливийцев и иракцев занимался генерал-майор авиации ШУКШИН В.С. А обучал летать иностранцев Начальник боевой подготовки 6го ОТБАК полковник ВИТЯЗЕВ В.Д. Он же ВИТЯЗЕВ В.Д. пилотировал ТУ-22 на съёмках фильма "НЕЖНОСТЬ К РЕВУЩЕМУ ЗВЕРЮ". Ливийцев обучали летать на аэр.ЗЯБРОВКА. А в самой ЛИВИИ их учил пилотированию первокласный лётчик майор Ю.М. КВИРИКАШВИЛИ.
 
Бумбараш,

Вы не подскажете какова длина полосы в Барановичах? 3000 или 3500 метров? Дело в том, что железнодорожная насыпь там достаточно высокая, из простого плацкартного вагона ВПП просматривается почти вся когда мимо ее проезжаешь. На каком отрезке полосы происходил отрыв Ту-22 при взлете с максимальным допустимым весом (топливо + ракета, топливо + бомбовая нагрузка)? Какие потом были параметры набора высоты при такой взлетной нагрузке, сколько метров в секунду? Был ли риск и на взлете поезд днищем чиркнуть?

Про серии выпусков бортов я спросил в том плане, что все источники утверждают что Ту-22 выпусков после 1970-го года уже имели всю необходимую начинку с завода, которая позволила снизить аварийность и нагрузку на экипаж. Остальные машины прошли модернизацию.

Чупин,

Я тут порылся в материалах интернета о "Шпаге", оказывается жидкость была чистейшим виноградным спиртом без примесей, получше многого алкоголя, который сейчас повседневно продается в магазинах. Якобы даже были такие случаи что экипажи в полете выставляли параметры использования "Шпаги" самолетом почти на ноль, так, что после полета ее можно было сливать в больших количествах незамеченно. Это было технически возможно, показания приборов и датчиков, уровень жидкости никто не проверял?

По иракским и ливийским Ту-22 врядли можно на что-нибудь оставшееся надеятся, там было три войны и во время всех воздушных кампаний упор делался именно на то, чтобы уничтожать авиацию на стоянках. Укрепленные капониры били противобункерными бомбами, которые взрывались внутри. Арабы вообще во всех войнах всю свою авиацию потеряли.
А так идея действительно хорошая, реставрировать боевой Ту-22 (или хотя-бы спарку если такая машина осталась) и поднять ее в воздух снова. Американские коллекционеры бы сразу за нее обеими руками ухватились. Правда квалифицированного летного состава у них нет - это не Миг-21 который можно купить и сразу летать.
 
Восстановить ТУ-22, это отличная идея, восстановить самолёт очень дорого. Топливные баки надо новые заказывать из спец. резины. Блоки и аппаратуру надо будет восстанавливать по схемам с завода. Шасси надо будет гонять на стенде с десяток раз. Крылья и фюзеляж надо проверять на коррозию и разрушение авиалюминия. Надо не один миллион долларов. Хотя я бы в этой авантюре поучаствовал. Пример наши, 200 гв. ТБАП летал на аэр. МОНГОХТО и собирали три ТУ-22М3 и перегоняли на завод в КАЗАНЬ на кап. ремонт. Получилось. Надо найти заинтересованных людей с деньгами и предложить восстановить Ливийский или ИРАКСКИЙ ТУ-22.
 
Реклама
\\\\\\\На 1988 год в трех Белорусских полках было 98 Ту-22К/КД/КДП.\\\\\\
Случайно на эту ветку наткнулся. Прошу извинения, но вставлю свои "5 копеек". Во-первых К в строю все были со штангами. Не корректно их КД обзывать (К и КП). Потом УД не было. Были только У. И наконец в полку по штату 24 ракетоносца, помножить на два (столько тбап на Ту-22 были в РБ), получается 48. Даже если сюда прибавить машины с Озерного (Украина), то будет 72 (никак не 98).

\\\\\предположительно з/н присваивался еще на стадии постройки.\\\\\\\\\
Не на стадии постройки, а на стадии закладки самолета. Ибо для определенного зав№ определены работы при постройке ЛА.

Для \\Чкаловца\\
Если не сложно черкните свое мыло?!
С уважением, Сергей ([email protected])
 
В БЕЛОРУССИИ было три полка 22х: Мачуличи 121а.полк Ту-22КД, БАРАНОВИЧИ 203а.полк ТУ-22КД,ЗЯБРОВКА 290а.полк ТУ-22РД. В БОБРУЙСКЕ 200 а. полк ТУ-22М3 они у нас на БЕЛОЙ, а вот куда делись "ТРОЙКИ" с аэр. БОЛБАСОВО не знаю. Так что получается у белоруссов три полка -72 самолёта + спарки. У хахлов было два полка: аэр. ОЗЁРНОЕ 341 полк ТУ-22К, и аэр НЕЖИН 199 полк ТУ-22РД +спарки, в каждом полку я думаю их было по 2-3 машины.
 
Бумбарашу. Где то в 80-х годах от нас (341 тбап) был взят один Ту-22к и передан в 303 тбап а взамен пригнали другой, это делалось не могу сказать по каким причинам, то ли для выравнивания ресурса или чего то другого не могу сейчас вспомнить. А это запомнилось по тому что был свидетелем разговора "менять ли бортовой номер?". Возможно "01" и была из Озёрного.
У меня к Вам просьба дать отзыв на статью в сайте "Ту-22 Легендарный самолёт", далее Зарождение и освоение, далее Книги-статьи в статьях- Ту-22 Моё любимое Шило или взгляд из кабины. Больше критики. Мой эл. адрес [email protected]

---------- Добавлено в 13:11 ----------

Извините ошибка, не 303 тбап а 203 тбап.

---------- Добавлено в 13:16 ----------

А на фото "над Москвой Ту-22 в 1961 году" откуда они были? На параде в 1966 году из 341 тбап, летали из Дягилево, потом было много впечатлений и ходили истории похожие на легенды от участников как лётного так и технического состава.
Отвечаю по поводу фото где ТУ-22 над МОСКВОЙ, это правда. В воздушном параде 1961 года участвовали три первых экипажа ТУ-22 это полковникА.И. БОЛЫСОВ, подполковник В.С. ВАХНОВ и майор В.С. НИКЕРИН, которые первыми в ДА переучились на ТУ-22. Из книги Дальняя Авиация век в боевом полёте.
 
Привет всем. Я прочитал в книге Сергей Бурдин, что Ту-22 были также базированный на Бобруйск и Николаев. Но здесь ничего не написано об этом. Итак, это были просто аэродромов для временного базирования?

Кроме того, здесь написано, что 303 ТБАП в Завитинск летал на Ту-22. Но нет никакой дополнительной информации, нет фотографий, и я только нашел, что они летели на Ту-16 и Ту-22М. И о Завитинск не написано в книге. Так верно они летели на Ту-22? Если да, какие годы?
Цитирую из двухтомника о ДА. Аэр. ЗАВИТИНСК летал с1945 по 1952 на ИЛ-4, с 1952 по 1956 на ТУ-4, с 1956 по 1989 на ТУ-16. В1989 полк начал переучиваться на ТУ-22М3. В1992г. в ЗАВИТИНСК перебазировались 15 ТУ-22М3 с аэр. ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). Гарнизон просуществовал не долго после распада СОЮЗА и гарнизон закрыли полностью а самолёты перегнали на аэр. ВОЗДВИЖЕНКА.
 
Аркан!
●29-02 Ту-22п №27 красный з/н 5294021 – 3аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22пд №27 красный – 3аэ 341 тбап (в 90-х годах в 3аэ были №23 и №27 без пушек а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами но самих станций не было, по какой причине неизвестно)
Это один и тот же борт! А.Бондарев,пилот 341-го ТБАП:Да был 27 в 3-й! Был без штанги с 1-м баком. Снимок дезактивации сделан где-то на рубеже 70-80.Доработка могла произойти позже.Начальник РЭП 341 полка даёт наличие обтекателей на 90-е.Ту-22П со станциями СПС были единицы.Видимо была попытка в начале 80-х сделать Пешку ещё более эффективной.Уже после разгона я в классе РЭБ видел следующий плакат:Ту-22П протаскивал себя через ПВО НАТО образца начала 90-х с вероятностью 1.При осуществлении постановки помех 1 "П" протаскивал себя с вероятностью 1 и пару "К" 0,75-0,85!Пара же "П"ешек тянула себя с вероятностью 1 и 5 ракетоносцев на 0,75!А 8-10 штатных "шумовиков" полка?Они забивали в округе всё напрочь.Отец рассказывал:учения,то ли Запад 81,то ли Щит 82,короче в эти года.В Мачулищах на аэродроме кого только не было:немцы,болгары,поляки и.т.д.Мы пацанами значки у них с формы выменивали.Короче,121 полк выполнял задачу с посадкой в ГДР.Ну и на обратном пути проверили ПВО Польши и нашей западной границы.Сели дома,послеполётная,народ по домам расходится,из Москвы звонок командиру,где полк(а оперативный о посадке доложил как положено в дивизию,те в армию и далее по цепочке)?
Ответ командира:Дома.Л/с уже распущен

Москва:как дома?
Командир:без происшествий,задание по плану выполнено

Москва:как вы туда попали(домой)?
командир:по воздуху!
Т.е. ни Польская ПВО,ни наша НЕ УВИДЕЛА 22! ракетоносца с условными ядерными боеголовками на борту!
Переговоры я дал,естесственно,утрированно,но сути дела это не меняет.Пару лет в гарнизоне ходили анекдоты на эту тему
На счёт анекдота и ГДР это правда. Цитирую из двухтомника о ДА. Учения "ЗАПАД-84" 121 тбап подполковника Н. А. НИКУЛИНА был поднят по тревоге. НИКУЛИН подымает 25 самолётов с интервалом 30 секунд в сопровождении 4х ТУ-22 П. Самолёты пошли на полигон РЫЙКА под ТАРТУ. Отработав на полигоне экипажи снизились до 100 метров и пошли через БАЛТИКУ до траверза ГДР. Далее полк разделился на две группы и обогнул Берлин с запада на восток. Первая группа приземлилась на аэр. ТЕМПЛИН, вторая на аэр. ФАЛЬКЕНБУРГ. О присутствии в ГДР целого полка ракетоносцев ТУ-22КД не знали ни в ПВО ГСВГ , ни в НАТО.Обратный маршрут был выполнен в плотных боевых порядках на больших высотах и на максимальных скоростях под прикрытием активных и пассивных помех.Полк успешно преодолел все зоны ПВО ГДР, ПОЛЬШИ, КАЛИНИНГРАДСКОЙ области. Выполнил тактические пуски на полигоне КУРШСКОЙ КОСЫ и совершили посадку на своём аэр.МАЧУЛИЩИ. Том 1й, стр 278 третий абзац.
 
И,наконец
Ту-22 №99
• Ту-22УД (со снятой штангой) – с 1993г. – 3АЭ 121ТБАП. Прибыла с Рязанского АРЗ.(фото есть)
Напоследок фото,вызывающее ностальгию у всех причастных

Посмотреть вложение 284715
Товарищи почему я не могу открыть ни одну фотку.
 
Наконец-то выбрался до Воздвиженки. Результаты, на мой взгляд, не плохие - узнал серийные у 17 бортов из 18-ти и даты выпуска у 14-ти.
У одного борта - 41 синий (бывш. 21 красный) - серийник узнать не удалось. Он не был нанесен трафаретом ни в нише носовой стойки, ни в бомболюке, ни на табличке на передней стойке.
Видимо у трех бортов с неизвестной датой выпуска менялись носовые стойки, т.к. на них не были выбиты ни даты выпуска, ни серийный номер.

Итак, серийник - дата выпуска - бортовой:
1251646 - 24 синий с эмблемой Нормадии-Неман
2252133 26.06.1982 26 синий
3255518 05.05.1982 11 синий
2569453 - 31 синий
3570152 - 30 синий с эмблемой непонятного зверя, бывш. 17? красный
3580546 18.04.1985 21 синий
4582524 31.07.1985 79 синий
2684139 29.11.1985 23 синий с эмблемой тигра
2684350 27.12.1985 10 синий
2685942 10.03.1986 52 синий
4688549 12.09.1986 44 синий
4688150 15.09.1986 15 синий
1789751 27.10.1986 53 синий
1790514 29.12.1986 51 синий бывш.61 красный
2791415 20.03.1987 43 синий
2791726 24.03.1987 33 синий
3791658 18.05.1987 07 синий


К моему удивлению списали даже машины 86-87 годов выпуска, которым на момент расформирования 444 тбап было 22-23 года. Не так уж много с учетом того сколько лет самому молодому Ту-22М3...

Здесь выложу лишь фото самолетов с перекрашенными бортовыми. Небольшой фотоотчет здесь:
http://aviaforum.ru/showpost.php?p=999883&postcount=1790
http://aviaforum.ru/showpost.php?p=999883&postcount=1791
http://aviaforum.ru/showpost.php?p=999883&postcount=1792

Посмотреть вложение 288344

Посмотреть вложение 288345

Посмотреть вложение 288346
"ВОЗДВИЖЕНКУ " жалко, запчастей нет,блоки износились, аккумуляторы тоже. Последний новый двигатель собрали в1995 году. Сейчас делают только кап. ремонт движков. В 2009 в КАЗАНИ на заводе порезали все стапеля по сборке ТУ-22М3. Сейчас собирают ТУ-160. Аж два полка клепать будут.Да у нас на БЕЛОЙ стоят 10 ТУ-22М3 с ВОЗДВИЖЕНКИ, но летает только один. Нужна капиталка хотя бы двигателей, но нет денег вот и стоят они "КРАСАВЦЫ", ждут своей участи.
 
Фэнсер.
В год по несколько раз проводились полёты в ракетоносных полках на учениях с маршрутом через страны Варшавского договора. А разведчики могли и несколько раз в месяц, обычно это была пара, ходила вдоль границ НАТО, начиная с Чёрного моря и заканчивая Баренцовым. В полётном листе такой полёт назывался "Специальный полёт по маршруту", когда в обычных полётах писалось задание КБП №405, 412 и тому подобное. К таким полётам допускались не все экипажи. Причём полёт на РТР мог выполнятся и в нерабочие дни если поступала такая заявка, их выполнение было обязательным. Тут были сложности в наличии запасных аэродромов, нужен был хотя бы один.



---------- Добавлено в 15:10 ----------


С ядерными боеприпасами Ту-22 не летали. Проводились тренировки в подвеске и приёмке спец.изделий, причём это происходило ночью с мерами маскировки и широко не афишировалось. К ядерной боеголовке допускался только командир корабля, штурман и стартех корабля, у самолёта выставлялась охрана к нему не допускались другие лица настолько серьёзно даже к тренировке относились .
Цитирую из двухтомника: Разведполки 290 и 199 гв. одрап выполняли регулярные полёты вдоль границ стран НАТО по плану " КАТАПУЛЬТА" в акваториях БАРЕНЦЕВА, НОРВЕЖСКОГО и ЧЁРНОГО морей, ведя воздушную разведку средств ПВО вероятного противника. Том 1, стр 278 абзац 2.
 
Реклама
Расскажите пожалуйста, какие проводились учебные бомбометания свободнопадающими бомбами с Ту-22? По одиночным целям на полигоне или по площадям?

Просто я пришел к выводу, что с дальней авиацией способной просто побомбить, а не пускать ракеты в ВВС РФ сейчас напряженка. Только парк Ту-22М3. Выходит что вместе с украинско-белорусскими полками Ту-22 распилили и уничтожили половину всего парка дальней авиации, который можно было реально применять в локальных конфликтах типа Чечни, Южной-Осетии и т. д.
БЕЛОРУССИЯ, ЭСТОНИЯ и КАЗАХСТАН отдали нам все бомбардировщики и стратегов. УКРАИНА не отдала, порезали почти всё. А в КРЫМУ с ЧЕРНОМОРСКИМ флотом делили и бомбардировщики. За газ УКРАИНА отдала нам 8-ТУ-160, 3- ТУ-95МС, и 600 ракет Х-55. Оставшиеся самолёты УКРАИНА порезала за американские доллары. Были самолёты на которых двигатели выработали 30% от моторесурса.
 
Назад