Реестр Ту-22

Модератор темы: APKAH, blinder1
Я извиняюсь-новичёк здесь.В авиации был не долго работал вольнонаёмным в в/ч 69223.Кульбакинский авиаремонтный завод.Монтажник радио и спецоборудования.Ту-16.Хотя у меня в роду династия авиационная не слабая,в морской,дальней авиации мои родственники не последними были.Некоторые из них учили авиаторов,другие руководили.О некоторых событиях за пределами бч и книг рассказать могу.Общался с участниками.Ту-22 полюбил навсегда,впервые увидев на нашем аэродроме!Ту-22м(видел все его ипостаси) сердце моё не зацепил.Могу немного рассказать об применении в Ираке,общался с участниками.Кроме того мне будет интересно выслушать мнение практиков?очень спорные вопросы есть.
 
Реклама
Ту-22Б использовался иракскими ВВС только как сверхзвуковой бомбардировщик.Я много беседовал с нашими авиаторами,беседовавшими с иракскими на тему применения этого самолёта,да и с теми кто анализировал их действия в реальной боевой обстановке.А там много интересного было,хотя Ту-22б понесли ощутимые боевые и не боевые потери,они оказались одними из самых малосбиваемых самолётов иракских ввс,им не раз пришлось столкнуться с иранскими Ф-14.Кстати многие считают,что этот истребитель был создан как противовес именно Ту-22к,а Ту-22м были слишком малоизвестны для американцев.Тем не менее именно в иранском небе эти самолёты встретились и эффект был не слишком ободряющим,хотя специалисты подробно обьясняли почему.Интересно было слушать!
Наши специалисты очень высоко оценивали Ф-14 и его рлс,наверное много выше чем сами американцы.Но когда этот самолёт стал воевать,результаты оказались гораздо ниже ожидаемых,что очень сильно заинтересовало наших авиаторов и проблему стали изучать.По мимо штатных военных советников несколько раз высылались группы специалистов разного профиля,как из фронтовой авиации,так из Дальней и морской.С специалистом из Дальней авиации побывавшим в Ираке мне посчастливилось общаться,думаю в этой теме будет уместно изложить беседу.


Спойлер :
Вообще информация о ирано-иракской войне крайне разрознена и противоречива,противники восточные люди.Иракские архивы были захвачены американцами в 2003,но их или не изучали,или засекретили.В целом в проблеме наши разобрались довольно быстро;
1.Ф-14 использовался без самолёта ДРЛО,что резко снизило его эффективность.Наведение при помощи наземных РЛС запаздывало,а не редко отсутствовало.
2.Это вынуждало пилотов Ф-14 производить допоиск при помощи бортовой РЛС,практически не выключая её.Иракские самолёты обнаруживая излучение маневрировали,уходили на малые высоты,применяли средства РЭБ.
3.Бортовая РЛС Ф-14 показала скверные результаты по низколетящим целям,что обьяснимо:станция и самолёт создавались для действий над морем.Однако и в перехватах над морем высокой результативности "Томкеты" не показали.
4.На малых высотах Ф-14 уступал по эффективности Ф-4 и Ф-5.
5.Ракеты "Феникс" оказались вполне боеспособными и показали приемлимые результаты.


---------- Добавлено в 00:05 ----------


Излагаю беседу с специалистом Дальней авиации,который приезжал в Ирак для изучения боевого применения Ту-22Б.
"-Мы приехали на авиабазу вечером,там кроме "Мигов" дислоцировались и транспортники и Ту-22.Меня поразили три вещи:1.Порядок и чистота,да в принципе как и у нас.2.База оборудована лучше наших,всё продуманно,много механизации,удобство во всём,включая размещение личного состава.3.Спокойная,совсем не военная атмосфера.
-Тушки стояли в бетонных укрытиях?
-Шутишь?С их габаритами?Они в одиночных капонирах,стенки железобетонные,но с обоих сторон обвалованы землёй,чтоб не давать осколков.Сверху натянуты маскировочные сети.Входы повёрнуты от ВПП и это тоже правильно:если её будут бомбить,осколки не повредят самолёт.
-Как вас встретили?
-Да как своих,сам понимаешь что вся эскадрилия обучалась в разное время у нас,почти все бойко говорят по русски,весёлые и приятные мужики.Комэск отправил нас на экскурсию по авиабазе,так как проводил инструктаж экипажей,которые утром должны совершить боевой вылет.
-А потом?
-Экскурсия долгая была,мы посмотрели абсолютно всё.При осмотре самолётов я обратил внимание на латки-боевые повреждения имели многие самолёты и "Шило" не исключение.Потом конечно ужин,посидели славно.Говорили правда больше о жизни-чекисты ихние присутствовали.Потом отбой.Утром нас разбудил гул двигателей,вылетела пара Ту-22.Мы позавтракали и к комэску.Он развернул полётную карту и сообщил,что пара вылетела на бомбардировку цементного завода в Ширазе.Каждый взял по шесть пятисоток.
-Прикрытие?
-Ни какого!Я сам ошалел,а иракец отвечает:"А зачем?Вы же против авианосцев тоже без прикрытия летаете?"Я ему обьясняю,что это вынужденная мера,мол дальности у наших ястребков не хватает.А тут же можно и нужно:как-никак 500 км в глубь территории противника.
-Высокая скорость вполне спасает,тем более увеличение группы привлечёт дополнительное внимание!-отвечает комэск:"Самолёты после взлёта до линии фронта летят на малой высоте,чтобы их не обнаружили наземные РЛС.Скорость в районе 600 км/ч.
-Почему такая маленькая?-спрашиваю я.Тот улыбается:"Мы не спешим!Перед линией фронта бомбардировщики включают форсаж и переходят в набор высоты,обычно выше 11000.Это позволяет избежать противодействия ПВО.Скорость поддерживаем максимальную.После атаки разворачиваемся и до линии фронта тоже на сверхзвуке.После переходим на маршевую и уменьшаем высоту."
-Но "Хок" берёт выше!
-Это самая большая проблема,мы потеряли несколько самолётов от них.Но обычно средства РЭБ и манёвр позволяют избежать поражения.Опасный комплекс,большая часть остальных ЗРК много слабее.
-А истребители?
-Ф-5 обычно не успевают перехватить,у нас за всё время не было ни одного боя с ними."Фантом" куда опаснее,но противник почти всегда действует по вызову,дежурство в воздухе почти не применяют.Кстати система задней огневой установки-гавно полное.Телевизионный прицел никуда не годится!Да и в целом надёжность хромает,мы ею отпугиваем,слава Аллаху у нас не слишком настойчивый противник!
-А Ф-14?
-Если экипаж не зеванул,уцелеть можно.Помехи и уход на малую высоту обычно решает дело.
-Мы обратились к полётной карте и меня поразила следующая вещь:от линии фронта проложена прямая линия,без всяких манёвров и отклонений!Посмотрели по нескольким предидущим полётам:всё тоже самое.Шаблонная тактика.Просто 3,14здец.Осторожно спрашиваю иракца:"А почему летаете именно так?"
-А зачем усложнять?Иранцы не знают,куда и в какое время мы полетим.Важно как можно меньше находиться над их территорией.
-Но это 40-50 минут составляет.
-Обычно как максимум обстреливают "Хоки",истребители дотягиваются редко.
-А какую нагрузку в этом вылете несут самолёты?
-Шесть фугасных 500 кг бомб.Вашего производства.
-М-62?
-Да.
-Точность на уровне?
-Очень хорошая для всех видов бомб!Экипажи укладывают их очень хорошо,трудностей не вызывает.Это хороший бомбардировщик!Мы просили у ваших Ту-22м,они нам не дают,а восполнять старыми самолётами смысла нет.
-Секретные они-оправдываюсь я,в это время слышно подлетающие тушки.Сели,экипажи доложились,но нас не подпускали.После комэск сообщил,что задача выполнена и заводу нанесен большой ущерб.
-Ну а в чём причины высоких потерь?
-Да гдеж они высокие?Если сопоставить с количеством вылетов,так совсем хорошие результаты.Вот тактика хромает,рано или поздно их подловят.Кроме того у них нет Ту-22П,поэтому приходится полагаться только на себя."


---------- Добавлено в 00:08 ----------


Я это подробно распросил,изложу.


bober550 написал:
Оригинальное сообщение #641230
На этом маневре 23й не удержится. Так что прикрытие только свяжет бомберы.
Выходит тактически они действовали правильно.Но вот шаблоны их сгубили;много версий о поражении Ту-22,каждый пишет что хочет.Их сбили больше,чем было.Только по 6 апреля 1984 вроде расхождений нет:возвращавшаяся пара Ту-22 была перехвачена парой Ф-14.Их навели с наземных РЛС,они включили бортовые и произвели пуск.Сбили обоих,якобы дистанция около 50 км.
В авиации и время 2'97 писали лишь об одной потере от Хока
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=6053&p=104
Тем не менее интересный опыт уже был:иракцы попробовали Ту-22 в войне,о их тактике рассказывал.Кроме первого приёма они применяли прыжок с приседанием:самолёт разгонялся у земли и перепрыгивал линию фронта,избегая пзрк и зрк,а потом снижался до 100-300м прячась от Ф-14.Далее перед целью прыжок и удар.Потом вниз.Оценка отношения иракских авиаторов к Ту-22 приводимая выше-спорная.Самолёт был строгим,не простым.Тем не менее с началом войны мнение кардинально поменялось:самолёт оказался малосбиваемый,большая нагрузка и очень точное поражение целей.Думаете зря иракцы так берегли эти самолёты?С началом следующего этапа войны они настойчиво требовали Ту-22М(Мне об этом говорили несколько наших авиаторов разного уровня,позже подтвердили иракские товарищи),но наши мягко ответили,что их самим не хватает.После чего пошли просьбы о поставке 30 Ту-22К с ракетами Х-22,тут бы мы и увидели сценку борьбы с конвоями в третьей мировой,но наши не решились продать секретное оружие.Иракцы хотели вычистить всё и прекратить этими самолётами судоходство в иранских водах.Иракский моряк применявший ракеты в бою говорил;"Я и сам сомневался в концепции ваших ракет,но зачем(он применил русское более крепкое выражение) ракета западная,которая после попадания не решает задачи?Испугать врага и без неё можно.Ракеты должны топить корабли
И для кучи -по ливийским Ту-22
http://www.business-gazeta.ru/article/37027/13/
 
Я конечно очень извиняюсь но долго ходит легенда эта:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5-22.В своё время(СОВЕТСКОЕ) пообщался с специалистами из морской и дальней авиации.Отрицали:как мы можем основное оружие третьей стороне передать?Похоже этого не было.Участники форума приводят фото и мнения,мне думается иракцы получили конверсированные версии Ту-22Р-в Ту-22б.Тоесть пушек не было изначально.Кроме того уважаемый участник Чупин говорил о том,что Ту-22К в части легко можно превратить в Ту-22б.Согласен.Но Ту-22Р превращённое в Ту-22Б,в Ту-22К превратить в части нельзя.Требуется перегон на АРЗ,Тем более при продаже с самолётов снимается всё,что может намекнуть на секретное оборудование:тоесть кабели,шееры и те были сняты.Выходит для переоборудования самолёты на пару месяцев надо перегнать в Союз.Не верю.Потому продажу Х-22 считаю уткой.Кроме того есть свидетельства,что применению этого оружия иракских лётчиков в СССР не учили.
 
Мне известно что Ту-22 которые передавались за рубеж на заводе в Казани разбирались полностью, оставался толко голый фюзеляж а затем устанавливалось всё новое те это был самолёт с новыми всем кроме оболочки (фюзеляжа). А Ту-22к нельзя было продовать потому что уже осваивался Ту-22м2(3) с ракетами х-22.
 
Кроме того уважаемый участник Чупин говорил о том,что Ту-22К в части легко можно превратить в Ту-22б.Согласен.Но Ту-22Р превращённое в Ту-22Б,в Ту-22К превратить в части нельзя.
Ту-22К в Ту-22Б в части действительно не превратить.Я,думаю,и на заводе это проблематично.Чупин имел ввиду переоборудование Ту-22К под бомбы.В бомболюке снимался балочный держатель под Х-22,По бортам находились БД под бомбы.18*500кг вешались запросто.Я раз попал на это "шоу"! Удовольствие ниже среднего.Сравнимо разве что с переоборудованием грузолюка 22М3 под 2*3000.Правда с бомбами Ту-22К не летал.Не видел ни разу.Это "бздики умных дядечек" из верхов при итоговой проверке
 
Последнее редактирование:
О Ту-22к переоборудованных под бомбардировщик в авиа полках. Года примерно до 1977 штурманы полка поддержиавли навыки в бомбометании на самолёте Ту-124ушс который был в штате 199одрап и прилетал в Озёрное с которого штурманы летали на полигоны Херсон и Калиновк выполняя практическое бомбометание бомбами п-50-75. И вот кому-то "там наверху" пришла идея тренировать штурманов на Ту-22к, благо его в полку можно переоборудовать имеется в виду в бомболюке убрать балку под ракету и повесить держатели под бомбы. Не учли только того что для боевой готовности надо иметь определённое количество Ту-22к а переоборудование занимало почти двое суток от которого технический состав приходил в ужас. Так вот самолёт один переоборудовали и быстренько начали летать на полигон. как только навыки штурманы восстановили его снова матеря всё на свете восстанавливали под ракетоносец недоумевая откуда взялись как бы лишние детали в конце концов всё встало на свои места. Но недоброе чувство о том кто это всё затеивал оставалось. Это я говорю об 341 тбап. Наверно так было и 203 и 121 полках.
 
Ту-22КПД №11 1-й АЭ 341-го ТБАП.Киль 40-й спарки виден

Ту-22КПД №11.1АЭ..jpg
 
Последнее редактирование:
А вот ПД №23 из 3 АЭ 341 ТБАП.Не знаю,был ли там обтекатель станции СПС?В этом ракурсе сказать сложно

Ту-22ПД №23.3АЭ.jpg
 
●46-01 Ту-22К №63 з/н 5467011 – 2 аэ 341 тбап, 04.02.1967 введён в эксплуатацию, далее ВВС Украины, на 2009 в Полтавском музее авиации, общий налёт 2079 часов 1А 2 3
самолет был перегнан на аэродром Полтава 22.03.1996 г. КК Колупаев Эдуард
 
Реклама
Кстати:мы с blinder1 как то рассматривали киль 63-го борта.Судите сами:
Бортовой явно изменен


1373138550_P1000186.jpg


Копия 1373138550_P1000186.jpg
 
Последнее редактирование:
может я конечно ошыбаюсь но там явно цифра 85
Согласен. Можно предположить, что данный борт изначально эксплуатировался во второй аэ 203 тбап, после был передан в 341 тбап. Интересно, а формуляр борта остался в музее?
 
Согласен. Можно предположить, что данный борт изначально эксплуатировался во второй аэ 203 тбап, после был передан в 341 тбап. Интересно, а формуляр борта остался в музее?
нет не формуляра ни какой другой тех документации по ту22 в музее не осталось
 
Согласен. Можно предположить, что данный борт изначально эксплуатировался во второй аэ 203 тбап, после был передан в 341 тбап. Интересно, а формуляр борта остался в музее?
№85 в Барановичах не было.70-79,80-82.Во всяком случае с середины 80-х и до разгона.Может раньше?
 
Последнее редактирование:
●46-01 Ту-22К №63 з/н 5467011 – 2 аэ 341 тбап, 04.02.1967 введён в эксплуатацию, с 1992-го в ВВС Украины, 22.03.1996 был перегнан на аэродром Полтава (КК Эдуард Колупаев), на 2009 год в Полтавском музее авиации, СНЭ 2079 часов 1А 2 3
Вот выискал дание в 1990г.после регламентных работ в г.Рязань(Дягилево),35 борт,стал 63,так как в 2аэ,№ с-тов были с 52го,по 62й,,только один был35,вот поэтому он стал 63.
 
●........ Ту-22УД №39 – 3 аэ 121 тбап, в начале 80-х передан в Зябровский УАЦ, авария 29.01.1981
Тут сайт появился по Ту-22.Вот нашел на нем:
Ту-22УД №39(вроде бы,может кто получше разглядит).Аэродром точно Мачулянский,39-я была УД с черным носом.Снимок где-то второй половины 70-х

phoca_thumb_l_№39.jpg
 
А вот еще 39,только "У". И вроде тоже из Мачулищ! Где-то конец 60-х.Я то помню только УД,которая ушла в Зябровку и там разбилась с арабами.Думаем,обсуждаем...

phoca_thumb_l_1.V polete Tu-22.jpg
 
Реклама
После длительного застоя реестра появились новые данные по 341 ТБАП!!!
4305 Ту-22КД №52- 2 аэ 341 тбап, 24.11.1995 последний полет (КК Кирий Н.Н.) на а/д Васильков (Киевская обл.), самолёт предназначался для музея, но простояв около 3-х лет на газовочной площадке АЭ.
 
Назад