23/IX-17 Москва(VKO)-Стамбул(IST)-Неаполь(NAP)
30//X-1/X-17 Неаполь(NAP)-Стамбул(IST)-Москва(VKO)
Долго гипнотизировал через Травелату и Онлайнтурз даты обозначенного мне отпуска на предмет дешевых туров, однако ничего не вдохновляло по неизвестным мне причинам: куда деваются столь многочисленные летние чартеры - загадка. Так и создается летний ажиотаж, хотя в теплых странах в сентябре очень хорошо. Один раз выпали реально дешевые туры в Римини, однако при ближайшем рассмотрении они оказались с чартером ВИМ-Авиа, такой дешевизной решено было манкировать.
Началась паника, и в конце августа решил погипнотизировать Скайсканнер на предмет дешевых билетов, надеялся в Черногорию найти стыковки ЭйрСербии, и там в Бар. Однако на поиске внезапно показались билеты в Италию с четырехзначной ценой. Я полез: две длинные ночные стыковки туркишей через Стамбул. Бегло выяснил (спасибо серпу Гугла), что у турков распродажа, поискал другие направления: нашлась, например, Ницца, но с такими же “удобными” стыковками. Франция манила неизвестностью (я там ни разу не был), но побережье французское оказалось непомерно дорогим для пролетария умственного труда. Пошерстив чуть дальше, обнаружил, что можно взять билеты туда с комфортной стыковкой, а обратную стыковку взять длинную, но так, чтобы попасть на бесплатную вечернюю экскурсию по Стамбулу.
http://www.istanbulinhours.com/TourScheduleByTime.aspx
И все это всего на 152 рубля дороже, чем исходно найденные билеты с четырехзначной ценой и сразу двумя неудобными вылетами в 3-4 часа: из Москвы и из Стамбула. Попутно нашлась ночь в трешке с хорошим рейтингом рядом с Ататюрком за 26 евро. При покупке ВанТуТрип предлагает кучу услуг, в том числе выбор места, но кто покупал билеты О’Лири - бездушно скипнет всё на свете, даже СМС-оповещение маме. 10004 рубля списывается с карты, хуже, чем у греков весной, но бархатный сезон всё же. На сайте авиакомпании на тыщу дороже.
На следующий день начинаю выяснять, что же мне досталось. Тариф - U - начисления в бонусную программу Эгейцев нет:
https://ru.aegeanair.com/milesandbonus/how-to-earn/all-airlines/#TURKISH
Решил попробовать через сайт Туркишей попробовать выбрать место. Сайт очень позорный, юзабилити и стабильность работы - 0. И пусть вас не пугает надпись, что ваши билеты куплены в агентстве - там ниже есть опция “продолжить”, раза с третьего продолжит и зайдет по номеру е-тикета. В общем, немного упорства, изобретательности (удачная попытка выбора мест состоялась, когда я начал выбирать со второго сегмента, возможно, это лайфхак) - места выбраны. Правда, по поводу мест иногда выскакивает нотификация о необходимости оплаты (особенно часто она появляется по ходу выбора), однако платить ничего не хотелось, как и ранее вантутрипу. Интереснее провести эксперимент, сохранятся ли они до полета. Багаж на всех сегментах аж 30 килограмм (я при покупке думал, что это шутка). Попробовал подписаться на СМС, но вот такое сообщение: видимо, так данные OTT засели.
Аж в среду Ваньтутрип прислали письмо, что можно через них зарегистрироваться. Я зашел. 390 рубликов за каждый сегмент, а в интерфейсе места не выбраны. В этом эксперименте отказать.
При логине на сайте туркишей выдает время до начала. В час икс стал регистрироваться. Ошибки и глюки, но вот форма регистрации. Места сохранились. Правда, захотел выбрать другое. Делается это двойным кликом на новом месте - я не сразу догадался. После нажатия кнопки “Создать посадочный талон” изменить места уже нельзя.
Нажал на кнопочку - низзя вам, товарищ, с вашей рожей, посадочный - на стойке получите.
Судя по сайту Внуково, регистрация начинается за три часа. Рейсов много (в том числе целый клин самолетов в Анталию), но и стоек много. А еще они украшены воздушными шарами - очень приятно. В общем, минут 15 простоял в очереди, сдал багаж и пошел дальше. На всех линиях контроля вопросы, но обстановка дружелюбная.
Во Внуково по-прежнему пустовато. Вот и самолет, а вот и два трапа к нему. Однако пускают по одному все же, зато через две стойки. Я сидел, и тут который бизнесовый контроль посадочных опустел и сказали подходить. Никто не подходило особо, так что я прошел и пошел на свое место.
Места для ручной клади в A330 при полной загрузке подозрительно много. Я сел и углубился в систему развлечений. Выбор огромадный всего, и музыки, и фильмов - на любой вкус. Я взялся смотреть “Призрак в доспехах”. Пульт выстаскивается, а вот сенсорный экран уже порядком заюзан и не всегда адекватно реагирует. Единственный минус системы - довольно регулярно прерывается рекламой и объявлениями. Ролик про безопасность креативный, однако демонстрируется два раза и ко второму (на английском) сильно надоедает. На A330 можно телефон зарядить. На Б73* и A3** зарядок этих не было, а вот в 330 были - единственное, нельзя заряжать на взлете и посадке.
Взлет на удивление легкий, не чета А321 абсолютно.
Места в экономе много. Еда вкусная вполне себе, дают спиртное. Взял себе вино турецкое - очень даже ничего, холодное. Полет мой проходил средне, потому что справа от меня был нагрузившийся уже то ли с утра, то ли с ночи чувак. Чувствовал себя он плохо, все время засыпал и храпел сильно. При этом к алкоголю на борту эта проблема не имеет никакого отношения - нагрузился он “до”. При этом взял 4 банки пива Эфес на борту, от которых ему вроде бы стало даже лучше. Ах, еще есть вишневый сок.
В Стамбуле высадка через два трапа и сразу стоят 4 автобуса - по два у каждого. Как-то привезли удобно, и контроль безопасности на международный трансфер у меня перед глазами. Надо ли говорить, что в город пошло человек 10-15 всего с целого 330. Народу вроде много, но на ходу динамично подгоняли сотрудников, так что я быстро иду. Нахожу свой рейс и иду к нужному гейту. Иду очень долго, минут 20, наверное. В самый дальний конец.
Тут уже реально чувствуется, что Турецкие авиалинии летают в наибольшее количество стран. Огромное количество людей, для которых я с трудом могу определить даже континент, с которого они. Я не очень хочу толкаться, и попадаю в последний автобус. Привозят в A321, я немного замялся, потому что в билете был 737-900, но спросил - да, Неаполь. На борту адок. Чада орут. Мое место занято неанглоговрящим афроафриканцем. В итоге бортпроводница его прогоняет на его место. Я кидаю рюкзак в ноги и утыкаюсь в развлечения - удивлен, что они есть. Запас тут мелкий, но нахожу “Короля Артура” Ричи. Опять вкусно кормят, рацион горячего тот же, что и на плече в Москву, но я взял другое. На этот раз прошу виски (Баллантайнс), и мне к нему лед организуют. Красиво, люкс.
Полет достаточно быстрый, меньше двух часов. Опять автобусики к двум трапам (правда, тут долго их ждали). Волею случая я второй в своей очереди на паспортный контроль. Справа первого же представителя народности неизвестной мурыжат, а я вторым прохожу и меня без вопросов выпускают. Багажа жду минут 10, доехал. Выхожу из аэропорта и иду прямо к указателям автобуса. Автобус 4 евро - идет через Napoli Centrale в порт. Едем 15 минут, и я выпрыгиваю - когда-то давно я здесь был, и мне ясно что дальше делать.
Обратно вылет из Неаполя в 10-45, так что еду я рано на электричке и где-то в 7 приезжаю на центральный вокзал. Автобус сложно не найти - он там же напротив вокзала. Ходит каждые 15-30 минут в зависимости от времени. Кажется, с 5:40 до 23:40 - ночью только такси. Единственное, бывают забастовки. Вот на понедельник тоже намечена, но мне опять везет. Приезжаю в 7:30 где-то, регистрации еще нет. И номеров стоек нет. Жду. В 7:45 не начинается регистрация. Делать там нечего. Места мало и тесно в грязной зоне. Единственное развлечение - играть с идейно близким реквизитом.
Где-то в 8:20 замечаю на табло Туркиш бизнес и иду туда. Спрашиваю, можно ли зарегиться. Получаю отрицательный ответ, зато мне говорят номер стойки эконома. Там уже несколько представителей разных национальностей стоят. Минут через 10 приходит и женщина. Первые две группы не могут зарегистрироваться, потому что их отправляют оплачивать перевес (при 30 килограммах-то). Я быстро получаю посадочные, багаж до Москвы с длинной стыковкой. Есть что-то вроде фаст-трека, но в целом все нормально организовано на контроле. В магазинах цены конские, не жалею, что полный чемодан с супермаркете набил. Выхожу в нешенгенскую зону. Делать там нечего, хорошо что воду можно купить и туалет есть. Посадка в автобус. Там тоже куча народностей. Вот стоит красивая пара - смотрю на паспорт - у них красивый паспорт со звездами, это или боснийцы, или герцеговинцы. У этого посадочный в Дакку - он в Бангладеш. Это египтяне, и так понятно. Автобус стоит и стоит. Минут 20. Бангладешец звонит. Имя в телефоне у него сложно - сначала детское, потом женское. Причем имя сына впереди. Азия-с, подумал Штирлиц. Наконец автобус едет. И тут резко тормозит. Бангладешец падает. Остальные живы, хотя много кто ударился. Опять стоим минут 10. Наконец приезжаем к самолету. 737-800 как у Белавии, только без подсветки, зато с системой развлечений. Тут опять много всего, как в широкофюзеляжнике. Смотрю “Любой ценой”. Из горячего омлет. На алко не напирают, хотя кто-то ухитряется взять.
Полет опять быстрый и вот Стамбул. Автобусы, все быстро. Выгружают где-то in the middle of nowhere. Пока сходил в туалет (извините за подробности) - народу никого. Иду по указателям. Иду минут 10, дохожу до первого паспортного контроля, но он оказывается для экипажей. Иду дальше. Вот уже и основной. Народу очень много, но всех вроде бы разводят удачно. Выхожу в 15 и иду искать свою экскурсию. Она в самом конце терминала. Там где надпись Turkish Airlines Hotel Desk. Там не очень дружелюбные ребята. Отбирают посадочный. Минут в 10 уезжает экскурсия, которая в 15:00. Хожу жду. Снимаю лиры с карты, но получается не очень. Кажется, что выгоднее менять.
Увозят тех, у кого отель. И в 16-00 выходят к нам, дают обратно посадочные и ведут в автобусы. Везут в центр. Там бегом-бегом Голубая мечать, Аия София, Гран Базар, чуть-чуть пешком. Потом ведут на ужин, тоже бесплатный. Дают что-то типа бизнес-ланча, но вкусно. Я думаю о том, чтобы не ехать в аэропорт, но Убер кажется дорогим (больше 25 евро по пробкам). Еду обратно на экскурсионном автобусе. В принципе, можно и не ехать, но поставить подпись, что сам вернешься. В 20-30 мы уже в аэропорту.
Спускаюсь в метро и еду в свой отель Niconya Port Suite&Hotel. Ехать до станции метро Атакэй (третья), выйти на людную сторону, а там уже сложно промахнуться. Место шумное и людное. Вроде безопасно. Идти минут 12 до отеля. Отель люкс, за свои 26 евро великолепно. Иду ужинать тру-кебабом, благо вокруг отеля мест 30-40 подходящих. Вкусно, но алкоголя в этом районе нет ни у кого.
Просыпаюсь за две минуты до звонка с ресепшен. Такси вызывают, ехать дешево (13 лир на самом деле по счетчику, я дал чуть больше - всю мелочевку). Опять везде много народу, но у меня посадочный есть - мне проще. Пытаюсь отоварить остатки лир, но мне жалко - цены ломовые. Бутылка вина, какое у туркишей на борту, стоит 4,5$. Еда тоже дорогая. Много народу, похоже, ночью спало в чистой зоне. Посадка через трап, но по сегментам на посадочных: сразу не разберешься.
Я быстро захожу и включаю опять кино. Смотрю “Джой”. Опять омлет из горячего. Опять алко в открытую не везут, но дают тем, кто просит. Долетели быстро. Паспортный контроль прохожу быстро, а вот багаж жду час. Все, на выход и домой.
Краткие выводы:
- На борту у турков хорошо
- А вот онлайн-инфраструктуры нет
- Можно серьезно восполнить запас голливудского и не только кинематографа
- Бесплатный экскурсии - не фикция, но пользоваться стоит если у вас реально только пересадка или экономия. Если есть время - приятнее самим в метро сесть.
- От турков можно получить отель, если рейсы в разные дни и только такие рейсы, но тут я детально не узнавал
- Контингент специфический на рейсах, все же 55 широкофюзеляжников летают во все уголки мира
- Распродажа турков - мегахалява, надо брать и лететь