SLS / Artemis к Луне

Ну так уже отлетел. Теперь набирает высоту над Землей и, в соответствии с законом сохранения энергии, теряет скорость. Сначала очень быстро, но чем дальше, тем медленнее. Когда к Луне будет подлетать, там уже километра полтора в секунду останется.
а в какой момент считается, что "отлетел"?
Когда скорость стала равной второй космической для текущей высоты? После этого двигатели выключаются?
 
Реклама
а в какой момент считается, что "отлетел"?
Когда скорость стала равной второй космической для текущей высоты? После этого двигатели выключаются?
В тот момент, когда будет достигнута нужная перелетная траектория. Потом выключаются, да, раз уже летим, куда надо. Эта скорость, вообще говоря, немного меньше второй космической, ведь долететь нужно до Луны, а не до бесконечности. Но практически вторая космическая. Все как у Жюля Верна, только ракета вместо пушки. А так та же баллистика - бахнуть в нужную сторону с нужной скоростью, чтобы долетело, куда требуется.
 
Накидаю фоточек для истории:
как в старые добрые времена

Вечер в ожидании запуска, Artemis-1 на стартовой площадке LC-39B:

resized-1000-2022-11-16-20-46-39.jpg

— Erik Kuna (ErikKuna @ twitter)

Минуты до старта:

resized-1000-2022-11-16-20-53-22.jpg

— ULA (ulalaunch @ twitter)

Поехали:

resized-1000-2022-11-16-20-56-04.jpg

— NASA

Мощь:

resized-640-2022-11-16-20-57-52.jpg

— Ben Cooper (ulalaunch @ twitter)

resized-640-2022-11-16-20-59-30.jpg

— NASA

Светло как днём:

resized-800-2022-11-16-21-08-49.jpg

— Ben Cooper (ulalaunch @ twitter)

С площадки KSC Visitor Center:

resized-640-2022-11-16-21-02-08.jpg

— Lockheed Martin Space (LMSpace @ twitter)
resized-1000-2022-11-16-21-04-38.jpg

— NASA

Ракета все дальше:

resized-1000-2022-11-16-21-06-02.jpg

— Matt Cutshall (Booster_buddies @ twitter)

Отделение ускорителей:

resized-800-2022-11-16-21-07-29.jpg

— Richard Angle (RDAnglePhoto @ twitter)

Translunar injection burn в небе над Тихим океаном (Фиджи):

resized-800-2022-11-16-21-28-37.jpg

— с reddit

На пути к Луне
(камера — на одной из панелей солнечных батарей):

resized-1200-2022-11-16-21-10-25.jpg

— Jason Major (JPMajor @ twitter)

Опустевший стартовый комплекс следующим утром:

resized-800-2022-11-16-21-31-09.jpg

— Erik Kuna (ErikKuna @ twitter)
 
Последнее редактирование:
У меня вот такой вопрос к специалистам:
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
Второй раз твердотопливному бустеру включаться не нужно.
Отработал своё и ладно.
А баки с жидкими газами, замороченные двигатели... это дорого.
 
У меня вот такой вопрос к специалистам:
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
У твёрдого топлива удельный импульс низкий.

Но фактически твердотопливные ускорители и можно считать первой ступенью.
 
У меня вот такой вопрос к специалистам:
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
Второй раз твердотопливному бустеру включаться не нужно.
Отработал своё и ладно.
А баки с жидкими газами, замороченные двигатели... это дорого.

Думается в SLS это всё от компромиса. Шатл открутили, но бак остался. Изобретать новую твердотопливную ракету в масштабах центрального блока - дорого и утопично. От центального блока отказаться нельзя. В итоге компромис.
 
У меня вот такой вопрос к специалистам:
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
Второй раз твердотопливному бустеру включаться не нужно.
Отработал своё и ладно.
А баки с жидкими газами, замороченные двигатели... это дорого.
Ещё вопрос, почему ставят разные. Поставили лучший - и хорошо. Так думается, они так и сделали. На старте лучше твердотопливный, он дает большую тягу. А потом работают жидкостные двигатели, они экономичные. Видимо, обеспечить стартовую тягу жидкостными двигателями с приемлемыми затратами пока не получается.
 
Реклама
Но было же? Без твердого топлива на Луну.
Намек понял. Сейчас уже не так важно, что было. Как важно что будет. Если будет успех, то это во многом оправдает прошлое, какое бы оно ни было.
 
Последнее редактирование:
Намек понял. Сейчас уже не так важно, что было. Как важно что будет. Если будет успех, то это во многом оправдает прошлое, какое бы оно ни было.
Собственно то, что Орион находится на траектории полета к Луне уже и есть успех, во всяком случае для SLS. Будет ли продолжение у Артемис вообще это мы еще посмотрим.
 
У меня вот такой вопрос к специалистам:
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
Второй раз твердотопливному бустеру включаться не нужно.
Отработал своё и ладно.
А баки с жидкими газами, замороченные двигатели... это дорого.
Иногда делают всю. Вега, американские конверсионки с Минитменов и Пискиперов... Наверное, могли бы и на SLS сделать при желании. Для этого теоретически не нужно даже отказываться от центрального блока, можно просто включать его не на старте, а при отделении боковушек, вот и будет чистая твердотопливная первая ступень. Ну, добавить третий ускоритель, может, чтобы без центра тяги хватило. Потенциально такая схема могла бы быть эффективнее текущей: пакетные схемы в целом хуже тандемных в плане характеристической скорости при прочих равных. Я бы предположил, что основная причина в шаттловских двигателях: их делали с расчетом, что те будут запускаться на стартовом столе. Боковые ускорители всегда включали после того, как все водородники выйдут на режим. И бывали случаи, когда один из двигателей да не запустится, старт отменяли. Так что так оно надежнее: убедиться, что всё запустилось, а потом уже улетать. На похожей по схеме Ариан-5, подозреваю, причина та же.

Но не уверен, что даже если бы так делали, на этом получилось бы сильно сэкономить по сравнению с жидкостными ракетами. Твердотопливные ракеты тоже сильно дорогие, даром что движущихся деталей в них куда меньше.
 
Артефакт другой, более развитой, цивилизации, который на нынешнем уровне развития не удается повторить
И чем же F-1 настолько лучше боковушек Шаттла, чтобы относить его к артефакту более развитой цивилизации? Тяга у него сильно меньше, удельный импульс только чуть-чуть выше (для керосинового двигателя у F-1 импульс бы на редкость убогий). Чем Сатурн-5 в техническом смысле превосходит SLS? Помимо того, что дымит меньше?
 
И чем же F-1 настолько лучше боковушек Шаттла, чтобы относить его к артефакту более развитой цивилизации? Тяга у него сильно меньше, удельный импульс только чуть-чуть выше (для керосинового двигателя у F-1 импульс бы на редкость убогий). Чем Сатурн-5 в техническом смысле превосходит SLS? Помимо того, что дымит меньше?
Тем, что жидкостной. Тягой можно управлять, в отличие от. Иначе действительно - зачем городить огород с криогенным топливом, когда вон же под рукой петарды - взял охапку и полетел.
 
Реклама
Тем, что жидкостной. Тягой можно управлять, в отличие от. Иначе действительно - зачем городить огород с криогенным топливом, когда вон же под рукой петарды - взял охапку и полетел.
Твердотопливные ускорители умеют управлять тягой.
 
Назад