SLS / Artemis к Луне

Реклама
Собственно, этого никто и не скрывал.
Вот мне и интересно, в каком месте заканчивается сумасшедший риск и начинается какой-то другой? Вот снучас летают на Дрэгогах - это сумасшедший риск или нет? А следующий Артемис с людьми полетит - тоже будет сумасшедший?
Ладно, думаю этот оффтоп лучше заканчивать, ведь , потому что все это оффтоп и эмоции.
#ау
 
Вот мне и интересно, в каком месте заканчивается сумасшедший риск и начинается какой-то другой?
Скажем так: в начале программы "Аполлона" шанс успеха в единичной миссии высадки на Луну с возвратом на Землю, с учётом привычных рисков отказа оборудования на тот момент, оценивался в 5%. Экипаж "Аполлона-11" оценивал свой шанс на выживание в 50-на-50.

Риск катастрофы Шаттла в единичной миссии инженеры оценивали как 1 к 100, а менеджмент - как 1 к 10 000.

Максимально допустимый риск катастрофы для полётов к МКС в рамках коммерческих программ НАСА установило в 1 к 270. Насколько этому требованию соответствуют фактически исполненные проекты - мы, будем надеяться, узнаем ещё нескоро.

Для "Артемис-2" (облёт Луны без посадки) максимальный допустимый риск катастрофы в ходе всей миссии установлен в 1 к 75.
 
Скажем так: в начале программы "Аполлона" шанс успеха в единичной миссии высадки на Луну с возвратом на Землю, с учётом привычных рисков отказа оборудования на тот момент, оценивался в 5%. Экипаж "Аполлона-11" оценивал свой шанс на выживание в 50-на-50.

Риск катастрофы Шаттла в единичной миссии инженеры оценивали как 1 к 100, а менеджмент - как 1 к 10 000.

Максимально допустимый риск катастрофы для полётов к МКС в рамках коммерческих программ НАСА установило в 1 к 270. Насколько этому требованию соответствуют фактически исполненные проекты - мы, будем надеяться, узнаем ещё нескоро.

Для "Артемис-2" (облёт Луны без посадки) максимальный допустимый риск катастрофы в ходе всей миссии установлен в 1 к 75.
Даже из всех этих циферей видно, что оценки эти очень разные (зависит от того, кто, когда и зачем их делает). Но так и непонятно с какого места начинается "сумасшедший риск"? Вот возьмём тот же Шаттл: полагаю, что после каждой из двух катастроф риск уменьшался (вследствие устранения проблемы), а вот оценка этого риска окружающими, напротив, увеличивалась. Чем надёжнее становился Шаттл, тем более сумасшедшим считали риск. Такой парадокс
 
Вот возьмём тот же Шаттл: полагаю, что после каждой из двух катастроф риск уменьшался (вследствие устранения проблемы),
Намного ли?

То есть да, катастрофический отказ твердотопливного ускорителя исходно считался существенным фактором риска для Шаттла, но насколько этот риск уменьшался конкретно выявленной и решённой проблемой с уплотнительными кольцами?

а вот оценка этого риска окружающими, напротив, увеличивалась.
Точнее, смещалась от менеджерской в сторону инженерной.
 
Уж коли прикручивают твёрдотопливные ускорители, которые дают мощу за шапку сухарей по сравнению с кислород-водородной ракетой, то почему не делают всю первую ступень твердотопливной?
Рулить сложно. По сути, пока работают бустерв - сопла центрального блока работают как рулевые.
Видимо, обеспечить стартовую тягу жидкостными двигателями с приемлемыми затратами пока не получается.
У водородных в атмосфере всё плохо.
 
Рулить сложно. По сути, пока работают бустерв - сопла центрального блока работают как рулевые.
Да ну, запросто


На Шаттле да, там центр масс был черти где, и поэтому у RS-25 были запредельные углы отклонений. Но на SLS и прочих более-менее симметричных вообще не проблема.
 
Рулить сложно. По сути, пока работают бустерв - сопла центрального блока работают как рулевые.
Пока работали бустеры, центральный блок не включался, судя по видеороликам. По крайней мере перед отделением твердотопливных ускорителей (бустеров) хорошо видно. В момент старта не понять, там все в огне.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Пока работали бустеры, центральный блок не включался, судя по видеороликам. По крайней мере перед отделением твердотопливных ускорителей (бустеров) хорошо видно. В момент старта не понять, там все в огне.
Судя по стартам Шаттлов работу водородников практически вообще не видно, а они там таки включались до боковушек. Сдается мне и тут та же картинка, все работало, но просто не видно глазу, в другой вариант вериться с трудом.
 
Центральный блок SLS, разумеется, работал на старте – именно с его включения начинается последовательность запуска! Только когда двигатели RS-25 выходят на необходимую мощность, происходит поджиг твердотопливных ускорителей. А что видно плохо – так это типично для водород-кислородных двигателей, там бледно-голубоватое пламя, немного пара, и всё)

Фото от Джона Крауса для наглядности:



Отрыв со стартового стола на одних ускорителях с последующим включением центрального блока на высоте – большая экзотика: такое было на некоторых носителях семейства Титан, а сейчас – только у индусов на GSLV mk 3.
 
Спасибо, что прояснили этот вопрос. На фоне пламени твердотопливных ускорителей работа водородных двигателей плохо, но видна. Конус выхлопа сжат, видимо сопло оптимизировано на низкое атмосферное давление.
resized-640-2022-11-16-20-57-52.jpg
 
Корабль «Орион» проделал больше половины пути до Луны, две плановые коррекции траектории выполнены успешно.
Максимальное приближение «Ориона» к лунной поверхности должно состояться в 15:44 МСК понедельника, 21 ноября. При этом космический корабль, выполняющий беспилотный тестовый полет Artemis-1, должен оказаться в 62 милях {≈100 км) от Луны. В этот момент «Орион» будет находиться в тени Луны, поэтому связи с ним не будет. 26 ноября в 00:52 МСК корабль должен выйти на дальнюю ретроградную окололунную орбиту, где пробудет неделю. Продолжительность миссии «Артемида-1» была целенаправленно увеличена (по сравнению с будущими пилотируемыми полетами), чтобы лучше испытать корабль за пределами околоземной орбиты.
 
Корабль «Орион» проделал больше половины пути до Луны, две плановые коррекции траектории выполнены успешно.
Европейский сервисный модуль (в девичестве ATV) получается хорошо работает. Сборная солянка :)
 
Реклама
А тем временем корабль Орион достиг лунной орбиты и поджидает там Луну. Свидание назначено на понедельник 15:15 МСК, включение двигателей в 15:45. Причем с 15:15 до 15:59 корабль будет находиться за Луной по отношению к Земле. Связи не будет в это время. Но, когда будет связь, можно будет смотреть на Луну, как она выглядит с корабля. Траектория движения корабля:
8.png

Подробнее на сайте НАСА
 
Назад