Сочи. Схемы начала 1960-х

...
5) ну и можно предположить, что удлинение ВПП в Адлере было сопряжено с каким-то дополнительными трудностями, например, из-за рельефа или т.п.
...
Рельеф там не причём, удлинили же эти полосы потом с теми же самыми курсами. Скорее позже дело в близлежащей застройке наверное было, пока созрели. Но на немецких снимках 1942 года видно что рельеф позволяет и есть куда продлять )

Аэродром - это комплекс. И в зависимости от предполагаемой деятельности по типам воздушных судов и ее объема должен обеспечивать инструментальные посадки даже при хорошей/визуальной погоде. Это сейчас стало "модно" переходить в инструментальном полете с ППП на ПВП для экономии топлива, ресурса двигателей и планера. Иными словами, в разряд "и т.п." могло входить и размещение радионавигационного оборудования, часть которого надо было установить за пределами аэродрома. А это было связано с подводом электропитания. На все эти нюансы имелись свои нормы/ГОСТы, соблюдение которых могло оказаться достаточно дорогим удовольствием. Опять же, стандартные глиссады в СССР были более пологие и обеспечение безопасной высоты пролета препятствий при заходе оказывалось более критичным элементом схем. ИМХО.
 
Реклама
Аэродром - это комплекс. И в зависимости от предполагаемой деятельности по типам воздушных судов и ее объема должен обеспечивать инструментальные посадки даже при хорошей/визуальной погоде. Это сейчас стало "модно" переходить в инструментальном полете с ППП на ПВП для экономии топлива, ресурса двигателей и планера. Иными словами, в разряд "и т.п." могло входить и размещение радионавигационного оборудования, часть которого надо было установить за пределами аэродрома. А это было связано с подводом электропитания. На все эти нюансы имелись свои нормы/ГОСТы, соблюдение которых могло оказаться достаточно дорогим удовольствием. Опять же, стандартные глиссады в СССР были более пологие и обеспечение безопасной высоты пролета препятствий при заходе оказывалось более критичным элементом схем. ИМХО.
Это понятно, но это всё уже второстепенно. Всё же подвести электропитание и установить радионавигационное оборудование проще, чем построить или удлинить ВПП. А что касается стандартов того времени....То сейчас на полосу с тем же курсом садятся более тяжёлые самолёты с куда большими скоростями, длинной пробега/разбега. Аэропорт сейчас существует в той же местности, в тех же условиях, только требования к нему стали намного жёстче чем тогда.
 
То сейчас на полосу с тем же курсом садятся более тяжёлые самолёты с куда большими скоростями, длинной пробега/разбега
Справедливости ради хочется сказать, что ВПП в Адлере в 2000-е годы всё же были реконструированы и усилены под прием этих тяжелых самолетов, то есть сейчас это уже немного другие полосы (по прочности).
А насчет больших скоростей и длин пробега/разбега, ...так это только если сравнивать с Ил-18 и Ан-10. А если сравнивать с Ту-134 и Ту-154, то не удивлюсь, если разбег у Boeing-747-400 с топливом до Москвы будет меньше, чем у наших тушек...
Вспоминается, что Boeing-747 взлетал с ВПП аэропорта Принцессы Юлианы длиной 2300 метров и мог долететь до Парижа или Амстердама, а это примерно как до Хабаровска из Москвы!
 
Последнее редактирование:
Может там по маневренности на взлете/посадке были вопросы к реактивной технике?
 
Справедливости ради хочется сказать, что ВПП в Адлере в 2000-е годы всё же были реконструированы и усилены под прием этих тяжелых самолетов, то есть сейчас это уже немного другие полосы (по прочности).
Ну PCN это уже немного другой вопрос. Я о том, что у Б-777 и Б-747 скорости на разбеге/пробеге всё же другие, нежели были у Ил-18, Ан-10, Ил-14, Ли-2, на момент постройки ВПП-1. Кстати, тут ещё один нюанс есть.... В то время, большинство гражданских аэродромов, способных принимать Ту-104, строились изначально не как гражданские под Ту-104, а как военные для Ту-16 и т.п... Шереметьево, Толмочёво, Борисполь, Кольцово и др. В гражданской авиации, к которой изначально относился Адлер, это было не к чему.
А насчет больших скоростей и длин пробега/разбега, ...так это только если сравнивать с Ил-18 и Ан-10. А если сравнивать с Ту-134 и Ту-154, то не удивлюсь, если разбег у Boeing-747-400 с топливом до Москвы будет меньше, чем у наших тушек...
Вспоминается, что Boeing-747 взлетал с ВПП аэропорта Принцессы Юлианы длиной 2300 метров и мог долететь до Парижа или Амстердама, а это примерно как до Хабаровска из Москвы!
Да, это так. Но давайте ориентироваться на МВМ, а у Б-777 разбег с ней весьма впечатляющий. Кстати, в Адлере как раз подобные "птички" в основном садят на длинную полосу 06, вместо привычной 02.
 
Но давайте ориентироваться на МВМ
А правильно ли для Сочи ориентироваться на МВМ таких самолетов, как Boeing-747/777?
Ведь по факту тяжелые самолеты при взлете из Сочи в подавляющем числе случаев баки свои топливом вряд ли даже на одну треть заполняют, выполняя рейсы в основном в Москву и Питер. Исключения, разве что рейсы в Хабаровск и Владивосток, но там вроде как А-330-200, но думаю, что и он взлетает не с МВМ, а несколько меньшей.
Ту-154 и даже, как мне кажется, Ту-134 при взлете из Адлера до 1985 года имели взлетную массу, которая была меньше максимальной.
 
Ну PCN это уже немного другой вопрос. ...

Тут "других вопросов" наберется выше крыши. И искать ответы на них с каждым годом все труднее. Меняются правила/стандарты поскольку меняются основания для их применения. Меняется ландшафт. Меняются ТТД самолетов. Меняется экономика и источники финансирования разного рода реконструкций. Меняется владелец аэродрома. Вот пройдет какое-то время и любопытные начнут ломать голову: почему нельзя было установить привод так, чтобы он был в створе обеих ВПП, раз уж решили сохранить по сей день заход по ОПРС? Но, нет!

02.jpg

06.jpg


Был в свое время привод перед ВПП 06. Близковато, но был. При современном наборе вариантов инструментального захода схемы с одним (да еще смещенным) NDB конечно же архаизм. Но... пусть над этим ломают головы форумчане лет эдак хотя бы через 20. Будем надеяться, что этот метод захода не станет со временем основным... Ну, или, если посадки будут вертикальные, а привод будет нужен только для выхода в район ВПП.
 
ИМХО, качество аэрофотографии не позволяет утверждать, что разметки нет.

В самом низу сообщения #95 прикреплен архив с снимками 1974 и 1982 годов в исходном разрешении. На них прекрасно видно, что в северо-восточных торцах ВПП кроме осевой прерывистой линии из разметки больше ничего нет (разрешение снимка 1982 года позволяет даже границы между плитами на ВПП видеть!). Как и не заметно в тех местах и черных следов от шасси.
 
Реклама
Но давайте ориентироваться на МВМ
Еще в тему МВМ для дальнемагистральников в Сочи.
Ил-62, как известно, не выполнял регулярных рейсов с пассажирами в Сочи.
Но адлерский аэропорт был допущен к приему Ил-62 с ограничениями по взлетной массе.
И вот как взлетал незагруженный Ил-62: разбег примерно 1400 метров!

Вот я иной раз и думаю, что ведь 30 лет назад теоретически могли хабаровские Ил-62М (хотя бы через день, чередуясь с Ту-154) летать по маршруту типа: Хабаровск-Сочи-Минводы-Хабаровск. И сразу за один рейс возить пассажиров и в Сочи, и в МинВоды, и так же забирать пассажиров из обоих аэропортов. Вместо Минеральных Вод можно было бы летать на дозаправку и за пассажирами и в Сухуми.
Ту-154 возил из Хабаровска в Сочи с 2-мя или 3-мя посадками, а в случае с Ил-62 была бы всегда только одна посадка и только в одном направлении.
 
2-3 посадки тоже пассажиров давали.
Да, конечно! Я же писал, что можно было выполнять рейсы,
хотя бы через день, чередуясь с Ту-154
которые бы и забирали этих пассажиров. Также это могли делать и Ту-154 на рейсах из Владивостока, Благовещенска или Южно-Сахалинска.
Из Хабаровска были беспосадочные рейсы в Симферополь, МинВоды, Киев и даже в Сухуми, и рейс в Сочи вряд ли бы существенно повлиял ситуацию.
 
В самом низу сообщения #95 прикреплен архив с снимками 1974 и 1982 годов в исходном разрешении. На них прекрасно видно, что в северо-восточных торцах ВПП кроме осевой прерывистой линии из разметки больше ничего нет (разрешение снимка 1982 года позволяет даже границы между плитами на ВПП видеть!). Как и не заметно в тех местах и черных следов от шасси.

Надо искать в документах того времени и государственной принадлежности правила разметки ВПП. Ведь на поздних снимках разметка видна на всех концах ВПП, хотя схем захода с гор при этом не появилось.
Эта поздняя разметка соответствует нормам ИКАО Приложение 14.
СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 г. Но выполнение норм, рекомендуемых в ИКАО, растянулось даже не на годы. Ибо к их соблюдению призывали как "стремиться соблюдать единообразие для облегчения использования экипажами государств-членов ИКАО", да еще и признавалось, что не везде местные особенности позволяют полностью реализовать положение документов ИКАО. Короче, некоторую свободу действий на местах трактовали под оговоркой "ну, раз не обязательно", иногда забывая, что в случае невыполнения соответствующих Стандартов необходимо предоставить обоснование невозможности следовать документам ИКАО.
 
Вот я иной раз и думаю, что ведь 30 лет назад теоретически могли хабаровские Ил-62М (хотя бы через день, чередуясь с Ту-154) летать по маршруту типа: Хабаровск-Сочи-Минводы-Хабаровск. И сразу за один рейс возить пассажиров и в Сочи, и в МинВоды, и так же забирать пассажиров из обоих аэропортов. Вместо Минеральных Вод можно было бы летать на дозаправку и за пассажирами и в Сухуми.
Ту-154 возил из Хабаровска в Сочи с 2-мя или 3-мя посадками, а в случае с Ил-62 была бы всегда только одна посадка и только в одном направлении.
Интересная идея. Было бы лучше, чем на Ту-154 с тремя-четырьмя посадками в пути.
Ещё вариант: KHV-AER-SIP-KHV
 
Здесь на 10:46 запечатлен момент посадки Ан-10 со стороны гор на ВПП-24.
Интересно, из какого фильма эти кадры?
 
Последнее редактирование:
Интересно, из какого фильма эти кадры?
"Небо начинается здесь"

Здесь на 5-й минуте посадка Ил-12:

Еще "Ан" на 9:40:
 
Последнее редактирование:
А история-то давняя :) 12 лет как обсуждается.

adlerass (фото) | 2011-01-20 23:43 | #
Сергей, спасибо за вопросы! Я и еще один парень mars_208, ищем везде, и в инете и в среде историков и просто людей имеющих отношение к авиации фото старого аэропорта Адлер. Ищем все! Всю инфу, но её так мало...

Коммент к тому самому первому тут фото с заходом Ил-18 с гор. И он там датирован 1970-м, по-прежнему.


Снято с кафе, которое на втором этаже здания 1956 года?
 
Последнее редактирование:
Реклама
Про заходы с гор в Сочи от КВС Ту-154 из Пулково. Он летал в Сочи еще в 1950-х на Ил-14.

Из книги "Роман с авиацией" А.Андриевского.

Сочи заход Андриевский.JPG


ПС. Если кому-то изображение не видно - скажите.

ПСС. Починили вставку фото?
 
Последнее редактирование:
Назад