...
5) ну и можно предположить, что удлинение ВПП в Адлере было сопряжено с каким-то дополнительными трудностями, например, из-за рельефа или т.п.
...
Рельеф там не причём, удлинили же эти полосы потом с теми же самыми курсами. Скорее позже дело в близлежащей застройке наверное было, пока созрели. Но на немецких снимках 1942 года видно что рельеф позволяет и есть куда продлять )
Аэродром - это комплекс. И в зависимости от предполагаемой деятельности по типам воздушных судов и ее объема должен обеспечивать инструментальные посадки даже при хорошей/визуальной погоде. Это сейчас стало "модно" переходить в инструментальном полете с ППП на ПВП для экономии топлива, ресурса двигателей и планера. Иными словами, в разряд "и т.п." могло входить и размещение радионавигационного оборудования, часть которого надо было установить за пределами аэродрома. А это было связано с подводом электропитания. На все эти нюансы имелись свои нормы/ГОСТы, соблюдение которых могло оказаться достаточно дорогим удовольствием. Опять же, стандартные глиссады в СССР были более пологие и обеспечение безопасной высоты пролета препятствий при заходе оказывалось более критичным элементом схем. ИМХО.