SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

+ потерянный израильский спутник?
Наверное.
Так-то конечно, AMOS-6 не пережил static fire из-за неудачной конструкции композитного баллона с гелием – но судя по тому, что до внедрения усовершенствованной конструкции этого элемента Falcon 9 пару лет заправляли в более медленном (щадящем) режиме, именно технология заправки жидкого кислорода была решающим фактором в развитии данной аварии.

Увы, я не настолько знаком с матчастью, чтобы дать обоснованный ответ на ваш вопрос

Но точно могу сказать, что технология ускоренной заправки Falcon 9, известная также как load-and-go, появилась одновременно с началом использования кислорода, охлажденного до -206 С. Во многочисленных обсуждениях, связанных с получением разрешения от НАСА на использование «быстрой заправки» для запусков пилотируемых миссий, эта технология всегда увязывалась с нетипично низкой температурой окислителя.

Ничего не смыслю с физике криогенных веществ, но мне кажется что в любом случае – чем больше температурная разница между содержимым бака и внешней средой – тем быстрее будет происходить теплообмен между ними. Жидкий кислород при -206 С, разумеется, не будет мгновенно выкипать, но будет расширяться при нагреве, повышая давление в баке, которое можно держать под контролем только стравливая избыток кислорода. А это потери.
 
Полагаю, в баках ракеты кислород не охлаждают, там он только нагревается. Следовательно, чтобы использовать преимущества переохлажденного кислорода, его нужно держать в баках как можно меньше. А как можно? Ну вот 40 минут установили норму, и стараются её выполнять. Так?

Или всё же кислород охлаждают жидким гелием в баках ракеты до самого старта? Тоже вариант, но охлаждение жидким гелием довольно затратное.
 
Все правильно.
Я также не имею опыта работы с жидким кислородом, но имею большой опыт работы с жидким водородом и некоторый(небольшой) - с жидким гелием. Причем не как ракетчик которым по барабану "выкипит - дольём" а как самолетчик, которому надо иметь достаточное количество невыкипевшего топлива на борту часами, что требует значительно более высоких усилий по теплоизляции и конструктиву топливной системы.

Могу экстраполировать этот опыт на LO2 с некоторой степенью достоверности. Думаю, что довод ув. shiro про поведение переохлажденных жидких газов совершенно справедлив, хотя ракетчики могут с этим смириться.
Но с переохлажденными существует еще один малоизвестный момент: низкотемпературная шуга.
Мы ее рассматривали как средство повышения плотности, но не смогли ((
Зато столкнулись с неожиданным и неприятным эффектом: жидкость переохлажденная до температуры ниже температуры сжижжения, но выше температуры шуги при случайных и незначительных осциляциях температуры/давления/ускорений может непредсказуемым(случайным) образом генерировать микрочастицы шуги, которая мгновенно уничтожает все элементы топливной системы. И это беда. Особенно для ракетчиков с их тряской на старте. Думаю, что не только мы с этим столкнулись. Поэтому я весьма скептичен относительно перспективы существенного переохлождения с целью повышения плотности.
А незначительное(безопасного) переохлаждение не даёт существенных дивидендов.
 
Скорее заливают переохлажденный на несколько градусов кислород и во самого отвода кабель-заправочной компенсируют выкипевший и сдренированный кислород таким же переохлажденным свежим LO2
 
Примерно понятно. Преимущество переохлажденного кислорода - он не кипит. Наличие газообразной фракции нежелательно, это снижает плотность, может создать проблемы для насосов, поэтому идут на некоторое усложнение заправки.
 
Тучи над мысом Канаверал продолжили сгущаться, и запуск X-37B на Фалькон Хэви перенесен на сутки по погодным условиям; теперь старт назначен на ночь с понедельника на вторник (по времени мск). Там еще назревают очередные старлинки c SLC-40: сдается мне, перенесут и их.


Фото: SpaceX
 
Пока запуски из Флориды поставлены на паузу (погода никак не наладится), в техасском МакГрегоре проводят приемочные испытания первой ступени за номером B1083.


Источник

Предыдущая построенная первая ступень Falcon 9 – B1082 тоже пока не летала, а еще где-то ждет своего часа B1072 (!!!) – ее собирались использовать в качестве бокового бустера Хэви для запуска межпланетной миссии Psyche еще в 2022 году, но затем планы изменились и всеми забытый бустер конвертировали в первую ступень для обычного Фалькона – в январе на ней полетит грузовой корабль Сигнус.
 
В Бока Чика вывезли для статического прожига следующий в очереди на полет Старшип (SN 28). От прежних он отличается, во-первых, электрическим приводом управления направлением тяги двигателей (в отличие от гидравлического), а во-вторых – усовершенствованной технологией крепления плиток теплозащиты.

В SpaceX прикололись и украсили транспортер к Рождеству. «Праздник к нам приходит...»

 
Вот в чем угодно их можно обвинять. Но не в занудстве!
Запасаюсь попкорном.
Бах, или не бах -
that is the question
 
Вот в чем угодно их можно обвинять. Но не в занудстве!
А я бы так не утверждал. Всё-таки какие-то фазовые сдвиги в руководящих головах там есть.
Иначе зачем устраивать ночные смены для работ по теме Старшип?
У них что? Утром поезд отходит? Небесная твердь открывается только в ночь?
Куда торопиться в ОКРе и гонять людей по ночам? Это же ещё и приплачивать за ночные смены нужно.
 
Это не занудство. Это способ выдерживать свой очен напряженный график и дать подработать реднекам, чему они, кстати очень рады. И денег больше и на жаре не надо корячиться. У них за ночные смены еще и конкуренция. Опять же работать, когда начальства меньше по ушам ходит - за счастье. Инфа из первых рук, у меня там есть инженер приятель. Из наших.
 
SDA, наличие сдвигов я сам у них подозреваю периодически.
Но у каких-то действий могут быть вполне рациональные объяснения:
- летом ночью работать там легче. Это же юг Техаса, несколько миль до мексиканской границы – жара днем там стоит страшная!
- ночью проще перекрыть дорогу к пляжу, чтобы провезти с места сборки до стартовой площадки тот же Старшип: это вообще-то дорога общего пользования, и местные власти устанавливают ограничения – как часто SpaceX может перекрывать ее для транспортировки негабаритных грузов. Ограничения ночью гораздо более мягкие, чем в светлое время суток...
 
Последнее редактирование:
В конце декабря с площадки SLC-4E на авиабазе Ванденберг в Калифорнии должна быть запущена партия старлинков за №8-1, состоящая из 21 аппарата, 6 из которых впервые будут оснащены оборудованием для связи с мобильными телефонами (direct-to-cell). По такому случаю, старлинкам (неслыханная щедрость!) выделили новый бустер первой ступени B1082. А вот половинки головного обтекателя, как видите, будут старые:


Фото: SpaceX.

Falcon Heavy, тем временем, крепко завис в предстартовой подготовке на Восточном побережье: сначала запуску с грузовым челноком X-37B помешала погода, потом возникли вопросы к полезной нагрузке, а затем и вовсе – по слухам – решили поменять один из двигателей на ракете. Таким образом, этот запуск тоже ожидается только в конце декабря... Так как вся эта канитель занимает стартовый комплекс LC-39A, лунная миссия Intuitive Machines IM-1 снова задерживается (их лунный посадочный модуль требует дозаправки метаном в последний момент перед запуском, а оборудование для этого имеется только на LC-39A).
 
Спустя месяц после второй попытки орбитального запуска Старшипа, на стартовом комплексе в Бока Чика уже стоят Старшип (SN28) и бустер (BN10) для нового запуска (не раньше конца января). Старшип уже даже потестили с заправкой и провели spin prime test (если не помните, что это, см. здесь).


Фото: SpaceX
 
Последнее редактирование:
Похоже, на крыше кабины снеговик. Сзади ёлочка, по бокам гирлянды. Весело работают.
 
Да, несколькими постами выше даже есть видео украшенного транспортера.



Тем временем, нормализовавшаяся погода на мысе Канаверал позволила вернуться к запускам: полчаса назад с площадки SLC-40 улетела очередная пачка «старлинков». Группа из 23 аппаратов (№6-34) отправилась на орбиту с наклонением 43 градуса. В качестве первой ступени выступил бустер B1081, для которого этот запуск стал 3-м в карьере.

Следующий запуск по плану – пара немецких разведывательных радиолокационных спутников SARah 2/3 в ближайшую пятницу с Ванденберга, если конечно, их не опередят какие-нибудь очередные старлинки.
 
В Бока Чика успешно провели статический прожиг Старшипа (SN28), при котором шесть его двигателей отработали все заданное время.
До Рождества, скорее всего, проведут какие-то испытания бустера (BN10). Прожиг с включением всех движков – не факт... а вот тесты заправки и раскрутки турбин Рапторов – вполне реально за ближайшие дни.


Фото: Sean Doherty для NSF

P.S. Некоторое количество плиток теплозащиты все равно отвалилось, несмотря на изменившийся метод их крепления:


Фото: Starship Gazer @ X
 
Меньше чем через час с SLC-40 должны улететь очередные «Старлинки» (группа №6-32: очередные 23 аппарата на орбиту с наклонением 43 град.)

Примечательным этот запуск делает использование на первой ступени бустера B1058, для которого этот запуск должен стать 19-м (!)
 
Последнее редактирование:
Запуск прошел успешно:



Следующий запуск SpaceX – сегодня в 16:11 мск с Ванденберга (пара немецких радиолокационных спутников SARah-2, -3). В роли первой ступени – B1075, это будет 8-й запуск с использованием данного бустера. Запланирован возврат первой ступени на посадочную площадку на космодроме. Ссылка на зеркало трансляции на YouTube.
 
19-й старт одной ракеты...
Что там у нас с Португалией? Обгоняем?
 
Последнее редактирование:
Реакции: brab