SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

+ потерянный израильский спутник?
Наверное.
Так-то конечно, AMOS-6 не пережил static fire из-за неудачной конструкции композитного баллона с гелием – но судя по тому, что до внедрения усовершенствованной конструкции этого элемента Falcon 9 пару лет заправляли в более медленном (щадящем) режиме, именно технология заправки жидкого кислорода была решающим фактором в развитии данной аварии.

А почему будут большие потери на выкипании? Вроде наоборот, когда еще на Р-9 у нас стали использовать переохлажденный кислород, то как раз одним из аргументов было то, что он не сразу вскипает при заправке, из-за чего потери на испарение меньше.
Увы, я не настолько знаком с матчастью, чтобы дать обоснованный ответ на ваш вопрос :)

Но точно могу сказать, что технология ускоренной заправки Falcon 9, известная также как load-and-go, появилась одновременно с началом использования кислорода, охлажденного до -206 С. Во многочисленных обсуждениях, связанных с получением разрешения от НАСА на использование «быстрой заправки» для запусков пилотируемых миссий, эта технология всегда увязывалась с нетипично низкой температурой окислителя.

Ничего не смыслю с физике криогенных веществ, но мне кажется что в любом случае – чем больше температурная разница между содержимым бака и внешней средой – тем быстрее будет происходить теплообмен между ними. Жидкий кислород при -206 С, разумеется, не будет мгновенно выкипать, но будет расширяться при нагреве, повышая давление в баке, которое можно держать под контролем только стравливая избыток кислорода. А это потери.
 
Реклама
Наверное.
Так-то конечно, AMOS-6 не пережил static fire из-за неудачной конструкции композитного баллона с гелием – но судя по тому, что до внедрения усовершенствованной конструкции этого элемента Falcon 9 пару лет заправляли в более медленном (щадящем) режиме, именно технология заправки жидкого кислорода была решающим фактором в развитии данной аварии.


Увы, я не настолько знаком с матчастью, чтобы дать обоснованный ответ на ваш вопрос :)

Но точно могу сказать, что технология ускоренной заправки Falcon 9, известная также как load-and-go, появилась одновременно с началом использования кислорода, охлажденного до -206 С. Во многочисленных обсуждениях, связанных с получением разрешения от НАСА на использование «быстрой заправки» для запусков пилотируемых миссий, эта технология всегда увязывалась с нетипично низкой температурой окислителя.

Ничего не смыслю с физике криогенных веществ, но мне кажется что в любом случае – чем больше температурная разница между содержимым бака и внешней средой – тем быстрее будет происходить теплообмен между ними. Жидкий кислород при -206 С, разумеется, не будет мгновенно выкипать, но будет расширяться при нагреве, повышая давление в баке, которое можно держать под контролем только стравливая избыток кислорода. А это потери.
Полагаю, в баках ракеты кислород не охлаждают, там он только нагревается. Следовательно, чтобы использовать преимущества переохлажденного кислорода, его нужно держать в баках как можно меньше. А как можно? Ну вот 40 минут установили норму, и стараются её выполнять. Так?

Или всё же кислород охлаждают жидким гелием в баках ракеты до самого старта? Тоже вариант, но охлаждение жидким гелием довольно затратное.
 
Ничего не смыслю с физике криогенных веществ, но мне кажется что в любом случае – чем больше температурная разница между содержимым бака и внешней средой – тем быстрее будет происходить теплообмен между ними. Жидкий кислород при -206 С, разумеется, не будет мгновенно выкипать, но будет расширяться при нагреве, повышая давление в баке, которое можно держать под контролем только стравливая избыток кислорода. А это потери.
Все правильно.
Я также не имею опыта работы с жидким кислородом, но имею большой опыт работы с жидким водородом и некоторый(небольшой) - с жидким гелием. Причем не как ракетчик которым по барабану "выкипит - дольём" ;) а как самолетчик, которому надо иметь достаточное количество невыкипевшего топлива на борту часами, что требует значительно более высоких усилий по теплоизляции и конструктиву топливной системы.

Могу экстраполировать этот опыт на LO2 с некоторой степенью достоверности. Думаю, что довод ув. shiro про поведение переохлажденных жидких газов совершенно справедлив, хотя ракетчики могут с этим смириться.
Но с переохлажденными существует еще один малоизвестный момент: низкотемпературная шуга.
Мы ее рассматривали как средство повышения плотности, но не смогли ((
Зато столкнулись с неожиданным и неприятным эффектом: жидкость переохлажденная до температуры ниже температуры сжижжения, но выше температуры шуги при случайных и незначительных осциляциях температуры/давления/ускорений может непредсказуемым(случайным) образом генерировать микрочастицы шуги, которая мгновенно уничтожает все элементы топливной системы. И это беда. Особенно для ракетчиков с их тряской на старте. Думаю, что не только мы с этим столкнулись. Поэтому я весьма скептичен относительно перспективы существенного переохлождения с целью повышения плотности.
А незначительное(безопасного) переохлаждение не даёт существенных дивидендов.
 
Или всё же кислород охлаждают жидким гелием в баках ракеты до самого старта? Тоже вариант, но охлаждение жидким гелием довольно затратное.
Скорее заливают переохлажденный на несколько градусов кислород и во самого отвода кабель-заправочной компенсируют выкипевший и сдренированный кислород таким же переохлажденным свежим LO2
 
Скорее заливают переохлажденный на несколько градусов кислород и во самого отвода кабель-заправочной компенсируют выкипевший и сдренированный кислород таким же переохлажденным свежим LO2
Примерно понятно. Преимущество переохлажденного кислорода - он не кипит. Наличие газообразной фракции нежелательно, это снижает плотность, может создать проблемы для насосов, поэтому идут на некоторое усложнение заправки.
 
А на LC-39A, тем временем, слона водили фалькон возили. Причем, не напоказ – а прямо-таки на запуск (который пока планируется на 04:14 мск понедельника 11.12 – то есть, поздним вечером предыдущего дня по местному времени). Погода, впрочем, может внести свои коррективы.
Тучи над мысом Канаверал продолжили сгущаться, и запуск X-37B на Фалькон Хэви перенесен на сутки по погодным условиям; теперь старт назначен на ночь с понедельника на вторник (по времени мск). Там еще назревают очередные старлинки c SLC-40: сдается мне, перенесут и их.

20231210-fhscrub.jpeg

Фото: SpaceX
 
Пока запуски из Флориды поставлены на паузу (погода никак не наладится), в техасском МакГрегоре проводят приемочные испытания первой ступени за номером B1083.

20231213-b1083.jpg

Источник

Предыдущая построенная первая ступень Falcon 9 – B1082 тоже пока не летала, а еще где-то ждет своего часа B1072 (!!!) – ее собирались использовать в качестве бокового бустера Хэви для запуска межпланетной миссии Psyche еще в 2022 году, но затем планы изменились и всеми забытый бустер конвертировали в первую ступень для обычного Фалькона – в январе на ней полетит грузовой корабль Сигнус.
 
В Бока Чика вывезли для статического прожига следующий в очереди на полет Старшип (SN 28). От прежних он отличается, во-первых, электрическим приводом управления направлением тяги двигателей (в отличие от гидравлического), а во-вторых – усовершенствованной технологией крепления плиток теплозащиты.

В SpaceX прикололись и украсили транспортер к Рождеству. «Праздник к нам приходит...»

 
В SpaceX прикололись и украсили транспортер к Рождеству. «Праздник к нам приходит...»
Вот в чем угодно их можно обвинять. Но не в занудстве! :birthday:
От прежних он отличается, во-первых, электрическим приводом управления направлением тяги двигателей (в отличие от гидравлического),
Запасаюсь попкорном.
Бах, или не бах -
that is the question ❔
 
Вот в чем угодно их можно обвинять. Но не в занудстве! :birthday:
А я бы так не утверждал. Всё-таки какие-то фазовые сдвиги в руководящих головах там есть.
Иначе зачем устраивать ночные смены для работ по теме Старшип?
У них что? Утром поезд отходит? Небесная твердь открывается только в ночь?
Куда торопиться в ОКРе и гонять людей по ночам? Это же ещё и приплачивать за ночные смены нужно.
 
Реклама
А я бы так не утверждал. Всё-таки какие-то фазовые сдвиги в руководящих головах там есть.
Иначе зачем устраивать ночные смены для работ по теме Старшип?
У них что? Утром поезд отходит? Небесная твердь открывается только в ночь?
Куда торопиться в ОКРе и гонять людей по ночам? Это же ещё и приплачивать за ночные смены нужно.
Это не занудство. Это способ выдерживать свой очен напряженный график и дать подработать реднекам, чему они, кстати очень рады. И денег больше и на жаре не надо корячиться. У них за ночные смены еще и конкуренция. Опять же работать, когда начальства меньше по ушам ходит - за счастье. Инфа из первых рук, у меня там есть инженер приятель. Из наших.
 
SDA, наличие сдвигов я сам у них подозреваю периодически.
Но у каких-то действий могут быть вполне рациональные объяснения:
- летом ночью работать там легче. Это же юг Техаса, несколько миль до мексиканской границы – жара днем там стоит страшная!
- ночью проще перекрыть дорогу к пляжу, чтобы провезти с места сборки до стартовой площадки тот же Старшип: это вообще-то дорога общего пользования, и местные власти устанавливают ограничения – как часто SpaceX может перекрывать ее для транспортировки негабаритных грузов. Ограничения ночью гораздо более мягкие, чем в светлое время суток...
 
Последнее редактирование:
В конце декабря с площадки SLC-4E на авиабазе Ванденберг в Калифорнии должна быть запущена партия старлинков за №8-1, состоящая из 21 аппарата, 6 из которых впервые будут оснащены оборудованием для связи с мобильными телефонами (direct-to-cell). По такому случаю, старлинкам (неслыханная щедрость!) выделили новый бустер первой ступени B1082. А вот половинки головного обтекателя, как видите, будут старые:

20231216-s8-1.jpeg

Фото: SpaceX.

Falcon Heavy, тем временем, крепко завис в предстартовой подготовке на Восточном побережье: сначала запуску с грузовым челноком X-37B помешала погода, потом возникли вопросы к полезной нагрузке, а затем и вовсе – по слухам – решили поменять один из двигателей на ракете. Таким образом, этот запуск тоже ожидается только в конце декабря... Так как вся эта канитель занимает стартовый комплекс LC-39A, лунная миссия Intuitive Machines IM-1 снова задерживается (их лунный посадочный модуль требует дозаправки метаном в последний момент перед запуском, а оборудование для этого имеется только на LC-39A).
 
Спустя месяц после второй попытки орбитального запуска Старшипа, на стартовом комплексе в Бока Чика уже стоят Старшип (SN28) и бустер (BN10) для нового запуска (не раньше конца января). Старшип уже даже потестили с заправкой и провели spin prime test (если не помните, что это, см. здесь).

20231218-bn10sn28.jpg

Фото: SpaceX
 
Последнее редактирование:
Похоже, на крыше кабины снеговик. Сзади ёлочка, по бокам гирлянды. Весело работают.
 
Похоже, на крыше кабины снеговик. Сзади ёлочка, по бокам гирлянды. Весело работают.
Да, несколькими постами выше даже есть видео украшенного транспортера.




Тем временем, нормализовавшаяся погода на мысе Канаверал позволила вернуться к запускам: полчаса назад с площадки SLC-40 улетела очередная пачка «старлинков». Группа из 23 аппаратов (№6-34) отправилась на орбиту с наклонением 43 градуса. В качестве первой ступени выступил бустер B1081, для которого этот запуск стал 3-м в карьере.

Следующий запуск по плану – пара немецких разведывательных радиолокационных спутников SARah 2/3 в ближайшую пятницу с Ванденберга, если конечно, их не опередят какие-нибудь очередные старлинки.
 
В Бока Чика успешно провели статический прожиг Старшипа (SN28), при котором шесть его двигателей отработали все заданное время.
До Рождества, скорее всего, проведут какие-то испытания бустера (BN10). Прожиг с включением всех движков – не факт... а вот тесты заправки и раскрутки турбин Рапторов – вполне реально за ближайшие дни.

20231221-sn28sf.jpeg

Фото: Sean Doherty для NSF

P.S. Некоторое количество плиток теплозащиты все равно отвалилось, несмотря на изменившийся метод их крепления:

20231221-lost_tiles.jpeg

Фото: Starship Gazer @ X
 
Меньше чем через час с SLC-40 должны улететь очередные «Старлинки» (группа №6-32: очередные 23 аппарата на орбиту с наклонением 43 град.)

Примечательным этот запуск делает использование на первой ступени бустера B1058, для которого этот запуск должен стать 19-м (!)
 
Последнее редактирование:
Меньше чем через час с SLC-40 должны улететь очередные «Старлинки» (группа №6-32: очередные 23 аппарата на орбиту с наклонением 43 град.)
Примечательным этот запуск делает использование на первой ступени бустера B1058, для которого этот запуск должен стать 19-м (!)
Запуск прошел успешно:




Следующий запуск SpaceX – сегодня в 16:11 мск с Ванденберга (пара немецких радиолокационных спутников SARah-2, -3). В роли первой ступени – B1075, это будет 8-й запуск с использованием данного бустера. Запланирован возврат первой ступени на посадочную площадку на космодроме. Ссылка на зеркало трансляции на YouTube.
 
Реклама
19-й старт одной ракеты...
Что там у нас с Португалией? Обгоняем?
 
Последнее редактирование:
Назад