SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Перенесли на завтра для дополнительных проверок полезной нагрузки.

Вот, кстати, любопытное фото транспортного средства, на котором доставляют космические аппараты после накатки ГО на Ванденберге (сделано в процессе подготовки к этому запуску несколько дней назад):


источник

Вчера, кстати было 8 лет с момента первой успешной посадки первой ступени Falcon 9.... Быстро время летит!
Видео того запуска, если кто хочет вспомнить (22 декабря 2015 г.):

 

Перенесли на завтра для дополнительных проверок полезной нагрузки.
Благополучно улетели сегодня:



До конца года у SpaceX еще должен стартовать и так уже задерживающийся Falcon Heavy с X-37B, ну и может, уместят еще пару Старлинков.
 
Печальные новости пришли из порта Канаверал. Первая ступень B1058, возвращаясь на барже после своего 19-го полета, упала и укатилась за борт во время транспортировки в Атлантическом океане. Более новые бустеры имеют измененную конструкцию опор, защищающую от таких инцидентов, но на B1058 этого предусмотрено не было.
 
Это намёк: мыть надо было...
 
Фотографии сабжа.






Фото: Julia Bergeron для NSF

...Опоры первых ступеней Falcon 9, на которые происходит приземление, имеют сминаемый демпфер. Бустер обычно садится не совсем вертикально, из-за чего этот демпфер на разных «ногах» расходуется в разной степени. Если эта разница становится слишком большой, одна из опор может повиснуть в воздухе, что повышает нагрузку на три другие и мешает зафиксировать первую ступень с помощью штатного упора (это дистанционно управляемый «робот», называемый Octagrabber). Если бустер не зафиксирован, при достаточной высоте волны, он начинает скользить по палубе и может опрокинуться, что и произошло в данном случае. В знаменитом видео SpaceX показывали эту проблему:



Ступень B1058 разбилась при ударе о палубу при опрокидывании – более тяжелая часть с двигателями, как оказалось, смогла удержаться на барже, а все что выше – пошло на корм рыбам. Проблема с фиксацией первой ступени не нова, и более новые бустеры имеют механизм, позволяющий выровнять высоту опор уже после приземления, но ступень B1058 была его лишена. SpaceX, к слову, не планирует сразу утилизировать обломки этого бустера – состояние двигателей и прочих сохранившихся систем обещают подвергнуть проверкам. В конце концов, это первый бустер Falcon 9, выполнивший 19 успешных запусков.
 
Последнее редактирование:
Я правильно понял: жертвенную часть опор меняют не после каждого приземления?
И их ничего не смущало, что ноги становятся сильно разными?
 
Меняют, эта часть одноразовая )
Но там и одного раза бывает достаточно (см. пример выше).
Или еще можно загуглить картинки по запросу «the leaning tower of thaicom» — тоже знатный был крен.
 
Но мне все равно непонятно, почему их не расчаливают быстросьёмным стоячим такелажем как мачту? Три тросика с крючками решили бы эту проблему легко и дешево. Даже если не слишком дешево, то непотеря одного бустера уже бы всё окупила.
Почему?
 
Ту-155, а куда крепить эти тросики? Бустер обычно не садится прямо в центр баржи, место его приземления от раза к разу «гуляет» в пределах десятка метров. Заранее всех точек крепления не предусмотришь, наверное.

Хотя вообще SpaceX в сложных случаях использует цепи, которыми дополнительно фиксируют опоры бустера к октаграбберу. Иногда приваривают «ноги» к палубе. Вроде как на некоторых фото последнего инцидента видны обломки цепей, которые разорвало при опрокидывании. То есть, инструментарий для надежной доставки ступени в распоряжении экипажа есть, и обычно – если удалось зафиксировать бустер октаграббером, дальнейших проблем не возникает. 2/3 пути в порт В1058 провела нормально, опрокидывание произошло в сотне миль от берега, по мере увеличения высоты волн. Поэтому я не шутил про Рождество – вполне мог иметь место человеческий фактор: экипажу показалось, что все норм, а по факту надо было еще пару цепей намотать.
 
Фото блока двигателей (три двигателя со светлыми полосами внутри сопла – те, что использовались при торможении при входе в атмосферу).
Сопла погнуло, очевидно, при контакте с упором-октаграббером.




Фото: John Kraus
 
Заранее всех точек крепления не предусмотришь, наверное.
Даже сотня точек крепления по всему периметру не идет ни в какое сравнение с ценой потеряного бустера.
Даже тысяча точек по тысяче баксов - это всего сраный лимон
 
А вы сами победите по барже такелажить, когда ракета может на вас упасть в любой момент от качки?
Опасное занятие
 
Из вот этой фразы я сделал вывод, что одна нога была смята сильнее до прибаржения:
"Бустер обычно садится не совсем вертикально, из-за чего этот демпфер на разных «ногах» расходуется в разной степени. Если эта разница становится слишком большой, одна из опор может повиснуть в воздухе, что повышает нагрузку на три другие и мешает зафиксировать первую ступень с помощью штатного упора"

Если демпфер израходовался при посадке неравномерно, то ракета должна была стоять криво, но на всех четырёх ногах, а не с висящей в воздухе ногой.
 
Даже тысяча точек по тысяче баксов - это всего сраный лимон
Сначала это ещё оттестить (чтобы доказать, что новая система не может наоборот убить живую ракету), потом переделать (так как окажется, что с первого раза не совсем хорошо получилось и вообще эти крепления мешают нормальной посадке), потом ещё следить, чтобы все 1000, будучи неиспользуемыми почти никогда были на 100% всегда исправны (иначе смысл теряется) и вот уже оказывается, что получили цену больше,чем средняя остаточная стоимость ступеней, которые десятки раз качались и не падали. Так что не удивлюсь, что окончится все небольшим улучшением существующих процедур с небольшим уменьшением маленького риска )
 
Реакции: SDA
Скорее всего, по одной ноге демпфер при приземлении был смят целиком, и пошла деформация опоры. На фоне океанской качки даже небольшой разницы по высоте может быть достаточно, чтобы ступень начала скользить по палубе и опрокинулась.

Впрочем, это все только мои больные фантазии, мы точно не знаем, что там было
 
Реакции: SDA
К стати о четырёх ногах...
В школе меня учили, что через три точки можно всегда провести плоскость, а через четыре не всегда.
Результат наглядно на барже.
 
Чтобы сохранить величину опрокидывающего плеча, нужно делать длину опоры больше в 1,41 раза (корень из двух). Соответственно, масса одной опоры будет больше примерно в три раза. (Куб линейного размера). Масса всех опор увеличится примерно в два раза.
 
Последнее редактирование: