Gav_kot, уважаемый, позвольте полюбопытствовать - а с чего Вы взяли, что 9 иллюминаторов на левом борту у Як-40 появилось с 39-й серии?
Впервые такое встречается ещё на одном из прототипов (0500) с бортовым номером 19675.
Серийные машины выпускались с 8-ю иллюминаторами (и, соответственно, 8-ю рядами кресел) в пассажирском салоне по самолёт 1014 (борт 87785).
С 0115 (87786) - рядов кресел в салоне стало по 9, но вот иллюминатор на 9-м ряду кресел (по обоим бортам) почему-то проделали не сразу.
Часть машин выпускалась с 9-м иллюминатором, часть - без оного, пассажиры на таких машинах в 9-м ряду сидели у глухой стенки.
В нашем предприятии было несколько машин такого "переходного периода", все они были 9-рядные, но вот 9-й иллюминатор где был, а где нет.
Окончательно 9-й иллюминатор прописался на Як-40 только с "четырёхтонок" (2019, борт 87639).
Но и после этого были нюансы.
Например, когда решили радикально повысить вместимость Яков и посадили пассажиров не по 3, а по 4 в ряд. Самолёт из 27-местного стал 36-местным, но такая комбинация была тяжеловата для Як-40 и ухудшила ВПХ (у Як-40 почти все пассажиры сидят впереди ЦТ). Отыграли несколько назад, со всех машин, что успели в таком варианте выпустить, сняли 9-й ряд кресел, а иллюминаторы того ряда закрыли изнутри заглушками, чем эта группа самолётов сразу зрительно отличается от других Як-40.
Прототипом такого исполнения Як-40 была машина 2025 (87280), из-за этого задержавшаяся на заводе на полгода (там ещё наддув в салоне увеличили с 0,3 до 0,4), серийные же машины выпускались с 0829 (87313) по 2031 (87370).
Последующие Яки , с 0132, выпускались в восьмирядном 32-местном варианте, опять только с восемью иллюминаторами по обоим бортам - до появления последней серийной версии компоновки с т.н. "косым" (несимметричным) салоном, из-за чего на левом борту вновь появился 9-й иллюминатор, и оставался там до конца серийного выпуска. Произошло это с самолёта 1545 (87492).
Так что буду очень признателен за Ваши пояснения - каким боком здесь 39-я серия...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Насчёт 87659 на фото. Удивлён, что Вы не знаете этой машины. Это очень известный самолёт, фотографий его существует множество во всех ракурсах, и где только не публиковались!
Кроме того, при посещении авиасалонов в Раменском эту машину можно было почти каждый раз видеть любому желающему на Яковлевских стоянках.
Это т. н. "салон 1-го класса", который, в частности, характеризует дополнительный иллюминатор ВО ВХОДНОЙ ДВЕРИ на левом борту (у обычных Яков его нет).
Первые два иллюминатора в салоне по обоим бортам заделаны, там по левому борту - гардероб, по правому - туалет.
Сама же приведённая здесь фотка 87659 в паре с Як-42 борт 1974 широко публикуется с середины 1970-х годов и весьма известна.
Её даже наша местная многотиражка "Красноярский пилот" публиковала, ещё в 1976-м.
"Прямой" воздухозаборник среднего двигателя и якобы отсутствие гребня перед ним - оптическая иллюзия.
Насколько я знаю, на этом самолёте ничего так особенно не отрабатывалось, а выполнял этот борт представительские функции на авиасалонах и VIP-полёты.