Споттинг советского периода

Якутия глазами Дина Конгера.

Ан-2Т СССР-98353, 4 апреля 1980 года.

Перед взлетом. Усть Нера. Дин Конгер.

Взлет вертолета в Усть-Нере.

Ми-4П СССР-66901. Дети Оймякона собрались около вертолета, на котором прилетел Дин Конгер.
 
Ми-4А СССР-02294.

Батагай. Фото из архива Валерия Трошина.

Батагай.

Депутатский.

Депутатский.

Депутатский.

Тикси.

Тикси.

Тикси.

Усть-Нера.
 
 
Обсуждали в ЖЖ раньше, но ответа так и не нашли.


Где это могло быть снято?

 
Gav_kot, уважаемый, позвольте полюбопытствовать - а с чего Вы взяли, что 9 иллюминаторов на левом борту у Як-40 появилось с 39-й серии?
Впервые такое встречается ещё на одном из прототипов (0500) с бортовым номером 19675.
Серийные машины выпускались с 8-ю иллюминаторами (и, соответственно, 8-ю рядами кресел) в пассажирском салоне по самолёт 1014 (борт 87785).
С 0115 (87786) - рядов кресел в салоне стало по 9, но вот иллюминатор на 9-м ряду кресел (по обоим бортам) почему-то проделали не сразу.
Часть машин выпускалась с 9-м иллюминатором, часть - без оного, пассажиры на таких машинах в 9-м ряду сидели у глухой стенки.
В нашем предприятии было несколько машин такого "переходного периода", все они были 9-рядные, но вот 9-й иллюминатор где был, а где нет.
Окончательно 9-й иллюминатор прописался на Як-40 только с "четырёхтонок" (2019, борт 87639).
Но и после этого были нюансы.
Например, когда решили радикально повысить вместимость Яков и посадили пассажиров не по 3, а по 4 в ряд. Самолёт из 27-местного стал 36-местным, но такая комбинация была тяжеловата для Як-40 и ухудшила ВПХ (у Як-40 почти все пассажиры сидят впереди ЦТ). Отыграли несколько назад, со всех машин, что успели в таком варианте выпустить, сняли 9-й ряд кресел, а иллюминаторы того ряда закрыли изнутри заглушками, чем эта группа самолётов сразу зрительно отличается от других Як-40.
Прототипом такого исполнения Як-40 была машина 2025 (87280), из-за этого задержавшаяся на заводе на полгода (там ещё наддув в салоне увеличили с 0,3 до 0,4), серийные же машины выпускались с 0829 (87313) по 2031 (87370).
Последующие Яки , с 0132, выпускались в восьмирядном 32-местном варианте, опять только с восемью иллюминаторами по обоим бортам - до появления последней серийной версии компоновки с т.н. "косым" (несимметричным) салоном, из-за чего на левом борту вновь появился 9-й иллюминатор, и оставался там до конца серийного выпуска. Произошло это с самолёта 1545 (87492).
Так что буду очень признателен за Ваши пояснения - каким боком здесь 39-я серия...
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Насчёт 87659 на фото. Удивлён, что Вы не знаете этой машины. Это очень известный самолёт, фотографий его существует множество во всех ракурсах, и где только не публиковались!
Кроме того, при посещении авиасалонов в Раменском эту машину можно было почти каждый раз видеть любому желающему на Яковлевских стоянках.
Это т. н. "салон 1-го класса", который, в частности, характеризует дополнительный иллюминатор ВО ВХОДНОЙ ДВЕРИ на левом борту (у обычных Яков его нет).
Первые два иллюминатора в салоне по обоим бортам заделаны, там по левому борту - гардероб, по правому - туалет.
Сама же приведённая здесь фотка 87659 в паре с Як-42 борт 1974 широко публикуется с середины 1970-х годов и весьма известна.
Её даже наша местная многотиражка "Красноярский пилот" публиковала, ещё в 1976-м.
"Прямой" воздухозаборник среднего двигателя и якобы отсутствие гребня перед ним - оптическая иллюзия.
Насколько я знаю, на этом самолёте ничего так особенно не отрабатывалось, а выполнял этот борт представительские функции на авиасалонах и VIP-полёты.
 
Уважаемый Маззи, большое спасибо за информацию и пояснения!
Я просто интересующийся авиацией, многое из известного в авиационных кругах для меня неизвестно. Поэтому приходится проделывать самостоятельный анализ тех или иных особенностей и конечно не всегда они верны.
Так было с синей окраской руля направления на Ил-12, народ пояснил и убедил, что это оптический эффект.
Так же получается и с Як-40.
Серия 39 у меня получилась по анализу различных фото. До этой серии 9 иллюминаторов не попадались, а с 39 серии фото есть. Отсюда и такой дилетантский вывод.
Взял Вашу информацию в свои архивы.
Ещё раз спасибо!
 

Там еще, кроме всего вышеперечисленого, имеется дополнительная дверь по правому борту. Такие самолеты - салоны попадаются в многих сериях.

В основном до 20-й серии было 8л х 8п (8 слева, 8 справа) иллюминаторов,
с 20-й по 32-ю были 9л х 9п. Причем в конце 31-ой серии и начале 32-й они шли вперемешку
С 32-й по почти конец 45-й были опять 8л х 8п.
И с конца 45-й до конца производства были 9л х 8п.

Ну и, опять же, во многих сериях делались самолеты салоны 10л х 9п, и справа два аварийных выхода, один стандартный, другой побольше
 
ALFER, спасибо большое!
Забрал дополнение!
Ясно одно, что вариантов было много.
 
Gav_kot, хм.. а не могли бы Вы назвать хоть один Як-40 39-й серии с 9-ю иллюминаторами в пассажирском салоне?
Мне такие неизвестны, за одним исключением - 87341, но это опять-таки "салон 1-го класса", то есть машина той же VIP-компоновки, что и обсуждаемый 87659.
Такие машины выборочно выпускались в некоторых сериях отдельными экземплярами и вовсе не знаменовали собой переход в серийном производстве к такой-то или сякой-то схеме расположения иллюминаторов, эти машины - своя особая эволюционная ветвь Яков.
А так, на мой взгляд, 39-я серия ничем особенным не выделяется, и ничем не отличается по внешнему виду от рядом стоящих серий, никаких особенных переходов к чему-то там на ней не было.
Буду весьма признателен ознакомиться с результатами Вашего анализа фотографий.
 
Я ошибочно опирался на это фото Як-40 СССР-87791, он у меня записан в 39 серии. Опечатка, видимо вместо 03 напечатал 39. И получился один самолет в двух сериях, да ещё и в заблуждение пытался ввести.
А ведь он ещё с клювиком, в 03 серии.
Вот такое безобразие случилось.

 
Gav_kot, теперь понятно.
Но вот насчёт именно этого борта... Я, конечно, много раз встречал утверждение, что 87791 - перерегистрированный 87687 из 3-й серии. Но вот почему-то слабо мне в это верится. Мне думается, что гораздо логичнее предположить, что это перерегистрированный 5-й предсерийный 19675, о котором я уже упоминал.
Никаких доказательств у меня нет, но есть некоторые соображения.
------------------------------------
У этой машины, 87791, по 9 иллюминаторов с каждого борта, также было и на 19675.
А вот у 87687, как и у всех первых серийных должно было их быть по 8.
------------------------------------
Окраска у обоих (19675 и 87791) одинаковая, а вот 87687 как и все первые серийные должен был окрашиваться по другой схеме, с полностью синим килем (и другими отличиями).
------------------------------------
19675 куда-то "пропал", а 87791 - появился.
------------------------------------
В случае смены номера с 87687 на 87791 - непонятен смысл. Чем один госномер лучше другого?
А вот 19675 - номер условный, все самолёты получившие схожие номера на 196** были перерегистрированы. Все они стояли по выпуску рядом с 19675.
------------------------------------
Вот и логично предположить, что четвёртый и пятый самолёты нулевой серии остались на фирме на предмет поисков дальнейших путей развития конструкции Як-40, при этом борт 19674 стал бортом 87792 и прототипом "салона 1-го класса", а 19675 стал бортом 87791 и прототипом 27-местной пассажирской версии, с РТУ позднего варианта.
Их, кстати, потом вместе возили по авиасалонам и показывали.
Я так даже подозреваю, что показанные в Ле-Бурже в 1969-м году два Як-40 с номерами 87731 и 87732 (первые с этими бортовыми номерами) - это как раз и есть та "сладкая парочка", позже, где-то в 1970-м, сменившая в номерах тройки на девятки.
Их тогда, в 69-м, на выставке показывали с какими-то непонятными заводскими номерами - 9019701 и 9019801, которые как обычные заводские номера Яков не читаются.
Ну, понятное дело, врага запутывали... ))))
--------------------------------------
Что же касается борта 87687, то, может быть, отправился он на ресурсные испытания. Оттого и "исчез" из виду. А потом чего-нибудь в бумагах напутали внахлёст, так эта ошибка и закрепилась. Я с такими случаями встречался.
В принципе, конечно, и 87687 можно было перестроить и перекрасить до такого вида, как у 87791 (и не такое с прототипами проделывали), только что от 19675 такой путь ближе и проще.
Если у Вас на этот счёт есть какие-то свои соображения - рад буду ознакомиться.
 
Последнее редактирование:
Мы уехали от темы споттинга, но разговор интересный, спасибо!
Я думаю одно - вариантов было много и перевоплощений одного и того же самолета могло быть тоже много.
Например, по окраске.
Полностью синий киль и воздухозаборник был не только на опытных, но и серийных самолётах. По крайней мере первых 90 самолётов.
На самолёте на фото СССР-87791 есть створки реверса, а они появились с 13 серии.
Гондолы на этом самолёте с зализами сопел, а они были на сериях 00-19. На последующих гондолы укороченные с прямыми срезами сопел.
Антенны на сериях 00-10 устанавливались над и под кабиной. А на этом самолёте верхняя над кабиной, а нижняя (нижние) в центре фюзеляжа, как на поздних сериях.
Повторюсь, данные как моего анализа, так и из интернета. В реальности могло быть и не так.
Т.е. на одном самолёте признаки многих серий. Поэтому такие как я и путаются, всех деталей истории самолётов-то мы не знаем.
 
Gav_kot, уехали от темы? Но ведь мы говорим о тех самолётах, фотографии которых на этой ветке и размещены!
Или здесь можно только постить фотки, а осмысливать увиденное - нельзя? )))
-----------------------------------------------------------------------------------------
Вы сейчас говорите именно о том, о чём и я Вам.
87791 - один из "подопытных кроликов", оставленных в промышленности для дальнейшего развития конструкции, и на которых в КБ отрабатывались некоторые новшества.
Именно поэтому на нём есть конструкционные особенности с "забеганием вперёд".
В частности, реверс. По всей видимости, установлен он на этом экземпляре не с момента постройки.
Это обычная схема действий - параллельно с серийным выпуском на каких-то оставленных в КБ или ЛИИ прототипах отрабатывать различные новшества, которые потом внедряют и в серию. Или не внедряют.
Кстати, первый вариант РТУ Як-40 установили и испытали ещё на 0100 (1967), на котором также изначально реверса не было.
Тот вариант устройства был забракован.
Второй же вариант (как утверждается в монографии в "АиВ" 4/13), испытывался на 08 нулевой серии, и был принят для установки на серийные машины. Но я так подозреваю, что там просто опечатка в тексте, и речь должна идти не о 08, а о 05. Хотя бы потому что "восьмёрка" - это обычная Аэрофлотовская машина 87673, работавшая в Быковском отряде, а после переданная в качестве учебного пособия в РКИИГА.
 
Фотография из архива "Аэропорта Краснодар".
Сканирование, обработка, восстановление - (Александр Лебедев).
Публикуется с разрешения правообладателя.
За помощь спасибо Умат-Гирею Умат-Гиреевичу Наурбиеву.
Год приблизительно - 1969.

Ан-10А СССР-11194
Ту-124 СССР-45018 s/n: 2350503

 
Последнее редактирование: