Споттинг советского периода

Последнее редактирование:
Редкая машина Ил-14ФКМ борт СССР-04193 Антарктического авиаотряда УГАЦ (ранее Полярного УГА, расформированого в 1970), на вид снято в Шереметьево.

Ил-14М СССР-41819 в момент на фото уже Ленинградского УГА (поздняя "северная" окраска, которую стали применять в самом конце 70-х и начале 80-х), борт базировался на Ржевке, но, судя по Ан-8 на заднем плане, возможно, снят в Мячково.

Фото из публикации журнала "Уральский следопыт" № 3-2021 (https://dzen.ru/a/YFSJENr-ogIaj2A5) из коллекции историка авиации Геннадия Петрова.


 
Последнее редактирование:
04193, его развалили на Молодежной в 1979, на взлете ?
 
Ну да, коротковат, не хватает окон, верхний шлейф, да и делать их начали в 57...хотя формально, большую свору переделали из пешек, настоящих было мало, около тридцати.
 

Нет, не коротковат. Окон на первых М было 6. Они выпускались вначале в 24-местном варианте (заводское обозначение — Ил-14-24), а этот борт, согласно документам, был построен вообще на 18 мест (2+1), что свойственно базовому варианту П, и уже в эксплуатации был переоборудован на 32 кресла. Антенна, как понимаю, отличительным признаком конкретного варианта не являлась. И борт Л2012 выпущен в марте 1957, и фото подписано, как 1957, противоречий тут нет.

ST пишет, что это М (и это по данным Реестра ВС СССР, включая первую запись с номером Л2012), RP утверждает, что вначале был П, а потом — М. Понятно, что ошибки встречаются и там, и там, но 18-местная компоновка, считаю, не может свидетельствовать однозначно в пользу П (так как их же переделывали и в 24-, и 28- и 32-местные), может, только направляющие для кресел (или как их там крепили) почему-то использовали от П.

Действительно, считается, что удлинённых машин в эксплуатации (и по данным Реестра как "М") было больше, чем изначально построенных; интересно, что до сих пор ни в одной работе не было приведено никаких документальных сведений о таких переделках. Мне вообще представляется достаточно спорным, что АРЗ мог делать удлинение фюзеляжа, это же силовой набор другой, и крыло у М было усиленным, и пол в салоне (с другой стороны, всё возможно, если есть соответствующее оборудование и освоены техпроцессы). Но, может, переделанные с увеличением вместимости стали обозначать в документах, как "М", а фюзеляж оставался прежним? Или статистика выпуска "с нуля" на заводе отчего-то неверна? Буду изучать этот момент, интересно!

Конкретно это фото можно будет посравнивать с аналогичными по ракурсу, чтобы попытаться выяснить, удлинённый фюзеляж, или только кажется.
 
Последнее редактирование:
Вот П. См. расположение плоскости винта относительно антенны на фюзеляже. Надо ещё по окну в районе багажника убедиться, у всех ли П оно там было.


 
Последнее редактирование:
Ил-14 (первый серийный)

Модификации от П:

П-18 (18 пассаж)
П-24 (24 пассаж)
П-32 (32 пассаж)
С (салон, 6-8 чел)
ПС (5-6 чел)
СИ (6-8, доп/баки, звукоизол)
СО (18, доп/баки, звукоизол)
ФК (АФС)
ФКП (АФС)
ЛИК-1 (ЛЛ)
ЛИК-2 (ЛЛ)
Т (транспортный)
Г (усил. пол, без калитки)
ТГ (трап, погр. ус-во)
Т (калитка)
Т-Д (транп.-десантный)
Т-Тд (транп.-десантный)
3ОД (транп.-десантный)
РР (рыбо-разведка)
ТБ (букс. дес. планеров)
ТС (санитар)
в том и дело, что М делали из П, никто их не удлинял, но были и базовые М (30-го завода), мало...

Модификации от М
М
Гр (калитка)
МФК (АФС)
 
То есть как не удлинял, если М длиннее на метр?
Гр, к слову, был с фюзеляжем П (коротким), но усиленным крылом М.

И М тоже были в вариантах М-24, М-28, М-32, М-36.

Также в монографии Гордона-Комиссарова (серия Red Star, 2005) утверждается, что постановление о серийном выпуске Ил-14М включало оба завода. Как тогда могло быть, что 84-й его не выполнил?

И ещё небольшой апдейт: на фото из указанной монографии в цеху 30-го завода Ил-14П и М на переднем плане. Хорошо видны отличия по иллюминаторам в начале средней части фюзеляжа. И шлейфовая антенна на Ил-14М наряду с П.


Давайте, наверное, в реестр Ил-14 это перенесём, или другую подходящую ветку (какой-то топик с вопросами об Ил-14 тут был).
 
Последнее редактирование:
который раз русским по белому: Москва делала с 57 длинный с усиленным крылом, полом и другой компоновкой. Ташкент с 56 клепал стандарт, с доработками - назвали - М. Плюс П переделывали в М на р/з.
 
Давайте, наверное, в реестр Ил-14 это перенесём, или другую подходящую ветку (какой-то топик с вопросами об Ил-14 тут был).
смотрел их недавно... много косяков по чехам и немцам.
 
Группа ВК памяти фотожурналиста Николая Абросимова (г. Самара) выпустила ряд постов с фотографиями, отснятыми в 1974 году в аэропорту Курумоч. Сам журналист в 1974 году побывал в аэропорту и в его окрестностях как минимум два раза - в апреле и в июне. В фотоархиве снимки с двух визитов немного перемешались. В сегодняшних кадрах отражены апрельские Ан-12 (СССР-12989) и Ту-134 (номер неизвестен), а также июньский Ту-134 (СССР-65960), парочка фотоснимков которого здесь уже было размещено ранее.

P.S. В номере многотиражной газеты ПривоУГА "Крылья Родины" от 3 июля 1974 года были опубликованы две фотографии Абросимова и только сейчас я заметил, что они отсняты в разное время - в апреле и в июне. По апрельскому "безымянному" Ту-134 указаны фамилии всех четырёх членов экипажа, попавших в кадры фотосъёмки.













 
Последнее редактирование:
Из вечернего обновления вышеупомянутой Группы ВК по Курумочу решил выделить ещё два снимка: апрель 1974 года (вдали виден Ту-124 (?) на ВПП) и июнь 1974 года (вид здания аэровокзала со стороны лётного поля).



 
Всем доброго дня! Случайно наткнулся на польский фильм "273 ниже нуля". Это документалка 1968 года, на польском языке о развитии Сибири. Но в целом все понятно. Фильм цветной, довольно много авиационной техники в кадре присутствует. Скриншоты делать не стал, чтобы не засорять ветку. Рекомендую!